Способ получения топливных фракций

Изобретение относится к способу получения топливных фракций путем однократного испарения углеводородного сырья по одноколонной схеме. Способ включает разделение газового конденсата путем однократного испарения в одной ректификационной колонне, вывод топливных фракций и отвод избытка тепла промежуточным циркуляционным орошением (ПЦО), отведение паров бензиновой фракции в верхней части ректификационной колонны. Часть сконденсированных паров подают на орошение верхней части ректификационной колонны, а избыток бензиновой фракции направляют на блок компаундирования. По предложенному уравнению рассчитываются основные параметры режима перегонки газового конденсата: минимальное Rм и оптимальное Rопт флегмовые числа и числа теоретических тарелок. Острое орошение подают на верх ректификационной колонны в количестве, рассчитанном по формуле:

где Gop - количество острого орошения, кг/ч; qi - скрытая теплота испарения паров, кДж/кг; Gn и qn - количество и энтальпия паров ректификата, кг/ч и кДж/кг; qж - энтальпия холодного орошения, кДж/кг; Rопт - расчетное оптимальное флегмовое число. Далее перераспределяют материальные и тепловые потоки топливных фракций и промежуточного циркулирующего орошения в материальном балансе установки в соответствии с расчетными оптимальными параметрами перегонки Rопт и Nопт. Технический результат - оптимизация технологического режима перегонки газового конденсата по одноколонной схеме. 8 табл.

Реферат

Изобретение относится к способу получения топливных фракций путем однократного испарения углеводородного сырья по одноколонной схеме.

Известен способ получения топливных фракций путем однократного испарения углеводородного сырья в одной ректификационной колонне (см. Багиров И.Т. Современные установки первичной переработки нефти. М.: Химия, 1974; см. Мановян А.К. Технология первичной переработки нефти и природного газа. М.: Химия, 2001).

В известном способе отсутствует постановка задачи, обуславливающая оптимальный режим технологии перегонки углеводородной смеси.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению является способ получения топливных фракций путем однократного испарения газового конденсата в одной ректификационной колонне (см. Майоров В.И., Павлова С.П., Пак Д.А. Установка получения дизельных топлив из газового конденсата Уренгойского месторождения. Серия "Подготовка и переработка газа и газового конденсата". ВНИИЭгазпром, №12, 1980, с.15-21; см. Глазов Г.И., Гараиев А.М., Тимерханов Р.В. Малотоннажные модульные установки. Химия и технология топлив и масел. №1-2, 2003 год, с.25-47).

Установка УПКМ-50 разработана институтом ВНИИгаз и введена в эксплуатацию на Крайнем Севере для переработки 50 тыс. тонн в год стабильного газового конденсата валанжинской залежи Уренгойского ГКМ. Пределы выкипания этого сырья 32 - 300÷340°С.

В известном способе газовый конденсат нагревается в трубчатой печи до 300°С и поступает на разделение в ректификационную колонну.

С верха ректификационной колонны выводится головной погон (пары бензиновой фракции), которые конденсируют и охлаждают, часть потока головного погона подают в качестве острого орошения верхней части ректификационной колонны, а избыток выводят с установки. Боковым погоном в отпарную колонну выводится фракция дизельного топлива, а с низа колонны выводится остаток - фракция котельного топлива. Паровой отгон отпарной колонны возвращается в ректификационную колонну. Тепловой баланс ректификационной колонны в связи с избытком поступающего в колонну тепла регулируется промежуточным циркулирующим орошением (ПЦО) путем его регенерации потоком холодного сырья.

В прототипе вопрос определения оптимальных параметров технологии перегонки газового конденсата не рассматривается.

Оптимальный расчет процесса ректификации в проектных разработках выполняется на основе анализа приведенных затрат. Вместе с тем на практике в связи с конъюнктурными условиями производства, изменением поставок сырья и ассортимента вырабатываемой продукции, а также в связи с модернизацией оборудования и реконструкцией технологической схемы все установки обычно работают на режиме, значительно отличающемся от проектного и оптимального. Это ухудшает конечные результаты производства, поэтому оптимизация технологическою режима в рабочей постановке задачи является наиболее актуальной.

Задачей изобретения является оптимизация технологии перегонки газового конденсата по одноколонной схеме.

Решение поставленной задачи и технический результат изобретения достигается тем, что в известном способе получения топливных фракций из газового конденсата, включающем разделение газового конденсата путем однократного испарения в одной ректификационной колонне, вывод топливных фракций и отвод избытка тепла ПЦО, отведение паров бензиновой фракции в верхней части ректификационной колонны, конденсацию и подачу части сконденсированных паров на орошение верхней части ректификационной колонны, а избытка бензиновой фракции на блок компаундирования - по методике авторов рассчитываются основные параметры технологии перегонки газового конденсата: минимальное Rм и оптимальное Rопт флегмовые числа и числа теоретических тарелок Nм, Nт и Nопт.

