Способ формирования двигательных функций младенца

Изобретение относится к нехирургическим методам лечения опорно-двигательного аппарата и нервной системы и может быть применимо для формирования двигательных функций у младенцев. Подавляют патологические моторные реакции. Стимулируют рефлексы: ориентировочный, орального автоматизма, вестибулотонические, локомоторные, постуральные. Проводят формирование двигательных функций в соответствии с порядком двигательного развития здорового ребенка в последовательности: контроль положения головы, переворачивание, подъем на четвереньки и ползание, вставание. Способ позволяет улучшить функцию пирамидного пути, сформировать осознанное выполнение движений, сформировать двигательную активность в сроки, близкие к физиологическим. 4 з.п. ф-лы.

Реферат

Изобретение относится к медицине, а именно к восстановительному лечению, может быть использовано для формирования двигательных функций человека.

Ребенок рождается, имея определенный набор безусловных рефлексов, на основе которых в процессе развития центральной нервной системы строится его двигательная активность. В течение первого года жизни ребенок осваивает контроль положения головы, перевороты, вставание на четвереньки, ползание, сидение, вставание на ноги, ходьбу. Этот естественный путь двигательного развития здоровый ребенок может пройти самостоятельно.

В настоящее время большое количество детей рождается с неврологической или ортопедической патологией [Скворцов И.А., Ермоленко Н.А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. - М.: «МЕДпресс-информ», 2003, - 368 с.; Бадалян Л.О., Дунаевская Г.Н., Скворцов И.А. К проблеме детских церебральных параличей //Вести. АМН СССР. - 1983. - №6. - С.71-79; Зелинская Д.И., Кулешов Н.П. Груз врожденной патологии и ее профилактика: тезисы докладов Российской научно-практической конференции «Медико-генетическое консультирование в профилактике наследственных болезней». - М., 1997. - С.9-13; Дегтярев Д.Н. «Ближайшие и отдаленные последствия перинатальной гипоксии у детей различного гестационного возраста», докт. дисс., М.,1999. Андрианов В.Л., Баиров Г.А., Садофьева В.И., Райе Р.Э. Заболевания и повреждения позвоночника у детей и подростков. Л., - 1985, - 256 с.]. У этих детей сроки формирования и вид двигательных рефлексов определяются состоянием центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата [Барашнев Ю.И. Перинатальная неврология. М.: Триада-Х. - 2001, - 640 с.; Клименко В.А. Ранняя диагностика и лечение ортопедических заболеваний у детей. Л., 1981. - C.11-115; Робинеску Н. Нейромоторное перевоспитание. Бухарест: Информация, 1972, - 268 с.; Семенова К.А. Теоретические предпосылки к обоснованию применения методики «Адели-92» для становления нарушенных движений верхних конечностей у больных детским церебральным параличом /Альманах «Исцеление» Под ред. И.А. Скворцова. - М: Тривола. - 1997, - вып.3. - С.40-51; Казьмин А.М., Дайхина Л.В. Методика оценки психомоторного развития детей до 12 мес.жизни //Вопросы охраны материнства и детства. - 1990, - №4. - С.50-53; Барашнев Ю.И. Компенсация нарушенных функций центральной нервной системы и значение стимулирующей терапии при перинатальных повреждениях головного мозга новорожденных //Российский вестн. перинатологии и педиатрии. - 1997. - №6, - С.7-13; Богданов О.В., Авалиани Т.В. Выявление двигательных расстройств в периоде новорожденности приемами биотестирования сыворотки на экспериментальной модели //журн. неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. - 1991. - №8. - С.28].

В результате постуральные и локомоторные функции формируются асимметрично, неправильно, не в срок, либо вообще не формируются.

Поэтому детей, у которых с рождения имеются неврологические или ортопедические проблемы, необходимо тренировать для формирования рефлекторной и в последующем произвольной двигательной активности. Очередность формирования двигательных функций определяется двигательным развитием здорового ребенка, а базой для формирования движений служит имеющаяся у конкретного больного ребенка рефлекторная активность.

