Снаряд
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к вооружению, в частности к снарядам и ракетам. Снаряд содержит реактивный двигатель, лопасти, выполненные в виде арок, основания которых закреплены в шарнирах, размещенных в проушинах. Оси шарниров каждой лопасти совмещены. В процессе полета стабилизирующая сила арочных лопастей создается их поверхностями. Техническим результатом является повышение жесткости лопастей при уменьшении воздействия бокового ветра на снаряд. 4 ил.
Реферат
Предлагаемое изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано в малогабаритных ракетных комплексах.
Известен снаряд, запускаемый из пусковой трубы, имеющий блок стабилизаторов, содержащий раскрывающиеся вдоль оси снаряда лопасти, вдвинутые в его корпус и шарнирно закрепленные в его хвостовой части. (ПТУР Javelin США, Сборник научно-технической информации №2 (12), стр.46, 48).
Устройство просто по конструкции и надежно в работе, однако имеет недостаток в малой площади лопастей и их жесткости вследствие консольного закрепления, что для вращающихся снарядов с реактивным двигателем может привести к смене частоты вращения в полете. Для увеличения площади лопастей необходимо наличие свободного объема на борту снаряда под них, что влечет увеличение габаритов по длине и пассивной массы снаряда.
Ближайшим аналогом (прототипом) данного предлагаемого изобретения является снаряд, содержащий шарнирно закрепленные на его хвостовой части лопасти, оси которых расположены поперек продольной оси снаряда. В сложенном исходном положении перед выстреливанием лопасти расположены в хвостовой части снаряда и смещаются аксиально назад в приемнике. После покидания снарядом ствола под давлением остающихся в полости кумулятивных газов приемник перемещается из хвостовой части снаряда к ограничителю. Одновременно лопасти, состоящие из двух секций, под давлением пружины благодаря собственным скошенным краям поворачиваются по направляющей поверхности приемника вокруг закрепленных на приемнике осей. При этом секции телескопически выдвигаются и обе секции каждой лопасти под воздействием набегающего потока занимают свое рабочее положение (Патент США №6454205, публикация от 30.03.2001 г., МПК 7 F42В 10/14).
Достоинство такой конструкции в уменьшении необходимого свободного объема на кормовой части под раздвигающиеся лопасти. Однако имеется ряд недостатков. Такая лопасть имеет большую площадь проекции в поперечном направлении, что приводит к увеличению воздействия бокового ветра на снаряд. Механизм имеет большой пассивный вес и сложность конструкции (из-за наличия пружин устройства раздвижения, направляющих), что может привести к отказам в полете. Лопасть состоит из двух секций, что ведет к увеличению ее толщины, при этом увеличивается аэродинамическое сопротивление снаряда, уменьшается жесткость и надежность.
Задачей данного предлагаемого изобретения является повышение жесткости лопастей при уменьшении воздействия бокового ветра на снаряд.
Для решения поставленной задачи в снаряде, содержащем шарнирно закрепленные на его хвостовой части лопасти, оси которых расположены поперек продольной оси снаряда, лопасти выполнены в виде арок, основания которых закреплены в шарнирах, размещенных в проушинах, причем оси шарниров каждой лопасти совмещены, а проушины смежных лопастей закреплены на общем основании.
Благодаря тому что лопасть выполнена в виде арки и снабжена двумя шарнирами, существенно повышается жесткость лопасти и уменьшается воздействие бокового ветра на снаряд за счет того, что в полете одна из сторон арочного стабилизатора находится в аэродинамической тени другой.
Предлагаемое изобретение поясняется графическими материалами. На фигурах изображено:
Фиг.1 - снаряд с реактивным двигателем;
Фиг.2 - увеличенный вид кормовой части двигателя с раскрытыми лопастями;
Фиг.3 - увеличенный вид спереди кормовой части двигателя с раскрытыми лопастями;
Фиг.4 - снаряд с реактивным двигателем со сложенными лопастями.
Снаряд состоит из:
1 - маршевая ступень, 2 - реактивный двигатель, 3 - арочные лопасти, 4 - шарниры, 5 - проушины, 6 - основание, 7 - кормовая часть двигателя, 8, 9, 10 - поверхности арочных лопастей.
Устройство работает следующим образом.
При движении по трубе снаряда 1 с реактивным двигателем 2 арочные лопасти 3, закрепленные в шарнирах 4 проушин 5 на основании 6 кормовой части 7, удерживаются в сложенном положении ее стенкой. При выходе из контейнера лопасти 3, сложенные продольно оси снаряда, раскрываются до упора по инерции и за счет аэродинамического сопротивления воздуха либо за счет энергии пружин, дающих толкающий импульс лопастям. В процессе полета стабилизирующая сила арочных лопастей создается поверхностями 8, 9 и 10. При этом воздействие бокового ветра на одну из поверхностей 8 и 9, вследствие нахождения одной из них в аэродинамической тени другой невелико.
Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет:
- существенно повысить жесткость лопастей за счет выполнения лопасти в виде арки, снабженной двумя шарнирами;
- уменьшить воздействие бокового ветра за счет того, что в полете одна из сторон арочного стабилизатора находится в аэродинамической тени другой.
Все это, в конечном итоге, позволяет повысить ТТХ ракеты.
Снаряд, содержащий шарнирно закрепленные на его хвостовой части лопасти, оси поворота которых расположены поперек продольной оси снаряда, отличающийся тем, что лопасти выполнены в виде арок, основания которых закреплены в шарнирах, размещенных в проушинах, при этом оси шарниров каждой лопасти совмещены, а проушины смежных лопастей закреплены на общем основании.