Способ восстановления речи при комплексной моторной и эфферентной моторной афазиях методом проприоцептивной коррекции и устройство для его осуществления

Изобретения относятся к области медицины и медицинской техники, и логопедии, а именно, к восстановлению речевых функций при эфферентных и комплексных моторных афазиях. Технический результат изобретения заключается в улучшении переключательных и поисковых артикуляционных возможностей, уменьшении количества парафазий и персевераций методом проприоцептивной коррекции при эфферентных моторных и комплексных моторных афазиях. Способ восстановления речи при комплексной моторной и эфферентной моторной афазиях методом проприоцептивной коррекции включает использование приемов, направленных на восстановление переключательных и поисковых артикуляционных возможностей, уменьшение количества персевераций и парафазий, когда при выполнении традиционных логопедических артикуляционных упражнений для губ и щек, таких как сведение губ в «точку», округление губ, надувание и втягивание щек, совершаемых в течение 10 минут в замедленном и ускоренном темпе, 2 раза в день в течение всего курса реабилитации, длящегося 1 месяц. Дополнительная значительная повышенная нагрузка на артикуляционные и мимические мышцы обеих половин лица создается посредством применения устройства по п.2. Устройство для осуществления способа содержит шлем-маску, к которой крепятся эластичные резиновые тяги. Насильственное отведение губ в стороны в «улыбку» создается с помощью эластичных резиновых тяг, закрепляемых крючками-фиксаторами в углах верхней и нижней губ с правой и левой стороны. 2 н.п.ф-лы, 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к области медицины и медицинской техники, и логопедии, а именно, к восстановлению речевых функций при моторных афазиях

Известны приемы восстановления речи при моторных афазиях, заключающиеся в использовании артикуляционных массажей, выполняемых логопедами ручным способом на языковой и лицевой мускулатурах; а также гимнастики речевого аппарата, когда пациент перед зеркалом по заданию логопеда производит действия губами: округление губ и растягивание губ в улыбку с разомкнутыми губами; сведение губ в «точку» и растягивание губ в улыбку с сомкнутыми губами, надувание и втягивание щек; и языком: движения языком вправо-влево к углам губ, вверх-вниз к краям губ, выдвижение языка из полости рта и введение языка в полость рта, направленные на улучшение артикуляционной переключаемости [Т.Г.Визель, Как вернуть речь, М., 2001г., с.223].

Недостатком данного способа является низкий эффект восстановления артикуляционной переключаемости в речи при моторных афазиях.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ восстановления речи при поражении лицевого нерва, включающий выполнение традиционных логопедических артикуляционных упражнений для губ и щек, совершаемый в течение 10 минут 2 раза в день, курс реабилитации с 10-12 дня от начала заболевания до 2-3 месяцев, при этом упражнения проводят в шлем-маске [Епифанов В.А., «Лечебная физическая культура», Учебное пособие для вузов, М., из-во «ГОЭТАР-МЕД», 2002, стр.279-283].

Недостатком данного способа является то, что воздействие оказывают только на пораженную половину лица, при этом здоровая половина лица должна оставаться неподвижной.

Из уровня техники известен шлем для дозированного механического воздействия, к которому с правой и левой стороны прикреплены две эластичные резиновые тяги с крючками-фиксаторами, при этом эластичные тяги ориентированы по ходу мимических мышц с возможностью изменения их направления [RU 2215513 С2, 10.11.2003].

Известное устройство принято в качестве ближайшего прототипа.

Задачей изобретений является создание эффективного способа для восстановления переключательных и поисковых артикуляционных возможностей, приводящих к уменьшению количества парафазий и персевераций при комплексных моторных и эфферентных моторных афазиях с использованием в процессе реабилитации метода проприоцептивной коррекции, а также создание устройства для выполнения поставленной задачи.

Технический результат изобретений заключается в улучшении переключательных и поисковых артикуляционных возможностей, уменьшении количества парафазий и персевераций, который достигается с помощью устройства в виде шлема-маски с эластическими резиновыми тягами, создающими дополнительную повышенную нагрузку на мышцы артикуляционного аппарата.

Для реализации поставленной задачи был разработан способ, при котором создается дополнительная повышенная нагрузка на артикуляционные и мимические мышцы в период выполнения традиционных логопедических упражнений для губ и щек, таких как сведение губ в «точку», округление губ, надувание и втягивание щек.

Способ осуществляется с помощью устройства «шлем-маска», представленного на чертеже.

Устройство состоит из шлема (1), к которому прикреплены с правой и левой стороны по 2 резиновые тяги (2). На концах резиновых тяг находятся крючки-фиксаторы (3).

Упражнения выполняют в медленном и быстром темпе. Продолжительность занятий составляет 10 минут; занятия проводят два раза в день в течение одного месяца.

Новым в применяемом способе является то, что в процессе работы в устройстве «шлем-маска» проприоцептивной коррекции создается дополнительная значительная нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, способствующая облегчению артикуляционных переключений и нахождению артикуляционной позы.

При изучении других известных решений в данной области признаки, отличающие заявляемые изобретения от прототипа, не были выявлены и поэтому они обеспечивают заявляемому решению соответствие критерию «изобретательский уровень».

