Способ снижения эмиссии оксидов азота nox с отработавшими газами дизелей
Изобретение относится к области защиты воздушного бассейна Земли от вредных выбросов отработавших газов двигателей с воспламенением от сжатия (дизелей). Способ снижения эмиссии оксидов азота NOx с отработавшими газами дизелей осуществляют путем добавки в дизельное топливо анилина в количестве 1-7% от массы дизельного топлива в диапазоне изменения коэффициента избытка воздуха α=1,5-3,5. Технический результат данного изобретения - снижение эмиссии оксидов азота NOx с отработавшими газами дизелей без ухудшения их технико-экономических показателей. 1 табл.
Реферат
Изобретение относится к области защиты воздушного бассейна Земли от вредных выбросов отработавших газов двигателей с воспламенением от сжатия (дизелей).
Известен способ применения СПС-соединений (в том числе анилин) применительно к авиационным турбинным топливам [1].
Недостатком способа является снижение теплотворной способности топливной композиции, в результате чего снижается температура сгорания смеси и, как следствие, снижение эмиссии оксидов азота. Снижение теплотворной способности топливной композиции приводит к ухудшению мощностных и экономических показателей работы двигателя.
Известен способ снижения эмиссии оксидов азота NOх с отработавшими газами дизелей путем рециркуляции отработавших газов [2].
Недостатком данного способа является дополнительное переоборудование двигателя и согласование тактов впуска и выпуска в многоцилиндровых дизелях. Добавление продуктов сгорания в воздух на впуске в дизельный двигатель снижает содержание кислорода в топливовоздушной смеси и ухудшает процесс сгорания. Ухудшение процесса сгорания влечет за собой снижение мощностных и экономических показателей работы дизельных двигателей.
Наиболее близким по техническому результату является способ применения топливных композиций на основе углеводородного топлива с добавлением кислородсодержащих присадок типа спиртов или эфиров общей формулы
где R1=H2, - СН3; R1=R3=-СН3, С2Н5, -С3Н7, -С4H9 [3].
Недостаток заключается в том, что в данном способе эффект снижения эмиссии оксидов азота NOx не рассматривается.
Технический результат - снижение эмиссии оксидов азота NOx с отработавшими газами дизелей без ухудшения их технико-экономических показателей.
Технический результат достигается путем добавки в дизельное топливо анилина ЧДА С6Н5NH2 ГОСТ 5819-78 в количестве 1-7% от массы дизельного топлива.
Испытания двигателя 4 ЧН 12/14 (СМД-18Н) с добавкой анилина на различных нагрузочных режимах в диапазоне изменения коэффициента избытка воздуха α=1,5-3,5 при частоте вращения коленчатого вала n=1200 мин-1 показали следующие результаты табл.1.
Таблица 1Выброс оксидов азота NOx с отработавшими газами, мг/м3 | |||||
Вид топлива (смеси) | Коэффициент избытка воздуха α | ||||
1,5 | 2 | 2,5 | 3 | 3,5 | |
Дизельное топливо марки Л - 0,2-40 по ГОСТ 305-82 | 1190 | 600 | 388 | 336 | 325 |
Дизельное топливо марки Л - 0,2-40 по ГОСТ 305-82 | |||||
с добавкой анилина ЧДА С6Н5NH2 ГОСТ 5819-78 в количестве 66,4 г на 1 кг | 1050 | 495 | 292 | 221 | 199 |
Источники информации
1. Патент RU 2182163, 10.05.2002, C10L 1/02.
2. Смайлис В.И. Малотоксичные двигатели. / Л.: Машиностроение, 1972. - 128 с.
3. Патент SU 461512, 25.02.1975, C10L 1/18.
Способ снижения эмиссии оксидов азота NOx с отработавшими газами дизелей путем добавок в дизельное топливо, отличающийся тем, что в дизельное топливо добавляется анилин в количестве 1-7% от массы дизельного топлива в диапазоне изменения коэффициента избытка воздуха α=1,5-3,5.