Спасательный комплекс

Иллюстрации

Показать все

Спасательный комплекс может быть использован при пожарах в высотных зданиях. Конструкция комплекса позволяет расширить его функциональные возможности, повысить скорость готовности к применению, повысить безопасность использования. Спасательный комплекс имеет трос, тормозной механизм, выдвигающуюся за пределы стены клеть, соединенную с верхним концом троса, имеющую сбросную доску, снабженную механизмом ее наклона и возвращения в исходное положение. Устройство имеет колесную тележку с барабаном, на котором намотан нижней конец троса. Тележка имеет опорный кронштейн, телескопическую штангу с натяжным роликом, рукоять для перемещений тележки, а затем, с помощью винтов, преобразующаяся в рычаг тормозного механизма, когда вместо скользящего по тросу карабина используется тормозящее спусковое устройство. 1 з.п. ф-лы, 20 ил.

Реферат

Относится к спасательной технике, главным образом, для спасения людей из горящих высотных зданий.

Известны описательные устройства с использованием троса, например устройство по а.с. 787045, А62В 1/14. Недостаток этого устройства в том, что по канату, натянутому почти вертикально, человек, скатывающийся на карабине, падает почти свободно. И если он падает с большой высоты, то к тормозящему устройству предъявляются исключительные требования, чтобы не нанести травмы падающему. Устройство по а.с. 787045 не может не наносить травмы человеку, падающему, например, с пятидесятого этажа.

Наиболее близким аналогом, принятым за прототип, является устройство по патенту РФ 2145506, A62В 1/14 - спусковое устройство. Это устройство имеет тормозной механизм, движущийся по тросу с торможением. Трос установлен с возможностью регулирования степени натяжения посредством находящихся на земле спасателя или лебедки. Тормозное устройство выполнено в виде монолитного корпуса из литого чугуна, а трос - из металлического сплава, имеющего более высокую степень к истиранию, чем чугун. Монолитный корпус имеет сквозной канал, имеющий П-образную форму, через который проходит трос. При натяжении троса тормозной механизм сбрасывает скорость. Недостаток устройства - трудность заправки троса, быстрый износ троса на углах корпуса, малая производительность.

Задача - расширение функциональных возможностей, повышение скорости готовности устройства к использованию, повышение безопасности, повышение производительности.

Реализация задачи возможна потому, что:

- спасательный комплекс, содержащий трос, одним концом прикрепленный к верхней части высотного здания, а другим - к опоре на земле, размещенный на тросе тормозной механизм, скользящую скобу, отличается тем, что:

- комплекс имеет расположенную на последнем этаже высотного здания выдвигающуюся за пределы стены здания клеть, соединенную с верхним концом троса, при этом нижняя часть троса намотана и скреплена с барабаном колесной тележки, хранящейся на первом этаже здания под выдвижной клетью в готовности для разматывания и натяжения троса,

- при этом выдвижная клеть выполнена с возможностью скользить своими полозьями по заглубленным в наклонные направляющие стальным шарикам,

- при этом полозья и наклонные направляющие соединены между собой выбивным клином,

- при этом клеть имеет сбросную доску, снабженную механизмом ее наклона и возвращения в исходное положение,

- при этом проем для выхода на сбросную доску снабжен боковыми шторками,

- при этом тележка имеет крюк для фиксации положения тележки с натянутым тросом за скобу на заранее выполненном анкере,

- при этом тележка имеет опорный кронштейн, телескопическую штангу с натяжным роликом, рукоять для перемещения тележки и винты для скрепления рукоятки с барабаном,

- при этом тормозной механизм имеет две, соединенные шарниром, монолитные детали тормозного механизма, причем обе детали имеют плоские поверхности, смыкающиеся друг с другом, причем на каждой стороне этих деталей выполнены углубления, в которых при смыкании образуется синусоидальный канал, вмещающий кусок троса, при этом на обеих деталях закреплены рукоятки, смыкающиеся в одно целое и имеющие скрепляющий их замок.

На фиг.1 - общий вид комплекса в действии: верхняя клеть выдвинута, тележка с тросом выкачена и закреплена на анкере.

На фиг.2 - боковой вид клети. Передняя часть клети выдвинута за пределы стены высотного здания.

На фиг.3 - клеть и тележка в местах постоянного хранения.

На фиг.4 - схема возможного расположения тележки с тросом, вид сверху.

На фиг.5 - схема возможного использования комплекса.

На фиг.6 - вид части клети в изометрии. Одна из шторок у выхода на сбросную доску не изображена. Возвратный рычаг не изображен.

На фиг.7 - механизм приведения в действие сбросной доски. Вид по стрелке А на фиг.6.

На фиг.8 - пример постоянного крепления троса на стене здания. Трос закреплен в углублении гребенки металлической облицовки здания.