Острое орошение подают на верх ректификационной колонны в количестве, рассчитанном по формуле:

где Gор - количество острого орошения, кг/ч;

qi - скрытая теплота испарения паров, кДж/кг;

Gn и qn - количество и энтальпия паров ректификата, кг/ч и кДж/кг;

qж - энтальпия холодного орошения, кДж/кг;

Rопт - расчетное оптимальное флегмовое число,

и перераспределяют материальные и тепловые потоки топливных фракций и ПЦО в материальном балансе установки.

Заявляемый способ соответствует критерию "существенные отличия" и имеет все признаки новизны.

Предлагаемый способ реализуется следующим образом.

Для расчета оптимальных параметров перегонки газового конденсата необходимо располагать мольным составом ИТК ректификата Хi, D и флегмы Xi, W. На практике отбор ректификата не представляет трудности, но для отбора флегмы необходимо дополнительное устройство на перетоке флегмы в отпарную колонну.

За исходную информацию для расчета наряду с массовым составом ИТК ректификата и флегмы принимают основные показатели технологического режима бензиновой секции колонны: температуры tcp, tF, Тср, ТF, давления рср, рF; флегмовые числа Rcp и RF.

Для известного способа рассчитывают материальный и тепловой баланс установки (табл.1) и гидродинамическую характеристику работы ректификационной колонны (табл.2).

Затем рассчитывают основные параметры технологии перегонки газового конденсата (табл.3). Из приведенных в табл.3 данных следует, что расчетные оптимальные флегмовые числа Rопт и числа теоретических тарелок Nопт в известном способе отличаются от рабочих R и N. Последние меньше соответственно на 15,4 и 26,5% оптимальных показателей.

В предлагаемом изобретении это различие нивелируется путем изменения рабочих параметров R и N до пределов оптимальности в зависимости от количества флегмы, поступающей в качестве острого орошения данной секции, которое определяется по формуле (1).

На основании полученного материального потока флегмы, острого орошения перераспределяют все материальные и тепловые потоки в материальном балансе предлагаемого способа. Затем рассчитывают основные параметры перегонки газового конденсата: минимальное Rм и оптимальное Rопт флегмовые числа и числа теоретических тарелок Nм, Nт и Nопт.

Сопоставительная оценка данных, приведенных в табл.1 для известного и предлагаемого способов, позволяет отметить следующее.

Количество потока острого орошения ректификационной колонны, рассчитанного по формуле (1), на 18,4% больше в предлагаемом способе по сравнению с известным способом. Вместе с тем, это позволило сократить расход потока ПЦО ректификационной колонны в предлагаемом способе на 32%; снизить затраты тепла на переработку газового конденсата на 0,423091 млн. кДж/ч и уменьшить расход топлива на 115,5 тонн в год по сравнению с известным способом.

В связи с перераспределением материальных и тепловых потоков топливных фракций изменяется их выход и качество. Бензиновая фракция по предлагаемому способу получается более высокого качества, ее детонационная стойкость составляет 68 пунктов по моторному методу (ММ).

Выход целевой фракции - фракции дизельного топлива - в предлагаемом способе увеличивается по сравнению с известным способом на 0,65% и по всем своим характеристикам отвечает требованиям ГОСТ. Ректификационная колонна в предлагаемом способе работает с максимальной нагрузкой по парам - 100% от допустимой.

Оптимальные условия перегонки газового конденсата оказывают значительное влияние на конструктивное оформление установки. По известному способу флегма целевой фракции арктического дизельного топлива отбирается из кармана 10-й тарелки, считая от верха колонны, а в предлагаемом способе из кармана 6-й тарелки при одинаковой четкости погоноразделения (ηт=26%). Следовательно, затраты на конструктивное оформление ректификационной колонны и системы теплообмена (ПЦО) в предлагаемом способе меньше по сравнению с известным способом.

Таким образом, по предлагаемому способу установка работает в оптимальном технологическом режиме по сравнению с известным способом. Об этом свидетельствуют и расчетные оптимальные флегмовые числа Rопт и числа теоретических тарелок Nопт, которые в предлагаемом способе практически одинаковы с рабочими R и N.

Ниже приводится методика расчета параметров многокомпонентной ректификации минимального Rм и оптимального Rопт флегмовых чисел и чисел теоретических тарелок Nм, Nт, и Nопт.

