Способ лечения больных с афферентной моторной афазией

Изобретение относится к медицине и может быть использовано при лечении больных с афферентной моторной афазией. Осуществляют электронейростимуляцию от аппарата ЧЭНС-03 с помощью выносного электрода нейроимпульсным постоянным током на область кистей. После электронейростимуляции воздействуют на сенсорные зоны устной речи с помощью последовательного четырехступенчатого лечения, включающего лечебную гимнастику, проводимой непосредственно после нее механотерапии с использованием бытовых предметов и лечебного пения. Все упражнения лечебной гимнастики и упражнения с бытовыми предметами выполняются на фоне лечебного пения и в том же темпе, что и избранная песня. Лечебную гимнастику и механотерапию бытовыми предметами проводят с паретичной конечностью. Лечебную гимнастику и механотерапию на всех ступенях восстановительного лечения для левшей проводят с левой рукой. Способ позволяет повысить эффективность лечения больных с афферентной моторной афазией. 1 з.п.ф-лы, 3 табл.

Реферат

Изобретение относится к области медицины, в частности к неврологии и восстановительной медицине (физиотерапии и лечебной физкультуре), и может использоваться при лечении больных с афферентной моторной афазией, например при остром нарушении мозгового кровообращения, при посттравматических состояниях, после оперативного вмешательства на головном мозге.

В настоящее время при лечении больных с афферентной моторной афазией наряду с фармакологическими методами используются логопедические методики коррекции речевых нарушений. Впервые метод лечения больных с афазией, названный оптико-тактильным и основанный на постановке звуков и введении их в слоги с опорой на зрительное и тактильное восприятие, был предложен Куссмаулем в 1910 г., метод назван автором "чтением с губ". В дальнейшем для лечения моторной афазии этот метод и его различные вариации применялись очень широко. Метод заключается в произнесении слов логопедом с подчеркнутой артикуляцией (Шохор-Троцкая М.К. Стратегия и тактика восстановления речи. Нейропсихологическое введение в логопедию. - М.: Эксмо-пресс, 2001. - 423 с., с.4):

В 1904 г. Миллс предложил фонетическую методику, основанную на повторении, группировке звуков по месту образования. Звуки вводились в слоговые упражнения и закреплялись в словах и фразах. Постепенное увеличение нагрузки, степени сложности задания достигается за счет использования звуков, имеющих различное место образования, при этом тренируется весь артикуляционный аппарат (Шохор-Троцкая М.К. Стратегия и тактика восстановления речи. Нейропсихологическое введение в логопедию. - М.: Эксмо-пресс, 2001. - 423 с., с.5.).

В дальнейшем фонетический метод был развит Т.М.Моховой. Ее акустическая методика основана на глобальном повторении отдельных простых слов определенной фонетической конструкции с поверхностной артикуляцией. Для растормаживания речи применялся счет. Метод основан на фонетическом подходе к подбору слов и использовании автоматизированных речевых рядов (Шохор-Троцкая М.К. Стратегия и тактика восстановления речи. Нейропсихологическое введение в логопедию. - М.: Эксмо-пресс, 2001. - 423 с., с.11).

Существенным недостатком логопедических методов лечения моторной афазии является их длительность, для достижения положительного эффекта требуется от 6 месяцев до 1 года лечения.

Применение лечебного пения очень эффективным считал Granich (1947 г.). По его мнению, лечебное пение должно быть обязательно включено в программу восстановительного лечения, но методика лечения не приводится (Шохор-Троцкая М.К. Стратегия и тактика восстановления речи. Нейропсихологическое введение в логопедию. - М.: Эксмо-пресс, 2001. - 423 с., с.12-13).

Метод использования пения при афазии существует у венгерских авторов Vargha и Gereb (Шохор-Троцкая М.К. Стратегия и тактика восстановления речи. Нейропсихологическое введение в логопедию. - М.: Эксмо-пресс, 2001. - 423 с., с.13). Они записывали на магнитофонную пленку пение простых народных песен сначала в нормальном ритме, потом с выделением паузой отдельных слов. Эти слова, написанные на карточку в определенной последовательности и вразбивку, предлагались больному, который должен был их произнести.

Существенным недостатком данного метода является отсутствие стимуляции сенсорных зон устной речи, так как авторы не предлагают пациенту петь самостоятельно. При самостоятельном пении тренируется артикуляционный аппарат, попытки реализации способности к нарушенной функции речи возбуждают центры образования устной речи за счет биологической обратной связи, таким образом не используется ресурс словесной памяти, активизирующийся за счет применения автоматизированных речевых рядов.