На фиг.9 - то же. Вид в сечении.

На фиг.10 - вид амуниции спасающегося: стоя на скатной доске, готовящийся к спуску по тросу сам надевает карабин на трос или другое устройство, спускающееся с торможением по тросу. Пунктиром показано положение спускающегося в процессе спуска.

На фиг.11 - человек, сохранивший силы и спокойствие, сам надевает на трос устройство для спуска или скольжения.

На фиг.12 - человек, затрудняющийся надеть устройство на трос самостоятельно, пользуется помощью пожарного.

На фиг.13 - инвалид, вползший на скатную доску, пользуется помощью пожарного.

На фиг.14 - вид тележки, развернувшей трос и стоящей на анкере.

На фиг.15 - вид ремней, крепящих поролоновый мат к тележке.

На фиг.16 - вид спускающегося вертикально.

На фиг.17 - вид тележки сверху; показаны варианты размещения матов.

На фиг.18 - вид спускающегося по наклонному тросу.

На фиг.19 - схема крепления срединной части троса на крыше здания пониженной этажности. Показано крепление троса с помощью анкера и зажимной колодки. Изображен момент дополнительного торможения спускающегося с применением тележки и индивидуального тормозного устройства. Пожарный давит на рычаг вниз.

На фиг.20 - тормозной механизм в разрезе.

Спасательный комплекс содержит трос 1, одним концом прикрепленный к верхней части высотного здания, а другим - к опоре на земле, размещенный на тросе тормозной механизм 2, тележку 3 и отличается тем, что имеет расположенную на последнем этаже высотного здания клеть 4, соединенную с верхним концом троса 1, при этом нижняя часть троса намотана и закреплена на барабане 5 колесной тележки, хранящейся на первом этаже здания под выдвижной клетью в готовности для разматывания и натяжения троса, при этом выдвижная клеть 4 выполнена с возможностью передвигаться своими полозьями 6 по заглубленным в наклонные направляющие 7 стальным шарикам 8, при этом полозья и наклонные направляющие соединены между собой выбивным клином 9, при этом клеть имеет сбросную доску 10, снабженную механизмом ее наклона и возвращения в исходное положение, при этом проем для выхода на сбросную доску снабжен боковыми шторками 11, при этом тележка имеет крюк 12 для фиксации положения тележки с натянутым тросом 1 за скобу 13 на заранее выполненном анкере 14, при этом тележка имеет опорный кронштейн 15, телескопическую штангу 16, натяжной ролик 17, рукоять 18 для перемещения тележки, винты 19 для скрепления рукоятки с барабаном 5.

Клин 9 запирает клеть 4 внутри здания так, чтобы передняя панель 20 клети, являющаяся либо осветительным окном, либо глухой панелью с изображением оконного рисунка, своими закраинами плотно примыкала к стене здания. Когда клин 9 будет извлечен, то клеть сама по наклонным направляющим 7 и шарикам 8 выдвинется за пределы стены, выдвигая при этом и верхнюю часть троса 1, которая была защемлена, например, в углублении вертикальной декоративной металлической гребенки 21, закрепленной на стене здания. Выдвинется и закрепленная шарниром 22 сбросная доска 10 (см. фиг.6, 7), выдвинется возвратный рычаг 23 с грузом 24, вся проволочно-рычажная сеть, выдергивающая защелку 25 от рывка вниз рукоятки 26. Выдвижная часть клети снабжена возвышением 27 для пожарных-помощников, отделенных от опускающихся вертикальной отгородкой 28. Лопасть в помещение клети можно с крыши по лестнице 29 или с верхних этажей через дверь 30 (см.фиг.2).

Нижняя часть троса закреплена на барабане 5 тележки 3, которая постоянно хранится вместе с матами 31 в помещении нижнего этажа здания. При пожаре тележка выкатывается и, с учетом ветровой и иной частной обстановки, закрепляется крюком 12 за одну из скоб 13, заранее выполненных на нужных расстояниях анкерных стоянок. Рукоять 18, служащая сначала для перемещений тележки, винтами 19 скрепляется с ободом барабана 5 и превращается в рычаг тормозного устройства. Цифрой 32 помечены ободочные трубы съемной решетки 33, которая может служить опорой для матов 31. Маты могут крепиться ремнями 34, например, к колесам тележки (см. фиг.14, 15).

На фиг.10 показан самостоятельно готовящийся к спуску по тросу. Он сам надевает тормозной механизм 2 на трос 1, предварительно надев карабин 36 с тросиком 37 на нагрудное кольцо 38 своей амуниции и, взявшись руками за проем 39 вспомогательной планки 40, поджимает ноги или делает шаг вперед, чтобы начать спуск. Известно, что большинству людей при этом нужна активная посторонняя помощь. Тормозной механизм имеет две 41, 42 соединенные шарниром монолитные детали тормозного механизма, причем обе детали корпуса имеют плоские поверхности 43, смыкающиеся друг с другом, причем на каждой плоской стороне смыкающихся деталей выполнены углубления, в которых при смыкании образуется синусоидальный канал 44, вмещающий кусок троса, при этом на обеих деталях закреплены рукоятки (на фиг.20 не показаны), смыкающиеся в одно целое и имеющие скрепляющий их замок. 45 - регулировочные винты.