В настоящее время для формирования двигательной активности используют различные варианты массажа и гимнастики от классических до элементов йоги.

Массаж и гимнастика [Красикова И.С. Детский массаж от рождения до 3 лет. - СПб., 2001] очень хорошо зарекомендовали себя применительно к здоровым детям. У детей с неврологической патологией эти способы недостаточно эффективны, поскольку не способны активизировать все имеющиеся нейрофизиологические ресурсы ребенка. Их недостаток в том, что они не формируют целенаправленно двигательные функции, свойственные младенческому возрасту, а лишь косвенно подводят к ним.

Занятия йогой с новорожденными у нас в стране пока что применяются не очень широко. Философская система йоги сложна и многоступенчата. Занятия йогой с грудными детьми - изобретение западной цивилизации. Учителя йоги из Индии отмечают, что «практика асан без опоры на принципы ямы и ниямы - это всего лишь акробатика» [Айенгар Б.К.С.Йога Дипика (Прояснение йоги) /пер. с англ. - Иркутск: Петров и сыновья, 2001. - С.49]. Грудные дети не могут сознательно подходить к занятиям. Даже авторы методик йоги для маленьких детей отмечают главный принцип занятий - необходимость постоянного контроля здравого ума над телом [Массаж, гимнастика, йога для детей раннего возраста: От рождения до полутора лет. - Сост.Д. Вайнер. - СПб.: Корона принт, 2003. - С.172] и расценивают эти занятия, как приносящие пользу родителям в более тонком понимании своего ребенка.

Наиболее близким к предлагаемому является способ К. и В. Bobath, предложенный еще в середине прошлого века [Bobath К. The neuropathology of cerebral palsy and its importance in treatment and diagnosis. Cerebral palsy bull., 1, 1959, 8, 13-33 и Bobath B. Treatment principles and planning in cerebral palsy. Physiotherapy, 4, 1963, 1-4]. Использование этого способа предусматривает подавление патологических моторных реакций посредством определенных положений и поз, стимуляцию постуральных и локомоторных рефлексов в облегченных и нормальных условиях, массаж.

Недостатки способа:

1. Способ Bobath не позволяет формировать осознанное выполнение таких элементарных двигательных функций, присущих младенческому возрасту, как контроль головы, переворачивание, подъем на колени, ползание, самостоятельное сидение, стояние и ходьба.

2. Он не позволяет нарабатывать координацию в более трудных исходных положениях, что, в свою очередь, могло бы улучшать функцию пирамидного пути, так как овладение младенцем большим объемом движений улучшает управление двигательной системой.

3. Способ Bobath не позволяет полностью восстановить двигательные функции младенца. Поэтому его часто применяют в сочетании с оперативным лечением, с использованием ортопедических аппаратов.

4. Способ использует только рефлексы, имеющие прямое отношение к постуральной и локомоторной активности, в то время как у ребенка имеется большая группа оральных рефлексов, связанных пищевым поведением.

5. Способ не включает целенаправленной тренировки вестибулярного аппарата и формирования вестибулотонических реакций. Все это ограничивает возможности применения способа.

Задача изобретения - формирование двигательных функций младенца в полном объеме с использованием всех имеющихся у него нейромоторных и нейросенсорных возможностей, путем стимуляции врожденных и сформированных физиологических рефлексов.

Поставленная задача достигается следующей совокупностью признаков.

У младенцев при неврологических или ортопедических патологиях формируют правильную двигательную функцию, соответствующую здоровому младенцу. Для этого проводят занятия, на которых посредством положений и поз добиваются стимуляции постуральных и локомоторных рефлексов. При проведении занятий осуществляют подавление патологических моторных реакций. Делают массаж.

Дополнительно стимулируют рефлексы: ориентировочный, вестибулотонические и орального автоматизма. Дополнительно занятия проводят в усложненных условиях. Очередность формирования двигательных функций соответствует порядку двигательного развития здорового ребенка в последовательности: контроль положения головы, переворачивание, подъем на четвереньки и ползание, вставание.

