Низкопрофильная рубка военной машины (варианты)

Иллюстрации

Показать все

Группа изобретений относится к военной технике, в частности к рубкам машин различного назначения, выполненных на базовом шасси. Сущность изобретений заключается в том, что основание рубки выполнено с возможностью установки и фиксации на корпусе базового шасси, боковые стенки подвижного блока-погона башенки командира изготовлены заодно с ее горизонтальной монолитной крышей, в передней части которой выполнена ниша под инфракрасный осветитель для обеспечения минимально возможного высотного размера башенки при его установке. Донная часть ниши расположена на уровне основания башенки, а переход боковых стенок ниши в донную часть выполнен по вогнутой поверхности. Инфракрасный осветитель установлен в нише с гарантированным зазором для обеспечения возможности его прокачки в диапазоне рабочих углов. Пустотелая тяга выполнена П-образной формы, продольные ветви которой соединены одна - с шарниром комбинированного прибора наблюдения, а другая - с шарниром инфракрасного осветителя. Использование изобретений позволяет снизить общие габариты машины при высоком уровне броневой защиты. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 11 ил.

Реферат

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано на машинах различного назначения, выполненных на базовом шасси, у которых вместо орудийной или пулеметной башни установлена рубка экипажа с платформой, на которой размещено вооружение или рабочее оборудование.

Известна бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1 (см. книгу "Современные танки" под ред. Сафонова Б.С. и Мураховского В.И., М., "Арсенал-Пресс", 1995 г., стр.120), выполненная на базе танка Т-72. На корпусе базового шасси жестко закреплена рубка, на крыше которой установлена командирская башенка с зенитным пулеметом и приборами наблюдения. На машине может быть использована известная танковая командирская башенка (см., например, "Объект 219Р. Техническое описание и инструкция по эксплуатации", М., "Воениздат", 1986 г., кн. 2, стр.40-42, 206-212), предназначенная для обзора местности и целеуказания командиром при закрытых люках.

Башенка состоит из основания, на котором с помощью шаровой опоры установлен подвижный блок-погон с крышкой люка.

В передней части блока-погона по центру установлен комбинированный прибор наблюдения, который представляет собой электронно-оптический перископ бинокулярного типа с дневным и ночным каналами. В ночном режиме прибор работает во взаимодействии с инфракрасным осветителем, предназначенным для освещения участка местности или объекта инфракрасными лучами. Прибор устанавливается с возможностью качания в вертикальной плоскости, чем увеличивается поле обзора, а для синхронного (согласованного) качания его с осветителем они связаны между собой параллелограммным приводом. Тяга привода выполнена пустотелой, во внутренней полости проложен провод электрического питания осветителя. Слева и справа от комбинированного прибора установлены призматические приборы наблюдения (оптические), которые улучшают обзорность местности.

Недостатком известных башенки и рубки является их большой высотный габарит, что повышает заметность и возможность распознавания машины на складках местности и тем самым увеличивает вероятность ее поражения огнем противника на поле боя.

Известна тяжелая огнеметная система ТОС-1 "Буратино", установленная на базе танка Т-72 (см. журнал "Техника и вооружение", №8 за 2002 г., стр.22 и фото на стр.23), разработчиком и изготовителем которой является заявитель настоящей заявки на изобретение. Поворотная платформа качающейся части пусковой установки реактивной системы залпового огня, смонтированная на погонном устройстве танка, выполнена в виде низкопрофильной рубки в форме перевернутой тарелки. В крыше рубки установлены люки командира и оператора, а так же командирская башенка. Для снижения высотного габарита у подобных машин очень ограничено расстояние между рубкой и установленным вооружением или оборудованием, этим и определяются недостатки известной конструкции - нельзя использовать описанную выше серийную танковую башенку командира, так как:

- во-первых, инфракрасный осветитель не размещается по высоте;

- во-вторых, крышка люка командира не открывается и вход-выход через него невозможен.

Кроме того, у известной командирской башенки блок-погон сложной конфигурации изготавливается методом литья, а как известно, недостатками литой брони являются меньшая бронестойкость и большая масса по сравнению с листовой катанной броней. Особенно остро вопрос о замене литья на прокат возникает в опытном и единичном производствах при отсутствии металлургических мощностей.

