Топливная композиция для судовых быстроходных дизелей и газовых турбин
Изобретение относится к топливным композициям, а именно к жидким тяжелым дистиллятным углеродсодержащим топливам на основе смесей углеводородов с присадками в виде органических соединений, содержащих кислород и азот, и может быть использовано в быстроходных дизелях и газотурбинных двигателях судовых установок. Топливная композиция включает 17-25% вакуумных фракций мазута с температурой выкипания 96% об. до 450°С, 0,0045-0,0105% 8-оксихинолина, 0,0015-0,0035% присадки С-5А и до 100% гидроочищенной смеси дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга, взятых до гидроочистки в соотношении 1,5:1. Технический результат изобретения - повышение стабильности (уменьшение количества образующихся осадков) при хранении и улучшение дисперсности топливной композиции (уменьшение доли крупных частиц в образующихся осадках, задерживающихся фильтроэлементами при подаче топлива в двигатель). 3 табл.
Реферат
Изобретение относится к топливным композициям, а именно к жидким тяжелым дистиллятным углеродсодержащим топливам на основе смесей углеводородов с присадками в виде органических соединений, содержащих кислород и азот, и может быть использовано в быстроходных дизелях и газотурбинных двигателях судовых установок.
Известна топливная композиция для быстроходных дизелей, содержащая, мас.%:
Прямогонную фракцию, выкипающую | |
в интервале температур 160-240°С | 5-20 |
Депарафинизированную дизельную фракцию, | |
выкипающую в интервале температур | |
200-320°С | 5-50 |
Гидроочищенное дизельное топливо 180-360°С | до 100 |
(Патент РФ №2101325, C10L 1/04, 1998 г.).
Недостатками композиции являются дефицитность и дороговизна компонентов (особенно депарафинизированной фракции) и ограниченность сырьевых ресурсов.
Известна также топливная композиция топливо судовое маловязкое, содержащая, мас.%:
Прямогонную фракцию (атмосферный | |
газойль), выкипающую при 240-450°С | 5-15 |
Первый вакуумный погон 200-400°С | 5-25 |
Газойль коксования 160-400°С | 5-30 |
Газойль каталитического крекинга | |
180-400°С | 5-60 |
Дизельное топливо 160-360°С | до 100 |
(Патент РФ №2076138, C10L 1/04, 1997 г.).
Недостатками данной композиции являются ее высокая коксуемость (0,2 мас.%), большое содержание серы (до 1,5 мас.%), низкое цетановое число (40 ед.), что не позволяет использовать ее в быстроходных дизелях.
Наиболее близким по составу компонентов к заявляемому техническому решению является единое судовое топливо для энергетических установок (прототип), содержащее, мас.%:
Вакуумные фракции мазута с температурой | |
выкипания 96% об. до 450°С | 17-25 |
Гидроочищенную смесь дизельного топлива | |
и легкого газойля каталитического крекинга, | |
взятых до гидроочистки в соотношении 1,5:1 | до 100 |
(ТУ 38.101717-78 "Единое топливо для судовых энергетических установок объектов ВМФ").
Указанная композиция имеет цетановое число не ниже 45, коксуемость не более 0,05 мас.%, температуру выкипания 96% об. до 410°С, содержание серы не более 0,5 мас.%, это обеспечивает ее использование в судовых быстроходных дизелях и газовых турбинах и существенно расширяет сырьевую базу топлив для этих двигателей, так как применяемое в настоящее время дизельное топливо Л-62 по ГОСТ 305 имеет температуру выкипания 96% об. до 360°С.
Недостатками указанной композиции являются ее относительно низкая в сравнении с дизельным топливом стабильность при хранении (большое количество осадка) и низкая дисперсность образующегося осадка (относительно большая доля в нем крупных частиц), выявленные в процессе хранения. Эти недостатки отрицательно проявляются при хранении, образуя повышенное количество осадков на днищах емкостей, а при подаче в двигатель происходит сильное засорение фильтроэлементов топливных систем.
Технический результат изобретения - повышение стабильности (уменьшение количества образующихся осадков) при хранении и улучшение дисперсности топливной композиции (уменьшение доли крупных частиц в образующихся осадках, задерживающихся фильтроэлементами при подаче топлива в двигатель).