При формировании двигательной функции контроля положения головы стимулируют ориентировочный рефлекс, поочередно размещая по разным сторонам от головы игрушки, привлекающие внимание. Стимулируют один из рефлексов орального автоматизма - ладонно-ротовой, раздражая поочередно левую и правую ладошку надавливанием. Стимулируют постуральные рефлексы: производят штриховое раздражение кожи спины на стороне, противоположной изгибу позвоночника в начале в положении ребенка на боку, затем лежа на животе, потягивают за ручку до рефлекторного напряжения мышц шеи, причем в начале курса лечения помещают верхнюю часть туловища ребенка на подушку, затем в положении лежа на боку и с усложнением в положении лежа на спине. Стимулируют вестибулотонические рефлексы: перекатывают ребенка с боку на бок, в положении ребенка на руках у взрослого в начале курса лечения держат ребенка вертикально спинкой к груди взрослого, страхуя его голову от запрокидывания и фиксируя грудную клетку, и взрослый делает наклоны малой амплитуды и повороты, затем усложняют условия, удерживая ребенка в полувертикальном положении, меняют положение ребенка, переводя его в положение лежа на боку под мышкой у взрослого. Стимулируют локомоторные рефлексы: размещают ребенка, лежащего на животе, головой в сторону левой руки взрослого, правой рукой фиксируют грудь и приподнимают правую сторону. При этом ребенок рефлекторно сгибает правую ножку, левую ладонь подставляют под стопу правой ножки, согнутой в колене, и надавливают на подошву, одновременно перемещая ребенка правой рукой вперед, ребенка слегка переворачивают на правый бок, вызывая сгибание левой ножки, аналогично повторяют действия с другой ножкой. На протяжении всего занятия подавляют патологическую моторную реакцию запрокидывание головы, избегая движений, провоцирующих запрокидывание, а именно кладут голову на подушку, при выполнении упражнений для развития рефлекторного ползания проводят более сильное переворачивание на бочок.

При формировании двигательной функции переворачивания. Стимулируют вестибулотонические рефлексы: перекатывая ребенка с боку на бок, в положении лежа на спине на опоре, в положении ребенка на руках у взрослого производят кружение поочередно вправо и влево, поддерживают ребенка в положении на груди и на спине в воздухе - «парение», носят ребенка в положении его боком под мышкой у взрослого. Стимулируют постуральные рефлексы: выкладывают ребенка на живот, потягивают ребенка за ручку и поворачивают, переводя его в положение опоры на противоположный локоть, фиксируют его в этом положении, удерживая за таз или туловище в течение 6-10 сек, после чего возвращают в положение лежа на спине, повторяют упражнение с другой ручкой, усложняют условия, препятствуя в течение 6-10 сек стремлению ребенка вернуться в исходное положение или завершить поворот, потягивают ребенка за ножку и поворачивают, переводя в положение опоры на противоположный локоть, фиксируют ребенка в этом положении, после чего возвращают в положение лежа на спине, повторяют упражнение в другую сторону, усложняют условия, создавая препятствие выполнению движения, держат ребенка на весу одной рукой под грудь, другой - под живот создают «парение», переворачивают на весу в положение полубока и после рефлекторного отведения ребенком ручки в сторону и раскрытия ладони опускают ребенка до опоры его ладони на поверхность и удерживают в положении балансирования, выкладывают ребенка на живот с валиком под грудь и в этом положении делают массаж спины, точечно стимулируя межлопаточную область и места прикрепления сухожилий мышц разгибателей рук. Стимулируют локомоторные рефлексы: из положения опоры на обеих ладонях переваливают ребенка то на одну, то на другую руку, из положения лежа на животе левую ручку ребенка укладывают на грудку, выводят правую ножку вправо и, подталкивая ножку, подводят ребенка к повороту на бок, удерживают его на боку 5-10 сек, переводят за колено в положение лежа на спине, потягивают за ручку и при рефлекторном напряжении ее переводят ребенка до точки потери равновесия и удерживают в этом положении 5-10 сек, после чего ребенок переворачивается на живот. На протяжении всего занятия подавляют патологическую моторную реакцию запрокидывания головы, переразгибания позвоночника.

