Способ развития мелкой моторики руки ребенка раннего дошкольного возраста и устройство для его реализации

Иллюстрации

Показать все

Изобретение предназначено для развития мелкой моторики руки ребенка раннего дошкольного возраста и позволяет интенсифицировать процесс развития мелкой моторики руки ребенка и расширить арсенал применяемых для этого средств, детей раннего дошкольного возраста снабжают приспособлением или устройством для их творческого труда. Приспособление содержит единичный носитель информации или их набор, образующие комплекты. Сверху наложена пластина-трафарет, а снизу находится пластина-подложка. На трафарете имеются сквозные фигурные отверстия, формирующие графическое изображение. Комплекты по одной из кромок скреплены между собой с образованием корешка. Используя устройство, ребенок раннего дошкольного возраста с помощью пишущего средства обводит контуры сквозного отверстия, самостоятельно формируя на листовом носителе информации графическое изображение, подлежащее раскрашиванию. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к приемам и средствам развития мелкой моторики руки ребенка раннего дошкольного возраста.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста любят рисовать и раскрашивать рисунки. Это занятие в значительной степени способствует развитию мелкой моторики их рук. Чем в более раннем возрасте занимается ребенок доступным ему творчеством, тем благоприятнее сказывается это на развитии кистей его рук.

Для вовлечения ребенка в творческий процесс постоянно разрабатываются средства, которые интересны ребенку и способствуют развитию первых навыков детского творческого труда и при этом способствуют укреплению кистей рук, развитию их мелкой моторики.

Известен способ, применяемый при обучении (патент RU №2118849, G09В 19/00, опубл. 1998 г).

Однако данный известный способ рассчитан на детей старшего школьного возраста и не может быть применен для работы с детьми раннего дошкольного возраста.

Наиболее близким предлагаемому является известный способ развития мелкой моторики руки ребенка раннего дошкольного возраста, включающий предоставление ему листового носителя информации, предназначенного для нанесения на него графического изображения, и самостоятельное раскрашивание ребенком графического изображения (Журнал «Кроссворд для детей», 2005, №36, с.17).

Однако детям раннего дошкольного возраста трудно выполнять раскрашивание в рамках предлагаемого им графического изображения. При раскрашивании они выходят за контуры изображения, что приводит к искажению рисунка. При этом физическая нагрузка на кисть ребенка низкая, что в малой степени способствует развитию ее мелкой моторики.

Известно приспособление, представляющее собой прозрачную пластину-трафарет со сквозными отверстиями, имеющими форму графического изображения (патент GB №1423, кл. G09В 23/00, 1906).

Сквозные отверстия в данном известном приспособлении выполнены в форме аппаратов или предметов, изображение которых необходимо правильно, без искажения передавать, например, в студенческих конспектах. Приспособление не применяется для развития мелкой моторики руки дошкольника раннего возраста.

Известно приспособление для развития мелкой моторики руки ребенка раннего дошкольного возраста, включающее, по меньшей мере, один листовой носитель информации, предназначенный для нанесения на него графического изображения (Е.Кудеева. Арифметика. Серия книг «Скоро в школу». М., изд-во «Адонис», 2004, с.1).

Данное известное приспособление является наиболее близким аналогом предлагаемого приспособления. Однако оно требует наличия у ребенка определенных навыков раскрашивания рисунка в рамках изображенного контура. Дети раннего дошкольного возраста такими навыками не владеют. Они выходят за пределы контуров раскрашиваемого графического изображения, их неокрепшая кисть быстро устает, что не способствует интенсификации развития мелкой моторики руки ребенка.

Известно устройство для развития мелкой моторики руки ребенка раннего дошкольного возраста, включающее скрепленные по одной из кромок с образованием корешка листовые носители информации, предназначенные для нанесения на них графического изображения, подлежащего раскрашиванию (С.В.Коноваленко. Отгадывая, учимся. М., изд-во «Гном-Пресс», 1999, с.2).

На листовые носители информации данного известного устройства нанесены графические изображения, которые подлежат раскрашиванию ребенком-дошкольником.

Данное известное устройство является наиболее близким аналогом предлагаемого устройства. Пользуясь данным известным устройством, ребенок раскрашивает графические изображения.

Однако данное известное устройство в недостаточной мере способствует развитию мелкой моторики руки ребенка раннего дошкольного возраста. Ребенок младшего дошкольного возраста с трудом улавливает габариты раскрашиваемого им рисунка, выходит за пределы его границ, что приводит к искажению рисунка, вызывает напряжение у ребенка, спазмы кисти руки.