М.К.Шохор-Троцкая (Бурлакова) описывает методику растормаживания речи при помощи автоматизированных речевых рядов и пения (Шохор-Троцкая М.К. Стратегия и тактика восстановления речи. Нейропсихологическое введение в логопедию. - М.: Эксмо-пресс, 2001. - 423 с., с.265.) Пение и произнесение логопедом и больным автоматизированных речевых рядов должно быть неторопливым, негромким. Первоначально больной должен вслушиваться в произносимый логопедом речевой ряд, всматриваться в артикуляцию и пытаться что-то произнести, оживляя заложенные в слухоречевой памяти произносительные возможности сохранных отделов височной, теменной и заднелобных отделов головного мозга. Раз за разом повторяющаяся и нарастающая амплитуда артикуляционных движений в рифмующихся слогах слов позволяет в течение 4-6 занятий по 8-10 минут 2-3 раза в день подойти к не очень четкому произнесению серий слов (Шохор-Троцкая М.К. Стратегия и тактика восстановления речи. Нейропсихологическое введение в логопедию. - М.: Эксмо-пресс, 2001. - 423 с., с.265).

Механизм действия данного способа лечения заключается в том, что пение оживляет ритм и мелодику каждого слова, растормаживая речевую функцию пациента, однако амплитуда артикуляционных движений нарастает в рамках одного текста (в рифмующихся слогах слов). Фонетическая нагрузка не варьируется в зависимости от степени выраженности речевых нарушений, не изменяется вслед за динамикой восстановления речи, так как способ не предполагает расширения репертуара и применения различных по фонетическим характеристикам песен на разных стадиях восстановления речевой функции. Недостатком описанной методики является недостаточно высокая эффективность способа, что связано, на наш взгляд, с отсутствием ритмических и фонетических характеристик для различных степеней заболевания, сопровождающееся афферентной моторной афазией, то есть для многоступенчатой реабилитации.

При лечении больных с афазиями известно также использование многоуровневой медикаментозной магнитной и электрической стимуляции (Способ лечения больных с нарушениями двигательной, чувствительной и речевой функций вследствие органических поражений нервной системы. Методические рекомендации №95/25. Российский научно-исследовательский нейрохирургический институт им. проф. А.Л.Поленова. - Санкт-Петербург, 1995). Способ заключается в медикаментозном воздействии прозерина на одну из акупунктурных точек и проведении чрескожной магнитной стимуляции пораженных центров речи в коре головного мозга - на первом уровне стимуляции. На втором уровне осуществляют электростимуляцию нервно-мышечного и нервно-рецепторного аппарата правой кисти.

Импульсные токи полусинусоидальной формы в связи с выраженной полярностью вызывают раздражение кожи лица продуктами электролиза, поэтому применение этой методики может вызвать появление болезненных ощущений и стойкую негативную реакцию на лечение.

В качестве прототипа по наиболее близкой технической сущности нами выбран способ лечения афазий путем электронейростимуляции рефлекторных зон с помощью аппарата ДЭНАС, осуществляемой на фоне логопедического лечения (Руководство по динамической электростимулирующей терапии аппаратами ДЭНАС. 2-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург, 2002 - 248 с.).

При осуществлении данного способа обрабатывают следующие зоны:

1. Универсальные центральные зоны.

2. Шейно-воротниковая зона с учетом артериального и внутричерепного давления.

3. Зона "шейное кольцо".

4. Специальные "речевые" зоны:

- середина носогубной складки;

- область красной каймы верхней губы;

- зона, расположенная под подбородком (проекция дна ротовой полости);

- большие пальцы кистей обеих рук;

- граница роста ногтевых пластинок на каждом пальце.

Обрабатывают каждую зону в дозированном, затем в постоянном режиме по 1-2 мин.

5. Зона гортани; постоянный режим, 30-40 с, минимальный энергетический уровень.

Длительность серий импульсов от 0,3 до 5,5 с, длительность паузы между сериями импульсов 1,5±0,7 с, частота импульсов в серии, в дозированном режиме "Дозированный" 10±1 Гц, в постоянном режиме "Постоянный" 77±2 Гц, амплитуда импульса не менее 50 В. Параллельно следует продолжать занятия с логопедом (Руководство по динамической электростимулирующей терапии аппаратами ДЭНАС, 2-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург, 2002 - 248 с.).

Недостатками данного способа являются:

1. Использование большого количества рефлекторных зон за одну процедуру, при воздействии на которые снижается специфичность рефлекторного ответа, т.к. одновременно воздействуют на специфические и общие зоны.

