Зарядная машина (варианты)

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к устройствам для транспортирования и заряжания скважин промышленными взрывчатыми веществами заводского изготовления, а также производства сыпучих и водосодержащих взрывчатых веществ в зарядных машинах на базе большегрузных автомобилей и может найти применение при взрывных работах на открытых горнодобывающих предприятиях. Бункер зарядной машины выполнен в виде съемного контейнера 3, устанавливаемого внутри кузова автомобиля и крепящегося к его полу четырьмя винтовыми разъемами 4, разделенного продольной и поперечными наклонными перегородками 10 под углом 45° на 4 или 6 секций для загрузки ВВ и изолированный от ВВ вспомогательный отсек 11 для установки бака с технологической жидкостью, на боковых стенках секций в местах сопряжения перегородок выполнены разгрузочные люки 14 с шиберными затворами 15, работающие от пневмосистемы 16 автомобиля, к которым присоединены навесные объемные дозаторы 6 с шиберными заслонками 17, контейнер в верхней части оснащен загрузочными люками 18 с закрывающимися крышками 19 и фитингами для крепления строп грузоподъемных механизмов. При использовании зарядной машины для изготовления взрывчатых веществ типа игданита машина дополнительно оснащается системой подачи жидкого компонента, состоящей из бака, двух дозаторов, распылителя жидкого компонента, связанных системой трубопроводов, обеспечивающих подачу жидкого компонента в навесной дозатор секции контейнера. Зарядная машина обеспечивает возможность транспортирования взрывчатых веществ, заряжания скважин взрывчатыми веществами заводского изготовления, изготовления взрывчатых веществ и заряжания ими скважин. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 11 ил.

Реферат

Изобретение относится к устройствам для транспортирования и заряжания скважин готовыми сыпучими промышленными взрывчатыми веществами, а также производства сыпучих и водосодержащих взрывчатых веществ в зарядных машинах на базе большегрузных автомобилей и может найти применение при взрывных работах на открытых горнодобывающих предприятиях.

Для добычи полезных ископаемых ежегодно расходуются сотни тысяч тонн промышленных взрывчатых веществ (ВВ). На открытых горных работах применяют в основном транспортно-зарядные и смесительно-зарядные машины (далее по тексту - машина) на базе большегрузных грузовых автомобилей. Они состоят из бункера для аммиачной селитры или ВВ заводского изготовления, шнектранспортера, маслонасоса для подачи жидкого топлива (1-7). Они позволяют заряжать скважины промышленными ВВ заводского изготовления, но подача ВВ осуществляется шнековым способом, что увеличивает опасность их использования, невозможность заряжания скважин разными по составу ВВ. В практике разработки месторождений полезных ископаемых нередки случаи, когда на отдельных участках взрывного блока наблюдаются породы с резко отличными физико-механическими свойствами и в каждом отдельном случае следует применять ВВ различной мощности. Для заряжания таких скважин требуется одновременная работа нескольких машин. Зарядные машины (МЗ-3Б, МЗ-4А) для заряжания или для изготовления и заряжания гранулированных сыпучих ВВ, в которых транспортирующим и смешивающим органом является шнек, не могут быть использованы при работе с порохсодержащими ВВ, с промышленными ВВ, имеющими высокую чувствительность к механическим воздействиям (8). Гидроприводы шнеков таких зарядных машин ненадежны в работе, особенно в зимний период времени.

Известна машина для транспортирования сыпучих и жидких материалов и заряжания скважин ВВ, состоящая из подъемного кузова, бункеров и пневмодозаторов, в которой взрывчатый материал подается в пневмодозатор, а из него в скважину сжатым воздухом при поднятом кузове (9). Недостатком этой машины является низкая производительность заряжания скважин, невозможность изготовления ВВ из отдельных компонентов непосредственно в машине в процессе заряжания скважин, сложность и ненадежность работы пневматических систем.

