Пусковая установка и устройство для позиционирования и стопорения транспортно-пускового контейнера на пусковой установке

Иллюстрации

Показать все

Группа изобретений относится к ракетно-артиллерийскому вооружению, в частности к пусковым установкам с транспортно-пусковыми контейнерами (ТПК). Пусковая установка содержит ТПК с опорными узлами, который расположен на раме посредством устройства для его позиционирования и стопорения. Устройство для позиционирования и стопорения ТПК содержит направляющие, механизм продольного перемещения, ограничители осевого и поперечного перемещений и стопор ТПК. Механизм продольного перемещения снабжен штоком, на котором установлена пята с возможностью поворота относительно оси штока и взаимодействия с опорным узлом ТПК. Стопор выполнен в виде подпружиненного рычага, установленного на раме с возможностью утапливания за поверхность направляющей. Реализация группы изобретений позволяет обеспечить автоматическое стопорение ТПК на пусковой установке при его перемещении на штатное место. 2 н.п. ф-лы, 5 ил.

Реферат

Изобретение относится к ракетно-артиллерийскому вооружению, точнее к пусковым установкам с ТПК.

Известна пусковая установка и устройство для крепления ТПК с готовой к пуску ракетой на пусковой установке (GB 1221461, МПК5 F41F 3/04, 1968 г.). Пусковая установка содержит ТПК и расположенное на раме устройство для его позиционирования и стопорения. ТПК содержит четыре крепежные пяты, расположенные попарно у переднего и заднего конца снизу ТПК. Устройство для позиционирования и стопорения ТПК содержит четыре направляющие со скользящими участками для перемещения крепежных пят ТПК. Позади задних направляющих предусмотрены поднимающиеся над их опорной плоскостью продольные упоры для задних крепежных пят, фиксирующие продольное положение ТПК на направляющих. Фиксирующее приспособление на каждой из направляющих для крепежных пят представляет собой крюк, установленный свободно на передней стороне направляющих под их опорными плоскостями на вращающейся цапфе и поворачивающийся до зацепления с передней кромкой крепежной пяты.

Крюк своей цапфой установлен на продольно перемещаемом суппорте, чтобы можно было крюк подтянуть в направлении упора к крепежной пяте. Одна крепежная пята и направляющие со стороны платформы или ТПК для точной поперечной установки ТПК на платформе снабжены дополнительными гладкими профилями, перемещаемыми в продольном направлении, а другая крепежная пята и направляющие с другой стороны снабжены опорными плоскостями для возможности регулировки поперечного положения.

Недостатки известной пусковой установки и устройства для позиционирования и стопорения ТПК состоят в том, что требуется фиксация ТПК как в продольном направлении на каждой из четырех направляющих крепежными пятами, так и в поперечном направлении путем регулирования вручную положения опорных плоскостей, тем самым увеличивается время заряжания и, следовательно, снижается боеготовность пусковой установки.

Наиболее близкой к заявляемой пусковой установке и устройству для позиционирования и стопорения ТПК на пусковой установке по технической сущности и достигаемому эффекту является пусковая установка (пат. US 3724321, МПК F41F 3/04, 1973 г.), содержащая расположенное на раме устройство для позиционирования и стопорения ТПК, содержащее направляющие, на которых установлен ТПК с опорными узлами, имеющими возможность перемещения вдоль направляющих механизмом продольного перемещения, ограничители осевого и поперечного перемещения и стопор ТПК. Ограничители осевого перемещения выполнены в виде винта, взаимодействующего с поворотным крюком, а ограничителями поперечного перемещения являются боковые поверхности направляющей, взаимодействующие с опорными узлами ТПК.

При работе такой пусковой установки и такого устройства для позиционирования и стопорения ТПК нет необходимости в регулировке поперечного положения ТПК.

Однако перемещение ТПК по направляющим и его последующее ручное стопорение увеличивают время заряжания и, следовательно, усложняют эксплуатацию и снижают боеготовность пусковой установки.

Задачей предлагаемой группы изобретений является повышение удобства эксплуатации и боеготовности пусковой установки.

Единым техническим результатом, достигаемым предлагаемой пусковой установкой и устройством для позиционирования и стопорения ТПК, является обеспечение автоматического стопорения ТПК на пусковой установке при его перемещении на штатное место.

Поставленная задача решается за счет того, что в пусковую установку, содержащую ТПК, расположенный на раме посредством устройства для его позиционирования и стопорения, содержащего направляющие, на которых установлен ТПК с опорными узлами, имеющими возможность перемещения вдоль направляющих механизмом продольного перемещения, ограничители осевого и поперечного перемещения и стопор ТПК, введены новые признаки.

Такими признаками являются: механизм продольного перемещения ТПК снабжен штоком, на котором установлена пята с возможностью поворота относительно оси штока и взаимодействия с опорным узлом ТПК, стопор ТПК выполнен в виде подпружиненного рычага, установленного на раме с возможностью утапливания за поверхность направляющей.

Поставленная задача решается также за счет того, что в устройство для позиционирования и стопорения ТПК на пусковой установке, содержащее направляющие, механизм продольного перемещения ТПК, ограничители осевого и поперечного перемещения и стопор ТПК, введены новые признаки.

Такими признаками являются: механизм продольного перемещения снабжен штоком, на котором установлена пята посредством узла преобразования продольного перемещения штока в поворот пяты, а стопор ТПК выполнен в виде подпружиненного рычага, установленного с возможностью утапливания за поверхность направляющей.

Снабжение механизма продольного перемещения ТПК штоком, на котором установлена пята с возможностью поворота относительно оси штока и взаимодействия с опорным узлом ТПК, позволяет свободно перемещать ТПК по направляющим, что необходимо для сбрасывания ТПК под действием собственного веса при наклоне качающейся части пусковой установки, а при продольном перемещении штока повернуть пяту до взаимодействия с опорным узлом ТПК, что необходимо для перемещения ТПК при его досылке на штатное место.