2. В описании способа не оговорено использование выносного электрода, а при использовании общего электрода, расположенного на корпусе, расстояние между катодами и анодами может не перекрывать зоны соответствия кисть-стопа акупунктуры, препятствуя ожидаемому эффекту при электронейростимуляции.

3. Применяемые при осуществлении способа динамические электрические параметры, такие как длительность серий импульсов, от 0,3 до 5,5 с, заложенные в данном аппарате, нельзя изменить пользователю и их трудно оценить при статистической обработке клинических показателей эффективности лечения.

4. Амплитуда импульса составляет не менее 50 В, а частота в режиме "Дозированный" составляет 10±1 Гц, что недостаточно для преодоления электрического сопротивления эпидермиса и импеданса тканей.

5. Длительность процедуры составляет 30 мин и более.

6. Логопедические занятия не предусматривают ритмических и фонетических характеристик для различных степеней заболевания, сопровождающееся афферентной моторной афазией, то есть для многоступенчатой реабилитации.

Задачей изобретения является повышение эффективности лечения пациентов с афферентной моторной афазией за счет улучшения основных клинических показателей речевой и двигательной функций, а также сокращение времени процедуры электронейростимуляции.

При решении поставленной задачи осуществляют электронейростимуляцию от аппарата ЧЭНС-03 с помощью выносного электрода нейроимпульсным током на область кистей симметрично по системе соответствия кисть-стопа акупунктура на ладонную поверхность большого пальца по срединной линии в области 1-й фаланги, нижней трети 2-й фаланги, в верхней трети 2-й фаланги вдоль ногтевой пластины от зоны ее роста, на все области воздействуют поочередно в течение 1 минуты, причем первоначально воздействуют на область кисти здоровой конечности, а потом - паретичной, при этом рабочая частота следования импульсов 10 Гц +/- 20%, длительность положительной полуволны 2 мс, длительность отрицательной полуволны 0,5 мс, амплитуда положительной полуволны 30 V, амплитуда отрицательной полуволны 200 V, ток потребления 4,5 мА.

Не менее чем через 20 минут после электронейростимуляции воздействуют на сенсорные зоны устной речи с помощью последовательного четырехступенчатого лечения, включающего сочетанную процедуру, которая состоит из лечебной гимнастики, следующей непосредственно после нее механотерапии бытовыми предметами и лечебного пения. Все упражнения лечебной гимнастики и упражнения с бытовыми предметами выполняются на фоне лечебного пения и в том же темпе, что и избранная песня. Лечебную гимнастику и механотерапию бытовыми предметами проводят с паретичной конечностью. Упражнения лечебной гимнастики осуществляют в лучезапястном, пястно-фаланговых и межфаланговых суставах. На первой ступени лечения, характеризующейся выраженностью афферентной моторной афазии в отсутствии спонтанной речи и способностью произносить только отдельные гласные звуки или отдельные слоги, а также плегией или парезом мышц кисти и пальцев в 1 балл, проводят пассивные упражнения во всех вышеуказанных суставах. На этой ступени при лечебном пении используют песни в темпе andante, в текстах которых фонетический ряд представлен звукосочетаниями "согласная - долгая гласная" с ударными гласными фонемами "а", "о", "у" между парными твердыми согласными фонемами. На второй ступени лечения, характеризующейся выраженностью афферентной моторной афазии в наличии элементов спонтанной речи, способностью произносить гласные и звонкие согласные звуки, звукосочетания "согласная - долгая гласная с ударными гласными фонемами "а", "о", "у" между парными твердыми согласными фонемами" и отдельные односложные слова, а также парезом мышц кисти и пальцев в 2 балла, лечебную гимнастику проводят по пассивно-активной методике с использованием облегченных положений. Лечебное пение на этой ступени лечения состоит из песен в темпе moderato, в текстах которых фонетический ряд представлен звукосочетаниями "согласная - короткая гласная" с сильными согласными фонемами. На третьей ступени лечения, характеризующейся выраженностью афферентной моторной афазии в наличии спонтанного начала речи с предварительной паузой ожидания, способностью произносить все звуки, звукосочетания типа "согласная - короткая гласная" с сильными согласными фонемами, отдельные многосложные слова и короткие фразы из 2-3 слов, а также парезом мышц кисти и пальцев в 3 балла, лечебную гимнастику проводят по активно-пассивной методике. Лечебное пение на этой ступени лечения состоит из песен в темпе alegretto, в текстах которых фонетический ряд представлен звукосочетаниями "согласная - короткая гласная - согласная", представленными четвертой, пятой и шестой позицией гласных фонем. На четвертой ступени лечения, характеризующейся выраженностью афферентной моторной афазии в затруднении спонтанного начала речи при эмоциональной нагрузке, способностью произносить звукосочетания типа "согласная - короткая гласная - согласная", представленные четвертой, пятой и шестой позициями гласных фонем, короткие фразы, затруднением произнесения звукосочетаний типа "согласная - согласная - гласная" с использованием шипящих согласных фонем, аффрикат и звонких долгих согласных фонем" и периодически возникающими эпизодами регрессии восстановления речевой функции при быстрой, эмоционально окрашенной речи, а также парезом мышц кисти и пальцев в 4 балла, лечебную гимнастику проводят с использованием активных упражнений. Лечебное пение состоит из песен в темпе alegro или presto, с изменяющимся ритмическим рисунком, в текстах которых фонетический ряд представлен звукосочетаниями "согласная - согласная - гласная" с использованием шипящих согласных фонем, аффрикат и звонких долгих согласных фонем, причем при переходе к каждой последующей ступени лечения репертуар песен обновляют, сохраняя одну-две песни-маркера, при этом лечебное пение начинают после 1-3 повторов вновь введенных упражнений, а также переход к каждой последующей ступени лечения осуществляют при появлении выраженности афферентной моторной афазии, характерной для последующей ступени лечения. Четвертую ступень лечения завершают при исчезновении клинических признаков афферентной моторной афазии, ежедневно осуществляя 1 процедуру.

