Способ определения остроты зрения
Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии, и может быть использовано при диагностике глазных заболеваний, при профессиональном отборе водителей транспорта. Обследуемому предъявляют оптотипы и определяют направление разрыва в кольце Ландольта. Исследование проводят в два этапа. Сначала определяют остроту зрения при стандартном освещении, а затем проводят исследование по таблицам с малым 0,05 шагом при снижении освещенности от максимальной 400 лк до минимальной 50 лк. Сравнивают полученную величину приращения функции δ, отражающую разность остроты зрения при максимальной и минимальной освещенности, с нормой для каждого возраста, на основании чего оценивают остроту зрения. Способ позволяет повысить точность исследования остроты зрения. 1 табл.
Реферат
Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии, и предназначено для повышения точности исследования остроты зрения. Оно может быть использовано при диагностике глазных заболеваний, при профессиональном отборе водителей транспорта.
Основным методом клинического и экспертного исследования зрительных функций является определение остроты зрения. Будучи бесспорными в отношении тестовых знаков - оптотипов и способов их предъявления, они оставляют открытыми вопросы световых условий.
Известны различные способы определения остроты зрения. Среди них способ исследования остроты зрения (авторское свидетельство SU 1347934 A1) [1], в стимулятор которого для объективного определения остроты зрения вставляют сменные многоточечные тесты. Их предъявляют на просвет последовательно с более плотным их расположением, соответствующим определенной остроте зрения. С фотоэлектронного прибора сигнал подают на частотомер и через интерфейс - на ЭВМ. По разработанному алгоритму ЭВМ должна найти резкий переход от минимального к максимальным значениям сигнала. По предыдущему тесту определяют остроту зрения пациента.
Известен способ исследования остроты зрения (авторское свидетельство SU 1542545 A1) [2] с предъявлением с заданного расстояния тест-букв, расположенных на общем сером фоне. Спектр изображения каждой буквы содержит пространственные частоты, превышающие нижнюю граничную частоту, значение которой уменьшают в зависимости от размера буквы. Остроту зрения определяют как значение самой высокой различаемой частоты. Тест-карта состоит из зрительных стимулов в виде контурных букв, набранных в случайном порядке и построчно расположенных по размеру на общем сером фоне.
Известно также устройство для исследования остроты зрения (авторское свидетельство SU 1623603 А1) [3] с попеременным формированием тест-объектов с изменяющимися согласованно скоростью движения и их шириной и индикацией величины остроты зрения.
Наиболее близким является используемый на территории нашей страны способ определения остроты зрения с помощью аппарата Рота по кольцам Ландольта, который заключается в определении направления разрыва в кольце при предъявлении оптотипов в условиях постоянной освещенности [4, 5].
Недостатком этого способа является невозможность исследования остроты зрения в различных условиях освещенности, в то время как основным фактором, влияющим на разрешающую способность глаз, является соотношение освещенности (яркости) фона в центре поля зрения и на его периферии. Световые условия также важны и при некоторых заболеваниях глаз, при помутнении преломляющих сред, заболеваниях глазного дна (макулодистрофия и др.)
Обычное офтальмологическое обследование на профосмотре включает паспортные данные, уточнение водительского класса, трудового стажа, количества ДТП за время работы; сбор анамнеза выявляет наличие в прошлом нарушений зрения, использование очков и других средств оптической помощи, каких-либо глазных заболеваний, операций в области глаз. Кроме определения остроты зрения по общепринятой методике исследуют цветоощущение по табл. Е.Б.Рабкина.
Но такое обследование не дает полной картины состояния органа зрения. Необходимы специальные офтальмоэргономические методики обследования зрительных функций, значительно расширяющие возможности комплексной оценки органа зрения с целью внедрения в практику профосмотров результатов исследований.
В нашей стране требования одни из самых жестких - острота зрения водителей на лучшем глазу должна быть не ниже 0,8, на худшем - не ниже 0,4. Но даже при высокой остроте зрения - 1,0, выявляемой с помощью стандартных способов, возможно наличие снижения остроты зрения при уменьшении освещенности.