При формировании двигательной функции подъема на четвереньки и ползания стимулируют локомоторные рефлексы: кладут руку взрослого под грудку ребенка, лежащего на животе, переворачивают его на бочок до рефлекторного сгибания противоположной ножки в колене, другой рукой нажимают на подошву, рукой, фиксирующей грудь ребенка, продвигают его вперед. Упражнение повторяют в другую сторону. Берут ребенка рукой под грудь и прижимают к себе боком, ставят на колени, не позволяя опираться всем весом, переваливают в положение опоры на одно колено, при этом ребенок рефлекторно выставляет другое колено вперед, в этот момент ребенка переваливают на выставленное колено, повторяют несколько раз, уменьшая поддержку и увеличивая тем самым нагрузку на колено. Передвигают ребенка в одну, а затем в другую сторону, поддерживают ребенка под грудь, выводят колено ребенка в сторону и создают давление на колено, другой рукой поддерживают под грудку и подтягивают вверх, побуждая подняться на колено, выводят ребенка из равновесия. Стимулируют постуральные рефлексы: одну руку взрослый кладет под грудку ребенка, лежащего на животе, переворачивает ребенка на левый бочок, до рефлекторного сгибания правой ножки, поддерживает колено рукой и переваливает ребенка в упор на это колено, приподнимает ребенка на четвереньки, надавливает на таз сбоку, вынуждая ребенка опуститься на опору.

При формировании двигательной функции вставания стимулируют постуральные рефлексы: обхватив ребенка под грудку, прижимают к взрослому, ставят ребенка на колени, выводят ножку вперед и фиксируют ее, побуждают ребенка опереться на нее и встать. Из положения ребенка, сидя на низкой опоре, касаясь ногами ног взрослого, сидящего напротив, взрослый подталкивает ребенка за таз на себя, побуждая ребенка опереться на ноги, помогает ему встать, усложняя условия, потягивают ребенка за ручки, затем только за пальчики.

Новизна предложенного способа:

- Разработаны комплексы и последовательности выполнения положений и поз для каждого этапа двигательного развития ребенка.

- Для развития двигательных функций стимулируют дополнительно рефлексы, которые имеет ребенок с рождения, а именно: ориентировочный, вестибулотонические и орального автоматизма.

- Дополнительно занятия проводят с усложнением, что позволяет формировать координацию движений в нестандартных исходных положениях, способствует улучшению функции пирамидного пути.

Предлагаемый способ позволяет:

- сформировать постуральные и локомоторные функции младенца правильно, в сроки, близкие к физиологическим;

- воздействовать на центральную нервную систему и оказывать влияние на формирование вертикальных и межполушарных связей и рефлекторных дуг, путем оказания множественного возбуждающего влияния за счет стимуляции рефлексов через различные органы чувств, что приводит к дозреванию функций мозга;

- формировать правильные, соответствующие младенческому возрасту двигательные функции;

- улучшить функцию пирамидного пути за счет формирования координации выполняемых на занятиях движений в усложненных и нестандартных исходных положениях;

- использовать дополнительно вестибулотонические рефлексы для формирования постуральных функций и ортостатической устойчивости, рефлексы орального автоматизма для формирования положения головы.

Формирование двигательных функций младенца заключается в стимуляции рефлексов, выполнении массажных приемов. При этом мощные афферентные потоки поступают в центральную нервную систему, распределяются по различным ядрам, оказывая множественные возбуждающие влияния. Мозг производит синтез всех сигналов, поступающих через различные органы чувств по разным проводящим путям и имеющих различную модальность. Внешние раздражители вступают в тонкое взаимодействие с другими афферентными возбуждениями, имеющими другой функциональный смысл, и в зависимости от синтеза этих афферентаций создаются условия для целенаправленного изменения мышечного тонуса, либо включения двигательной реакции. Систематические исправления нарушенного равновесия протекают на основе непрерывной информации от получаемых результатов [Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. - М.: Наука, 1973. - С.18-99]. Так под влиянием упорядоченного афферентного притока формируются вертикальные и межполушарные связи, дозревают центральные механизмы рефлекторных дуг, происходит формирование двигательных функций младенца.