Лечебную гимнастику и механотерапию на всех ступенях восстановительного лечения для левшей проводят с левой рукой.

Способ осуществляется следующим образом.

Первоначально осуществляют электронейростимуляцию от аппарата ЧЭНС-03 с выносным электродом нейроимпульсным постоянным током (патент РФ №2242255 Электронейростимулятор. Техническое описание - паспорт чрескожный Электронейростимулятор "Электроника ЧЭНС-03", рег. у. Минздрава России №83/1010-27. Сертификат Госстандарта России № POCC. RU. АЮ 40.В 00026. 19525 г.Санкт-Петербург, "Биоимитатор", тел/факс: 559-98-29 (Штеренгерц А.Е., Белая Н.А. Массаж для взрослых и детей. - К.: Здоровье, 1994. - 384 с.).

Необходимо проверить техническую исправность аппарата, для этого поворотом ручки выключателя регулятора (через "щелчок") в направлении, указанном знаком, включить прибор. Увеличение яркости при повороте регулятора свидетельствует о пригодности аппарата к работе. По окончании проверки аппарат выключить. К контактам для снятых зональных электродов, визуально определив полярность, подсоединить с помощью зачищенных от изоляции проводов биполярный выносной электропунктурный электрод. Рабочей поверхностью электрод несильно прижать к коже в проекции зон соответствия кисть-стопа акупунктура. Включить аппарат, плавно увеличить силу тока вращением регулятора, контролируя ее по яркости свечения индикатора и по ощущениям, возникающим на коже под электродом. Оптимальный режим воздействия подбирается индивидуально в зависимости от чувствительности кожи. Первые ощущения типа покалывания, жжения, не переходящие в болевые дискомфортные, являются сигналом к прекращению дальнейшего увеличения тока воздействия. Для проведения чрезкожной электронейростимуляции зон соответствия кисть-стопа акупунктура пациенту следует лечь или сесть в удобной позе. За каждую процедуру можно стимулировать не более 3 симметричных зон на ладонной поверхности большого пальца по срединной линии в области 1-й фаланги в течение 1 минуты, нижней трети 2-й фаланги в течение 1 минуты, в верхней трети 2-й фаланги вдоль ногтевой пластины от зоны ее роста в течение 1 минуты, постоянно перемещая контакт электрода от латерального угла ногтевой пластины к медиальному и обратно, причем первоначально осуществляют воздействие на область кисти здоровой конечности, а потом - паретичной, при этом рабочая частота следования импульсов 10 Гц +/- 20%, длительность положительной полуволны 2 мс, длительность отрицательной полуволны 0,5 мс, амплитуда положительной полуволны 30 V, амплитуда отрицательной полуволны 200 V, ток потребления 4,5 мА. По окончании электропунктуры плавно уменьшить воздействие и выключить аппарат. Наличие мигающего свечения индикатора характеризует исправность прибора, а яркость - величину стимулирующего воздействия. Для установки или замены батареи "Крона-ВЦ" необходимо снять крышку с приборного отсека, присоединить к электрическому разъему батарею питания и вложить ее в отсек (1. Пак Чжэ By. Системы соответствия кистей и стоп. Большой палец-голова. "СУ-ДЖОК АКАДЕМИЯ". М., - 1996. - 400 с. 2. Пак Чжэ ву. Начальный курс терапии. Большой палец-голова. Су-Джок терапия. "СУ ДЖОК АКАДЕМИЯ". М., - 1995. - 318 с. 3. Пак Чжэ Ву. Лекции по Су-Джок акупунктуре. Часть 1. "СУ ДЖОК АКАДЕМИЯ". М., - 1994. - 329 с. 4. Пак Чжэ Ву. Лекции по Су-Джок акупунктуре. Часть 2. "СУ ДЖОК АКАДЕМИЯ". М., - 1995. - 371 с.).

