Спортивные зубные шины
Спортивные зубные шины предназначены для использования в области спорта и медицины и позволяют предотвратить критическое давление на проблемный зуб. Спортивные зубные шины выполнены из эластической пластмассы и покрывают на верхней челюсти зубные ряды, твердое небо и вестибулярный скат альвеолярных отростков, а на нижней челюсти - зубы до экватора. Шины выполнены с учетом зазора в 0,5 мм по всей поверхности коронки зуба, восстановленного конструкционным материалом.
Реферат
Изобретение относится к области медицины, а именно к ортопедической стоматологии.
Известны спортивные зубные шины, изготовленные из эластических пластмасс (Боксила, Эластопласта). (Щербаков А.С., Гаврилов Е.И., Трезубов В.Н. Ортопедическая стоматология. - С.-Пб.: ИКФ «Фолиант», 1998, С.556.)
Они предназначены для предупреждения травмы зубов, слизистой оболочки верхней губы и височно-нижнечелюстного сустава у боксеров во время боя. Шина покрывает всю верхнюю челюсть до переходной складки (зубы, альвеолярный отросток, твердое небо). Для зубов нижней челюсти на свободной поверхности шины имеются отпечатки.
Эти боксерские шины выбраны за прототип.
Недостатком всех спортивных зубных шин, в том числе индивидуальных, является перегрузка зубов, восстановленных конструкционными материалами либо покрытых искусственными коронками, которые не рекомендуется подвергать нагрузке во избежание повреждений ортопедических конструкций и отреставрированных зубов, возникновения микротрещин, что может привести к развитию рецидивирующего кариеса.
Задачей изобретения является обеспечение сохранности восстановленных конструкционными материалами (композиционные материалы, искусственные коронки) зубов.
Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности предотвращения критического давления на проблемные зубы.
Указанный технический результат достигается тем, что известные спортивные зубные шины из эластической пластмассы, покрывающие на верхней челюсти зубные ряды, твердое небо и вестибулярный скат альвеолярных отростков, а на нижней челюсти - зубы до экватора, согласно изобретению выполнены с учетом зазора в 0,5 мм по всей поверхности коронки зуба, восстановленного конструкционным материалом.
Наличие зазора препятствует появлению критического давления на проблемный зуб, что обеспечит его сохранность. Величина зазора отработана экспериментально и является оптимальной.
Спортивные зубные шины изготавливают следующим образом:
получают полные анатомические оттиски с верхней и нижней челюстей, по оттискам отливают гипсовые модели, на них отмечают границы шин, модели гипсуют в окклюдатор в положении центральной окклюзии, производят разобщение модели на толщину шины (2-3 мм), на всю поверхность коронки зуба (зубов), восстановленного конструкционными материалами (с ортопедическими конструкциями и/или подвергшиеся реконструкции), наносят компенсационный лак толщиной 0,5 мм. Осуществляют моделирование шины из воска: со стороны преддверия рта шина доходит до переходной складки, огибая уздечки и тяжи слизистой оболочки и покрывая верхнечелюстные бугры, на небной стороне каппа захватывает зону поперечных складок, оставляя свободным небный шов. Таким образом, шина покрывает зубные ряды, твердое небо и вестибулярный скат альвеолярных отростков. На нижней челюсти шина перекрывает режущие края и жевательные поверхности зубов до экватора. Гипсовую модель с восковой репродукцией шины гипсуют в кювету, выплавляют воск, покрывают изоляционным лаком гипсовую модель и контур-пресс-форму, осуществляют паковку эластической пластмассой, например «Боксилом» или «Боксилом-экстра», проводят прессовку кюветы, извлекают, промывают и дезинфицируют шину.
Спортивные зубные шины из эластической пластмассы, покрывающие на верхней челюсти зубные ряды, твердое небо и вестибулярный скат альвеолярных отростков, а на нижней челюсти - зубы до экватора, отличающиеся тем, что шины выполнены с учетом зазора в 0,5 мм по всей поверхности коронки зуба, восстановленного конструкционным материалом.