Способ интегрированной логистической поддержки эксплуатационного контроля летательных аппаратов

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в системах контроля за техническим состоянием транспортных средств для оперативного определения неисправностей летательных аппаратов. Технический результат - повышение надежности. Для достижения данного результата устанавливают измерительные, контрольные, проверочные и регулировочные системы на различных системах, агрегатах, узлах, электрических и информационных цепях летательного аппарата. На основе измерений формируют базу знаний по набору возможных программ проверки измерения и регулировки, а также по результатам анализа и опыта исследований износа систем, агрегатов, узлов, электрических и информационных цепей.

Реферат

Изобретение относится к области контроля за техническим состоянием транспортных средств и может быть использовано для оперативного определения неисправностей летательных аппаратов.

Известен выбранный в качестве ближайшего аналога способ предполетной проверки самолета, заключающийся в том, что в нем устанавливают измерительные системы на различных системах, узлах и электрических цепях летательного аппарата, с помощью контрольных приборов получают показания от измерительных систем, установленных на различных системах, узлах и электрических цепях контрольным приборам, на основании их показаний технические службы принимают решение о их дальнейшей эксплуатации (Руководство по летной эксплуатации и пилотированию самолета Ан-24 с двумя двигателями АИ-24 (АИ-24Т), издание второе, Редакционно-издательский отдел ГА;. М., 1975, с.266-376).

Недостатками данного способа является то, что многие контрольные приборы выдают сигналы годен/негоден, не учитывая отклонения истинных значений измеряемых параметров от нормы, в данном способе не прослеживается динамика износа самолетных систем и составляющих их узлов, не учитываются факторы неблагоприятно воздействующие на них, кроме того, решение о дальнейшей эксплуатации самолетных систем принимаются непосредственно только техником данного летательного аппарата, без учета мнения других специалистов и специалистов завода-изготовителя.

Технической задачей предложенного способа является повышение надежности контроля технического состояния летательных аппаратов.

Поставленная задача достигается тем, что в способе интегрированной логистической поддержки эксплуатационного контроля летательных аппаратов, заключающемся в том, что в нем устанавливают измерительные, контрольные, проверочные и регулировочные системы на различных системах, агрегатах узлах, электрических и информационных цепях летательного аппарата, получают показания от них, формируют базу знаний по набору возможных программ проверки, измерения и регулировки, а также по результатам анализа и опыта исследований износа систем, агрегатов, узлов, электрических и информационных цепей, рекомендаций разработчиков и изготовителя, информации оперативной подготовки и контроля систем, агрегатов, электрических и информационных цепей летательного аппарата, комплексной обработки и анализа результатов контроля, диагностического контроля летательного аппарата, с помощью автоматизированной контрольно-проверочной аппаратуры, на основании показаний, полученных от измерительных, проверочных и регулировочных систем, установленных на различных агрегатах, узлах, электрических и информационных цепях летательного аппарата во время полета или наземной отработки и переданных автоматизированной контрольно-проверочной аппаратуре после полета или наземной отработки, оценивают параметры работы систем, агрегатов, электрических и информационных цепей летательного аппарата, на основании полученных данных все системы, агрегаты, электрические и информационные цепи летательного аппарата разделяют на три класса, причем к первому классу относятся системы, агрегаты, электрические и информационные цепи летательного аппарата, не требующие срочного ремонта или замены, ко второму классу относятся системы, агрегаты, электрические и информационные цепи летательного аппарата, имеющие допустимый износ и требующие ремонта или замены, к третьему классу относятся системы, агрегаты, электрические и информационные цепи летательного аппарата, требующие срочного ремонта или замены, если на летательном аппарате имеется хотя бы одна система или агрегат, отнесенные к третьему классу, то дальнейшую эксплуатацию летательного аппарата запрещают, если на летательном аппарате имеется хотя бы одна система или агрегат, отнесенные ко второму классу, то летательному аппарату разрешают не более одного вылета, если все системы и агрегаты летательного аппарата отнесены к третьему классу, то прогнозируют их износ и своевременно информируют персонал, осуществляющий техническое обслуживание данного летательного аппарата, технические службы и специалистов завода изготовителя о возникших отклонениях от нормы в работе систем и агрегатов летательного аппарата, оценивают класс и степень износа систем и агрегатов летательного аппарата, на основе базы знаний выдают персоналу, осуществляющему техническое обслуживание данного летательного аппарата, техническим службам и специалистам завода-изготовителя рекомендации по замене или ремонту систем, агрегатов, узлов, электрических и информационных цепей летательного аппарата.

Предложенное изобретение реализуется следующим образом.

Формируют базу знаний по набору возможных программ проверки, измерения и регулировки, а также по результатам анализа и опыта исследований износа систем, узлов и электрических цепей, рекомендаций разработчиков и изготовителей, на основании которой при помощи автоматизированной контрольно-проверочной аппаратуры производят оценку износа и работоспособности систем, агрегатов, узлов, электрических и информационных цепей летательного аппарата, и прогнозируют дальнейшее развитие износа.