После электронейростимуляции определяют выраженность афферентной моторной афазии путем оценки нарушений функции речи пациента и выраженности пареза мышц кисти и пальцев руки по сравнению с предыдущей процедурой или результатами осмотра логопеда и врача по ЛФК, зафиксированными в истории болезни, и определяют соответствующую ступень лечения. Для оценки медицинской сестрой динамики выраженности нарушений речевой и двигательной функций используется таблица №1 "Шкала определения показаний к выбору ступени лечения".

Не менее чем через 20 минут после электронейростимуляции проводится сочетанная процедура, включающая лечебную гимнастику, механотерапию бытовыми предметами и лечебное пение. Лечебную гимнастику и механотерапию бытовыми предметами проводят на фоне лечебного пения. Лечебную гимнастику и механотерапию бытовыми предметами проводят с паретичной конечностью. Упражнения лечебной гимнастики осуществляют по направлению от крупных суставов к мелким с помощью движений в лучезапястном, пястно-фаланговых и межфаланговых суставах.

Используется метод ступенчатой нагрузки, заключающийся в следующем:

На первой ступени лечения, характеризующейся выраженностью афферентной моторной афазии в отсутствии спонтанной речи и способностью произносить отдельные гласные звуки или отдельные слоги, а также плегией или парезом мышц кисти в 1 балл, проводят пассивные упражнения с волнообразным нарастанием интенсивности, всего на 1 куплет песни приходится 6-10 повторов. Раздражающее воздействие на проекцию разгибателей кисти и пальцев проводится массажным мячом по лабильной методике, пассивно, то есть с посторонней помощью, например медицинской сестры, которая прокатывает мяч с одинаковым нажимом по ладонной поверхности предплечья и кисти, с выпрямлением пальцев правой рук (для правшей).

На первой ступени используются песни в темпе andante, в текстах которых фонетический ряд представлен звукосочетаниями "согласная - долгая гласная" с ударными гласными фонемами "а", "о", "у" между парными твердыми согласными фонемами.

На второй ступени лечения, характеризующейся выраженностью афферентной моторной афазии в наличии элементов спонтанной речи, способностью произносить гласные и звонкие согласные звуки, звукосочетания типа "согласная - долгая гласная" с ударными гласными фонемами "а", "о", "у" между парными твердыми согласными фонемами", и отдельные односложные слова, а также парезом мышц кисти в 2 балла, лечебную гимнастику проводят по пассивно-активной методике с использованием облегченных положений. Механотерапию бытовыми предметами проводят с использованием мяча, мягкой игрушки, герметично закрытого пакета с жидким наполнителем.

Комплекс упражнений механотерапии бытовыми предметами для второй ступени лечения

Упражнения с резиновым мячом

1. Ладонь положить на мяч, выпрямляя руку прокатить мяч вперед по столу. Пассивное сгибание руки в локтевом суставе.

2. Мяч зажать между ладонями. Ладони сблизить, надавливая на мяч с обеих сторон. На выдохе руки расслабить, мяч уронить.

3. Кисть положить на мяч. Постепенно поворачивать мяч по поверхности стола. Повтор упражнения 10 раз.

4. Кисть положить на стол. На ладонь положить мяч. Поворачивать мяч в ладони. Повтор упражнения 10 раз.

5. Ладонь положить на мяч, надавливая запястьем вниз. Расслабиться.

Упражнения с герметично закрытым пластиковым пакетом с жидким наполнителем

1. Пакет взять обеими руками. Сильно сжать пакет здоровой рукой. Таким образом, пальцы паретичной руки выпрямятся под воздействием жидкости. Пальцы сжимать в том же темпе, какой имеет избранная песня. Повтор упражнения 10 раз.

2. Паретичную руку положить на пакет. Пальцы выпрямить. Пассивно-активными движениями надавливать на пакет поочередно каждым пальцем.

Упражнения с мягкой игрушкой.

1. Обхватывающий захват паретичной конечностью мягкой игрушки (голову или брюшко). Пальцы сжать самостоятельно - пальцы выпрямить на выдохе, пассивно-активное движение.