На фиг.5, 19 показан спуск на крышу менее высокого здания, при этом трос 1 введен в проушину 46 петлей, которую закрепляют, вводя в петлю стержень или палку, что не приводит к порче троса. Верхняя часть троса 1 защемлена накладками 47 с помощью винтов 48. За мгновение до приземления спускающегося пожарный, спуская рычаг 49 вниз, натягивает трос 1 и этим притормаживает спуск. Проушина 50, как и проушина 46, закреплена на крыше заранее.

Цифрой 51 обозначены рукоятки, закрепленные на ободе барабана 5 для предварительного натяжения троса, которые выполняют еще до крепления на барабане 5 рукояти 18 с помощью винтов 19'. Цифрой 52 обозначена эластичная лента с выступами на ней, с помощью которых высотники защемляют трос 1 в гребенке 21.

Устройство используется следующим образом. При возникновении пожара, отрезавшего огнем и дымом часть этажей, недоступных для пожарных лестниц, люди, оставшиеся наверху, выбивают клин 9, и клеть 4 самокатом выдвигается за пределы стены здания. При этом находящиеся внизу люди, не дожидаясь пожарных, расчищают путь и выкатывают тележку 3 из постоянного укрытия, и, если метровая обстановка ясна, ведут тележку к наиболее удобной анкерной стоянке. По прибытии пожарные, если на месте не нашлось хорошо проинструктированных людей, начинают эвакуацию оставшихся наверху, которые вместе со своей амуницией и тормозным механизмом 2 поочередно выходят на сбросную доску 10, где, раскрыв свой тормозной механизм, закрепляются на тросе и начинают поочередный спуск. Если приготовленный к спуску не может начать спуск сам, то пожарный дергает рукоять 26, и скатная доска принимает почти вертикальное положение. Возврат доски и запирание ее защелкой 25 в горизонтальное положение происходят автоматически под воздействием рычага 23 с грузом 24.

Шторки 11 с закрепленными на них горизонтальными планками 53 помогают, держась за них, выйти на скатную доску. Это особенно важно для тех, кто панически боится высоты.

Если перепад высот невелик и угол подхода троса к тележке небольшой, то для скольжения по тросу может использоваться карабин, скатывающийся быстрее.

Положительный эффект устройства в том, что:

- устройство всегда готово к использованию;

- оно применимо при любой этажности высотного здания;

- для приведения устройства в действие нет необходимости в электричестве;

- при наличии хорошо проинструктированных мужчин устройство может быть использовано и без пожарных;

- устройство не портит внешний вид здания, т.к. трос спрятан, а после его использования трос с помощью высотников вновь защемляется в щель облицовочной гребенки 21;

- с помощью винтов тележка легко превращается в наземное ловильно-тормозное устройство, натяжением троса притормаживающее движение тормозного механизма 2.

1. Спасательный комплекс, включающий трос, одним концом прикрепленный к верхней части высотного здания, а другим - к опоре на земле, размещенный на тросе тормозной механизм, отличающийся тем, что имеет расположенную на последнем этаже высотного здания выдвигающуюся за пределы стены здания клеть, соединенную с верхним концом троса, при этом нижняя часть троса намотана и скреплена с барабаном колесной тележки, хранящейся на первом этаже здания под выдвижной клетью в готовности для разматывания и натяжения троса, при этом выдвижная клеть выполнена с возможностью скользить своими полозьями по заглубленным в наклонные направляющие стальным шарикам, при этом полозья и наклонные направляющие соединены между собой выбивным клином, при этом клеть имеет сбросную доску, снабженную механизмом ее наклона и возвращения в исходное положение, при этом проем для выхода на сбросную доску снабжен боковыми шторками, при этом тележка имеет крюк для крепления ее положения с натянутым ею тросом за анкерную скобу, тележка имеет опорный кронштейн, телескопическую штангу с натяжным роликом, рукоять для перемещения тележки и винты для скрепления рукояти с барабаном.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что тормозной механизм имеет две соединенные шарниром монолитные детали тормозного механизма, обе детали имеют плоские поверхности, смыкающиеся друг с другом, на каждой плоской стороне смыкающихся деталей выполнены углубления, в которых при смыкании образуется синусоидальный канал, вмещающий кусок троса, при этом на обоих деталях закреплены рукоятки, смыкающиеся в одно целое и имеющие скрепляющий их замок.