Устройство для сигнализации торможения транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к устройствам для сигнализации торможения транспортного средства. Устройство содержит датчик импульсов (9), корпус и индикатор торможения (8) транспортного средства. В устройство дополнительно введены схема формирователя (1), ждущий мультивибратор (2), фильтр нижних частот (3), схема выделения производной (4), делитель опорного напряжения (6), источник опорного напряжения (5) и линейка компараторов (7). Выход датчика импульсов (9) соединен со входом схемы формирователя (1), выход которой связан со входом ждущего мультивибратора (2). Выход ждущего мультивибратора (2) соединен со входом фильтра нижних частот (3), выход которого подключен к схеме выделения производной (4), выход которой подключен к первому входу линейки компараторов (7). Остальные входы линейки компараторов (7) соединены с выходами делителя опорного напряжения (6), вход которого связан с выходом источника опорного напряжения (5). Выходы линейки компараторов (7) связаны со входами индикатора уровня торможения (8). Технический результат заключается в повышении надежности и информативности работы устройства. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к устройствам для сигнализации торможения.

Известно устройство [1], содержащее корпус, внутри которого на оси вращения с помощью штанги установлен груз с возможностью ограниченного поворота. В корпусе также размещены постоянный магнит и электромагнитный переключатель электрической цепи системы торможения автомобиля.

Недостатками известного устройства являются наличие механического контакта - геркона, а также сильная температурная зависимость вязкости жидкости, заполняющей герметичный канал, что приводит к пониженной надежности работы устройства.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для сигнализации торможения транспортного средства [2], содержащее корпус, внутри которого на оси вращения с помощью штанги установлен груз с возможностью ограниченного поворота. В корпусе также размещены постоянный магнит и электромагнитный переключатель электрической цепи системы торможения автомобиля с возможностью изменения их взаиморасположения. Электромагнитный переключатель закреплен неподвижно относительно груза, а постоянный магнит размещен с возможностью перемещения в герметичном канале, заполненном вязкой жидкостью, при этом герметичный канал выполнен в виде части окружности с центром, расположенным на оси вращения груза.

Технический результат направлен на повышение надежности и информативности работы устройства.

Технический результат достигается тем, что в устройство, содержащее датчик импульсов, корпус и индикатор торможения транспортного средства, дополнительно введены схема формирователя, ждущий мультивибратор, фильтр нижних частот, схема выделения производной, делитель опорного напряжения, источник опорного напряжения и линейка компараторов, причем выход датчика импульсов соединен с входом схемы формирователя, выход которой связан с входом ждущего мультивибратора, выход которого соединен с входом фильтра нижних частот, выход которого подключен к схеме выделения производной, выход которой подключен к первому входу линейки компараторов, остальные входы которой соединены с выходами делителя опорного напряжения, вход которого связан с выходом источника опорного напряжения, выходы линейки компараторов связаны со входами индикатора уровня торможения.

Отличительными признаками от прототипа является то, что в устройство дополнительно введены схема формирователя, ждущий мультивибратор, фильтр нижних частот, схема выделения производной, делитель опорного напряжения, источник опорного напряжения и линейка компараторов, а также наличие новых связей между вновь введенными и ранее применявшимися узлами системы.

Сопоставительный анализ заявляемой системы с имеющимися техническими решениями показывает, что заявляемая система обладает рядом существенных отличий: простой и надежной схемой определения отрицательного ускорения транспортного средства, ступенчатой индикацией интенсивности торможения.

На фиг.1 представлена электрическая функциональная схема предлагаемого устройства, а на фиг.2 - его внешний вид.

Устройство для сигнализации торможения транспортного средства содержит схему формирователя 1, ждущий мультивибратор 2, фильтр нижних частот 3, схему выделения производной 4, источник опорного напряжения 5, делитель опорного напряжения 6, линейку компараторов 7, индикатор торможения транспортного средства 8, датчик скорости движения 9 (датчик Холла, расположенный в коробке передач автомобиля), корпус 10, причем выход датчика 9 импульсов соединен с входом схемы 1 формирователя, выход которой связан с входом ждущего мультивибратора 2, выход которого соединен с входом фильтра нижних частот 3, выход которого подключен к схеме выделения производной 4, выход которой подключен к первому входу линейки компараторов 7, остальные входы которой соединены с выходами делителя опорного напряжения 6, вход которого связан с выходом источника опорного напряжения 5, выходы линейки компараторов 7 связаны со входами индикатора торможения транспортного средства 8.

Устройство работает следующим образом.

С датчика 9 скорости движения (которым снабжены все современные автомобили ВАЗ, начиная с модели десятого семейства, а также ГА3-3110) импульсы поступают на вход схемы формирователя 1, на выходе которой получается последовательность коротких импульсов прямоугольной формы, запускающих ждущий мультивибратор 2, на выходе которого при постоянной скорости движения формируется импульсная последовательность с постоянной длительностью и скважностью импульсов. На выходе фильтра нижних частот 3 получаем постоянную составляющую напряжения, величина которой пропорциональна скорости движения транспортного средства [3]:

U=τfE,

где τ - длительность импульсов,

f - частота их следования,

Е - амплитуда импульсов.

В случае притормаживания автомобиля скважность импульсов начинает изменяться, меняется и их постоянная составляющая, которая преобразуется с помощью схемы выделения производной 4 в сигнал, пропорциональный ускорению автотранспортного средства. С помощью источника опорного напряжения 5 и делителя опорного напряжения 6 формируются пороговые уровни, с которыми и сравнивает сигнал, пропорциональный ускорению автотранспортного средства, линейка компараторов 7, преобразуя его в дискретный (ступенчатый) сигнал управления индикатором торможения транспортного средства 8. При более интенсивном торможении открывается большее количество силовых ключей линейки компараторов 7 и включается большее количество сегментов индикатора торможения транспортного средства 8.

Источники информации

1. Автомобильная промышленность, №2, 2002, с.38-41.

2. Земянкевич Ф.В. Изобретение. Устройство для сигнализации торможения транспортного средствам. Патент РФ №2093384, МПК B60Q 1/44, 1997.

3. Автомобильная промышленность, №11, 2004, с.21-22.

Устройство для сигнализации торможения транспортного средства, содержащее датчик импульсов, корпус и индикатор торможения транспортного средства, отличающееся тем, что в него дополнительно введены схема формирователя, ждущий мультивибратор, фильтр нижних частот, схема выделения производной, делитель опорного напряжения, источник опорного напряжения и линейка компараторов, причем выход датчика импульсов соединен со входом схемы формирователя, выход которой связан со входом ждущего мультивибратора, выход которого соединен со входом фильтра нижних частот, выход которого подключен к схеме выделения производной, выход которой подключен к первому входу линейки компараторов, остальные входы которой соединены с выходами делителя опорного напряжения, вход которого связан с выходом источника опорного напряжения, выходы линейки компараторов связаны со входами индикатора уровня торможения.