Известна машина МЗ-8 на базе автомобиля МАЗ-503Б, состоящая из шасси автомобиля, бункера, дозатора и пневмосистемы (8), принятая авторами за прототип. Внутри бункера имеется пневмодиафрагма, изготовленная из эластичной прорезиненной ткани, с силовым направляющим полком. Пневмодиафрагма герметично закреплена в верхней части бункера по периметру стенок, а внизу - по контуру выпускного проема. Силовой направляющий полок представляет собой металлическую плиту, одним торцом шарнирно закрепленную у выпускного проема бункера и по всей площади герметично соединенную с пневмодиафрагмой. Пневмосистема предназначена для выгрузки ВВ из бункера в дозатор. Недостатком машины является пониженная безопасность эксплуатации машины и ведения взрывных работ из-за использования прорезиненной ткани диафрагмы, которая пропитывается пылью ВВ, ее быстрый износ.

В настоящее время разработан ряд промышленных взрывчатых веществ на основе утилизируемых баллиститных и пироксилиновых порохов, которые допущены только к ручному заряжанию скважин, так как для них, с точки зрения безопасности, не может применяться шнековый вид транспорта.

Технической задачей изобретения является повышение эффективности ведения взрывных работ за счет расширения возможностей использования зарядных машин, расширение ассортимента взрывчатых веществ, в том числе с повышенной чувствительностью к механическим воздействиям, подлежащих механизированному заряжанию скважин, повышение безопасности ведения взрывных работ при заряжании скважин ВВ механизированным способом и снижение стоимости.

Техническая задача была решена разработкой зарядной машины и ее варианта для транспортирования и гравитационного заряжания скважин сыпучими промышленными взрывчатыми веществами, состоящей из транспортной базы, бункера с выгрузочными люками, дозатора ВВ, системы подачи ВВ в скважину:

- Вариант 1 - для заряжания скважин ВВ заводского изготовления - бункер выполнен в виде съемного контейнера, устанавливаемого внутри кузова автомобиля и крепящегося к его полу четырьмя винтовыми разъемами, разделенного продольной и поперечными наклонными перегородками под углом 45° на 4 или 6 секций для загрузки ВВ и изолированный от ВВ вспомогательный отсек для установки бака с технологической жидкостью, на боковых стенках секций в местах сопряжения перегородок выполнены разгрузочные люки с шиберными затворами, работающие от пневмосистемы автомобиля, к которым присоединены навесные объемные дозаторы с шиберными заслонками; контейнер в верхней части оснащен загрузочными люками с закрывающимися крышками и фитингами для крепления строп грузоподъемных механизмов.

- Вариант 2 - для изготовления ВВ и заряжания ими скважин - зарядная машина дополнительно оснащена системой подачи жидкого компонента, состоящей из бака, двух дозаторов, распылителя жидкого компонента, связанных системой трубопроводов, обеспечивающих подачу жидкого компонента с помощью пневмосистемы автомобиля в навесной дозатор секции контейнера; а бункер выполнен в виде съемного контейнера, устанавливаемого внутри кузова автомобиля и крепящегося к его полу четырьмя винтовыми разъемами, разделенного продольной и поперечными наклонными перегородками под углом 45° на 4 или 6 секций для загрузки ВВ и изолированный от ВВ вспомогательный отсек для установки бака с технологической жидкостью, на боковых стенках секций в местах сопряжения перегородок выполнены разгрузочные люки с шиберными затворами, работающие от пневмосистемы автомобиля, к которым присоединены навесные объемные дозаторы с шиберными заслонками; контейнер в верхней части оснащен загрузочными люками с закрывающимися крышками и фитингами для крепления строп грузоподъемных механизмов.

Внутренняя часть контейнера, контактирующая с ВВ или компонентами ВВ, выполнена из нержавеющей стали или алюминия. Выпускное отверстие навесного объемного дозатора сыпучих ВВ дополнительно оснащено рукавом из полимерного, брезентового, тканевого или другого материала для подачи ВВ в скважину.

В контейнере могут дополнительно устанавливаться поперечные вертикальные перегородки, разделяющие контейнер на изолированные друг от друга секции для загрузки в них разнотипных ВВ, например водоустойчивых (гранулотол) и неводоустойчивых (гранулит) ВВ.

