Способ лечения ожирения
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для лечения ожирения. Используют косвенную психотерапию - врач-психотерапевт в халате цвета молодой зеленой листвы проводит сеанс в кабинете, стены которого окрашены следующим образом: перспектива - оранжевый, боковые поверхности - зеленый, потолок - голубой, пол - коричневый. Пациента просят сесть за стол, на котором находится белая салфетка с цветным изображением по краю салфетки любимых продуктов, с высоким содержанием ккалорий. В центре салфетки ставят голубую тарелку. Предлагают представить набор предпочитаемых продуктов в этой тарелке. Затем одновременно включают настольные светильники, с одной стороны - зеленого цвета и излучающий зеленый цвет, с другой - красный и излучающий красный цвет, таким образом, чтобы свет от них был направлен на тарелку. Сеанс длится 15 мин. На втором сеансе через 3 дня повторяют первый сеанс и дополняют его проведением поведенческой психотерапии с формированием аверсии на продукт, вызывающий чрезмерный аппетит, путем визуализации этого продукта и вызывающих отвращение объектов. Третий сеанс - через 5 дней, на нем проводят групповой тренинг психологической устойчивости, третий сеанс повторяют 10 раз по 2 часа через день. Проводят тренинг психологической устойчивости совместно с людьми, окружающими пациента в семье. Сопровождают тренинг музыкальным оформлением спокойной музыкой и видеосъемкой с последующим просмотром и обсуждением. Способ позволяет достичь стойкого снижения веса. 1 з.п.ф-лы.
Реферат
Способ относится к медицине, в частности к психотерапии, и может использоваться для лечения избыточной массы тела и ожирения.
Известен способ комплексного лечения ожирения, включающий многоэтапное комплексное лечение с использованием на каждом этапе диетотерапии, лечебной физкультуры, медикаментозной терапии, физиотерапии, психотерапии (Креславский Е.С. Психотерапия в системе реабилитации больных алиментарно-конституционной формой ожирения. Тер. Архив, 1984, т.56. №10, с.104-107).
Такая тактика психотерапии в лечении ожирения, как показывает опыт практической работы, малоэффективна, т.к. от пациентов требуется длительная мобилизация эмоционально-волевых усилий и большинство из пациентов не в состоянии придерживаться ограничений в пище и повышения двигательной активности в течение длительного периода времени.
Известен способ коррекции веса с использованием приемов суггестии в состоянии бодрствования и измененного уровня сознания с формированием отрицательных эмоций («чувство тошноты») к злоупотреблению пищи с повышенной энергетической ценностью (Патент РФ №2019996, М. кл. 5 А61М 21/00, Бюл. №18, 1994 г.).
Однако однократный сеанс психотерапии далеко не всегда способен создать прочную установку на рациональное пищевое поведение человека.
Лечение с помощью цвета существовало еще в Древнем Египте, древние храмы которого строили таким образом, что солнечный свет, проникая внутрь, распадался на семь цветов радужного спектра и страдающий каким-либо недугом "купался" именно в том цвете, который мог ему помочь.
Известно, что свет через зрение воздействует на биоэнергетические регуляторные, деструктивные функции организма, обеспечивая процесс фотосинтеза. С помощью света запускаются внутриклеточные реакции, триггерные механизмы, однако накопления энергии не происходит; при световом голодании происходит нарушение жизнедеятельности организма /БСЭ, М.: "Советская энциклопедия", 1984, том 23, издание 3, стр.17.32 - стр.18.36 - "Свет", том 23, стр.18.36 - "Световое голодание"/.
Наиболее близким аналогом является способ лечения ожирения, когда сеанс начинают с психотерапии в кабинете, окрашенном или освещенном оранжевым светом, пациенту предлагают пищу и в процессе ее приема включают настольные светильники по обе стороны столового прибора - с одной стороны - красный, с другой - зеленый таким образом, чтобы свет от них не падал на лицо пациента (Патент РФ №2122441, М. кл. А61М 21/00; А61N 5/06 от 27.11.1998. Способ лечения ожирения).