Во время полета летательного аппарата или наземной отработки при помощи измерительных систем (измерительные системы представляют собой совокупность датчиков, реостатов, оптических датчиков, систем измерения и видео наблюдения, или в качестве системы контроля может быть использована бортовая активная система безопасности полетов) регистрируют параметры работы органов управления, параметры работы бортового радиоэлектронного оборудования, параметры работы бортового оборудования, силовой установки и их систем, агрегатов, узлов, электрических и информационных цепей. С помощью автоматизированной контрольно-проверочной аппаратуры, на основании показаний, полученных от измерительных, контрольных, проверочных и регулировочных систем, установленных на различных системах, агрегатах, узлах электрических и информационных цепях летательного аппарата, производят сравнение заданных параметров работы систем, узлов, агрегатов, электрических и информационных цепей летательного аппарата с истинными и оценивают параметры их работы. При этом разработчики и изготовители задают значения предельно-допустимых отклонений от нормальных значений параметров работы систем, агрегатов, узлов, электрических и информационных цепей летательного аппарата. При помощи автоматизированной контрольно-проверочной аппаратуры наблюдают динамику стремления истинных значений параметров работы систем, узлов, агрегатов, электрических и информационных цепей летательного аппарата к предельно-допустимым отклонениям в реальном масштабе времени. На основании этих данных прогнозируют износ систем, узлов, агрегатов, электрических и информационных цепей летательного аппарата и своевременно информируют персонал, осуществляющий техническое обслуживание данного летательного аппарата, технические службы и изготовителей о возникших отклонениях от нормы в работе систем, узлов, агрегатов, электрических и информационных цепей летательного аппарата.

На основании данных базы знаний, при помощи автоматизированной контрольно-проверочной аппаратуры оценивают класс и степень износа систем, узлов, агрегатов, электрических и информационных цепей летательного аппарата. Рассчитывают тенденцию изменения параметров систем, узлов, агрегатов, электрических и информационных цепей летательного аппарата, при этом системы, агрегаты, узлы, электрические и информационные цепи по степени износа подразделяют на три класса:

- первый класс: системы, агрегаты, узлы, электрические и информационные цепи, не требующие срочного ремонта или замены,

- второй класс: системы, агрегаты, узлы, электрические и информационные цепи, имеющие допустимый износ,

- третий класс: системы, агрегаты, узлы, электрические и информационные цепи, требующие срочного ремонта или замены.

Если при помощи автоматизированной контрольно-проверочной аппаратуры степень износа системы, агрегата, узла, электрических и информационных цепей летательного аппарата классифицирована как не требующая срочного ремонта или замены, то персонал, осуществляющий техническое обслуживание данного летательного аппарата, и технические службы, разрешают их дальнейшую эксплуатацию.

Если при помощи автоматизированной контрольно-проверочной аппаратуры степень износа системы, агрегата, узла, электрических и информационных цепей летательного аппарата классифицирована как имеющая допустимый износ, то персонал, осуществляющий техническое обслуживание данного летательного аппарата, и технические службы в зависимости от наличия на складе расходных материалов и комплектующих либо производят мелкий ремонт системы или агрегата либо производят их замену. Отметки о ремонте и замене той или иной системы или агрегата летательного аппарата вносятся в электронный паспорт и базу знаний для последующего учета.

Если при помощи автоматизированной контрольно-проверочной аппаратуры степень износа системы, агрегата, узла, электрических и информационных цепей летательного аппарата классифицирована как требующая срочного ремонта или замены, то персонал, осуществляющий техническое обслуживание данного летательного аппарата, запрещает дальнейшую эксплуатацию летательного аппарата и производит демонтаж системы или агрегата для их замены или ремонта.

Таким образом, за счет формирования базы знаний, прогнозирования износа систем и агрегатов летательного аппарата и оценки класса и степени их износа повышается надежность контроля технического состояния летательных аппаратов.

Способ интегрированной логистической поддержки эксплуатационного контроля летательных аппаратов, заключающийся в том, что в нем устанавливают измерительные, контрольные, проверочные и регулировочные системы на различных системах, агрегатах, узлах, электрических и информационных цепях летательного аппарата, получают показания от них, отличающийся тем, что формируют базу знаний по набору возможных программ проверки измерения и регулировки, а также по результатам анализа и опыта исследований износа систем, агрегатов, узлов, электрических и информационных цепей, рекомендаций разработчиков и изготовителя, информации оперативной подготовки и контроля систем, агрегатов, электрических и информационных цепей летательного аппарата, комплексной обработки и анализа результатов контроля, диагностического контроля летательного аппарата, с помощью автоматизированной контрольно-проверочной аппаратуры, на основании показаний, полученных от измерительных, проверочных и регулировочных систем, установленных на различных агрегатах, узлах, электрических и информационных цепях летательного аппарата во время полета или наземной отработки и переданных автоматизированной контрольно проверочной аппаратуре после полета или наземной отработки, оценивают параметры работы систем, агрегатов, электрических и информационных цепей летательного аппарата, на основании полученных данных все системы, агрегаты, электрические и информационные цепи летательного аппарата разделяют на три класса, причем к первому классу относятся системы, агрегаты, электрические и информационные цепи летательного аппарата, не требующие срочного ремонта или замены, ко второму классу относятся системы, агрегаты, электрические и информационные цепи летательного аппарата, имеющие допустимый износ и требующие ремонта или замены, к третьему классу относятся системы, агрегаты, электрические и информационные цепи летательного аппарата, требующие срочного ремонта или замены, если на летательном аппарате имеется хотя бы одна система или агрегат отнесенные к третьему классу, то дальнейшую эксплуатацию летательного аппарата запрещают, если на летательном аппарате имеется хотя бы одна система или агрегат, отнесенные ко второму классу, то летательному аппарату разрешают не более одного вылета, если все системы и агрегаты летательного аппарата отнесены к третьему классу, то запрещают дальнейшую эксплуатацию летательного аппарата и производят демонтаж системы или агрегата для их замены или ремонта.