Топливный бак автомобиля с трех сторон огражден металлическими листами; глушитель выведен под радиатор машины; на боковых или задней стенках кабины автомобиля закреплены углекислотные огнетушители. На заднем торце контейнера установлена лестница для подъема обслуживающего персонала для контроля загрузки секций ВВ или компонентами ВВ.

Принципиальная схема зарядной машины для транспортирования, изготовления ВВ и заряжания скважин, а также ее отдельные узлы представлены на чертежах 1-6.

Фиг.1-2 - внешний вид машины варианта 1.

Фиг.3-5 - внешний вид съемного контейнера.

Фиг.6-7 - внешний вид навесного объемного дозатора ВВ для машины варианта 1.

Фиг.8 - внешний вид машины варианта 2.

Фиг.9 - система подачи жидкого компонента.

Фиг.10-11 - внешний вид навесного объемного дозатора ВВ для машины варианта 2.

Зарядная машина (фиг.1) состоит из базового бортового грузового автомобиля 1, например МАЗ, и съемного контейнера 3, установленного на полу кузова автомобиля без демонтажа бортов 2, для размещения в нем промышленных ВВ заводского изготовления или для машины варианта 2 - сыпучих компонентов ВВ, например аммиачной селитры. К полу кузова автомобиля контейнер 3 крепится винтовыми разъемами 4. Для установки контейнера в кузов автомобиля и снятия его оттуда, например, автомобильным краном контейнер оснащен верхними фитингами 5 для захвата стропами грузоподъемного механизма. При нахождении машины на заряжаемом блоке на боковые секции контейнера устанавливаются навесные объемные дозаторы ВВ 6 (фиг.3, 6), из которых ВВ самотеком ссыпается в скважину по рукаву 7, закрепленному на выпускном отверстии навесного дозатора.

Съемный контейнер 3 (фиг.2) - сварная металлическая конструкция каркасного типа. Внутренняя часть контейнера, находящаяся в контакте с ВВ или компонентами ВВ, выполнена из нержавеющей стали или алюминия. Контейнер разделен на 4 или 6 смежных секций 8 в зависимости от его длины. Секции образованы путем установки в контейнере продольной перегородки 9 в виде двух наклонных под углом 45° металлических листов и одной или двух поперечных перегородок 10. Верхние ребра двух листов продольной перегородки 9 соединены вместе и симметричны продольной оси контейнера по всей его длине; два нижних ребра продольных листов с дном контейнера образуют изолированный от ВВ (сыпучих компонентов ВВ) вспомогательный отсек 11 в виде трехгранной призмы, который используется для размещения в нем баков с технологической жидкостью. Вспомогательный отсек закрывается запирающейся на замок дверцей 12. Для полного ссыпания ВВ из секций контейнера все перегородки и стенки 13 контейнера наклонены под углом 45°. На боковых стенках секций в местах сопряжения перегородок выполнены разгрузочные люки 14 с шиберными затворами 15, работающими от пневмосистемы 16 автомобиля, к которым присоединены навесные объемные дозаторы, оснащенные выгрузочными шиберными заслонками 17 (фиг.1). Во время загрузки секций контейнера ВВ (сыпучими компонентами ВВ) и при движении машины шиберные затворы люков фиксируются в закрытом положении специальным винтом, обеспечивая плотное перекрытие выпускного отверстия разгрузочного люка, исключая просыпи ВВ. На наружной стенке контейнера по бокам каждого разгрузочного люка приварены вертикальные уголки, на которых имеются скобы для установки навесных дозаторов. На крыше контейнера расположен загрузочный люк 18 с откидной крышкой 19 на шарнирах, через который производится загрузка контейнера ВВ или сыпучими компонентами ВВ. Вдоль люков по обе стороны от них закреплены решетчатые настилы 20 для передвижения обслуживающего персонала, наблюдающего за загрузкой контейнера. Для подъема персонала на крышу контейнера служит лестница 22.