Однако способ предполагает только воздействие на зрение пациента во время приема пищи световым потоком без закрепления результата на более длительный срок.
Задача настоящего изобретения состоит в достижении стойкого снижения веса и закреплении результата на более длительный срок за счет активации резервных возможностей организма с помощью цветотерапии и психотерапии.
Поставленная задача достигается тем, что пациенту проводят психотерапию, во время которой рассказывают о благоприятном воздействии холоколорной (воздействие цвета) терапии на организм человека. В процессе предложения пищи включают настольные светильники по обе стороны столового прибора - с одной стороны - зеленый, с другой стороны - красный таким образом, чтобы свет от них не падал на лицо пациента. При этом дополнительно используют косвенную психотерапию - врач-психотерапевт в халате цвета молодой зеленой листвы. Сеанс психотерапевт проводит в кабинете, стены которого окрашены следующим образом: перспектива - оранжевый, боковые поверхности - зеленый, потолок - голубой, пол - коричневый. Пациента просят сесть за стол, на котором находится белая салфетка с цветным изображением по краю салфетки любимых продуктов с высоким содержанием ккал. В центре салфетки ставят голубую тарелку, предлагают представить набор предпочитаемых продуктов в этой тарелке. Затем одновременно включают настольные светильники, с одной стороны - зеленого цвета и излучающий зеленый цвет, с другой - красный и излучающий - красный цвет таким образом, чтобы свет от них не падал на лицо пациенту, а был направлен на тарелку. Сеанс длится 15 мин. На втором сеансе через 3 дня повторяют первый сеанс и дополняют его проведением поведенческой психотерапии с формированием аверсии на продукт, вызывающий чрезмерный аппетит, путем визуализации этого продукта и вызывающих отвращение объектов. Третий сеанс - через 5 дней, на нем проводят групповой тренинг психологической устойчивости, третий сеанс повторяют 10 раз по 2 часа через день.
Тренинг психологической устойчивости проводят совместно с людьми, окружающими пациента в семье. Тренинг сопровождается музыкальным оформлением и видеосъемкой с последующим просмотром и обсуждением.
Новизна способа
- Используется косвенная психотерапия - врач-психотерапевт в халате цвета зеленой молодой листвы.
- Стены кабинета окрашены следующим образом: перспектива - оранжевый (способствует релаксации и вызывает ощущение тепла, ускоряет пищеварительные процессы), боковые поверхности - зеленый (оказывает успокаивающее действие), потолок - голубой (вызывает ощущение легкости, способствует релаксации), пол - коричневый (вызывает ощущение уверенности, твердости).
- Пациента просят сесть за стол, на котором находится белая салфетка с цветным изображением любимых продуктов по краям с высоким содержанием ккал, в центре стоит голубая тарелка. Наличие изображений продуктов на салфетке позволяет в дальнейшем пациенту быстрее их визуализировать на тарелке, когда его попросит это сделать психотерапевт.
- В центре салфетки ставят голубую тарелку. Предлагают пациенту представить любимые продукты в этой тарелке. Затем одновременно включают настольные светильники - с одной стороны - зеленого цвета и излучающий зеленый цвет, с другой - красный и излучающий - красный цвет таким образом, чтобы свет от них не падал на лицо пациенту. Эмпирические исследования установили, что зеленый в сочетании с красным вызывает тошноту. Сочетающее воздействие этих цветов (оранжевого - на периферийное, красного и зеленого - на центральное зрение) оказывает воздействие на патогенные механизмы ожирения, стимулирует иммунные и эндокринные процессы, повышает основной обмен, нормализует тонус симпатической нервной системы, сниженной при ожирении, стимулирует общую энергетику организма. Снижает артериальное давление.
