Способ утилизации крупногабаритных деталей

Изобретение относится к способам и устройствам для обработки рельс резанием. Способ утилизации крупногабаритных деталей включает разделение их на составные части. Для переработки используют бывшие в эксплуатации рельсы железнодорожного пути. По всей длине рельса от ножки отрезают головку и подошву. Отрезанные части используют в качестве заготовок для изготовления деталей определенной номенклатуры. Техническим результатом изобретения является повышение экономичности изготовления некоторых конструктивных элементов за счет экономии материала путем использования для их изготовления не подлежащих восстановлению рельс железнодорожного пути. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Реферат

Предлагаемое изобретение относится к способам и устройствам для обработки рельс путем разрезания.

Известен способ разделки рельс на составные части (РФ, п. №2269616, МПК Е01В 31/04, от 01.06. 2004 г., опубл. 10.02.2006 г.).

Данный способ предназначен для отделения головки рельса от подошвы с шейкой.

Недостатком способа является то, что при резке рельса производят надрез рельса в поперечном направлении, затем в продольном, прикладывают усилие к участку рельса с противоположной стороны поперечного надреза рельса, отделяют кусок рельса, затем отделяют головку от куска рельса, т.е. технологическая цепочка занимает достаточно длительное время. Кроме того, данный способ применим при разделении на составные части небольших по длине отрезков рельса.

Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение экономичности изготовления некоторых конструктивных элементов за счет экономии металла путем использования для их изготовления не подлежащих восстановлению рельс железнодорожного пути.

Поставленная задача достигается тем, что в способе утилизации крупногабаритных деталей, включающем разделение их на составные части, согласно изобретению для переработки используют бывшие в эксплуатации рельсы железнодорожного пути, по всей длине рельса от ножки отрезают головку и подошву, отрезанные части используют в качестве заготовок для изготовления деталей определенной номенклатуры.

Из заготовок, полученных из головки рельса, изготавливают, например, мелющие шары для горно-обогатительных комбинатов, из заготовок, полученных из подошвы, изготавливают, например, лемеха для плуга, из заготовок, полученных из шейки, изготавливают, например, плитки для дорожных покрытий.

Разделение рельса на составные части осуществляют посредством плазменной резки.

Повторное использование изношенных рельс железнодорожного пути, списанных на переплавку, т.е. не подлежащих восстановлению, для изготовления некоторых конструктивных элементов экономично. Кроме того, рельсы изготавливают из высококачественных конструкционных сталей, поэтому изготовленные из них детали обладают повышенной прочностью, износостойкостью.

Резка рельса на части продольно сразу по всей длине рельса технологична.

Использование полученных трех частей рельса в качестве заготовок, из которых при последующей обработке изготавливают некоторые конструктивные элементы, экономично.

Определенная номенклатура деталей, например мелющие шары, лемех и дорожная плитка, изготавливаемые из частей разрезанного рельса, подобраны исходя из наименьших затрат на их изготовление и последующую механическую обработку.

Разделение рельса при помощи плазменной резки наиболее технологично при резке рельса максимальной длины.

В результате проведенных патентных исследований не выявлено известных из уровня техники аналогичных технических решений, характеризуемых заявляемой совокупностью признаков, что позволяет сделать вывод о соответствии предлагаемого изобретения критериям "новизна" и "изобретательский уровень", может найти применение в промышленности при утилизации отработавших свой ресурс крупногабаритных деталей, например бывших в эксплуатации рельс железнодорожного пути, что соответствует критерию "промышленная применимость".

Сущность способа поясняется чертежом, где представлена схема разделения рельса на части.

Способ утилизации крупногабаритных деталей заключается в переработке отслуживших срок эксплуатации рельс железнодорожного пути. Для чего рельс разделяют на части, которые служат в качестве заготовок для изготовления определенной номенклатуры деталей.

Способ осуществляют следующим образом.

На разделочный стол 1 с опорой 2 (показаны схематично) укладывают рельс 3. Затем при помощи плазменной резки отделяют по всей длине рельса 3 головку 4 и подошву 5 от шейки 6. Отрезанную головку 4 нагревают, рубят на части, нагревают и штампуют, например, мелющие шары, которые подвергают термообработке. Из подошвы 5 и шейки 6 с той же последовательностью изготавливают соответственно лемеха и плитки дорожные с последующей механической обработкой.

Заявляемый способ позволяет не только утилизировать отработавшие свой ресурс рельсы, но сэкономить металл, изготавливая из них определенную номенклатуру деталей.

1. Способ утилизации крупногабаритных деталей, включающий разделение их на составные части, отличающийся тем, что для переработки используют бывшие в эксплуатации рельсы железнодорожного пути, по всей длине рельса от ножки отрезают головку и подошву, отрезанные части используют в качестве заготовок для изготовления деталей определенной номенклатуры.

2. Способ утилизации по п.1, отличающийся тем, что из заготовки, полученной из головки рельса, изготавливают, например, мелющие шары для горно-обогатительных комбинатов, из заготовки, полученной из подошвы, - например, лемехи для плуга, из заготовки, полученной из шейки, изготавливают, например, плитки для дорожных покрытий.

3. Способ утилизации по п.1, отличающийся тем, что разделение рельса на составные части осуществляют посредством плазменной резки.