Преимущества предлагаемого способа: физиологичность, активное участие самого ребенка, возможность применения во врачебной практике и в семье после обучения родителей.

Способ осуществляется следующим образом.

Определяют уровень развития двигательных функций у ребенка, выявляя отклонения и отставание в развитии, оценивают имеющуюся рефлекторную активность.

Порядок формирования у больного ребенка рефлекторных движений соответствует развитию здорового ребенка в младенческом возрасте: контроль положения головы, перевороты, ползание, подъем на четвереньки, подъем с колен.

После этого в имеющейся рефлекторной двигательной активности, включающей все имеющиеся рефлексы, выделяют элементы формируемой двигательной функции и путем целенаправленных тренировок акцентируют эти элементы. Затем постепенно убирают все нежелательные движения, учат ребенка выполнять только нужное движение.

1 этап. Формирование контроля положения головы. Контроль положения головы подразумевает удержание головы в вертикальном положении и произвольное движение в нужном направлении.

Для формирования контроля положения головы используют приемы:

1. Поочередное размещение по сторонам от головы игрушек, привлекающих внимание, - стимуляция ориентировочного рефлекса.

2. Стимуляция рефлекса орального автоматизма - ладонно-ротового рефлекса - раздражая ладошку, надавливают, добиваются поворота головы в сторону раздражения.

3. Стимуляция постуральных рефлексов - Галанта - делая штриховое раздражение кожи спины, добиваются разгибания туловища и шеи с противоположной стороны. Первоначально выполняется в облегченных условиях: в положении ребенка лежа на боку, затем лежа на животе.

4. Стимуляция вестибулотонических рефлексов: в положении лежа на спине на опоре перекатывание ребенка с боку на бок таким образом, чтобы голова оказывалась в неустойчивом положении, и ребенок пытался удержать голову, напрягая мышцы шеи.

5. Стимуляция постуральных рефлексов - потягивание за ручку, добиваясь рефлекторного напряжения мышц шеи. В начале курса лечения упражнение выполняют в облегченных условиях, поместив верхнюю часть туловища ребенка на подушку, потом - в положении лежа на боку, затем, усложняя упражнение, в положении лежа на спине.

6. Стимуляция вестибулотонических рефлексов, используя положение ребенка на руках у взрослого. В начале курса лечения ребенка держат вертикально спинкой к груди взрослого, страхуя его голову от запрокидывания и фиксируя грудную клетку. Взрослый делает различные движения: наклоны малой амплитуды, повороты, так чтобы могли включаться вестибулярные рефлексы ребенка, изменялся тонус мышц шеи и сохранялось вертикальное положение головы. Затем используют более сложный вариант упражнения - удержание ребенка в полувертикальном положении.

Самый сложный вариант упражнения, стимулирующий тоническую активность всей аксиальной мускулатуры, - удержание ребенка в положении лежа на боку под мышкой у взрослого.

7. Стимуляция локомоторных рефлексов - рефлекторное ползание. Выполняется следующим образом: ребенка, лежащего на животе, головой в сторону левой руки взрослого, правой рукой надежно фиксируют под грудь и слегка приподнимают правую сторону. При этом ребенок сам рефлекторно сгибает правую ножку и, возможно, уже в этот момент напрягает мышцы шеи, поскольку он переходит из положения лежа на животе в боковое положение. Включаются вестибулотонические и асимметричные шейно-тонические рефлексы. Левую ладонь подставляют под стопу правой ножки, согнутой в колене, надавливая на подошву, стимулируют рефлекс ползания (Бауэра). Одновременно правая рука перемещает ребенка вперед, создавая иллюзию ползания. При этом ребенка слегка переворачивают на правый бок, чтобы согнулась левая ножка, включились вестибулотонические и асимметричные шейно-тонические рефлексы с другой стороны. Все повторяют с другой ножкой.