- На втором сеансе повторяют первый сеанс и дополнительно проводят поведенческую психотерапию с формированием аверсии на продукт, вызывающий чрезмерный аппетит, путем визуализации этого продукта и вызывающих отвращение объектов, что снижает желание употреблять этот продукт.
- На третий сеанс просят прийти через 5 дней. На нем начинается групповой тренинг психологической устойчивости, который повторяют 10 раз по 2 часа через день. Используют упражнения на невербальную коммуникацию, психогимнастику, ролевую дискуссию, тренинговые номера.
- Групповой тренинг психологической устойчивости проводят совместно с людьми, окружающими пациента в семье, сопровождается он музыкальным оформлением и видеосъемкой с последующим просмотром и обсуждением.
Совокупность существенных признаков изобретения позволяет получить новый технический результат: а именно предлагаемый алгоритм лечения, основанный на воздействии цвета через органы восприятия, воздействует на психофизиологические процессы, что целенаправленно изменяет функциональное состояние всего организма, отвлекает от чувства голода и повышает контроль за пищевым поведением. Психотерапевтические методы воздействия позволяют выработать аверсию на высококалорийную пищу, снизить вес и закрепить результат на длительное время.
В дальнейшем пациент сам сможет корригировать свое психофизиологическое состояние. В целом повышается эффективность лечения, более длительное время сохраняется достигнутый результат.
Кроме этого, предлагаемый способ позволяет:
- Действие цветотерапии физиологично: с одной стороны, непосредственное влияние на организм, а с другой, - бессознательное ассоциативное влияние, которое разные цвета оказывают на организм на основе предшествующего опыта.
- При цветотерапии происходит активизация ресурсных состояний пациента, коррекция эмоциональных состояний, отвлекающих от чувства голода и контроля за пищевым поведением.
- Применение косвенной суггестии («скрытое внушение»): врач психотерапевт в халате цвета молодой зеленой листвы, стены кабинета окрашены следующим образом: перспектива - оранжевый, боковые поверхности - зеленый, потолок - голубой, пол - коричневый, формирует и укрепляет установку на лечение, доверие к методу, убежденность пациента в достижении положительного эффекта лечения.
- Освещение представленной пищи зеленым цветом в сочетании с красным, вызывающее тошноту, формирует у пациента индифферентное, безразличное и спокойное отношение к пище. Затем мы с помощью поведенческой психотерапии с формированием аверсии на продукт усиливаем и закрепляем полученный результат.
- Способ доступен для большинства людей, он безвреден, не дает побочных эффектов.
- Объяснение механизмов воздействия цвета через зрительные анализаторы на психофизиологическое состояние организма позволяет повысить мотивацию на лечение.
- Совокупность признаков позволяет в целом повысить эффективность лечения.
- Групповая психотерапия совместно с родственниками пациента способствует коррекции их эмоциональной сферы, что улучшает взаимопонимание, внутри- и внесемейных отношений, а это увеличивает длительность и качество ремиссии.
- Просмотр видеосъемки группового тренинга психологической устойчивости способствует коррекции эмоциональной сферы, дает возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть своих родных и близких в различных игровых ситуациях и получить возможность переносить их в реальную жизнь.
Способ осуществляется следующим образом: пациенту рассказывают во время психотерапии о благоприятном воздействии холоколорной терапии на организм человека. Цвет - это информация. С помощью цвета можно открыть доступ к потаенным уголкам собственной души. Цвет является неотъемлемой частью нашего бытия. Все цвета дополняют друг друга. Красный, желтый и оранжевый составляют группу теплых цветов. Они повышают кровяное давление, активизируют и согревают. Интерьер в обеденной комнате для людей с избыточной массой тела должен быть выдержан в красных и оранжевых тонах. Эти цвета способствуют быстрому поглощению пищи. Красный берет свое начало от огненной стихии. Символизирует огонь, поэтому подсознательно связывается с энергией и мужественностью, цвет мощи.
