Тележка-шасси аэродромного обслуживания тяжелого самолета

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к авиационной технике. Тележка-шасси выполнена для функций руления, посадки, пробега и разбега на взлете и содержит пневмоколеса большой грузоподъемности, смонтированные на мощных амортизационных стойках на осях, образующих колею шире днища фюзеляжа обслуживаемого самолета, платформу с электромагнитами и источниками переменного электрического тока, дистанционно управляемыми из кабины пилота самолета. На днище фюзеляжа в районе центроплана установлены элементы электромагнитного притяжения, предназначенные для фиксации самолета на электромагнитах платформы тележки-шасси при посадке. Технический результат - уменьшение балластного веса тяжелого самолета в полете и лобового сопротивления. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к органам и устройствам руления, посадки, пробега и разбега самолета.

Известно в конструкции планера самолета шасси, убирающееся в полете в нишу фюзеляжа или несущего крыла и неубирающееся, но закрывающееся обтекателем для уменьшения в полете сопротивления встречного воздушною потока.

Наиболее близким аналогом (прототипом) изобретения является Патент на изобретение под названием «Шасси широкофюзеляжного самолета». Патент RU №2247678, бюл. №7, от 10.03.2005.

Недостатком этого прототипа является постоянное присутствие шасси в полете самолета, что отрицательно влияет на его аэродинамику и полетную массу, увеличивает расход топлива и уменьшает удельный вес полезной нагрузки.

Целью изобретения является уменьшение балластного веса полетной массы самолета, исключение из конструкции планера основного шасси со сложной механиком и большой массой, являющейся балластом в полете.

Поставленная цель достигается использованием в качестве основного шасси тяжелого самолета тележки-шасси, изготовленной как самостоятельный колесный агрегат с горизонтальной платформой, предназначенной для посадки тяжелого самолета, имеющего на днище фюзеляжа элементы электромагнитного притяжения, расположенные в районе центра тяжести (центроплана) самолета.

Тележка-шасси тяжелого самолета с возможностью выполнения функций руления, посадки, пробега и разбега на взлете содержит пневмоколеса большой грузоподъемности, смонтированные на мощных амортизационных стойках на более чем трех осях, образующих колею шире днища фюзеляжа обслуживаемого самолета, платформу с электромагнитами и источниками переменного электрического тока, дистанционно управляемыми из кабины пилота обслуживаемого самолета, снабженного элементами электромагнитного притяжения, установленными на днище фюзеляжа в районе центроплана самолета и предназначенными для фиксации самолета на электромагнитах платформы тележки-шасси при посадке и разъединения на взлете, в конце разбега.

Корпус тележки-шасси снабжен надежной изоляцией от влияния электромагнитов, установленных на ее платформе. Тележка-шасси предназначена для днища фюзеляжа самолета, на котором за элементами электромагнитного притяжения смонтирована управляемая опора-ограничитель посадки. Тележка-шасси выполнена с возможностью подачи звукового сигнала при включении электромагнитов для оповещения экипажа самолета.

Тележка-шасси получает поступательное движенье (пробег), например, от скорости приземляющегося на платформу самолета, превращая тележку-шасси в основное шасси самолета.

На фиг.1 дана схема компоновки тележкой-шасси (вид сбоку).

На фиг.2 - схема тележки шасси (вид сверху).

на фиг.3 - тележка-шасси тяжелого самолета на взлетно-посадочной полосе при приеме тяжелого самолета на посадку.

Тележка-шасси аэродромного обслуживания тяжелого самолета (например, типа: ТУ-160, ИЛ-96, АН-124, Боинг-747, А-380-800 Эрбас) состоит из корпуса рамной конструкции 3, пневмоколес 1 большой грузоподъемности в три ряда на более чем трех осях 6, образующих колею шире днища фюзеляжа 10, шарнирно смонтированных к мощным амортизационным стойкам 2, горизонтальной платформой 4, электромагнитов 7, изоляцией 5 корпуса 3, источников переменного электрического тока (аккумуляторных батарей) 8, габаритных огней 9 по углам платформы. На фиг.3 указано направление пробега 13 самолета, глиссада планирования на посадку 14, точка начала вырывания самолета на посадку 15,точка прикосновения самолета 16 к поверхности платформы 4, взлетно-посадочная полоса 17. Тяжелый самолет, днище фюзеляжа 10 которого в районе центроплана (центра тяжести самолета) снабжено элементами электромагнитного притяжения 11 на электромагниты тележки-шасси 7, за элементами 11 установлена управляемая опора-ограничитель 12.

Использование тележки-шасси тяжелого самолета.

1. При приеме тяжелого самолета на посадку. Тележка-шасси службой аэродромного обслуживания устанавливается на взлетно-посадочную полосу на месте приземления самолета. Пилотирование самолета осуществляется традиционными методами, возможно использование показаний дисплея от телекамер. Пилот в точке начала выравнивания самолета на посадку дистанционно по радио включает электропитание электромагнитов на платформе тележки-шасси, о включении которых получает звуковой сигнал. При посадке самолета, благодаря фиксированию тележки-шасси к днищу его фюзеляжа, тележка-шасси становится органом, выполняющим функции основного шасси самолета.

2. При взлете самолета, в конце его разбега, электромагниты экипажем самолета выключаются, и происходит отрыв тележки-шасси от элементов электромагнитного притяжения самолета. Тележка-шасси остается на взлетно-посадочной полосе и службой аэродромного обслуживания транспортируется на исходное положение для посадки очередного тяжелого самолета, например, типа А-380-800 «Эрбас», если он будет модифицирован для пользования агрегатом «тележка-шасси» тяжелого самолета.

1. Тележка-шасси тяжелого самолета с возможностью выполнения функций руления, посадки, пробега и разбега на взлете, отличающаяся тем, что она содержит пневмоколеса большой грузоподъемности, смонтированные на мощных амортизационных стойках на более чем трех осях, образующих колею шире днища фюзеляжа обслуживаемого самолета, платформу с электромагнитами и источниками переменного электрического тока, дистанционно управляемыми из кабины пилота обслуживаемого самолета, снабженного элементами электромагнитного притяжения, установленными на днище фюзеляжа в районе центроплана самолета и предназначенными для фиксации самолета на электромагнитах платформы тележки-шасси при посадке и разъединения на взлете, в конце разбега.

2. Тележка-шасси по п.1, отличающаяся тем, что ее корпус снабжен надежной изоляцией от влияния электромагнитов, установленных на ее платформе.

3. Тележка-шасси по п.1, отличающаяся тем, что она предназначена для днища фюзеляжа самолета, на котором за элементами электромагнитного притяжения смонтирована управляемая опора - ограничитель посадки.

4. Тележка-шасси по п.1, отличающаяся тем, что она выполнена с возможностью подачи звукового сигнала при включении электромагнитов.