Топливный бак 26 автомобиля с трех сторон огражден металлическими листами, глушитель 27 выведен вперед под радиатор. На боковых или задней стенках кабины автомобиля закреплены два огнетушителя 28. При гололедице на дорогах предусмотрены цепи противоскольжения, для отвода потенциалов электростатического электричества во время движения служит цепь, для заземления во время кратковременных стоянок - заземляющий штырь 29 с проводом. При стоянках под колесо подкладывается противооткатный упор 30.

Бак технологической жидкости (на схемах не показан), выполненный из нержавеющей стали, оснащен крышкой для залива технологической жидкости и сливным краном в его нижней части.

Навесной объемный дозатор 6 (фиг.3) состоит из корпуса 23, шиберной заслонки 17, выполненных из алюминия. Вдоль верхней стенки корпуса сделано окно 24 из оргстекла со шкалой, деления которой соответствуют известному объему ВВ в дозаторе. Дозатор навешивается на скобы люка контейнера с помощью проушин 25, приваренных к его корпусу.

Машина варианта 2 (фиг.4) дополнительно оснащена системой подачи жидкого компонента (фиг.5), состоящей из бака 31 жидкого компонента, двух дозаторов жидкого компонента 32, установленных на боковых стенках съемного контейнера 3, распылителя 33, установленного в верхней части навесного объемного дозатора 6, связанных системой трубопроводов 34, обеспечивающих подачу жидкого компонента в навесной дозатор 6 с помощью пневмосистемы автомобиля.

Бак 31 жидкого компонента, выполненный из нержавеющей стали, устанавливается на раме 35, приваренной к контейнеру в задней его части, крепится к контейнеру болтами. Подача жидкого компонента в жидкостные дозаторы 32, расположенные с правой и левой стороны контейнера, осуществляется по системе трубопроводов 34. Емкость дозатора жидкого компонента обеспечивает подачу 5,5-5,7% жидкого нефтепродукта от массы аммиачной селитры в навесном дозаторе 6, что обеспечивает возможность изготовления гранулированного ВВ типа игданита, сбалансированного по кислородному балансу.

Навесной дозатор 6 (фиг.6) зарядной машины варианта 2 аналогичен навесному дозатору зарядной машины варианта 1, но он дополнительно снабжен распылителем 33 жидкого компонента в виде трубки с отверстиями, установленным в верхней части навесного дозатора 6. Через патрубок 35 распылитель подсоединен к системе трубопроводов жидкого компонента. Распылитель крепится к боковым стенкам дозатора сыпучих компонентов гайкой 36 с шайбой 37. При демонтаже распылителя отверстия закрываются заглушкой.

Основные преимущества заявляемой зарядной машины по сравнению с машиной-прототипом:

- безопасна из-за отсутствия трущихся элементов - загрузка и разгрузка секций контейнера производится самотеком;

- расширение ассортимента ВВ, допускаемых к механизированной загрузке скважин - из-за отсутствия трущихся элементов для загрузки и разгрузки секций можно использовать ВВ повышенной чувствительности к механическим воздействиям, которые не могут быть использованы машинами со шнековой системой подачи ВВ;

- простота обслуживания машины;

- расширение области использования автомобиля (базы зарядной машины) - транспортирование контейнера с ВВ в составе зарядной машины, транспортирование взрывчатых веществ в единичных тарных упаковках в кузове автомобиля. В заявляемой зарядной машине при установке контейнера в кузов автомобиля его откидные борта не демонтируются;

- расширение области использования съемных контейнеров - технологическая емкость в составе зарядной машины и складская емкость-накопитель для хранения ВВ в складских помещениях пункта производства ВВ на предприятиях, ведущих взрывные работы.

Принцип работы машины.

Конструкция контейнера предусматривает гравитационную загрузку в машину и разгрузку сыпучих ВВ или их компонентов под действием силы тяжести.