Способ осуществляется следующим образом. Устройство в виде шлема-маски одевают на голову пациента, крючки-фиксаторы закрепляют в верхних и нижних углах рта с обеих сторон. Таким образом, создается насильственное разведение губ в стороны - улыбка с раздвинутыми губами. В данном положении пациент выполняет традиционные артикуляционные упражнения для губ и щек, такие как сведение губ в «точку», округление губ, надувание и втягивание щек. При этом, для выполнения вышеуказанных поз, лицевые мышцы прилагают дополнительные усилия для преодоления силы натяжения эластических тяг. Продолжительность выполнения упражнений составляет 10 минут. Длительность занятий - 1 месяц.

Пример применения изобретений:

Больной Щ., 55 лет. Мужчина. Диагноз: Острое нарушение мозгового кровообращения по ишемическому типу в бассейне левой средней мозговой артерии от апреля 2003 года, с синдромом эфферентной моторной афазии; поздний восстановительный период. Гипертоническая болезнь III степени. Речевое заключение: Эфферентная моторная афазия средней степени тяжести.

После перенесенного инсульта в течение 1,5 лет больной дважды проходил курс речевой коррекции в условиях стационара по 1 месяцу. В остальное время посещал занятия с логопедом в поликлинике. Работа проводилась по классической методике. При осмотре от июня 2004 года было установлено:

В самостоятельной речи - персеверации в виде повтора первых слогов, парафазии и пропуски звуков при произнесении слов со стечением согласных, которые исчезали при послоговом произнесении, «застревания» при включении в речь и длительные паузы между предложениями в монологе. Чтение характеризуется послоговым произношением, смазанностью прочтения слов сложной слоговой структуры. В письме - выпадения согласных графем, персеверации. Орально-артикуляторный и мануальный динамический праксис также характеризуются персеверациями.

Вместе с традиционными логопедическими занятиями применялся способ проприоцептивной коррекции речи. Больной в течение 10 минут, 2 раза в день выполнял артикуляционные упражнения для губ и щек: сведение губ в «точку», округление губ, надувание и втягивание щек, в устройстве в виде шлем-маски проприоцептивной коррекции. По окончании выполнения упражнений больной участвовал в диалоге с задачей отвечать полным предложением, читал и пересказывал текст, выполнял пробы динамического орально-артикуляционного праксиса.

В результате лечения, по окончании курса реабилитации, длившегося 30 дней, речь больного значительно улучшилась:

- в диалоговой речи и при пересказах текста втрое уменьшилось количество персевераций, исчезла «рубленность» речи при проговаривании предложений, сократилось время вступления в речь (с более чем 20 секунд до 3-5 секунд), количество парафазий в среднем уменьшилось на 50%, слова со стечением согласных стали проговариваться более четко. В чтении исчезло послоговое проговаривание.

С помощью данного способа, реализовывающегося в устройстве в виде шлема-маски, пролечено 18 пациентов: 8 - с комплексной моторной (афферентно-эфферентной) афазией, 10 - с эфферентной моторной афазией, в возрасте от 35 до 72 лет, имеющих речевой дефект как последствия перенесенной черепно-мозговой травмы или острого нарушения мозгового кровообращения.

Реабилитационные занятия проводились в течение месяца.

Хороший эффект от использования способа, проводимого в устройстве шлем-маска, проприоцептивной коррекции наблюдался у 12 пациентов (10 - эфферентная моторная афазия, 2 - комплексная моторная афазия): значительно уменьшилось количество персевераций, исчезло послоговое проговаривание, а также - «рубленность речи». В случае комплексной моторной афазии полностью исчезли гетероорганные парафазии, значительно уменьшилось количество гоморганных парафазий.

Удовлетворительный эффект от лечения наблюдался у 5 больных с тяжелыми формами моторной афазии. Улучшения наблюдались в динамическом и статическом артикуляционном праксисе, у пациентов появилась возможность воспроизведения заданной позы языка и губ. Переключательные артикуляционные функции были замедленны, но выполнялись более четко. В автоматизированной речи уменьшилось количество парафазий.

В одном наблюдении эффекта практически не было из-за отсутствия мотивации к занятиям вследствие значительных интеллектуально-мнестических нарушений.

Использование данных изобретений для речевой реабилитации при комплексных моторных и эфферентных моторных афазиях имеет следующие преимущества:

- улучшаются переключательные артикуляционные возможности, сокращается время «запуска» речи, уменьшается количество парафазий, персевераций.

1. Способ восстановления речи при комплексной моторной и эфферентной моторной афазиях методом проприоцептивной коррекции, включающий использование приемов, направленных на восстановление переключательных и поисковых артикуляционных возможностей, уменьшение количества персервации и парафазий, когда при выполнении традиционных логопедических артикуляционных упражнений для губ и щек, таких как сведение губ в "точку", округления губ, надувания и вытягивание щек, совершаемых в течении 10 мин в замедленном и ускоренном темпе, 2 раза в день в течении всего курса реабилитации, длящегося 1 месяц, отличающийся тем, что создается дополнительная значительная повышенная нагрузка на артикуляционные и мимические мышцы обеих половин лица посредством применения устройства по п.2.

2. Устройство для осуществления способа по восстановлению речи при комплексной моторной и эфферентной моторной афазиях методом проприоцептивной коррекции, содержащее шлем-маску, к которой крепятся эластичные резиновые тяги, отличающееся тем, что насильственное отведение губ в стороны в "улыбку" создается с помощью эластичных резиновых тяг, закрепляемых крючками-фиксаторами в углах верхней и нижней губ с правой и левой стороны.