Разъемное торцевое соединение оболочек прочного корпуса подводного аппарата

Изобретение относится к морской технике и касается конструирования соединений оболочек прочных корпусов подводных аппаратов. Соединение содержит наружное уплотнение. Соединяемые оболочки выполнены без выступающих наружных деталей. Для соединения использован эластичный уплотнитель с пружинным хомутом, который удерживает соединяемые части корпуса от разъединения, плотно прижимая к их наружным поверхностям уплотнитель в течение всего времени опускания на глубину и подъема аппарата. Достигается упрощение технологического процесса изготовления оболочек прочного корпуса, уменьшение расхода дорогостоящего материала и снижение массы прочного корпуса подводного аппарата. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к морской технике и касается конструирования соединений оболочек прочных корпусов подводных аппаратов.

Известен узел разъемного торцевого соединения частей водонепроницаемого корпуса подводного аппарата, содержащий смонтированные снаружи корпуса жесткие соединительные элементы с кольцевым пазом, в котором установлен уплотнитель, и кольцевые утолщения корпуса (см. патент СССР №888431, 1991 г.).

Недостатки известного торцевого соединения заключаются в следующем. Соединение содержит большое количество соединительных элементов, причем кольцевой паз для установки уплотнителя образован между подвижными съемными втулками и требует применения нескольких уплотнительных колец, что усложняет узел соединения, снижая его надежность обеспечения водонепроницаемости корпуса подводного аппарата. Кроме того, соединяемые части водонепроницаемого корпуса содержат снаружи кольцевые утолщения, что усложняет технологический процесс изготовления оболочек прочного корпуса и требует дополнительного расхода дорогостоящего материала. И, наконец, большое количество соединительных элементов вместе с кольцевыми утолщениями увеличивают массу прочного корпуса подводного аппарата.

Известен также узел разъемного торцевого соединения частей водонепроницаемого корпуса подводного аппарата, содержащий смонтированные снаружи корпуса жесткие соединительные элементы и кольцевые утолщения корпуса, образующие паз для установки уплотнителя (см. патент РФ №2244665, 2005 г.).

Недостатки этого известного узла, принятого в качестве прототипа, заключаются в том, что соединяемые оболочки прочного корпуса содержат снаружи кольцевые утолщения, что усложняет технологический процесс изготовления оболочек прочного корпуса, требует дополнительного расхода дорогостоящего материала и увеличивает массу прочного корпуса подводного аппарата.

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое техническое решение, является упрощение технологического процесса изготовления оболочек прочного корпуса, уменьшение расхода дорогостоящего материала и снижение массы прочного корпуса подводного аппарата.

Технический результат, который достигается при решении поставленной задачи, выражается в упрощении узла соединения за счет устранения наружных выступающих деталей у соединяемых оболочек прочного корпуса.

Поставленная задача решается тем, что узел разъемного торцевого соединения оболочек водонепроницаемого корпуса, содержащий наружное уплотнение, выполнен без применения кольцевых утолщений соединяемых частей корпуса, а для соединения применен эластичный уплотнитель с пружинным хомутом, который удерживает соединяемые части корпуса от разъединения, плотно прижимая к их наружным поверхностям уплотнитель в течение всего времени опускания на глубину и подъема подводного аппарата.

Сопоставительный анализ существенных признаков предлагаемого технического решения с существенными признаками аналогов и прототипа свидетельствует о его соответствии критерию "новизна".

При этом существенные признаки отличительной части формулы изобретения решают следующие функциональные задачи.

Признак "...соединяемые оболочки выполнены без выступающих наружных деталей..." позволяет упростить технологический процесс изготовления оболочек прочного корпуса, уменьшить расход дорогостоящего материала и снизить массу подводного аппарата.

Признак "...для соединения применен эластичный уплотнитель с пружинным хомутом, который удерживает соединяемые части корпуса от разъединения, плотно прижимая к их наружным поверхностям уплотнитель в течение всего времени опускания на глубину и подъема подводного аппарата..." позволяет соединить отдельные оболочки корпуса между собой и обеспечить водонепроницаемость прочного корпуса в целом.

Изобретение поясняется чертежом, на котором изображен узел описанного соединения в разрезе. На чертеже обозначены: соединяемые оболочки 1 и 2 прочного корпуса, эластичный уплотнитель 3 и пружинный хомут 4.

Последовательность операций соединения оболочек прочного корпуса: на одну из соединяемых оболочек 1 или 2 надевают эластичный уплотнитель 3 так, чтобы не прикрывалась торцевая поверхность; прижимают соединяемые оболочки 1 и 2 друг к другу по поверхности разъема; натягивают на оболочки 1 и 2 эластичный уплотнитель 3 так, чтобы линия разъема оболочек оказалась посередине ширины уплотнителя 3; прижимают уплотнитель 3 к наружным поверхностям оболочек 1 и 2 пружинным хомутом 4.

В процессе сборки эластичный уплотнитель 3 с помощью пружинного хомута 4 плотно прижимается к наружным поверхностям соединяемых оболочек 1 и 2, образуя водонепроницаемое соединение.

При погружении на малую глубину герметизация соединения обеспечивается путем создаваемого при сборке первоначального обжатия эластичного уплотнителя 3 пружинным хомутом 4 и его плотного прилегания к наружным поверхностям соединяемых оболочек 1 и 2 прочного корпуса. Вследствие этого предотвращается возможность проникновения воды в плоскость разъема торцов соединяемых частей 1 и 2 прочного корпуса. С увеличением глубины погружения гидростатическое давление воды все с большей силой прижимает соединяемые оболочки 1 и 2 прочного корпуса друг к другу и все сильнее прижимает эластичный уплотнитель 3 к наружным поверхностям соединяемых оболочек 1 и 2, постоянно поддерживая водонепроницаемость описанного узла соединения. При этом пружинный хомут 4 остается плотно прижатым к эластичному уплотнителю 3, что предотвращает его перемещение относительно поверхности разъема соединяемых оболочек 1 и 2.

При подъеме подводного аппарата уменьшается гидравлическое давление на эластичный уплотнитель 3 и увеличиваются диаметры соединяемых оболочек 1 и 2, что вызывает увеличение сил прижатия пружинным хомутом 4 эластичного уплотнителя 3 к наружным поверхностям соединяемых оболочек 1 и 2. Тем самым сохраняется водонепроницаемость торцевого соединения оболочек прочного корпуса при подъеме подводного аппарата на поверхность.

Таким образом, описанное разъемное торцевое соединение оболочек прочного корпуса подводного аппарата обеспечивает водонепроницаемость прочного корпуса в течение всего времени опускания на глубину и подъема подводного аппарата.

Разъемное торцевое соединение оболочек прочного корпуса подводного аппарата, содержащее наружное уплотнение, отличающееся тем, что соединяемые оболочки выполнены без выступающих наружных деталей, а для соединения применен эластичный уплотнитель с пружинным хомутом, который удерживает соединяемые части корпуса от разъединения, плотно прижимая к их наружным поверхностям уплотнитель в течение всего времени опускания на глубину и подъема аппарата.