Желтый - ближайший к свету цвет. Он ассоциируется с солнцем, озарением, цвет золота и богатства. Этот цвет включает сочетание красного - возбуждающего и зеленого - успокаивающего, поэтому желтый цвет повышает работоспособность и приводит к освобождающей разрядке. Он несет с собой ясность, веселость, удовольствие, оптимизм, способствует концентрации внимания и эффективному поиску верных решений.
Оранжевый - смесь красного и желтого. Ассоциируется с пламенем, удовольствием, радостью, роскошью.
Зеленый цвет связан с природой как символ плодородия, жизни и развития. Зеленая гамма оказывает общее успокаивающее действие, уравновешивает, стабилизирует нервную систему, является тонизирующим средством, нормализует давление, увеличивает остроту зрения, приводит к стабилизации дыхания и пульса, ассоциируется со здоровьем.
Голубой цвет ассоциируется с небесной высотой, духовностью. Является цветом размышлений и предположений.
Действие цвета материально - им в организме человека вызываются реальные изменения. Цвет многозначен и позволяет без слов выражать самые разные вещи: состояние человека, его характер, ценности.
Во время сеанса дополнительно используют косвенную психотерапию - врач-психотерапевт в халате цвета молодой зеленой листвы. Стены кабинета окрашены следующим образом: перспектива - оранжевым (способствует релаксации и вызывает ощущение тепла), боковые поверхности - зеленым (оказывает успокаивающее действие), потолок - голубым (вызывает ощущение легкости, способствует релаксации), пол - коричневым (вызывает ощущение уверенности, твердости). Пациента просят сесть за стол, на котором находится белая салфетка с цветным изображением по краю салфетки любимых продуктов, с высоким содержанием ккал. В центре салфетки ставят голубую тарелку, предлагают представить набор предпочитаемых продуктов в этой тарелке, затем одновременно включают настольные светильники, с одной стороны - зеленого цвета и излучающий зеленый цвет, с другой - красный и излучающий - красный цвет, таким образом, чтобы свет от них не падал на лицо пациенту, а был направлен на тарелку, сеанс длится 15 мин, на втором сеансе через 3 дня повторяют первый сеанс и дополняют его поведенческой психотерапией с формированием аверсии на продукт, вызывающий чрезмерный аппетит, путем визуализации этого продукта и вызывающих отвращение объектов. Пациенту предлагается на левой руке (если он правша, левше предлагается наоборот) представить набор любимых продуктов, а на правой - рвотные массы. После того как происходит визуализация того, о чем идет речь, и меняется мимика (выразительные движения мышц лица), которая демонстрирует брезгливость, руки соединяются, что усиливает выражение брезгливости на лице. В результате проведенного сеанса формируется индифферентное, безразличное и спокойное отношение к любимым высококалорийным продуктам. Третий сеанс проводят через 5 дней, на нем начинается групповой тренинг психологической устойчивости. Третий сеанс повторяют 10 раз по 2 часа через день с использованием упражнений на невербальную коммуникацию, психогимнастику, ролевую дискуссию, тренинговые номера. Примеры упражнений, применяемых в групповой работе: "снежный ком" - по кругу каждый называет свое имя и добавляет определение, соответствующее его настроению и мироощущению на момент групповой работы. Следующий участник группы повторяет предыдущее имя и говорит свое. Ведущий перечисляет все имена - получается ком. "Видение других" - один садится в центре круга на стул и описывает внешний вид члена группы по просьбе ведущего. В результате вырабатывается более внимательное отношение друг к другу и желание стать лучше. "Позитивные поглаживания" - работают по парам - один, затем другой дарят друг другу комплименты, затем обмен впечатлениями после этого упражнения. "Кто Я?" - на 7 карточках ведущий просит написать ответ на вопрос: "Кто Я?", затем разложить карточки по мере значимости для каждого. "Девиз" - все участники по очереди говорят о том, какую футболку и с какой надписью купил бы себе, если была бы такая возможность. Эта надпись должна отражать жизненное кредо человека, его основной жизненный принцип, а цвет должен соответствовать его характеру. "Ассоциация" - один выходит за дверь. Группа выбирает в это время человека, которого нужно угадать путем ассоциаций (с деревом, цветом, цветком, погодой, мебелью, тканью, книгой и т.