Способ профилактики бронхиальной астмы

Способ профилактики бронхиальной астмы осуществляют у пульмонологических больных. Больные встают в 5-6 ч утра. В течение 20-30 минут совершают пешую прогулку к берегу моря, где в течение 20-30 минут выполняют утреннюю гимнастику. Затем принимают морские водные процедуры, во время которых проплывают 150-200 м. В зимнее время года проводят обливание морской водой при температуре более +8°С. Протирают тело насухо до появления легкой гиперемии. Одеваются, употребляют горячий напиток и совершают пешую прогулку в течение 20-30 минут. Способ повышает эффективность профилактики за счет повышения функции симпатической нервной системы и коры надпочечников.

Реферат

Изобретение относится к медицине, в частности к пульмонологии (к способам профилактики бронхиальной астмы у лиц с факторами риска ее развития).

Водные процедуры в профилактике заболеваний внутренних органов уже используются в медицине. Однако систематизированная, апробированная технология с использованием морских ванн до сих пор никем не предложена. Аналогов в литературе нет.

Целью изобретения является повышение эффективности профилактики бронхиальной астмы у лиц с факторами риска.

Нами предложена методика круглогодичных морских ванн (купаний) и ежедневных обливаний холодной водой при t° 18-20°C в целях профилактики бронхиальной астмы (далее БА) у лиц с факторами риска развития аллергического ринита, крапивницы, дерматита.

Сущность предлагаемого способа проведения процедур изложена ниже.

Процедура закаливания заключается в следующем: испытуемые встают в 5-6 ч утра, затем в течение 20-30 мин совершают пешую прогулку к берегу моря, где в течение 20-30 мин выполняют приемы утренней гимнастики. В последующем основная группа исследуемых лиц в течение 15-45 мин занимается плаванием, и исследуемые проплывают 150-200 м. После окончания водной процедуры и протирания тела полотенцем исследуемые одеваются и вновь совершают пешую прогулку в течение 20-30 мин. Эта группа исследуемых лиц принимает морские водные процедуры круглый год с небольшими перерывами на непредвиденные обстоятельства. В зимнее время года плавание не совершается, а наблюдаемые лица окунаются в морскую воду при температуре более +8°, протирают тело насухо полотенцем до появления легкой гиперемии и употребляют чашечку горячего напитка.

Вторая группа исследуемых утром в течение 30-40 минут совершает прогулку, выполняет элементы утренней зарядки, а затем обливается с головы ведром морской воды комнатной температуры (+18+20°), протирает тело полотенцем насухо до легкой гиперемии, а затем употребляет чашечку горячего напитка.

Кроме того, обе группы исследуемых ежедневно перед сном проводят ежедневную прогулку на свежем воздухе в течение 30 минут.

Приводим пример конкретного выполнения способа.

Наблюдаемый М., 65 лет, врач со стажем работы 40 лет, не курит, наследственность отягощена - у отца и брата АР и АД. Алергическим ринитом круглогодичным страдает более 30 лет. Не курит. В момент исследования беспокоит утреннее выделение мокроты в небольшом количестве, слизисто-гнойного характера. Периодически после приема некоторых фруктов отмечает зуд кожи, эпизодический насморк, прекращающийся самостоятельно, 5 и 7 лет тому назад наблюдались два эпизода посвистывания в груди перед сном, которые также проходили самостоятельно. В анамнезе резекция желудка по поводу перфоративной язвы луковицы двенадцатиперстной кишки, холецистектомия, тонзилэктомия.

Объективно: в легких хрипы не выслушиваются, дыхание свободное, везикулярное. Со стороны других органов изменений не выявлено.

Кровь:

1998 г - Hb-118 г/л, Л-6,0×109/л, Эоз.-1, п-4, с-65, л-28; абсолютное количество эозинофилов в крови - 0,205×109/л;

2003 г абсолютное количество эозинофилов в крови - 0,185×109/л.

Рентгенограмма легких - без патологии, на ЭКГ отклонение электрической оси влево, синусовый ритм с числом сокращений сердца 66 в мин, ритм правильный.

Ежегодно начиная с мая по октябрь месяцы с 6 до 7 часов утра принимает морские ванны, во время которых проплывает около 200 метров ежедневно, а в остальное время года пользуется водными обливаниями при t°+18+20°С.

Самочувствие хорошее, кашля, одышки нет. После водной процедуры и плавания отмечается выделение слизистой мокроты, которое особо не тревожит исследуемого.

ФВД от 30.07.03 г.: ЖЕЛ-101%, ФЖЕЛ-101%, ОФВ1-103%, ОФВ1/ЖЕЛ-100%, ОФВ1ФЖЕЛ-101%, ПОС-132%, МОС25-127%, МОС50-113%, МОС75-62%, СОС25-75-97%, МОС75-85-122%, МВЛ-113,8 л/мин, ПФМ-700 л/мин (140% к должной). Провокационная ингаляционная проба с метахолином дала отрицательный результат. Коэффициент бронхоконструкции составил 9%.

Рентгеноскопия легких - без патологии. Абслютное количество эозинофилов в крови - 0,195×109/л.