Загрузка ВВ в контейнер производится на растаривающем узле, расположенном на территории склада взрывчатых материалов. Машина с контейнером подается под эстакаду растаривающего узла до совпадения загрузочного люка контейнера с выпускным отверстием стационарного бункера или воронки растаривающего узла. При этом все затворы разгрузочных люков секций контейнера должны быть закрыты на замки. Взрывник-оператор по лестнице 22 поднимается на крышу контейнера и открывает загрузочный люк 18. После окончания загрузки контейнера ВВ взрывник-оператор закрывает загрузочный люк 18 крышками 19 на замки, пломбирует их и спускается с крыши контейнера. Машина выезжает из-под эстакады растаривающего узла.

Загруженный контейнер 3 может быть снят с машины и установлен на складе взрывчатых материалов как накопительная емкость для хранения ВВ, а автомобиль 1 использоваться как транспортное средство для перевозки взрывчатых веществ в единичных тарных упаковках.

Заряжание скважин ВВ заводского изготовления осуществляется следующим образом.

На заряжаемом блоке навесные дозаторы 6 навешиваются на разгрузочные люки 14. При постановке зарядной машины у скважины выворачиваются фиксирующие болты того люка, из которого начнется заряжание скважин. Контейнер разгружается в следующей последовательности: сначала ссыпается в скважину ВВ из 1-го люка, затем из 2-го люка с противоположной стороны, затем из 3-го люка первоначальной стороны и т.д. С помощью пневмоцилиндра 16 открывается затвор 15 люка, из которого ВВ ссыпается в навесной дозатор 6. Количество ВВ в дозаторе определяется по шкале на его окне 24. После заполнения навесного дозатора через пневмоцилиндр закрывается затвор люка и открывается шиберная заслонка 17 навесного дозатора, ВВ ссыпается в скважину через рукав 7. Закрывается шиберная заслонка 17 навесного дозатора, открывается затвор 15 люка, дозатор 6 заполняется новой порцией ВВ, закрывается затвор 15 люка, открывается шиберная заслонка 17 дозатора 6 и ВВ ссыпается в скважину. Операции повторяются до размещения в скважине массы ВВ меньше расчетной на 10, 20, 30 кг для скважин диаметром 105-125, 150-160, 200-250 мм соответственно. В скважине устанавливаются верхние боевики и с помощью дозатора производится дозаряжание скважин до расчетной массы заряда ВВ. При установке боевиков в нижней части скважины сначала скважина заполняется одной порцией ВВ, устанавливаются боевики, затем производится заряжание скважин расчетной массой заряда ВВ.

Для повышения плотности ВВ, предотвращения пыления в процессе заряжания в скважину может подаваться технологическая жидкость (вода, водный раствор неорганического окислителя, загущенный водный раствор неорганического окислителя) из бака, размещенного во вспомогательном отсеке по шлангу, подсоединенному к сливному крану бака.

Зарядная машина на растаривающем узле при установке дополнительных поперечных вертикальных перегородок может быть заполнена ВВ различного состава (различной мощности), которые подаются в скважины поочередно при формировании скважинного заряда переменной мощности или отдельные скважины заряжаются различными ВВ в соответствии с проектом взрыва.

При работе машины в режиме «изготовление ВВ - заряжание скважин» секции контейнера заполняются, например, аммиачной селитрой, бак 31 - жидким компонентом, например жидким нефтепродуктом (дизельным топливом или любым минеральным маслом) в соответствии с рецептурой ВВ. Подача жидкого компонента в дозаторы жидких компонентов 32, расположенные с правой и левой стороны контейнера, осуществляется по системе трубопроводов 34. При включении пневмоцилиндра 39 на всасывание жидкий компонент из бака 31 поступает через обратный клапан 40 в дозатор 32. Объем жидкого компонента определяется по мерной линейке по выдвижению штока 42. По заполнении навесного дозатора 6 аммиачной селитрой включается пневмосистема на впрыск и жидкий компонент из дозатора 32 жидкого компонента через обратный клапан 41 поступает в распылитель 33, расположенный в навесном дозаторе 6 над слоем аммиачной селитры. После формирования порции ВВ в навесном дозаторе 6 открывается шиберная заслонка 17 и ВВ ссыпается в скважину. Операции по изготовлению порций ВВ и заряжанию ими скважин повторяются до размещения в скважине расчетной массы заряда ВВ. Для повышения плотности ВВ, предотвращения пыления в процессе заряжания в скважину может подаваться технологическая жидкость (вода, водный раствор неорганического окислителя, загущенный водный раствор неорганического окислителя) из бака, размещенного во вспомогательном отсеке.