д.). "Подарки" - каждый участник группы вербально дарит какой-то подарок сидящему рядом, чтобы тому было это нужно и приносило радость (Ира, я тебе дарю букет роз...- Спасибо, я беру...). "Лучшее качество" - рассказывают по кругу сидящему справа то лучшее качество, которое в нем есть, по мнению говорящего. "Преодоление трудностей" - изобразить символическую трудность (натянутую нить, скалы, пропасть, узкую тропинку и т.п.); все участники по очереди изображают, как они преодолевают трудности в жизни. "Запретный плод" - все по очереди показывают, как они ведут себя в ситуации, когда их желания расходятся с внешними или внутренними нормами (роль "запретного плода" также может играть любой продукт). Это способствует улучшению состояния эмоциональной сферы, происходит ее коррекция с помощью тренинговых упражнений. Пациент получает навыки коррекции эмоционального состояния с помощью предлагаемых приемов взамен усиленного приема пищи. Групповой тренинг сопровождался музыкальным оформлением спокойной музыкой и видеосъемкой с последующим просмотром и обсуждением. Это дает возможность пациенту увидеть себя со стороны, сравнить с родственниками и другими участниками группы с нормальным весом, что вызывает чувство дискомфорта, усиливает желание снизить вес и повышает мотивацию на лечение.
Пример 1
Пациентка К., 28 лет, служащая, обратилась по поводу ожирения, а также снижения работоспособности, чувства слабости, одышки при физической нагрузке. Вес 76 кг, рост 160 см.
Пациентке на сеансе психотерапии рассказывают о благоприятном воздействии холоколорной (воздействие цвета) терапии на организм человека. При этом дополнительно используют косвенную психотерапию - врач психотерапевт в халате цвета молодой зеленой листвы. Стены кабинета окрашены следующим образом: перспектива - оранжевым (способствует релаксации и вызывает ощущение тепла), боковые поверхности - зеленым (оказывает успокаивающее действие), потолок - голубым (вызывает ощущение легкости, способствует релаксации), пол - коричневым (вызывает ощущение уверенности, твердости). Пациента просят сесть за стол, на котором находится белая салфетка с цветным изображением по краю салфетки любимых продуктов с высоким содержанием ккал. В центре салфетки ставят голубую тарелку, предлагают представить набор предпочитаемых продуктов в этой тарелке. Больная представила на тарелке колбасу, кондитерские изделия, конфеты. Затем одновременно включают настольные светильники - с одной стороны - зеленого цвета и излучающий зеленый цвет, с другой - красный и излучающий - красный цвет таким образом, чтобы свет от них не падал на лицо пациенту, а был направлен на тарелку. Сеанс длится 15 мин, при этом пациентка испытала чувство дискомфорта и легкой тошноты. Второй сеанс через 3 дня. Повторяют первый сеанс и дополняют его проведением поведенческой психотерапии с формированием аверсии на продукт, вызывающий чрезмерный аппетит, путем визуализации этого продукта и вызывающих отвращение объектов. Пациентке предлагают на левой руке (она правша) представить набор любимых продуктов, употребление которых является причиной избыточной массы тела. Пациентка назвала из любимых продуктов, приводящих к увеличению веса, колбасу, кондитерские изделия, конфеты. На правой руке врач-психотерапевт предложил представить рвотные массы. Когда произошла визуализация того, о чем идет речь, и изменилась мимика, которая демонстрирует брезгливость, руки пациентки соединяют, что усиливает выражение брезгливости на лице. Затем врач-психотерапевт спрашивает: «Что хочется сделать с руками?», пациентка ответила: «Помыть». Врач предлагает помыть руки. В результате проведенного сеанса формируется индифферентное, безразличное и спокойное отношение к любимым высококалорийным продуктам. Третий сеанс проводят через 5 дней, на нем начинается групповой тренинг психологической устойчивости. Группа 6-8 человек, пациенты с родственниками. Проводят тренинг 10 раз по 2 часа через день с использованием упражнений на невербальную коммуникацию, психогимнастику, ролевую дискуссию, тренинговые номера.