Настоящим изобретением решается задача создания низкопрофильной рубки военной машины, размещаемой в ограниченном объеме.

Техническим результатом, достигаемым при решении поставленной задачи, является снижение общих габаритов машины при высоком уровне броневой защиты.

Поставленная задача решается тем, что в низкопрофильной рубке военной машины, содержащей боковые броневые стенки, крышу с люками для экипажа, башенку командира с основанием, подвижным блок-погоном на шариковой опоре, крышей с перископическими приборами наблюдения оптическими и комбинированным дневным-ночным, связанным с инфракрасным осветителем параллелограммным приводом с пустотелой тягой и шарнирами, согласно изобретению основание рубки выполнено с возможностью установки и фиксации на корпусе базового шасси, боковые стенки подвижного блока-погона башенки командира изготовлены заодно с ее горизонтальной монолитной крышей, в передней части которой выполнена ниша под инфракрасный осветитель для обеспечения минимально возможного высотного размера башенки при его установке, причем донная часть ниши расположена на уровне основания башенки, а переход боковых стенок ниши в донную часть выполнен по вогнутой поверхности, при этом инфракрасный осветитель установлен в нише с гарантированным зазором для обеспечения возможности его прокачки в диапазоне рабочих углов, а пустотелая тяга выполнена П-образной формы, продольные ветви которой соединены одна - с шарниром комбинированного прибора наблюдения, а другая - с шарниром инфракрасного осветителя.

Башенка командира может быть выполнена сварной конструкции с колпаком из катанного броневого листа, содержащим крышу и верхнюю часть боковой цилиндрической стенки и установленным на нижнее опорное кольцо с обеспечением фиксации от горизонтального смещения за счет взаимодействия кольцевых проточек и ответных кольцевых выступов, которые выполнены в привалочных поверхностях, причем вогнутая поверхность ниши под инфракрасный осветитель образована концентрическими ступенчатыми проточками.

Низкопрофильная рубка может быть установлена с возможностью кругового вращения на шариковом погоне корпуса базового шасси.

Основание низкопрофильной рубки может быть жестко связанно с бортами и крышей корпуса базового шасси.

Люки экипажа могут быть установлены в крыше со смещением от башенки, обеспечивающим требуемые жесткостные и прочностные характеристики конструкции.

Люки экипажа могут быть установлены в нишах, выполненных в боковых броневых стенках.

По второму варианту исполнения в низкопрофильной рубке военной машины, содержащей боковые броневые стенки и крышу с люками для экипажа, башенку командира с основанием, подвижным блок-погоном на шариковой опоре, крышей с перископическими приборами наблюдения оптическими и комбинированным дневным-ночным, связанным с инфракрасным осветителем параллелограммным приводом с пустотелой тягой и шарнирами, согласно изобретению основание рубки выполнено с возможностью установки и фиксации на корпусе базового шасси, боковые стенки подвижного блока-погона башенки командира изготовлены заодно с ее крышей, в которой установлен люк командира, а в передней части выполнена ниша под инфракрасный осветитель для обеспечения минимально возможного высотного размера башенки при его установке, причем донная часть ниши расположена на уровне основания башенки, а переход боковых стенок ниши в донную часть выполнен по вогнутой поверхности, при этом инфракрасный осветитель установлен в нише с гарантированным зазором для обеспечения возможности его прокачки в диапазоне рабочих углов, а пустотелая тяга выполнена П-образной формы, продольные ветви которой соединены одна - с шарниром комбинированного прибора наблюдения, а другая - с шарниром инфракрасного осветителя.

Башенка командира может быть выполнена сварной конструкции с колпаком из катанного броневого листа, содержащим крышу и верхнюю часть боковой цилиндрической стенки и установленным на нижнее опорное кольцо с обеспечением фиксации от горизонтального смещения за счет взаимодействия кольцевых проточек и ответных кольцевых выступов, которые выполнены в привалочных поверхностях, причем вогнутая поверхность ниши под инфракрасный осветитель образована концентрическими ступенчатыми проточками.

Основание низкопрофильной рубки может быть жестко связано с бортами и крышей корпуса базового шасси.

Люки экипажа могут быть установлены в крыше со смещением от башенки, обеспечивающим требуемые жесткостные и прочностные характеристики конструкции.