Техническим результатом, достигаемым настоящим изобретением, является интенсификация процесса развития мелкой моторики руки ребенка, повышение эффективности этого процесса, расширение арсенала применяемых при этом средств.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в способе развития мелкой моторики руки ребенка раннего дошкольного возраста, включающем предоставление ему листового носителя информации, предназначенного для нанесения на него графического изображения, и самостоятельное раскрашивание ребенком графического изображения, ребенок самостоятельно наносит графическое изображение на листовой носитель информации путем наложения на него, прижатия к нему, удерживания над ним пластины-трафарета, на которой выполнены сквозные отверстия, имеющие форму графического изображения, и обведения пишущим средством контуров этих сквозных отверстий на поверхности того участка листового носителя информации, на который проектируются сквозные отверстия, или он совмещает самостоятельное нанесение на листовой носитель информации графического изображения с раскрашиванием графического изображения путем закрашивания того участка листового элемента, на который проектируются сквозные отверстия наложенной на листовой носитель информации, прижатой к нему и удерживаемой на нем пластины-трафарета.

Под листовой носитель информации может быть подложена пластина-подложка.

Листовой носитель информации может быть выполнен из бумаги, картона или пластика, а пластина-трафарет и пластина-подложка - из пластика, картона или металла.

Пластина-трафарет может быть выполнена из прозрачного материала.

Указанный технический результат достигается также тем, что устройство для развития мелкой моторики руки ребенка раннего дошкольного возраста, включающее скрепленные по одной из кромок с образованием корешка листовые носители информации, предназначенные для нанесения на них графического изображения, подлежащего раскрашиванию, состоит из комплектов, каждый из которых включает единичный листовой носитель информации или их набор, дополнительно каждый комплект сверху содержит пластину-трафарет, на которой выполнены сквозные отверстия, имеющие форму графического изображения, а снизу - пластину-подложку.

Листовые носители информации могут быть выполнены из бумаги, картона или пластика, а пластина-трафарет и пластина-подложка - из картона, пластика или металла.

Пластины-трафареты могут быть выполнены из прозрачного материала.

Листовые носители информации в наборе могут быть выполнены с возможностью их удаления или замены.

На фиг.1 изображено предлагаемое приспособление, наложенное на носитель информации с подложкой.

На фиг.2 изображено предлагаемое устройство.

При реализации способа согласно изобретению ребенок младшего дошкольного возраста использует приспособление или устройство согласно изобретению. Для этого он использует один или несколько носителей информации 1. Сверху на листовой носитель информации 1 или на набор листовых носителей информации 1 накладывается приспособление согласно изобретению, а именно: пластина-трафарет 2 с выполненными в ней сквозными отверстиями 3, которые имеют форму того или иного графического изображения. Для удобства работы с приспособлением под единичным листовым носителем информации 1 или под набором листовых носителей информации 1 рекомендуется поместить подстилающую пластину-подложку 4. Она наиболее необходима в таком приспособлении, в котором имеется только единичный листовой носитель информации 1. Пластина-подложка 4 защищает этот листовой носитель информации 1 от повреждений, которые возможны при рисовании на поверхности, имеющей неровности, шероховатости, углубления или выемки, искажающие изображение, которое ребенок наносит на листовой носитель информации 1, пользуясь предлагаемым приспособлением. Наличие мешающих неровностей на рабочей поверхности стола вызывает излишние физические нагрузки на кисть ребенка, что снижает эффективность процесса развития мелкой моторики его рук.

Устройство согласно изобретению представляет собой набор комплектов, каждый из которых содержит единичный носитель информации 1 или их набор. В состав каждого из комплектов входит верхняя пластина-трафарет 2 и нижняя, подстилающая пластина-подложка 4. Между пластиной-трафаретом 3 и пластиной-подложкой 4 помещен один листовой носитель информации 1 или набор листовых носителей информации 1. По одной из кромок комплекты скреплены между собой с образованием корешка 5.

Используя приспособление согласно изобретению, ребенок обводит карандашом контуры фигурных сквозных отверстий 3, выполненных на пластинах-трафаретах 2. При этом работают обе кисти рук ребенка. Одной рукой он удерживает пластину-трафарет 2 в фиксированном положении, надавливая на нее. Второй, рабочей рукой ребенок обводит контуры фигурного сквозного отверстия 3, выполненного в пластине-трафарете 2. Это приводит к появлению изображения на листовом носителе информации 1, подложенном под пластину-трафарет 2. Раскрашивание изображения, которое выполнено ребенком самостоятельно, с использованием определенной физической нагрузки на кисти рук, он может выполнять при продолжении процесса удерживания пластины-трафарета 2 в фиксированном положении или независимо от пластины-трафарета 2, на свободном листовом носителе информации 1, на котором ребенком предварительно выполнено графическое изображение с контурами, соответствующими контурам сквозного отверстия 3, имеющегося на пластине-трафарете. Необходимость самостоятельно обводить контуры отверстий 3, выполненных на пластинах-трафаретах 2, требует применения определенных физических нагрузок на кисть ребенка и способствует повышению эффективности развития мелкой моторики руки ребенка.