Целью изобретения является определение остроты зрения здоровых лиц при уменьшении освещенности и раннее выявление офтальмопатологии.
Сущность изобретения заключается в том, что исследование проводится в 2 этапа. Сначала определяется острота зрения при стандартном освещении, а затем проводится исследование при снижении освещенности от максимальной 400 лк до минимальной 50 лк. Диапазон освещенности выбран с учетом того, что изменение освещенности оптотипов выше 400 лк и ниже 50 лк не выявляет достоверного изменения остроты зрения [6]. Целью эксперимента является определение величины приращения функции δ, которая представляет собой разность этих значений и зависит от возраста обследуемого. Необходимо сравнить полученную величину приращения функции δ с установленной нами нормой для каждого возраста и при выявлении снижения данного показателя поставить вопрос о допуске к управлению автотранспортом. Наиболее важным является второй этап исследования, потому что даже у здоровых лиц, не предъявляющих жалоб на общее здоровье организма и на орган зрения, в частности, возможно снижение остроты зрения при ухудшении световых условий, опасное для управления автотранспортом в сумеречное и ночное время.
Для проведения исследования используется устройство для определения остроты зрения (Патент РФ №2269921) [6], которое позволяет определять остроту зрения в условиях различной освещенности с использованием таблиц оптотипов с малым 0,05 шагом. Это позволяет прогнозировать развитие различных аварийных ситуаций водителями, острота зрения которых на первом этапе исследования была достаточно высокой и не являлась противопоказанием к допуску управлением автотранспортом.
Уменьшая освещенность тестов, проводилось исследование остроты зрения у 100 здоровых водителей Автотранспортного предприятия №1 г.Нальчика однородного вида транспорта (легковые машины-такси общей массой 1800 кг, относящиеся к категории В по Международной классификации), не предъявляющих жалоб на общее состояние организма и на орган зрения, в частности. Водители работали на городских маршрутах в течение рабочей смены продолжительностью 12 часов по сменному графику. Главным условием для отбора было отсутствие у водителей автотранспорта ДТП за время его работы.
В таблице приводятся результаты наших исследований и показано, что острота зрения значительно снижается при уменьшении освещенности тестов. Величина снижения остроты зрения при уменьшении освещенности тестов (приращения функции δ) у здоровых лиц 1 возрастной группы равна 0,6, во 2 группе - 0,5, в 3 группе - 0,43, в 4-й - 0,37, в 5-й - 0,32, в 6-й - 0,30, в 7-й - 0,22. Прослеживается явное снижение остроты зрения в зависимости от возраста и значительное снижение порогов остроты зрения при ухудшении световых условий у лиц старших возрастов. Это диктует необходимость рекомендовать лицам старших возрастов работу только в одну (дневную) смену.
Таким образом, предлагаемый нами способ, в отличие от других, позволяет выявить и оценить снижение остроты зрения при уменьшении освещенности тестов, может быть использован во время профосмотров с целью выявления лиц со сниженным зрением при изменении световых условий, прогнозирования различных аварийных ситуаций. Это особенно важно при профотборе водителей автотранспорта, т.к. им приходится работать в различных условиях освещенности, тем более что по данным мировой статистики большее число аварий и с наиболее тяжелыми последствиями совершается в сумерках и ночью. Проведенное нами обследование выявило ряд новых данных, имеющих не только теоретическое, но и практическое значение. Предлагаемый способ значительно расширяет и углубляет возможности прогнозирования снижения зрения при ухудшении световых условий и может быть рекомендован врачебно-трудовым и экспертным комиссиям для широкого внедрения.
Важность и актуальность исследований этой проблемы не вызывает сомнений, однако в доступной литературе имеются лишь единичные и противоречивые данные, отражающие достоверную корреляцию изменения остроты зрения с числом дорожно-транспортных происшествий.