По окончании заряжания скважин ВВ навесные дозаторы 6 снимаются и укладываются во вспомогательный отсек 11 контейнера 3, люки 14 закрываются фиксирующими винтами.

Заявляемая зарядная машина может быть использована как установка для изготовления патронированных зарядов из сыпучих ВВ, находящихся в секциях контейнера; или после совмещения сыпучих компонентов ВВ с жидким компонентом и/или технологической жидкостью в навесном объемном дозаторе путем разгрузки навесного дозатора с ВВ в оболочки патронов.

Основной технический результат изобретения - повышение эффективности ведения взрывных работ достигается за счет отличительных признаков конструкции машины:

- гравитационная (самотечная) подача ВВ из загрузочной воронки на растаривающем узле в секции съемного контейнера, а из них в навесной дозатор и далее в скважину исключает механическое воздействие на ВВ, что повышает безопасность процессов подготовки и механизированного заряжания скважин;

- машина позволяет в процессе заряжания взрываемого блока формировать скважинные заряды из одного и того же ВВ, а также комбинированные заряды переменной мощности, устанавливать боевики в любой части скважинного заряда, что обеспечивает возможность ведения буровзрывных работ по породам любой крепости при прямом и обратном инициировании скважинных зарядов с использованием одной машины;

- съемный контейнер, выполненный в виде нескольких секций за счет установки дополнительных поперечных перегородок, может быть заполнен различными ВВ заводского изготовления, а поочередное опорожнение секций позволяет формировать скважинные заряды переменного состава и мощности, что расширяет область ее использования;

- съемность контейнера позволяет использовать его как технологическую емкость в составе зарядной машины, так и складскую емкость-накопитель для хранения ВВ, наличие бортов автомобиля, не снимаемых при установке контейнера на машину, расширяет область использования как контейнера, так и автомобиля;

- машина безопасна и проста в эксплуатации;

а для варианта 2 - дополнительно -

- оснащение машины баком, дозаторами, распылителем жидкого компонента, баком технологической жидкости позволяет изготавливать ВВ и заряжать ими скважины, что расширяет область ее использования;

- оснащение машины дозаторами сыпучих и жидких компонентов, гравитационная разгрузка дозаторов позволяет изготавливать патронированные заряды, что расширяет область ее использования.

Предлагаемая машина была проверена при изготовлении взрывчатых веществ типа игданита (аммиачная селитра + жидкий нефтепродукт), гранипора (зерненый пироксилиновый порох + жидкий нефтепродукт), водосодержащих ВВ с вводом водных растворов аммиачной селитры и заряжания ими скважин с использованием гранулированной пористой и плотной аммиачной селитры, их смеси в различных соотношениях. Предлагаемая машина была проверена в процессе ведения взрывных работ на карьерах при отбойке горных пород различной крепости для заряжания скважин разного диаметра и глубины с получением положительных результатов по дроблению горных пород, проработке подошвы уступа. В процессе изготовления ВВ и заряжания ими скважин, а также при заряжании скважин ВВ заводского изготовления аномальной работы машины и зарядов не зафиксировано.

Источники информации

1. Авторское свидетельство СССР №426039, 30.04.1974.

2. Авторское свидетельство СССР №471448.

3. Авторское свидетельство СССР №393453.

4. ТУ 24 08 1454-87.

5. Г.П.Демидюк, А.Н.Бугайский. Средства механизации технологии взрывных работ с применением гранулированных взрывчатых веществ. М.: Недра, 1976.

6. Патент РФ №2185595, 20.07.2002.

