Ингибитор коррозии для низкозамерзающих охлаждающих жидкостей

Использование: в химической технологии, в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания и в качестве теплоносителя в теплообменных аппаратах. Сущность: ингибитор коррозии содержит, мас.%: 3-4 себациновой кислоты, 8-9 адипиновой кислоты, 6,5-7,5 гидроокиси натрия, 3,5-4,0 бензойной кислоты, 30-40 воды, 0,25-0,50 бензотриазола, 1-2 бикарбоната натрия, остальное - этиленгликоль. Технический результат: повышение коррозионной стойкости всех конструкционных материалов системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, предотвращение опасности минеральных отложений на ее поверхности и снижение токсичности охлаждающих жидкостей. 2 табл.

Реферат

Изобретение относится к области химической технологии, в частности к ингибиторам коррозии, являющимися кислород- и азотсодержащими соединениями. Изобретение наиболее эффективно может быть использовано для изготовления низкозамерзающих жидкостей и средства для восстановления антикоррозионных свойств данных жидкостей, применяемых в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания и в качестве теплоносителей в теплообменных аппаратах.

Известна композиция ингибитора коррозии черных металлов на основе фосфатов алканоламинов и солей 2-меркаптобензтиазола (CS патент 226394, МПК7 C23F 11/10, 1985), однако она не предотвращает коррозию латуни, а антифриз, изготавливаемый на основе ингибитора, состоящего из силикатов, фосфатов, арилкарбоксилатов щелочных металлов и ароматического триазола (CS патент 213153, МПК7 C23F 11/10, 1984), агрессивен по отношению к чугуну. Ингибитор коррозии на основе солей алифатических моно- и дикарбоновых кислот С5-C16 (US патент 4647392, МПК7 С09К 5/00, 1987) имеет недостаточные защитные свойства в отношении алюминия.

Наиболее близким по составу, свойствам и достигаемой цели является ингибитор коррозии для антифризов на основе этиленгликоля (RU патент 2241784, МПК7 C23F 11/08, 2004), выбранный в качестве прототипа, следующего состава, мас.%:

Адипиновая кислота6,5-7,5
Бензойная кислота2,0-3,0
Гидроокись натрия4,5-5,0
Тетраборат натрия десятиводный4,0-4,5
Соль щелочного металла 2-меркаптобензтиазола0,10-0,15
Вода10,0-12,0
Продукт взаимодействия о-фенилендиамина
с нитритом натрия и бензойной кислотой
в этиленгликоле2,5-5,0
Этиленгликольостальное

Недостатком ингибитора, несмотря на достаточно высокие антикоррозионные свойства, является наличие в его составе тетрабората натрия, оказывающего неблагоприятное воздействие на организм человека.

Задачей настоящего изобретения является создание не содержащего борсодержащих компонентов ингибитора коррозии с низкой коррозионной активностью по отношению ко всем конструкционным материалам системы охлаждения двигателя при повышении его экологической безопасности.

Техническим результатом изобретения является повышение коррозионной стойкости всех конструкционных материалов системы охлаждения двигателя, предотвращение минеральных отложений на поверхностях ее элементов и снижение токсичности охлаждающих жидкостей.

Поставленная задача достигается тем, что ингибитор коррозии для низкозамерзающих охлаждающих жидкостей на основе этиленгликоля, содержащий адипиновую кислоту, гидроокись натрия, бензойную кислоту и воду, дополнительно содержит себациновую кислоту, бензотриазол и бикарбонат натрия при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Себациновая кислота3,0-4,0
Адипиновая кислота8,0-9,0
Бензойная кислота3,5-4,0
Гидроокись натрия6,5-7,5
Бензотриазол0,25-0,50
Вода35,0-40,0
Бикарбонат натрия1,0-2,0
Этиленгликольостальное

Себациновую кислоту используют согласно ГОСТ 15582-84, адипиновую кислоту согласно ГОСТ 10558-80, бензойную кислоту согласно ГОСТ 6413-77.

Гидроокись натрия соответствует ГОСТу 2263-79, бензотриазол - ТУ 6-09-805-63, бикарбонат натрия - ГОСТу 2156-76, этиленгликоль - ГОСТу - 19710-83.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что данный состав ингибитора коррозии отличается от известного введением новых компонентов и, таким образом, данное техническое решение соответствует критерию новизна.

Применение в данном составе новых компонентов в сочетании с известными при указанном их соотношении обеспечивает свойства, которые проявляются только в данном техническом решении: высокая коррозионная стабильность состава относительно конструкционных материалов (медь, латунь, припой, сталь, чугун, алюминий), предотвращение минеральных отложений на поверхности системы охлаждения двигателя при снижении его токсичности. При изучении других технических решений в данной области технологии признаки, отличающие заявленное изобретение от прототипа, не были выявлены, что обеспечивает соответствие данного технического решения критерию существенные отличия.

Приготовление ингибитора коррозии данного состава осуществляют последовательным смешением компонентов при 80-85°С.

Пример 1. В емкость помещают 35,0 г воды, 42,55 г этиленгликоля, 3,00 г себациновой кислоты, 8,00 г адипиновой кислоты, 3,50 г бензойной кислоты, 6,70 г едкого натра, 0,25 г бензотриазола и 1,00 г бикарбоната натрия. Смесь перемешивают в течение 1 ч до полного растворения компонентов.

