Способ разработки пластов малой и средней мощности сплошной системой разработки по простиранию с оставлением породы в шахте

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при подземной разработке угольных пластов. Проводят комплекс панельных или этажных выработок, осуществляют подготовку выемочного поля опережающей проходкой транспортного штрека вначале в виде угольной камеры, затем увеличением ее сечения за счет выемки вмещающих пород. Из угольной камеры в целике ниже транспортного штрека под углом к нему выбуривают полости, в которые затем укладывают породу от подрывки вмещающих пород. Часть полостей оставляют незаполненными для проветривания при отработке нижележащей лавы. Изобретение направлено на снижение потерь угля в целиках, уменьшение разубоживания угля породой от проходки и ремонта штреков, ускоренние подготовки выемочного поля, увеличение производительности шахты. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к горнодобывающей промышленности и может быть использовано при разработке пологих и наклонно залегающих угольных пластов малой и средней мощности.

Известен вариант системы разработки с оставлением породы в шахте, при котором породы от проходки выработок оставляют в раскосках около транспортного штрека (см., например, Н.И.Мельников. "Проведение и крепление горных выработок". М., Недра, 1979, с.259, рис.107). При этом варианте проходки транспортного штрека осуществляются вначале по пласту угля широким ходом, когда ширина этой камеры должна быть больше ширины будущего транспортного штрека настолько, чтобы в раскоске можно было бы разместить всю породу от проходки штрека. Наиболее часто применяют складирование породы в раскоске ниже штрека. Недостаток этого варианта в том, что при проходке требуется обнажать и крепить довольно большое пространство, а также в том, что из-за усадки породы в раскосках усложняется работа транспортного штрека, из-за чего снижается производительность лавы (необходимость ремонта и перекрепления штрека и т.п.).

Известен также вариант системы разработки, принятый за прототип, при котором породу от проходки транспортного штрека предусматривается размещать в специально пройденной ниже транспортного штрека угольной камере и заездах к ней из транспортного штрека (см., например, В.А.Шестаков. Теория проектирования разработки угольных пластов с учетом стадий переработки и направлений использования углей. Новочеркасск, изд. ЮРГТУ (НПИ) 2004, 380 с.). Согласно рис.10.3 на стр. 324 при этом варианте ниже транспортного штрека через целик угля предусмотрена проходка камер по углю, объем которой вместе с объемом соединяющих камеру с транспортным штреком заходок должен быть достаточным для размещения породы от проходки штрека. Недостатки этого варианта в том, что требуется дополнительно проходить выработку и заезды к ней, оставляя довольно значительный целик угля, что при прочих равных условиях приводит к уменьшению длины лавы и повышенным потерям угля при добыче.

Изобретение направлено на снижение потерь угля в целиках, уменьшение разубоживания угля породой от проходки и ремонта штреков, ускоренной подготовки выемочного поля, увеличения фронта очистных работ и производительности шахты за счет того, что способ разработки пластов малой и средней мощности сплошной системой разработки по простиранию с оставлением породы в шахте, включающий проведение комплекса панельных или этажных выработок, подготовку выемочного поля опережающей проходкой транспортного штрека вначале в виде угольной камеры, затем увеличения сечения за счет выемки вмещающих пород, из угольной камеры в целике ниже транспортного штрека выбуривают полости под углом к нему, в которые затем укладывают породу от последующей подрывки вмещающих пород, при этом часть полостей оставляют незаполненными для проветривания при отработке нижележащей лавы.

Сущность изобретения представлена на чертежах:

фиг.1 - проекция на горизонтальную плоскость способа разработки пластов малой и средней мощности сплошной системой разработки по простиранию с оставлением породы в шахте;

фиг.2 - вертикальный разрез по линии I-I.

Способ осуществляется следующим образом. Подготовка выемочного поля начинается с опережающей проходки транспортного штрека вначале только в виде камеры по угольному пласту 1, из которой с помощью бурошнекового агрегата в целике ниже транспортного штрека выбуриваются полости 2 перпендикулярно штреку или под каким-то углом к нему в зависимости от ширины камеры и размеров применяемого бурошнекового агрегата, объемы которых должны быть достаточными для размещения в них породы 3 от последующего увеличения сечения транспортного штрека за счет выемки пород (в основном пород кровли). После проведения транспортного штрека на полное сечение 4 на необходимое для нормальной работы расстояние может быть начата проходка разрезной печи, а затем и очистные работы в лаве. Часть бурошнековых полостей 5 оставляют незаполненными для обеспечения работ и проветривания при отработке нижнего этажа.

Благодаря применению предлагаемого варианта сплошной системы в комбинации с бурошнековой выемкой полостей для складирования породы ускоряется подготовка выемочного поля, увеличивается фронт очистных работ и производительность шахты, уменьшаются потери угля в охранном целике, а также может быть оставлена в шахте порода не только от проходки выработок, но и от их ремонта.

Способ разработки пластов малой и средней мощности сплошной системой разработки по простиранию с оставлением породы в шахте, включающий проведение комплекса панельных или этажных выработок, подготовку выемочного поля опережающей проходкой транспортного штрека в начале в виде угольной камеры, затем увеличением сечения за счет выемки вмещающих пород, отличающийся тем, что из угольной камеры в целике ниже транспортного штрека выбуривают полости под углом к нему, в которые затем укладывают породу от последующей подрывки вмещающих пород, при этом часть полостей оставляют незаполненными для проветривания при отработке нижележащей лавы.