2. Хорошо выпрямляя пальцы паретичной конечности, "погладить" мягкую игрушку по спинке.

3. Плоскостной захват мягкой игрушки паретичной конечностью (спинку или лапу). Пальцы расслабить, игрушку уронить.

4. Щипковый захват паретичной конечности (лапка или ушко). Расслабиться, пальцы выпрямить.

Лечебное пение на этой ступени лечения состоит из песен в темпе moderato, в текстах которых фонетический ряд представлен звукосочетаниями "согласная - короткая гласная" с сильными согласными фонемами. Когда пациент уже знаком с упражнениями, репертуар расширяется, вводится новая песня.

На третьей ступени лечения, характеризующейся выраженностью афферентной моторной афазии в наличии спонтанного начала речи с предварительной паузой ожидания, способностью произносить все звуки и звукосочетания типа "согласная - короткая гласная" с сильными согласными фонемами, отдельные многосложные слова и короткие фразы из 2-3 слов, а также парезом мышц кисти и пальцев в 3 балла, лечебную гимнастику проводят по активно-пассивной методике с использованием упражнений в замкнутой цепи, изолированных с небольшой амплитудой во всех доступных проекциях, сложность упражнений зависит от функциональных возможностей пациента. Применяется пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика для третьей ступени лечения:

1. Пальцы соединить, подушечки пальцев сомкнуты. Движение в лучезапястных суставах, пальцы направлены вверх-вперед-вниз.

2. Пальцы соединить, подушечки пальцев сомкнуты. Постепенное отведение рук в стороны, ладони разомкнуты, подушечки пальцев не разъединять, пальцы согнуты в межфаланговых суставах. Постепенно вернуться к исходному положению.

3. Пальцы соединить, подушечки пальцев сомкнуты. Пальцы согнуть в межфаланговых суставах, "собрать в горсть". Вернуться в исходное положение.

4. Кисть положить на опору. Сгибая пальцы в межфаланговых и пястно-фаланговых суставах, совершать "ползущие" движения кистью по опоре вперед. Вернуться в исходное положение.

5. Пальцы сопоставлять I и II, I и III, I и IV, I и V - пальцы "в колечки". Остальные пальцы фиксировать в выпрямленном положении. Повтор упражнений по 2 раза каждой парой пальцев, то есть всего 10 раз.

6. Пальцы соединить в замок. Волнообразное движение последовательно во всех средних и мелких суставах верхних конечностей.

В упражнениях механотерапии мяч прокатывают вперед-назад по опоре, подбрасывают вверх обеими руками, бусы перебирают I, II, III пальцами по бусинке, спички раскладывают "в линию" или "башенкой".

Сопровождающее лечебную гимнастику лечебное пение состоит из песен в темпе alegretto, в текстах которых фонетический ряд представлен звукосочетаниями "согласная - короткая гласная - согласная", представленными четвертой, пятой и шестой позицией гласных фонем.

На четвертой ступени лечения, характеризующейся выраженностью афферентной моторной афазии с затруднением спонтанного начала речи при эмоциональной нагрузке, способностью произносить звукосочетания типа "согласная - короткая гласная - согласная", представленные четвертой, пятой и шестой позициями гласных фонем, короткие фразы, затруднением произнесения звукосочетаний типа "согласная - согласная - гласная" с использованием шипящих согласных фонем, аффрикат и звонких долгих согласных фонем" и периодически возникающими эпизодами регрессии восстановления речевой функции при быстрой, эмоционально окрашенной речи, а также парезом мышц кисти и пальцев в 4 балла, лечебную гимнастику проводят с использованием активных упражнений. Лечебную гимнастику проводят по активной методике с широким использованием "пальчиковых игр". Они аналогичны развивающим пальчиковым играм, применяемым в процессе абилитации детей младшего возраста, выполняются в темпе избранной песни. В механотерапии используют пластилин, четки, мяч. Лечебное пение состоит из песен в темпе alegro или presto с изменяющимся ритмическим рисунком, в текстах которых фонетический ряд представлен звукосочетаниями "согласная - согласная - гласная" с использованием шипящих согласных фонем, аффрикат и звонких долгих согласных фонем. Четвертую ступень лечения завершают при исчезновении клинических признаков афферентной моторной афазии. Ежедневно осуществляют 1 процедуру.

При переходе к каждой последующей ступени лечения репертуар песен обновляют, сохраняя одну - две песни-маркера, при этом лечебное пение начинают после 1-3 повторов вновь введенных упражнений, а также переход к каждой последующей ступени лечения осуществляют при появлении выраженности афферентной моторной афазии, характерной для последующей ступени лечения. Лечебную гимнастику и механотерапию на всех ступенях лечения для левшей проводят с левой рукой.