Таблица | ||||||||||||||
Изменение остроты зрения у здоровых лиц разного возраста при уменьшении освещенности | ||||||||||||||
№ группы | Возраст (годы) | Количество водителей | Освещенность (лк) | t | δ | |||||||||
400 | 300 | 200 | 100 | 50 | ||||||||||
М | ±σ | М | ±σ | М | ±σ | М | ±σ | М | ±σ | |||||
1 | 20-24 | 12 | 1,92 | 0,24 | 1,81 | 0,2 | 1,64 | 0,22 | 1,52 | 0,28 | 1,32 | 0,22 | 6,37 | 0,6 |
2 | 25-29 | 14 | 1,73 | 0,24 | 1,71 | 0,26 | 1,64 | 0,24 | 1,42 | 0,22 | 1,23 | 0,18 | 6,23 | 0,5 |
3 | 30-34 | 14 | 1,54 | 0,24 | 1,54 | 0,26 | 1,4 | 0,26 | 1,24 | 0,24 | 1,11 | 0,22 | 4,94 | 0,43 |
4 | 35-39 | 18 | 1,42 | 0,26 | 1,42 | 0,36 | 1,38 | 0,26 | 1,24 | 032 | 1,05 | 0,24 | 4,44 | 0,37 |
5 | 40-44 | 14 | 1,32 | 0,26 | 1,32 | 0,26 | 1,25 | 0,28 | 1,05 | 0,24 | 1,0 | 0,22 | 3,51 | 0,32 |
6 | 45-49 | 14 | 1,16 | 0,26 | 1,10 | 0,26 | 1,02 | 0,28 | 0,94 | 0,26 | 0,86 | 0,24 | 3,17 | 0,3 |
7 | 50-55 | 14 | 1,04 | 0,22 | 0,98 | 0,24 | 0,96 | 0,24 | 0,82 | 0,24 | 0,82 | 0,24 | 2,52 | 0,22 |
М - среднее арифметическое значение, σ - среднее квадратичное отклонение, t - достоверность различий, δ - приращение функции, отражающее разность остроты зрения при максимальной 400 Лк и минимальной 50 Лк освещенности |
ЛИТЕРАТУРА
1. Филин В.А. Способ исследования остроты зрения. Авторское свидетельство СССР №1347934. Приоритет от 03.01.1985. Опубликовано 30.10.1987. Бюллетень №40.
2. Шелепин Ю.Е., Паук В.Н., Волков В.В., Колесникова Л.Н., Макулов В.Б., Корнюшина Н.М., Кириллов Ю.А. Способ исследования остроты зрения и тест-карта для его осуществления. Авторское свидетельство СССР №1542545. Приоритет от 21.04.1987. Опубликовано 15.02.1990. Бюллетень №6.
3. Власенко Н.А., Рыбалка Е.Ф., Иваницкий В.М., Малецкий А.П., Мацюк В.Н., Сенякина А.С. Устройство для исследования остроты зрения. Авторское свидетельство СССР №1623603. Приоритет от 11.11.1987. Опубликовано 30.01.1991. Бюллетень №4.
4. Розенблюм Ю.З. Оптометрия. - СПб.: Гиппократ, 1996. - 320 с.
5. Глазные болезни: Учебник. / Под редакцией В.Г.Капаевой. - М.: Медицина, 2002. - 560 с.
6. Тлупова Т.Г., Чернышева С.Г., Розенблюм Ю.З., Тутуков А.Х. Устройство для определения остроты зрения. Патент РФ №2269921. Приоритет от 17.05.2004. Опубликовано 20.02.2006. Бюллетень №5
Способ определения остроты зрения, включающий предъявление оптотипов и определение направления разрыва в кольце Ландольта, отличающийся тем, что исследование проводится в два этапа, сначала определяют остроту зрения при стандартном освещении, а затем проводят исследование по таблицам с малым 0,05 шагом при снижении освещенности от максимальной 400 Лк до минимальной 50 Лк и сравнивают полученную величину приращения функции δ, отражающую разность остроты зрения при максимальной и минимальной освещенности, с нормой для каждого возраста, на основании чего оценивают остроту зрения.