Исследуемому было рекомендовано круглогодично в 6 ч утра совершать в течение 30 мин пешую прогулку к берегу моря, а затем 30 мин выполнять приемы утренней гимнастики, 30 мин совершать плавание и проплывать расстояние в 150 м. После окончания водной процедуры тело протереть полотенцем насухо, одеться и вновь совершить пешую прогулку в течение 30 минут. В зимнее время при температуре морской воды не менее +10° рекомендовано плавание заменить окунанием в морскую воду на 30-40 секунд. Затем предложено протирать тело насухо полотенцем до появления легкой гиперемии и употребить чашечку горячего напитка.

Представляем пример, когда пациент с аллергическим дерматитом не проводил вышеуказанных мер профилактики и у него развились приступы тяжелой астмы:

больной O., 49 лет, столяр по профессии, не курит. Наследственность не отягощена В 1978 г. был эпизод кратковременной крапивницы, которая после приема супрастина исчезла полностью. Указать на какую-либо причину аллергии не может. С 1987 г. находится под нашим наблюдением. При первом обращении к нам определялась генерализованная крапивница, которая также исчезла на 3 день после введения преднизолона. В течение последующих 5 лет практически был здоров. Как со стороны кожи, так и бронхов проявление аллергии полностью отсутствовало. Все это время вел обычный образ жизни, но продолжал работать столяром. В легких при объективном исследовании хрипов не было, функциональные показатели находились в пределах нормы. После проведенного лечения острые явления крапивницы исчезали и больной продолжал, естественно, работать, но никаких мер профилактики не предпринимал. В марте 2002 г. при очередном обострении КР аускультативно в легких выслушивались единичные сухие хрипы, больной отмечал одышку при ходьбе, периодический ночной кашель, посвистывание по ночам и тогда нами была установлена латентная форма БА и назначены бета-2-агонисты, беклоджет (ингаляционный кортикостероид). После курса лечения в течение 20 дней самочувствие улучшилось и больной самостоятельно прекратил прием лекарств.

В мае 2002 наблюдалось повторное обострение КР и отчетливые приступы экспираторного диспноэ, назначенное лечение вызвало только двухмесячную ремиссию болезни. Очередное обострени процесса сопровождалось обильным выделением слизисто-гнойной мокроты, повышением температуры тела, но без одышки, и больной по собственной инициативе стал принимать антибиотики, состояние в то время несколько улучшилось, мокроты стало меньше. В последующем обострение астмы возникло еще два раза, из-за чего месяц назад стал вводить уже по рекомендации врачей гентамицин, принимать ципролет, но состояние не улучшилось, одышка усилилась, периодически стали появляться приступы удушья, которые не купировались даже после введения эуфиллина, и больной очередной раз был госпитализирован в стационар. Фактически за последние 2 года больной был вынужден принимать обильное количество разных лекарственных средств и 4 раза проводил лечение по поводу тяжелых приступов астмы. При объективном исследовании установлено большое количество сухих хрипов в легких, удлиненный выдох, ослабленное дыхание.

Показатели ФВД: ЖЕЛ=38%, ФЖЕЛ=35%, ОФВ1=24%, ОФВ1/ЖЕЛ=84%, ОФВ1/ФЖЕЛ=69%, ПОС=37%, МОС25=13%, МОС50=29%, МОС75=18%, СОС25-75=14%, СОС75-85=39%, ПФМ=210 л/м (36% от должной), SpO2=97 в мин.

После бронходилатационной пробы с беротеком прирост показателей колеблется в пределах от 20 до 38%, что свидетельствует в пользу диагноза БА и обратимости обструкции бронхов.

Рентгеноскопия органов дыхания: повышение прозрачности за счет эмфиземы легких.

Посев мокроты на микрофлору: рост E.Coli, чувствительной к клафорану, абакталу, ломефлоксацину. Абсолютное количество эозинофилов в крови - 0,149×109/л, СОЭ=9 мм/ч, Л=6,5×109/л.

Больной не придерживался предложенной методики профилактики бронхиальной астмы.

Как видно из этих двух случаев, эффективность водных процедур в профилактике БА очевидна. В первом случае при наличии явного аллергического фона в наследстве и круглогодичного аллергического ринита у самого наблюдаемого никаких признаков трансформации АР в бронхиальной астме не прослеживается. Во втором случае аллергической наследственности не установлено, но при наличии АД в анамнезе у наблюдаемого развились тяжелые приступы астмы, мешающие ему ночами заснуть, и наблюдаются положительные показатели сенсибилизации организма с выраженной обструкцией бронхов.

Способ профилактики бронхиальной астмы у пульмонологических больных, включающий морские процедуры, отличающийся тем, что больные встают в 5-6 ч утра, затем в течение 20-30 мин совершают пешую прогулку к берегу моря, где в течение 20-30 мин выполняют утреннюю гимнастику, а затем принимают морские водные процедуры, во время которых проплывают 150-200 м, а в зимнее время года проводят обливание морской водой при температуре более +8°С, протирают тело насухо до появления легкой гиперемии, одеваются, употребляют горячий напиток и совершают пешую прогулку в течение 20-30 мин.