Анализ основных отличительных признаков показал, что:

- выполнение крыши башенки монолитной без ослабления конструкции наличием люка повысило защищенность командира от обстрела со стороны верхней полусферы;

- выполнение ниши, дно которой расположено на уровне основания башенки, позволило компактно разместить инфракрасный осветитель с обеспечением минимального высотного габарита рубки;

- выполнение перехода боковых стенок ниши в донную часть по вогнутой поверхности и установка инфракрасного осветителя в нише с гарантированным зазором, обеспечило возможность его прокачки в диапазоне рабочих углов для расширения площади, подсвечиваемой инфракрасными лучами;

- выполнение пустотелой тяги П-образной формы, продольные ветви которой соединены одна с шарниром комбинированного прибора наблюдения, а другая - с шарниром инфракрасного осветителя, позволило простым конструктивным решением надежно согласовать их перемещение в двух взаимно параллельных плоскостях;

- выполнение башенки сварной конструкции с колпаком из катанного броневого листа, содержащим крышу и верхнюю часть боковой цилиндрической стенки, упрощает ее конфигурацию и обеспечивает возможности изготовления колпака из катанного листа, что значительно повышает бронестойкость;

- установка колпака на нижнее опорное кольцо с обеспечением фиксации от горизонтального смещения за счет взаимодействия кольцевых проточек и ответных кольцевых выступов, которые выполнены в привалочных поверхностях, облегчает их центровку при сборке, повышает стойкость от горизонтальных ударных нагрузок;

- образование ниши под инфракрасный осветитель концентрическими ступенчатыми проточками позволяет изготавливать ее механической обработкой без использования сложной и дорогостоящей литейной оснастки;

- выполнение низкопрофильной рубки по второму варианту исполнения позволяет использовать ее на военных машинах, у которых требуется снизить высотный габарит для уменьшения заметности на складках местности, а по условиям компоновки люк командира возможно установить в крыше башенки, таких как бронированные ремонтно-эвакуационные и инженерные машины и т.д.

Изобретение поясняется чертежами, на которых изображено:

- на фиг.1 - вид спереди на низкопрофильную рубку, установленную с возможностью кругового вращения на шариковом погоне корпуса базового шасси военной машины;

- на фиг.2 - вид сверху на низкопрофильную рубку с башенкой командира и люками экипажа, установленными в нишах, выполненных в крыше и боковых броневых стенках рубки, вид А на фиг.1;

- на фиг.3 - вид сбоку на низкопрофильную рубку с продольным сечением по комбинированному прибору наблюдения, вид Б на фиг.1;

- на фиг.4 - вид сверху на комбинированный прибор наблюдения и инфракрасный осветитель, вид В на фиг.3;

- на фиг.5 - вид спереди на комбинированный прибор наблюдения и инфракрасный осветитель, вид Г на фиг.3;

- на фиг.6 - вид сверху на башенку командира низкопрофильной рубки по первому варианту исполнения, элемент Д фиг.2;

- на фиг.7 - вид сверху на башенку командира низкопрофильной рубки по второму варианту исполнения, элемент Д фиг.2;

- на фиг.8 - вертикальное сечение по литой башенке командира (комбинированный прибор наблюдения и инфракрасный осветитель не показаны), сечение Е-Е фиг.6;

- на фиг.9 - сечение по башенке командира сварной конструкции (комбинированный прибор наблюдения и инфракрасный осветитель не показаны), сечение Е-Е фиг.6;

- на фиг.10 - вид сверху на башенку командира сварной конструкции, вид Ж на фиг.9;

- на фиг.11 - вид спереди на низкопрофильную рубку жестко связанную с бортами и крышей корпуса базового шасси.