На протяжении всего курса занятий должны соблюдаться следующие требования:

1. Пациент должен петь свободно, не затрачивая видимых усилий.

2. Репертуар используемых песен должен выбираться совместно с пациентом, крайне желательно использовать песни, являющиеся положительными "эмоциональными якорями".

3. Упражнения для лечебной гимнастики подбираются в зависимости от функциональных возможностей пациента.

Отличительные существенные признаки заявляемого способа следующие:

1. Воздействие на сенсорные зоны устной речи осуществляют электронейростимуляцией, лечебной гимнастикой, механотерапией с использованием бытовых предметов и лечебным пением, которые проводят в определенной последовательности.

Электронейростимуляцию сенсорных зон устной речи осуществляют до проведения процедуры, включающей лечебную гимнастику, механотерапию, лечебное пение, лечебную гимнастику и следующую за ней механотерапию выполняют на фоне лечебного пения.

2. Электронейростимуляцию осуществляют с помощью выносного электрода нейроимпульсным током от аппарата ЧЭНС-03. Область воздействия электронейростимуляцией и параметры воздействия.

3. Электронейростимуляцию первоначально в течение 3-х минут осуществляют на области кисти здоровой конечности, а потом в течение 3-х минут на область кисти паретичной конечности.

4. Временной интервал после проведения электронейростимуляции до начала процедуры, состоящей из лечебной гимнастики, проводимой непосредственно после нее механотерапии бытовыми предметами и лечебного пения, составляет не менее 20 минут.

5. Четырехступенчатое лечение, то есть ступенчатое увеличение нагрузки в зависимости от выраженности нарушений речевой функции, а также выраженности пареза мышц кисти и пальцев рук, разработка темповых и фонетических характеристик лечебного пения для каждой ступени лечения, а также различных типов упражнений лечебной гимнастики.

6. Выполнение упражнений для лучезапястного, пястно-фаланговых и межфаланговых суставов.

7. При переходе к новой ступени лечения лечебное пение начинают после 1-3 повторов новых упражнений.

8. Обновление репертуара песен при переходе к каждой последующей ступени лечения, но постоянное сохранение 1-2 песен-маркеров.

9. Переход к каждой последующей ступени лечения осуществляют при появлении выраженности афферентной моторной афазии, характерной для этой ступени лечения, четвертую ступень лечения завершают при исчезновении клинических признаков афферентной моторной афазии, осуществляют ежедневно 1 процедуру.

10. Лечебную гимнастику и механотерапию на всех ступенях восстановительного лечения для левшей проводят с левой рукой.

Причинно-следственная связь между отличительными существенными признаками и полученным результатом:

Подход к восстановлению речевых функций основан на концепции А.Р.Лурия о путях перестройки сохранных функций коры головного мозга для преодоления первичных нарушений при разных формах афазии (Шохор-Троцкая М.К. (Бурлакова). Стратегия и тактика восстановления речи. Нейропсихологическое введение в логопедию. - М.: Эксмо-пресс, 2001. - 428 с.). Вторичные поля ядерных зон играют значительную роль в осуществлении взаимной связи отдельных раздражителей, выделяемых через посредство первичных полей, а также в функциональном объединении ядерных зон разных анализаторов в процессе интеграции сложных комплексов рецепций, идущих по разным анализаторам. Заявляемый способ используется при афферентной моторной афазии. Афферентная моторная афазия формируется при поражении постцентральных нижнетеменных отделов коры головного мозга. Согласно проекции, описанной Пенфильдом и Робертсом (Шохор-Троцкая М.К. (Бурлакова). Стратегия и тактика восстановления речи. Нейропсихологическое введение в логопедию. - М.: Эксмо-пресс, 2001. - С.428), "в соматотопической проекции коры в зоне поражения большое место занимают кисть и пальцы. Нижняя теменная область граничит с теми разделами постцентральной области, которые заняты представительством рук и лица. Соответственно эта область имеет отношение к интеграции обобщенных и отвлеченных форм сигнализации, которые связаны с тонко и сложно дифференцированными предметными и речевыми действиями, совершаемыми под контролем зрения", "...височно-теменно-затылочная подобласть, соответствующая зонам перекрытия афферентной импульсации, перехода между слуховой и зрительной зонами коры, функционально тесно связана с наиболее сложными формами интеграции слуховых и зрительных рецепций (Шохор-Троцкая М.К. (Бурлакова). Стратегия и тактика восстановления речи. Нейропсихологическое введение в логопедию. - М.: Эксмо-пресс, 2001. - 428 с.).

