Устройство контроля сопротивления опор контактной сети железных дорог

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля сопротивления опор контактной сети электрифицированных железных дорог на участках с тягой как на постоянном, так и переменном токе. Устройство контроля сопротивления опор контактной сети железных дорог содержит блок питания, дополнительный источник тока, нормирующий усилитель, аналого-цифровой преобразователь, токовый шунт, токовое реле, блок управления, блок индикации, высоковольтный импульсный источник, который заряжается до потенциала, величина которого выше наведенного потенциала, и разряжается через электронный ключ в нагрузку. Сигнал попадает в блок управления, в котором определяется время падения исходного потенциала до некоторой заданной величины, также превышающей наведенный потенциал. Время падения пересчитывается в блоке управления в величину сопротивления опоры и выводится на блок индикации. Технический результат заключается в исключении влияния на результаты наведенного потенциала и адекватного контроля сопротивления опор. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение для контроля сопротивления опор контактной сети электрифицированных железных дорог на участках с тягой как на постоянном, так и переменном токе.

Железобетонные опоры контактной сети железных дорог в условиях эксплуатации подвергаются воздействию механических нагрузок, агрессивных компонентов, содержащихся в атмосфере и в почве, электрокоррозии под воздействием токов, стекающих с рельсов через арматуру.

Оценка опасности электрокоррозии арматуры опор производится по косвенным показателям, в частности, по величине сопротивления цепи заземления опоры. Низкоомные опоры, к числу которых относятся все опоры, имеющие сопротивление менее 100 Ом, считаются электрокоррозионно-опасными.

Известен прибор ПК-1М, применяемый для определения сопротивления и потенциала опор контактной сети (Указания по техническому обслуживанию и ремонту опорных конструкций контактной сети, Москва, 2003 г., стр.10).

Этот прибор наиболее близок к предлагаемому устройству и принят за прототип.

Прибор ПК-1М используется для работы на участках с постоянным током. Его применение на участках дороги с тягой на переменном токе оказывается невозможным из-за наличия большого наведенного потенциала. Других приборов, которые бы можно было использовать на участках с переменным током, железные дороги не имеют. Для преодоления указанного недостатка предлагаемое устройство содержит высоковольтный импульсный источник, создающий потенциал существенно выше наведенного.

На чертеже приведена структурная схема предлагаемого устройства. Здесь 1 - высоковольтный импульсный источник, 2 - электронный ключ, 3 - дополнительный источник, 4 - блок питания, 5 - токовый шунт, 6 - токовое реле, 7 - нормирующий усилитель, 8 - аналого-цифровой преобразователь, 9 - блок индикации, 10 - блок управления, 11 - блок памяти.

На участках с постоянным током устройство работает следующим образом. Разъем "Кл1" соединяют с рельсом, а разъем "Кл2" - со спуском заземления опоры выше защитного устройства. Входной сигнал попадает в нормирующий усилитель 7, нормирующий входной потенциал до уровня, необходимого для работы блока 8, в котором он преобразуется в цифровую форму и обрабатывается в блоке управления 10. Результат обработки отражается в блоке индикации 9. При измерении сопротивления вначале измеряется входной потенциал, а затем ток при сработавшем токовом реле, которое подключает токовый шунт. По этим данным в блоке управления определяется сопротивление опоры. Если величина входного потенциала мала, то для проведения измерений подключается дополнительный источник 3.

На участках дороги с тягой на переменном токе, на которых наведенный потенциал может достигать 400 В, для определения сопротивления опоры включается высоковольтный импульсный источник 1. Источник заряжается до потенциала U1, величина которого существенно выше наведенного потенциала, и разряжается через электронный ключ 2 в нагрузку через "Кл3". Сигнал попадает в блок управления 10, в котором определяется время падения исходного потенциала U1 до некоторой заданной величины U2, также превышающей наведенный потенциал. Указанный выбор величины потенциалов U1 и U2 исключает влияние наведенного потенциала на результаты. Время падения пересчитывается в блоке 10 в величину сопротивления опоры (поскольку они пропорциональны), которая и выводится на блок индикации.

Пример.

Предлагаемое устройство было опробовано на участке с переменным током Горьковской железной дороги. Потенциал U1 был установлен равным 600 В, потенциал U2 выбран равным 450 В. Всего было обследовано 45 опор. У всех опор за исключением двух сопротивление было выше 100 Ом. У двух опор сопротивление оказалось равным 52 Ом и 65 Ом соответственно. Контрольная откопка этих двух опор показала наличие выхода продуктов коррозии на поверхность бетона.

Устройство контроля сопротивления опор контактной сети железных дорог, содержащее блок питания, дополнительный источник тока, нормирующий усилитель, аналого-цифровой преобразователь, токовый шунт, токовое реле, блок управления, блок индикации, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит высоковольтный импульсный источник, который заряжается до потенциала, величина которого выше наведенного потенциала, и разряжается через электронный ключ в нагрузку, при этом сигнал попадает в блок управления, в котором определяется время падения исходного потенциала до некоторой заданной величины, также превышающей наведенный потенциал, при этом время падения пересчитывается в блоке управления в величину сопротивления опоры и выводится на блок индикации.