Указанный технический результат достигается тем, что известная топливная композиция, включающая вакуумные фракции мазута с температурой выкипания до 450°С и гидроочищенную смесь дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга, взятых до гидроочистки в соотношении 1,5:1,0, согласно изобретению дополнительно содержит 8-оксихинолин и присадку С-5А при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Вакуумные фракции мазута с температурой | |
выкипания 96% об. до 450°С | 17-25 |
Реагент 8-оксихинолин | 0,0045-0,0105 |
Присадка С-5А | 0,0015-0,0035 |
Гидроочищенная смесь дизельного топлива | |
и легкого газойля каталитического крекинга, | |
взятых до гидроочистки в соотношении 1,5:1 | до 100. |
Реагент 8-оксихинолин изготавливается по ГОСТ 5877 и представляет собой светло-желтые кристаллы с температурой плавления 75-76°С и молекулярной массой 145,16. Находит широкое применение, в частности, как аналитический реагент (http://www.university.tversu.ru/conference_jubilee/kaf_neorg_himii/Ryasensky.doc, c.1), при производстве антисептиков амебоцидного и наружного действия в медицине, в качестве реагента при определении и разделении металлов (Al, Zn, Cd, Mg и др.) (http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/084/038.htm). Применение 8-оксихинолина основано на легкой диссоциации иона водорода (Н+) из гидроксильной группы (ОН-) 8-оксихинолина.
Указанная особенность позволила авторам исследовать этот реагент в качестве присадки к утяжеленным дизельным топливам с целью выявления способности предотвращать образование осадка при хранении.
Присадка С-5А изготавливается по ТУ 38.101146-77 "Присадка сукцинимидная С-5А" и представляет собой раствор (40-50 мас.%) полибутенилсукцинимида диэтилентриамина в индустриальном масле И-12А. Вязкость присадки при 100°С составляет 150-300 мм2/с, содержание азота - 1,4 мас.%, температура вспышки не ниже 160°С. Присадка используется, преимущественно, в качестве диспергирующей в моторных маслах в количестве 1,5-5 мас.%. Авторы не обнаружили применение данной присадки в топливных композициях.
Для обоснования количественного состава топливной композиции были приготовлены образцы с различным содержанием присадок (таблица 1). Образцы топливных композиций готовили путем растворения при перемешивании присадок в небольшом количестве смеси вакуумных фракций мазута с температурой выкипания 96% об. до 450°С и гидроочищенной смеси дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга, взятых до гидроочистки в соотношении 1,5:1, подогретой до (80±2)°С, с последующем разбавлением остальной частью смеси.
Таблица 1Состав образцов топливной композиции, мас.% | ||||||||
Компоненты | Образцы | |||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | ||
1 | 8-оксихинолин, % масс. | - | 0,0036 | 0,0045 | 0,0075 | 0,0105 | 0,0135 | 0,0105 |
2 | Присадка С-5А | - | 0,0012 | 0,0015 | 0,0025 | 0,0035 | 0,0045 | - |
3 | Вакуумные фракции мазута с температурой выкипания до 450°С | 20 | 16 | 20 | 25 | 26 | 20 | 20 |
4 | Гидроочищенная смесь дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга, взятых до гидроочистки в соотношении 1,5:1 | 80 | 83,9952 | 79,994 | 74,99 | 73,986 | 79,982 | 79,9895 |
Испытания стабильности топливных композиций проводили лабораторным методом ускоренного старения, заключающимся в выдержке топлива в стеклянных сосудах (по 400 см3) в воздушном термостате, нагретом до (120±2)°С, в течение 24 ч (три суточных цикла с непрерывным нагревом в каждом цикле по 8 ч и последующим охлаждением на воздухе 16 ч) и определении количества осадка, выделенного последовательно на мембранных фильтрах №6 (размер пор 3,5 мкм) и №2 (размер пор 0,5 мкм). Результаты испытаний приведены в табл.2.
Таблица 2Результаты испытаний | |||
Образцы | Концентрация осадка на мембранных фильтрах №2 и №6, мг/100 см3* | ||
6 | 2 | Суммарное (на фильтрах 6, 2) | |
№1 | 3,58 | 0,34 | 3,92 |
№2 | 1,82 | 1,58 | 3,40 |
№3 | 0,48 | 1,31 | 1,79 |
№4 | 0,12 | 0,24 | 0,36 |
№5 | 0,10 | 0,22 | 0,32 |
№6 | 0,09 | 0,22 | 0,31 |
№7 | 1,41 | 0,23 | 1,64 |
* - концентрация осадка рассчитывалась как отношение массы образовавшегося осадка на фильтре к объему профильтрованного топлива (в см3) и последующим ее приведением к 100 см3 топлива. |
Из приведенных в табл.1 и 2 данных следует, что заявленные образцы топливных композиций (№№3-5) имеют в 2-12 раз лучшую стабильность, чем топливо по прототипу (образец №1). Отклонение соотношения компонентов от пределов приводит к снижению эффективности композиций. Так, при меньшем содержании присадок количество осадка в композиции (образец №2) практически не снижается в сравнении с топливом по прототипу. При большем содержании присадок (образец №6) дальнейшего снижения количества осадка практически не происходит, т.е. увеличение содержания присадок в композициях является неоправданным. При применении только присадки 8-оксихинолин (образец №7) суммарное количество осадка снижается в 2,4 относительно прототипа (образец №1), однако осадок имеет крупнодисперсное строение, что нежелательно при эксплуатации. Оптимальными являются образцы 3-5, в состав которых входит кислородсодержащая присадка 8-оксихинолин в количестве 0,0045-0,0105 мас.% и присадка С-5А - 0,0015-0,0035 мас.%, обеспечивающие снижение суммарного количества осадка в 2,2-12,2 раза по отношению к прототипу.