Низкопрофильная рубка 1 (см. фиг.1, 2) выполнена с возможностью установки основанием и фиксации на корпусе базового шасси 2 и содержит боковые броневые стенки 3, крышу 4, в которой установлены люки экипажа 5, 6, и башенку командира 7. Указанная башенка включает основание 8, жестко связанное с крышей 4, подвижный блок-погон 9 на шариковой опоре 10 и крышу 11 с размещенными в ней перископическими приборами наблюдения: комбинированным (дневным-ночным) 12 и оптическими 13 (см. фиг.3-7). Комбинированный прибор наблюдения 12 и установленный рядом с ним инфракрасный осветитель 14, закреплены с возможностью прокачки на шарнирах 15, 16, связанных между собой продольными ветвями П-образной пустотелой тяги 17, во внутренней полости которой проложен провод 18 электрического питания осветителя 14. Боковые стенки 19 подвижного блока-погона 9 изготовлены заодно с ее горизонтальной монолитной крышей 11 (см. фиг.8). Для установки инфракрасного осветителя 14 с обеспечением минимально возможного высотного размера башенки 7 в передней части крыши 11 выполнена ниша "а", донная часть которой расположена на уровне основания башенки, а переход боковых стенок ниши в донную часть выполнен по вогнутой поверхности "е". Инфракрасный осветитель 14 установлен в нише "а" с гарантированным зазором, для обеспечения возможности его прокачки в диапазоне рабочих углов.

Башенка командира 7 может быть выполнена сварной конструкции (см. фиг.9) с колпаком 20 из катанного броневого листа, содержащим выполненные заодно крышу 21 и верхнюю часть боковой цилиндрической стенки 22. Колпак 20 установлен на нижнее опорное кольцо 23 с обеспечением фиксации от горизонтального смещения за счет взаимодействия кольцевых проточек "б" и ответных кольцевых выступов "в", которые выполнены в привалочных поверхностях. Вогнутая поверхность "е" ниши "а" под инфракрасный осветитель 14 образована концентрическими ступенчатыми проточками "г" (см. фиг.10).

Основание низкопрофильной рубки 1 может быть выполнено с возможностью установки, фиксации и кругового вращения на шариковом погоне 24 корпуса базового шасси 2, и снабжено модулем 25 с различным вооружением или оборудованием (на фиг. не показаны). Люки экипажа 5, 6 установлены в нишах "д", выполненных в боковых броневых стенках 3 и крыше 4. Такое размещение рубки 1 может использоваться, например, на боевых машинах реактивной системы залпового огня на базовом шасси танка.

Основание низкопрофильной рубки 1 может быть жестко связанно с бортами и крышей корпуса базового шасси 2 (см. фиг.11). При этом люки экипажа 5, 6 установлены в ее крыше 4 со смещением от башенки командира 7, обеспечивающим требуемые жесткостные и прочностные характеристики конструкции (на фиг. не показаны).

В низкопрофильной рубке 1 по второму варианту исполнения основные элементы конструкции выполнены так же, как описано выше, а существенным отличием является то, что люк командира 5 установлен в крыше башенки командира 7.

Такое размещение рубки 1 может использоваться, например, на бронированных ремонтно-эвакуационных и инженерных машинах, тяжелых бронетранспортерах на базовом шасси танков, танковых мостоукладчиках и т.д.

Работа

Низкопрофильная рубка 1 предназначена для размещения экипажа военной машины. Броневые стенки 3 и крыша 4 обеспечивают надежную противопульную защиту экипажа. Компактное размещение инфракрасного осветителя 14 в нише "а" обеспечивает минимальный высотный габарит рубки 1, что позволяет разместить ее в ограниченном объеме, а так же уменьшает заметность и возможность распознавания машины на складках местности и тем самым снижает вероятность ее поражения огнем противника.

Комбинированный прибор наблюдения 12 обеспечивает командиру машины возможность вести наблюдение за местностью как днем, так и ночью.

В ночном режиме комбинированный прибор 12 работает во взаимодействии с инфракрасным осветителем 14, который подсвечивает участок местности или объект инфракрасными лучами. Пустотелая тяга 17 надежно согласовывает перемещение комбинированного прибора 12 и инфракрасного осветителя 14 в двух взаимно параллельных плоскостях, охватывая заданный диапазон рабочих углов наблюдения.

Низкопрофильная рубка 1 может быть использована для военных машин различного назначения: боевых, инженерных, а также радиационной, химической и биологической защиты.

Таким образом, настоящим изобретением решена поставленная задача создания низкопрофильной рубки военной машины, размещаемой в ограниченном объеме.