Выполнение стопора ТПК в виде подпружиненного рычага, установленного на раме с возможностью утапливания за поверхность направляющей, позволяет обеспечить свободное прохождение ТПК по направляющей при его досылке за счет утапливания рычага под действием веса ТПК и автоматическое стопорение ТПК за счет упора рычага в опорный узел ТПК после установки ТПК на штатное место.

Группа изобретений поясняется чертежами, где на фиг.1 изображена предлагаемая пусковая установка, на фиг.2 - вид сверху на устройство для позиционирования и стопорения ТПК, на фиг.3 - вид А на фиг.1, на фиг.4 - сечение Б-Б на фиг.1, на фиг.5 - вид В на фиг.2.

Пусковая установка содержит шасси 1, на котором установлены нижний станок 2 и качающаяся часть 3. На раме 4 качающейся части 3 расположено устройство для позиционирования и стопорения ТПК 5. Устройство содержит три направляющие - боковые 6 и среднюю 7, на которых установлен ТПК 5 с опорными узлами 8 и 9, имеющими возможность перемещения вдоль направляющих 6 и 7 механизмом продольного перемещения. Механизм продольного перемещения выполнен в приведенном варианте в виде пневмоцилиндра 10, шток 11 которого соединен с валиками 12, жестко соединенными с пятами 13. Узел преобразования продольного перемещения штока 11 в поворот пят 13 выполнен в виде винтовых пазов 14 в валиках 12, которые взаимодействует со штырями 15 направляющих втулок 16. Осевое перемещение ТПК 5 на штатном месте ограничивается с одной стороны упором 17, а с другой стороны - стопором, выполненным в виде подпружиненного пружиной 18 рычага 19, установленного на раме 4 с возможностью утапливания в пазу 20 за поверхность средней направляющей 7. Поперечное перемещение ТПК 5 ограничивается штырями 21 и 22, входящими соответственно в пазы 23 и 24 на опорных узлах 8 и 9 ТПК 5. Вертикальное перемещение ТПК 5 вниз ограничивается боковыми направляющими 6, а вверх - штырями 25, входящими в отверстия 26 в переднем опорном узле 8 и штырем 22, имеющим грибовидную форму и взаимодействующим с пазом 24 в заднем опорном узле 9.

Установка, позиционирование и стопорение ТПК 5 на пусковой установке происходит следующим образом. Подъемным механизмом, например краном транспортно-загрузочной машины (не показана), ТПК 5 опорными узлами 8 и 9 устанавливается на направляющие 6 и 7 так, что передний опорный узел 8 располагается перед местом расположения пят 13, а задний опорный узел 9 - за местом расположения штыря 22, утапливая рычаг 19 за поверхность средней направляющей 7, деформируя пружину 18. При подаче сжатого воздуха в пневмоцилиндр 10 перемещается его шток 11 и соединенные с ним валики 12, при этом винтовой паз 14, взаимодействуя со штырем 15, преобразует осевое перемещение штока 11 и валиков 12 в поворот валиков 12 с пятами 13, которые, упираясь в передний опорный узел 8, досылают ТПК 5 на штатное место до упора 17. При этом освобождается рычаг 19, который под действием пружины 18, поднимаясь над поверхностью направляющей 7, упирается в передний опорный узел 8 ТПК 5, стопоря его от перемещения назад. Одновременно ограничивается поперечное и вертикальное перемещение ТПК 5, так как штыри 21 и 22 входят соответственно в пазы 23 и 24 на опорных узлах 8 и 9, а штыри 25 - в отверстия 26 на опорном узле 8 ТПК 5. После установки ТПК 5 на штатное место сбрасывается давление сжатого воздуха из пневмоцилиндра 10 и под действием возвратной пружины (не показана) шток 11 пневмоцилиндра 10 перемещается, поворачивая пяты 13, утапливая их за поверхность направляющих 6. При необходимости освобождения от ТПК 5 без использования подъемных механизмов вручную или пневмоприводом (не показан) утапливается рычаг 19, качающаяся часть 3 устанавливается под углом к горизонтальной поверхности, и ТПК 5 под действием собственного веса скользит по направляющим 6 и 7.

Таким образом, использование предлагаемой пусковой установки и устройства для позиционирования и стопорения ТПК на пусковой установке позволяет повысить удобство эксплуатации и боеготовность пусковой установки за счет обеспечения автоматического стопорения ТПК на пусковой установке при его перемещении на штатное место.

1. Пусковая установка, содержащая транспортно-пусковой контейнер (ТПК), расположенный на раме посредством устройства для его позиционирования и стопорения, содержащего направляющие, на которых установлен ТПК с опорными узлами, имеющими возможность перемещения вдоль направляющих посредством механизма продольного перемещения, ограничители осевого и поперечного перемещений и стопор ТПК, отличающаяся тем, что механизм продольного перемещения снабжен штоком, на котором установлена пята с возможностью поворота относительно оси штока и взаимодействия с опорным узлом ТПК, а стопор ТПК выполнен в виде подпружиненного рычага, установленного на раме с возможностью утапливания за поверхность направляющей.

2. Устройство для позиционирования и стопорения ТПК на пусковой установке, содержащее направляющие, механизм продольного перемещения ТПК, ограничители осевого и поперечного перемещений и стопор ТПК, отличающееся тем, что механизм продольного перемещения снабжен штоком, на котором установлена пята, связанная со штоком посредством узла преобразования продольного перемещения штока в поворот пяты, а стопор ТПК выполнен в виде подпружиненного рычага, установленного с возможностью утапливания за поверхность направляющей.