Оптимальный образец топливной композиции (образец №4) испытан в сравнении с прототипом (образец №1) и базовым топливом Л-62 по ГОСТ 305, широко применяемым в настоящее время на судовых быстроходных дизелях и газовых турбинах. Все приведенные показатели качества определяли в соответствии с требованиями нормативной документации на топлива, а также в соответствии с методиками, включенными в комплексы методов квалификационной оценки (КМКО) топлив для быстроходных дизелей и КМКО остаточных топлив для судовых газовых турбин, котлоагрегатов, среднеоборотных и малооборотных дизелей.
Результаты испытаний приведены в табл.3.
Таблица 3 | ||||
Показатели | Образец №4 | Прототип | Базовое Л-62 | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | Фракционный состав, температура выкипания 96% об. | 403 | 407 | 357 |
2 | Содержание осадка после ускоренного старения, мг/100 мл | |||
на фильтре №6 | 0,12 | 3,58 | 1,38 | |
на фильтре №2 | 0,24 | 0,34 | 0,59 | |
суммарно | 0,36 | 3,92 | 2,14 | |
3 | Оптическая плотность на светофильтре №4 прибора ФЭК-56М после ускоренного старения | 0,622 | 1,256 | 0,692 |
4 | Плотность, кг/м3 | 865 | 865 | 834 |
5 | Температура вспышки, °С | 92 | 92 | 64 |
6 | Защитные свойства в присутствии морской воды | |||
коррозионные потери стали СтЗ, г/м2 | 20,0 | 20,0 | 37,7 | |
7 | Теплота сгорания, МДж/л | 37,6 | 37,6 | 35,0 |
8 | Дымность отработавших газов на дизельном двигателе, ед. Хартриджа | 77 | 77 | 80 |
9 | Удельный расход, г/кВт·ч | 196 | 196 | 200 |
Из приведенных в табл.3 данных следует, что изобретение (образец №4) имеет преимущество перед известной топливной композицией (по прототипу) по стабильности (общее содержание осадка на порядок ниже) и доле крупных частиц (отношение массы осадка, выделенного на фильтре №6, к суммарной массе осадка, выделенного на фильтрах №№2, 6, - соответственно 33% и 91%).
Изобретение имеет преимущество и перед базовым топливом: по стабильности (суммарный осадок меньше в 5,9 раза); удельному расходу (на 4 г/кВт·ч), объемной теплоте сгорания (на 7,4%), что суммарно обеспечивает большую дальность хода транспортного средства без дозаправки; на 9,4% меньшей дымности отработанных газов (77 и 80 ед. Хартриджа или 0,55 и 0,60 г сажи на 1 м3 отработанных газов соответственно, т.е. по экологическим характеристикам) и другим свойствам, вследствие чего может быть применено вместо базового топлива.
Таким образом, применение изобретения в заявленном соотношении компонентов позволит увеличить срок хранения топливной композиции, ресурс работы фильтроэлементов, повысить надежность работы прецизионных деталей топливных насосов двигателей за счет снижения количества образующегося осадка, обусловленного использованием в совокупности 8-оксихинолина, способного обрывать цепные реакции окисления углеводородов, вступая в реакцию с отрицательно заряженными свободными радикалами продуктов окисления топлив, делая их нейтральными (неактивными), и присадки С-5А, оказывающей диспергирующее влияние (увеличение дисперсности осадка).
Топливная композиция для судовых быстроходных дизелей и газовых турбин, включающая вакуумные фракции мазута с температурой выкипания до 450°С и гидроочищенную смесь дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга, взятых до гидроочистки в соотношении 1,5:1, отличающаяся тем, что дополнительно содержит 8-оксихинолин и присадку С-5А при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Вакуумные фракции мазута с температурой | |
выкипания 96 об.% до 450°С | 17-25 |
Реагент 8-оксихинолин | 0,0045-0,0105 |
Присадка С-5А | 0,0015-0,0035 |
Гидроочищенная смесь дизельного топлива и | |
легкого газойля каталитического крекинга, | |
взятых до гидроочистки в соотношении 1,5:1 | До 100 |