Аналогично готовят и другие составы.

Из состава ингибитора коррозии, приведенного в таблице 1 (примеры 1-15), готовят образцы охлаждающих жидкостей для испытания на коррозионную активность путем его разбавления водным раствором этиленгликоля (54-56 об.%) в соотношении 1:9. Ингибитор коррозии также может быть использован в качестве средства для восстановления антикоррозионных свойств отработавших свой гарантированный срок охлаждающих жидкостей непосредственным введением в них в количестве 8-10 об.%.

Коррозионные испытания охлаждающих жидкостей проводят по методике ASTM D-1384 "Snandart Test Method for Corrosion Test for Engine Coolants in Glassware" в течение 336 ч при 88±1°С.

Сравнительные результаты коррозионных испытаний образцов согласно изобретению и нормам по ГОСТ 28084 приведены в таблице 2.

Как видно из таблиц 1 и 2, составы 1-5 обладают высокими антикоррозионными свойствами.

Уменьшение содержания себациновой кислоты ниже 3,0 мас.% вызывает повышенное коррозионное воздействие жидкости на медь, латунь и припой (пример 6), а увеличение ее концентрации выше 4,0 мас.% отрицательно сказывается на коррозионных потерях черных металлов и алюминия (пример 7).

При снижении содержания адипиновой кислоты ниже 8,0 мас.% отмечается повышенная коррозия меди и латуни (пример 8), а повышение ее содержания выше 9,0 мас.% отрицательно сказывается на коррозионных потерях алюминия (пример 9).

Снижение содержания гидроокиси натрия ниже нижнего предела приводит к значительной коррозии черных металлов (пример 10), а его увеличение выше 7,5 мас.% вызывает коррозию алюминия (пример 11).

Уменьшение концентрации бензойной кислоты ниже 3,5 мас.% приводит к существенным коррозионным потерям черных металлов (пример 12), а повышение ее концентрации выше 4,0 мас.% не усиливает положительный эффект (пример 13).

Уменьшение содержания бензотриазола ниже 0,25 мас.% отрицательно сказывается на коррозионном поведении меди (пример 14), а при его концентрациях, превышающих верхний предел, положительный эффект не усиливается (пример 15).

Снижение содержания бикарбоната натрия ниже нижнего предела приводит к значительной коррозии черных металлов (пример 16), а его увеличение выше 2,0 мас.% вызывает коррозию алюминия и припоя (пример 17).

При концентрации воды ниже и выше заявленных пределов (35,0-40,0 мас.%) в образцах наблюдается выпадение осадка.

Таким образом, низкозамерзающая охлаждающая жидкость, полученная на основе данного ингибитора коррозии, отличается высокими защитными свойствами по отношению к конструкционным материалам двигателей внутреннего сгорания, предотвращает опасность минеральных отложений на поверхности системы охлаждения двигателя и обладает пониженной токсичностью.

Таблица 1.Составы ингибитора коррозии для приготовления испытуемых охлаждающих жидкостей.
Наименование компонента1234567891011121314151617
Себациновая кислота3,003,403,803,504,002,904,103,003,403,003,203,003,203,503,303,103,00
Адипиновая кислота8,008,808,509,008,909,008,507,909,108,408,208,908,108,008,308,108,60
Бензойная кислота3,503,703,603,804,003,803,603,703,603,503,503,404,103,753,903,63,5
Гидроокись натрия6,707,057,507,206,507,306,706,707,506,407,607,207,307,457,256,907,00
Бензотриазол0,250,350,500,300,400,250,350,250,250,500,350,250,250,200,600,250,50
Бикарбонат натрия1,001,502,001,501,001,502,001,002,002,002,001,501,501,001,500,902,10
Вода35,035,040,037,035,040,040,040,037,040,040,040,035,038,040,037,035,0
Этиленгликольостальное

Таблица 2.Результаты коррозионных испытаний заявленного состава к требованиям ГОСТ 28084 по потере в массе.
МатериалСоставТребования ГОСТ 28084
1234567891011121314151617
Медь1,00,70,40,90,32,80,32,91,10,80,80,91,03,00,30,91,03,75
Латунь1,21,00,61,20,63,50,53,22,01,61,41,21,62,91,01,21,43,75
Припой1,31,11,01,40,54,60,61,90,81,01,41,81,91,21,01,14,27,50
Сталь1,10,90,81,51,20,92,51,90,73,91,33,50,51,11,43,80,83,75
Чугун0,90,80,40,80,60,83,91,50,43,40,73,40,80,60,53,50,43,75
Алюминий1,91,81,01,11,21,63,71,24,91,36,21,91,31,21,11,34,43,75

Ингибитор коррозии для низкозамерзающих охлаждающих жидкостей на основе этиленгликоля, содержащий адипиновую кислоту, гидроокись натрия, бензойную кислоту и воду, отличающийся тем, что он дополнительно содержит себациновую кислоту, бензотриазол и бикарбонат натрия при следующем соотношении компонентов, мас.%:

себациновая кислота3,0-4,0
адипиновая кислота8,0-9,0
бензойная кислота3,5-4,0
гидроокись натрия6,5-7,5
бензотриазол0,25-0,50
вода35,0-40,0
бикарбонат натрия1,0-2,0
этиленгликольостальное