Для простоты и наглядности вместо программы и блок-схемы расчета на ЭВМ в таблице приведены основные уравнения алгоритма: их последовательность и условия расчета, не требующие дополнительных пояснений.

Расчетные уравнения для определения основных параметров ректификации при оптимизации технологии перегонки нефтяных и газоконденсатных смесей.
Последовательность выполнения работыУравненияНазначения индекса уравнения и условия расчета
Доля отгона в дистиллят, εRF - флегмовое число для низа секции
Мольный состав парового питания секции, Yi, Fxi, D и хi, W - мольный состав ректификата и флегмы секции
Относительный коэффициент летучести lgαi, tΔt - разность температур кипения смеси и компонента, °С.
Т - температура кипения смеси, К
Р - парциальное давление нефтяных паров, кПа
Минимальное число теоретических тарелок, Nmlgαi, j, t - рассчитываются при средней температуре кипения смеси tcp и парциальном давлении нефтяных паров Рср в секции
Корень уравнения Андервуда, θαi, F - рассчитывается при температуре tF и парциальном давлении РF для низа секции
Минимальное флегмовое число, Rm
Коэффициент распределения k-тых компонентов в ректификате и флегме, ψKхK, D и хK, W - мольный состав k-тых компонентов в ректификате и флегме
Коэффициент распределения компонентов при рабочем орошении, n
Относительная летучесть начала разделения парового питания на ректификат и флегмуlgαHK(YK, F)lgαHK(YK, F) - рассчитывается по уравнению (3) при средней температуре и давлении в секции
Δt - разность температур кипения смеси и начала разделения парового питания YK, F на ректификат хK, D и флегму хK, W
Число теоретических тарелок, NT если n>1, то
Оптимальное флегмовое число, Rопт
Оптимальное число тарелок, Nопт
Коэффициент полезного действия тарелки, θ RmNф - фактическое число тарелок в секции

Таблица 1Материальный и тепловой баланс переработки газового конденсата валанжинской залежи
Статьи балансаИзвестный способПредлагаемый способ
Выход, мас.%Температура,°СКоличество, кг/чЭнтальпия,млн. кДж/чВыход, мас.%Температура, °СКоличество, кг/чЭнтальпия, млн. кДж/ч
ПОСТУПИЛО:
Газовый конденсат в том числе:
- паровая фаза91,330057065,56280091,330057065,562800
- жидкая фаза8,73005440,3866228,73005440,386022
Острое орошение4034830,2840384041240,336312
Итого6,2328596,285134
ПЦО15046331,48709715031521,011792
Всего10062507,71995610062507,296926
ПОЛУЧЕНО:
Бензиновая фракция37,1513023221,39403636,512522801,357330
Острое орошение13034832,09105412541242,455099
Фракция дизельного топлива51,1820031981,43649451,8319632401,425600
Котельное топливо11,672807300,48455911,672807300,484559
Итого5,4061435,722588
ПЦО22046332,31380222031521,574266
Всего10062507,71994510062507,296854

Таблица 2Гидродинамическая характеристика работы бензиновой секции ректификационных колонн
ПоказательСпособы
ИзвестныйПредлагаемый
Диаметр колонны, м1,01,0
Флегмовое число2,472,92
Давление, МПа0,30,3
Объемная скорость паров, м30,2420,290
Плотность, кг/м3:
- паров9,238,26
- жидкости642,7638,0
Линейная скорость паров, м/с:
- рабочая0,3090,369
- допустимая 0,3510,369
Паровая нагрузка в верхней части ректификационной колонны, %88100

Таблица 3Расчет оптимальных параметров перегонки газового конденсата по известному способу (бензиновая секция) tср=165°С; Тср=438 К; Рср=307,4 кПа; Rср=1,91; ε=0,4237; Nф=10; tF=200°C; ТF=473 К, РF=310,7 кПа; RF=1,36; θ=7,2145.
Температура выкипания фракции, °СМольный состав, долиlgαi, t (3)Nm (4)lgαi, F (3)θ (5)Rm (6)ψK (7)n (8)lgαHK (YK, F) (3)Nт (9)Rопт (10)Nопт (11)η (12)
xi, Dxi, WYi, F
32-600,07617-0,032261,0983700,075980,17932
60-900,26032-0,110290,710000,710,891541,493013,523831,8621,3690,59172,62,931,9126,0
90-1200,319170,111120,199270,473360,67757-0,38635-0,61881
120-1500,184810,129630,153010,46360-0,10332-0,12480
150-1800,159620,115620,134260,24963-0,04387-0,05216
180-210-0,180490,104010,03566-0,01842
210-240-0,145150,08365-0,17831-0,00847
240-270-0,161120,09285-0,40180-0,00540
270-300-0,156870,09040-0,60624-0,00321
Всего1,000001,000001,000000,999950Rm=1,91