В групповом тренинге участвовал муж пациентки. Групповой тренинг сопровождался музыкальным оформлением спокойной музыкой и видеосъемкой с последующим просмотром и обсуждением. После просмотра видеозаписи пациентка сказала психотерапевту, что не нравится себе, и приняла правильное решение, согласившись на лечение.
После проведенного лечения у пациентки исчезло желание употреблять продукты, приводящие к увеличению веса, - колбасу, кондитерские изделия, конфеты. У родственников, участвующих в групповой работе, также выработалось безразличное отношение к высококалорийным продуктам и улучшилось настроение.
Катамнестически - через 12 месяцев вес снизился на 10 кг и удерживается уже 2 года. Чувствует себя пациентка хорошо, сохраняется брезгливое отношение к колбасе, кондитерским изделиям, конфетам. У мужа также изменилось пищевое поведение, выработалось нейтральное отношение к копченой колбасе, употреблению жирного мяса и его вес снизился на 5 кг за 12 месяцев и удерживается 2 года.
Нами предлагаемым способом было пролечено 24 человека, в среднем в группе вес снизился на 11,5 кг и сохраняется сниженный вес у 18 (75%) человек уже 12 месяцев. В группе пациентов (18 человек), которые проходили лечение в кабинете с белыми стенами в среднем вес снизился на 5 кг и удерживается у 6 (33%) человек 12 месяцев.
Таким образом, предлагаемый способ эффективен, позволяет достичь снижения веса и сохранить полученный результат на более длительное время.
Способ используется при обучении курсантов в ГОУ ДПО «Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» на кафедре психотерапии, медицинской психологии и наркологии на цикле «Психотерапия».
1. Способ лечения ожирения, включающий психотерапию, во время которой воздействуют цветом на зрение пациента, рассказывают пациенту о воздействии холоколорной терапии на организм человека, в процессе предложения пищи включают настольные светильники по обе стороны столового прибора с одной стороны - зеленый, с другой стороны - красный таким образом, чтобы свет от них не падал на лицо пациента, отличающийся тем, что дополнительно используют косвенную психотерапию - врач психотерапевт в халате цвета молодой зеленой листвы проводит сеанс в кабинете, стены которого окрашены следующим образом: перспектива - оранжевый, боковые поверхности - зеленый, потолок - голубой, пол - коричневый, пациента просят сесть за стол, на котором находится белая салфетка с цветным изображением по краю салфетки любимых продуктов, с высоким содержанием ккал, в центре салфетки ставят голубую тарелку, предлагают представить набор предпочитаемых продуктов в этой тарелке, затем одновременно включают настольные светильники, с одной стороны - зеленого цвета и излучающий зеленый цвет, с другой - красный и излучающий красный цвет, таким образом, чтобы свет от них был направлен на тарелку, сеанс длится 15 мин, на втором сеансе через 3 дня повторяют первый сеанс и дополняют его проведением поведенческой психотерапии с формированием аверсии на продукт, вызывающий чрезмерный аппетит, путем визуализации этого продукта и вызывающих отвращение объектов, третий сеанс - через 5 дней, на нем проводят групповой тренинг психологической устойчивости, третий сеанс повторяют 10 раз по 2 ч через день.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что проводят тренинг психологической устойчивости совместно с людьми, окружающими пациента в семье, сопровождают тренинг музыкальным оформлением спокойной музыкой и видео съемкой с последующим просмотром и обсуждением.