1. Предварительная чрескожная электронейростимуляция кисти по речевым зонам соответствия Су-Джок направлена на растормаживание речи путем стимулирования потоком афферентных импульсов, распределяющихся по ассоциативным связям по зонам речи большого мозга.

Непосредственно после сеанса лечебной гимнастики проводят сеанс механотерапии бытовыми предметами, так как используется дидактический принцип "от простого к сложному". Упражнения с предметами объективно сложнее для выполнения пациентом с парезом мышц кисти и пальцев. Для механотерапии используются бытовые предметы, так как работа с ними вызывает положительную эмоциональную реакцию пациента (предмет домашнего обихода является положительным "эмоциональным якорем, способствующим формированию мотивации к занятиям). Кроме того, использование вышеперечисленных предметов снижает риск травм по сравнения с работой со спортивными снарядами. Использование механотерапии бытовыми предметами является экономически эффективным малозатратным методом как для лечебно-профилактического учреждения, так и для самого пациента. Анатомически действия с предметами осуществляют афферентную импульсацию именно нижнетеменной доли головного мозга, пострадавшей при моторной афазии.

В то же время выполняется процедура лечебного пения. Процедуры лечебной гимнастики и механотерапии бытовыми предметами выполняются на фоне лечебного пения, так как активизация сенсорной зоны устной речи одновременно с побуждением пациента к реализации этой способности оказывает дополнительное воздействие на центры речи за счет сегментарно-рефлекторного возбуждения и одновременно принципа обратной связи.

2. Биполярный выносной электропунктурный электрод, применяемый совместно с аппаратом ЧЭНС-03 даст возможность доступа к кожным проекциям рефлекторных зон соответствия кисть-стопа акупунктура на пальцах рук. Воздействуют на область кистей симметрично по системе речевого соответствия кисть-стопа акупунктура на ладонную поверхность большого пальца по срединной линии в области 1-й фаланги в течение 1 минуты, нижней трети 2-й фаланги в течение 1 минуты, в верхней трети 2-й фаланги вдоль ногтевой пластины от зоны роста в течение 1 минуты. Несимметричный импульс имеет высокую амплитуду и малую длительность, импульс с центрального контакта имеет максимальную амплитуду -200 В, а амплитуда с радиального контакта составляет +30 В. С учетом электрических амплитудно-частотных характеристик импульса с прибора ЧЭНС-03 степень поляризации будет предельно малой, так как воздействие осуществляется короткими несимметричными импульсами 2,5 мс с частотой посыла 10 Гц, тем самым уменьшается количество проводимого тока в цепи, приближается плотность ионизации тканей к акупунктурной. Электрическое сопротивление кожи при электропунктуре является определяющим при выборе амплитудных параметров воздействия, в данном случае -200 В +30 В несимметричного импульса. Плотность ионизации тканевого субстрата рефлекторных зон приближается к акупунктурной и предотвращается растекание паразитных токов вне кожной проекции зон. Выявлены следующие электрофизиологические особенности рефлекторных зон: повышенный потенциал в зоне и потенциал действия в момент получения "предусмотренных" ощущений длительностью от 0,3 до 3,5 мс с динамикой текущей частоты от 0,5 до 400 Гц. При длительности импульса с аппарата ЧЭНС-03, составляющем 2,5 мс и частоте следования 10 Гц, данные характеристики укладываются в электрофизиологические характеристики рефлекторных зон. Технические характеристики электрода обеспечивают электробезопасность, специфичность рефлекторного ответа при электропунктуре, снижение эффекта поляризации. Эффективность использования выносного электрода от аппарата ЧЭНС-03 состоит в возможности доступа к кожным проекциям рефлекторных зон соответствия кисть-стопа акупунктура на пальцах кистей рук, обеспечении электробезопасности и предотвращении токорастекания по жизненно важным органам, увеличении специфичности рефлекторного ответа на раздражитель, уменьшении эффекта поляризации и приближении плотности ионизации рефлекторных зон к акупунктурной, повышении эффективности электростимуляции рефлекторных зон за счет амплитудных характеристик тока, что более физиологично и в целом улучшает клинические показатели речевой и двигательной функции.

3. Электронейростимуляцию осуществляют первоначально в течение 3 мин на область кисти здоровой конечности, а потом в течение 3 мин на область кисти паретичной конечности, так как афферентные импульсы от здоровой конечности эффективней поступают в двигательную зону коры головного мозга, а затем по ассоциативным связям формируют доминантные зоны для представительства паретичной конечности и зон речевой функции, т