Таблица 4Расчет оптимальных параметров перегонки газового конденсата по предлагаемому способу (бензиновая секция) tср=160,5°С; Тср=433,5 К; Рср=307,4 кПа; Rср=2,16; ε=0,415; Nф=6; tф=196°С; Тф=469 К; РF=310,7 кПа; RF=1,41; θ=6,79215.
Температура выкипания фракции, °СМольный состав, долиlgαi, t (3)Nm (4)lgαi, F (3)θ (5)Rm (6)ψK (7)n (8)lgαHK (YK, F) (3)Nт (9)Rопт (10)Nопт (11)η (12)
xi, Dxi, WYi, F
32-600,09063-0,037611,0789700,086720,20897
60-900,30973-0,128540,681540,570,870371,520423,663672,8061,990,5621,5673,001,6726,1
90-1200,379970,098680,215320,442400,65457-0,42669-0,75252
120-1500,219880,115080,158580,43878-0,10766-0,14928
150-180-0,214670,125580,22298-0,04098
180-210-0,160280,093760,00719-0,01651
210-240-0,128900,07541-0,20860-0,00756
240-270-0,143080,08370-0,424390,00491
270-300-0,139310,08150-0,640190,00283
Всего1,000001,000001,000001,000000Rm=1,97

Таблица 5Основные параметры фракционирования бензиновой секции ректификационных колонн
ПоказателиСпособы
ИзвестныйПредлагаемый
Флегмовые числа:
- минимальное1,911,97
- оптимальное2,472,92
- рабочее2,923,00
Число теоретических тарелок:
- минимальное0,710,57
- рабочее2,61,57
- оптимальное1,911,67
Фактическое число тарелок106
КПД тарелки, %2626,1

Таблица 6Физико-химическая характеристика бензиновых фракций
ПоказательСпособыГОСТ 2084-77 на бензин марки А-76
ИзвестныйПредлагаемый
Выход, мас.%37,1536,5-
Плотность при 20°С, кг/м3730716-
Фракционный состав по ГОСТ 2177-99, °С, об.%:
НК3836не <35
106458не >70
5010092не >115
90145128не >180
КК164144не >195
Выход, об.%9898
Давление насыщенных паров, Па4000050600не >66661
Октановое число по моторному методу65,868,0не <76
Содержание: серы, мас.%
фактические смолы,0,0010,001не >0,1
мг/100 мл0,020,02не >5,0
Кислотность, мгКОН/100 мл0,050,03не >3,0
Групповой углеводородный состав, мас.%:
алканов5454-
нафтенов3540
аренов116,0

Таблица 7Физико-химическая характеристика фракций дизельного топлива
ПоказательСпособыГОСТ 305-82 для марки (А)
ИзвестныйПредлагаемый
Выход, мас.%51,1851,83-
Плотность при 20°С, кг/м3790785-
Фракционный состав по ГОСТ 2177-99, °С, об.%:
НК120122-
10144146-
50188187не >255
96300295не >330
Выход, об.%9696
Вязкость кинематическая при 20°С, мм21,651,55не <1,5
Температура, °С:
застывания-56-58не >55
вспышки3836не <30
Содержание:
серы, мас.%0,080,004не >0,2
фактических смол, мг/100 мл1,02,0не >3,0
Кислотность, мг КОН/100 мл0,080,004не >5,0
Цетановое число4846не <45

Способ получения топливных фракций из газового конденсата, включающий разделение газового конденсата путем однократного испарения в одной ректификационной колонне, вывод топливных фракций и отвод избытка тепла промежуточным циркулирующим орошением, отведение паров бензиновой фракции в верхней части ректификационной колонны, конденсацию и подачу части сконденсированных паров на орошение верхней части ректификационной колонны, а избытка бензиновой фракции - на блок компаундирования, отличающийся тем, что по методике авторов рассчитывают основные параметры технологии перегонки газового конденсата: минимальное Rм и оптимальное Rопт флегмовые числа и числа теоретических тарелок Nм, Nт и Nопт, острое орошение подают на верх ректификационной колонны в количестве, рассчитанном по формуле

где Gop - количество острого орошения, кг/ч;

qi - скрытая теплота испарения паров, кДж/кг;

Gn и qn - количество и энтальпия паров ректификата, кг/ч и кДж/кг;

qж - энтальпия холодного орошения, кДж/кг;

Rопт - расчетное оптимальное флегмовое число,

и перераспределяют материальные и тепловые потоки топливных фракций и промежуточного циркулирующего орошения в материальном балансе установки, согласно оптимальных параметров перегонки Rопт и Nопт.