1. Низкопрофильная рубка военной машины, содержащая боковые броневые стенки, крышу с люками для экипажа, башенку командира с основанием, подвижным блок-погоном на шариковой опоре, крышей с перископическими приборами наблюдения - оптическими и комбинированным дневным - ночным, связанным с инфракрасным осветителем параллелограммным приводом с пустотелой тягой и шарнирами, отличающаяся тем, что основание рубки выполнено с возможностью установки и фиксации на корпусе базового шасси, боковые стенки подвижного блока-погона башенки командира изготовлены заодно с ее горизонтальной монолитной крышей, в передней части которой выполнена ниша под инфракрасный осветитель для обеспечения минимально возможного высотного размера башенки при его установке, причем донная часть ниши расположена на уровне основания башенки, а переход боковых стенок ниши в донную часть выполнен по вогнутой поверхности, при этом инфракрасный осветитель установлен в нише с гарантированным зазором для обеспечения возможности его прокачки в диапазоне рабочих углов, а пустотелая тяга выполнена П-образной формы, продольные ветви которой соединены одна - с шарниром комбинированного прибора наблюдения, а другая - с шарниром инфракрасного осветителя.

2. Низкопрофильная рубка по п.1, отличающаяся тем, что башенка командира выполнена сварной конструкции с колпаком из катаного броневого листа, содержащим крышу и верхнюю часть боковой цилиндрической стенки и установленным на нижнее опорное кольцо с обеспечением фиксации от горизонтального смещения за счет взаимодействия кольцевых проточек и ответных кольцевых выступов, которые выполнены в привалочных поверхностях, причем вогнутая поверхность ниши под инфракрасный осветитель образована концентрическими ступенчатыми проточками.

3. Низкопрофильная рубка по п.1, отличающаяся тем, что она установлена с возможностью кругового вращения на шариковом погоне корпуса базового шасси.

4. Низкопрофильная рубка по п.1, отличающаяся тем, что ее основание жестко связано с бортами и крышей корпуса базового шасси.

5. Низкопрофильная рубка по п.1, отличающаяся тем, что люки экипажа установлены в ее крыше со смещением от башенки командира, обеспечивающим требуемые жесткостные и прочностные характеристики конструкции.

6. Низкопрофильная рубка по п.1, отличающаяся тем, что люки экипажа установлены в нишах, выполненных в боковых броневых стенках и крыше.

7. Низкопрофильная рубка военной машины, содержащая боковые броневые стенки и крышу с люками для экипажа, башенку командира с основанием, подвижным блок-погоном на шариковой опоре, крышей с перископическими приборами наблюдения - оптическими и комбинированным дневным - ночным, связанным с инфракрасным осветителем параллелограммным приводом с пустотелой тягой и шарнирами, отличающаяся тем, что основание рубки выполнено с возможностью установки и фиксации на корпусе базового шасси, боковые стенки подвижного блока-погона башенки командира изготовлены заодно с ее крышей, в которой установлен люк командира, а в передней части выполнена ниша под инфракрасный осветитель для обеспечения минимально возможного высотного размера башенки при его установке, причем донная часть ниши расположена на уровне основания башенки, а переход боковых стенок ниши в донную часть выполнен по вогнутой поверхности, при этом инфракрасный осветитель установлен в нише с гарантированным зазором для обеспечения возможности его прокачки в диапазоне рабочих углов, а пустотелая тяга выполнена П-образной формы, продольные ветви которой соединены одна - с шарниром комбинированного прибора наблюдения, а другая - с шарниром инфракрасного осветителя.

8. Низкопрофильная рубка по п.1, отличающаяся тем, что башенка командира выполнена сварной конструкции с колпаком из катаного броневого листа, содержащим крышу и верхнюю часть боковой цилиндрической стенки и установленным на нижнее опорное кольцо с обеспечением фиксации от горизонтального смещения за счет взаимодействия кольцевых проточек и ответных кольцевых выступов, которые выполнены в привалочных поверхностях, причем вогнутая поверхность ниши под инфракрасный осветитель образована концентрическими ступенчатыми проточками.

9. Низкопрофильная рубка по п.7, отличающаяся тем, что ее основание жестко связано с бортами и крышей корпуса базового шасси.

10. Низкопрофильная рубка по п.7, отличающаяся тем, что люки экипажа установлены в ее крыше со смещением от башенки, обеспечивающим требуемые жесткостные и прочностные характеристики конструкции.