Выполнение пластины-трафарета из прозрачного материала облегчает процесс использования предлагаемого приспособления и устройства, не требует применения излишних физических нагрузок, способствует чередованию физической нагрузки во время рисования и расслабления мышц кисти при перемещении пластины-трафарета 2 по носителю информации 1 или при переходе к работе по обведению контуров другого отверстия в пластине-трафарете 2.

Если приспособление или устройство согласно изобретению снабжены не единичным листовым носителем информации 1, а их набором, то у ребенка появляется возможность получить несколько одинаковых изображений и каждое раскрасить, прибегая к каким-либо особенностям, что разнообразит процесс чередования сокращения и расслабления мышц рук ребенка.

Для того чтобы при работе с устройством ребенку было легко сохранять постоянство взаимного расположения листового носителя информации 1 и наложенной на него пластины-трафарета 2 и тем самым не искажать контуры рисунка, листовые носители информации 1 и пластины-трафареты 2 фиксируются в устройстве согласно изобретению один относительно другого за счет их взаимного скрепления по одной из кромок с образованием корешка 5. Это позволяет также избегать излишнего напряжения кистей, необходимого для удерживания в фиксированном положении одновременно нескольких листовых носителей информации, что дозирует мышечную нагрузку, не переутомляет кисти рук ребенка и способствует созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики рук ребенка.

Пример. В дошкольном детском учреждении три группы детей в течение года использовали при рисовании приспособления и устройства согласно изобретению. В контрольной группе детей не использовали эти приспособления и устройства. При переходе детей в старшие группы при обучении их навыкам письма дети трех опытных групп успешно овладевали этими навыками. Дети контрольной группы значительно отставали в освоении навыков письма, часто жаловались на боли в руках, работали медленно, с частыми перерывами для отдыха.

Таким образом, способ, приспособление и устройство согласно изобретению способствуют развитию мелкой моторики руки ребенка и расширяют арсенал применяемых при этом средств.

1. Способ развития мелкой моторики руки ребенка раннего дошкольного возраста, включающий предоставление ребенку листового носителя информации, предназначенного для нанесения на него графического изображения, и самостоятельное раскрашивание ребенком графического изображения, отличающийся тем, что ребенок самостоятельно наносит графическое изображение на листовой носитель информации путем наложения на него, прижатия к нему, удерживания над ним пластины-трафарета, на которой выполнены сквозные отверстия, имеющие форму графического изображения, и обведения пишущим средством контуров этих сквозных отверстий на поверхности того участка листового носителя информации, на который проектируются сквозные отверстия, или он совмещает самостоятельное нанесение на листовой носитель информации графического изображения с самостоятельным раскрашиванием графического изображения путем закрашивания того участка листового носителя информации, на который проектируются сквозные отверстия наложенной на листовой носитель информации, прижатой к нему и удерживаемой на нем пластины-трафарета.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что под листовой носитель информации подкладывают пластину-подложку.

3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что листовой носитель информации выполнен из бумаги, картона или пластика, а пластина-трафарет и пластина-подложка - из пластика, картона или металла.

4. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что пластина-трафарет выполнена из прозрачного материала.

5. Устройство для развития мелкой моторики руки ребенка раннего дошкольного возраста, включающее скрепленные по одной из кромок с образованием корешка листовые носители информации, предназначенные для нанесения на них графического изображения, подлежащего раскрашиванию, отличающееся тем, что оно состоит из комплектов, каждый из которых включает единичный листовой носитель информации или их набор, дополнительно каждый комплект сверху содержит пластину-трафарет, на которой выполнены сквозные отверстия, имеющие форму графического изображения, а снизу - пластину-подложку.

6. Устройство по п.5, отличающееся тем, что листовые носители информации выполнены из бумаги, картона или пластика, а пластины-трафареты и пластины-подложки - из картона, пластика или металла.

7. Устройство по п.5 или 6, отличающееся тем, что пластины-трафареты выполнены из прозрачного материала.

8. Устройство по п.5 или 6, отличающееся тем, что листовые носители информации в наборе выполнены с возможностью их удаления или замены.