7. Патент РФ №2223461, 10.02.2004.

8. Механизация взрывных работ. Справочное пособие. М.: Недра, 1992.

9. Авторское свидетельство СССР №282988.

1. Зарядная машина для транспортирования и гравитационного заряжания скважин сыпучими промышленными взрывчатыми веществами, состоящая из транспортной базы, бункера с выгрузочными люками, дозатора ВВ, системы подачи ВВ в скважину, отличающаяся тем, что бункер выполнен в виде съемного контейнера, устанавливаемого внутри кузова автомобиля и крепящегося к его полу четырьмя винтовыми разъемами, разделенного продольной и поперечными наклонными перегородками под углом 45° на 4 или 6 секций для загрузки ВВ, и изолированного от ВВ вспомогательного отсека для установки бака с технологической жидкостью, на боковых стенках секций в местах сопряжения перегородок выполнены разгрузочные люки с шиберными затворами, работающие от пневмосистемы автомобиля, к которым присоединены навесные объемные дозаторы с шиберными заслонками; контейнер в верхней части оснащен загрузочными люками с закрывающимися крышками и фитингами для крепления строп грузоподъемных механизмов.

2. Машина по п.1, отличающаяся тем, что стенки секций, находящиеся в контакте с взрывчатыми веществами или компонентами взрывчатых веществ, выполнены из нержавеющей стали или алюминия.

3. Машина по п.1, отличающаяся тем, что выпускное отверстие навесного объемного дозатора взрывчатых веществ дополнительно оснащено рукавом из полимерного, брезентового, тканевого или другого материала.

4. Машина по п.1, отличающаяся тем, что в контейнере дополнительно устанавливаются поперечные вертикальные перегородки, закрепляемые на верхних ребрах наклонных перегородок, разделяющие его на изолированные друг от друга секции.

5. Машина по п.1, отличающаяся тем, что разгрузка дозаторов ВВ осуществляется в единичные транспортные упаковки или патроны.

6. Зарядная машина для транспортирования компонентов взрывчатых веществ, изготовления взрывчатых веществ и гравитационного заряжания скважин сыпучими взрывчатыми веществами, состоящая из транспортной базы, бункера с выгрузочными люками, дозатора, системы подачи ВВ в скважину, отличающаяся тем, что она дополнительно оснащена системой подачи жидкого компонента, состоящей из бака, двух дозаторов, распылителя жидкого компонента, связанных системой трубопроводов, обеспечивающих подачу жидкого компонента с помощью пневмосистемы в навесной дозатор контейнера, а бункер выполнен в виде съемного контейнера, устанавливаемого внутри кузова автомобиля и крепящегося к его полу четырьмя винтовыми разъемами, разделенного продольной и поперечными наклонными перегородками под углом 45° на 4 или 6 секций для загрузки ВВ, и изолированного от ВВ вспомогательного отсека для установки бака с технологической жидкостью, на боковых стенках секций в местах сопряжения перегородок выполнены разгрузочные люки с шиберными затворами, работающие от пневмосистемы автомобиля, к которым присоединены навесные объемные дозаторы с шиберными заслонками, контейнер в верхней части оснащен загрузочными люками с закрывающимися крышками и фитингами для крепления строп грузоподъемных механизмов.

7. Машина по п.6, отличающаяся тем, что стенки секций, находящиеся в контакте с взрывчатыми веществами или компонентами взрывчатых веществ, выполнены из нержавеющей стали или алюминия.

8. Машина по 6, отличающаяся тем, что выпускное отверстие навесного объемного дозатора взрывчатых веществ дополнительно оснащено рукавом из полимерного, брезентового, тканевого или другого материала.

9. Машина по п.6, отличающаяся тем, что в контейнере дополнительно устанавливаются поперечные вертикальные перегородки, закрепляемые на верхних ребрах наклонных перегородок, разделяющие его на изолированные друг от друга секции.

10. Машина по п.6, отличающаяся тем, что разгрузка дозаторов ВВ осуществляется в единичные транспортные упаковки или патроны.