8. В исходном положении лежа на правом боку выполняют пассивные движения в левых плечевом и плечелопаточном суставах, подчиняясь ритму ткани, чтобы расслабить ткани надплечья, мобилизовать сочленения плечевого пояса. Обычно ребенок при этом старается изменить положение головы, напрягая мышцы шеи. Этим же приемом освобождается заблокированный плечевой сустав. Движения в правых суставах выполняют в положении лежа на левом боку.

9. Завершает процедуру общий массаж. Тело ребенка - это огромная рефлексогенная зона, поэтому афферентная импульсация, возникающая в процессе массажа и идущая в головной мозг, служит мощным стимулом для созревания головного мозга.

10. При наличии мышечного гипертонуса между перечисленными приемами включают расслабляющие приемы, такие как прокатывание на мяче, разминание, стимуляцию антагонистов, потряхивание.

На протяжении всего занятия подавляют патологическую моторную реакцию запрокидывания головы. Для этого избегают движений, которые провоцируют запрокидывание. Если ребенок упорно запрокидывает голову, создают ему облегченные условия, например кладут голову на подушку, а в рефлекторном ползании акцентируют сгибание туловища путем более сильного переваливания на бочок и пассивного сгибания ножки, тогда голова ребенка будет стремиться больше к сгибанию, чем к разгибанию.

Последовательность от 1 к 9 пункту наиболее оправдана, потому что в ней четко прослеживаются вводная, основная, заключительная части занятия. Нагрузка постепенно возрастает и постепенно снижается. Однако при проведении занятия с конкретным ребенком учитывают имеющиеся двигательные стереотипы, эмоциональное состояние, реакцию на занятие. В любом случае ребенок не должен плакать, потому что плачущий ребенок не может быть активным участником процесса и самостоятельно выполнять движения.

2 этап. Формирование переворота. Для того чтобы перевернуться, ребенку нужно иметь достаточную силу мышц туловища, верхних и нижних конечностей, координацию движений, сформированные вестибулотонические рефлексы. Предыдущий этап служил подготовкой к этому. На втором этапе пользуются следующими приемами:

1. Стимуляция вестибулотонических рефлексов - перекатывание ребенка с боку на бок, вызывает напряжение различных ансамблей мышц туловища и шеи. При выполнении перекатов постоянно страхуют голову, не давая ей запрокидываться или болтаться. Акцент делают на сгибание шеи вперед, поскольку разгибание формируется легче.

2. Стимуляция постуральных рефлексов - выкладывание ребенка на живот способствует тренировке опоры на руки.

3. Стимуляция вестибулотонических рефлексов - кружение с ребенком на руках поочередно вправо и влево активирует его вестибулярные рефлексы, сопровождается перераспределением мышечного тонуса, характерным для поворота в соответствующую сторону.

4. Стимуляция вестибулотонических рефлексов - «парение» в положении на груди и на спине сопровождается повышением тонуса аксиальной мускулатуры.

5. Стимуляция постуральных рефлексов - формирование опоры на локоть. Потягивая ребенка за кисть и поворачивая (при этом ребенок за счет хватательного рефлекса будет напрягать всю руку), переводят в положение опоры на противоположный локоть. В этом положении включается реакция опоры, и ребенок самостоятельно опирается на локоть. Дают ему почувствовать опору, фиксируя за таз или туловище в этом положении в течение 6-10 секунд, после чего возвращают в положение лежа на спине. Повторяют в другую сторону с другой ручкой. При выполнении приема исключают запрокидывание головы, переразгибание позвоночника. Если это происходит, дают неполную опору или более тщательно потягивают за ручку, точно улавливая момент, когда возникнет рефлекторное напряжение мышц шеи. Если ребенок хорошо выполняет опору на локоть, усложняют упражнение, препятствуя в течение 6-10 секунд стремлению ребенка вернуться в исходное положение или завершить поворот, чтобы ребенок пытался освободиться, сопротивлялся навязанному ему положению.

6. Стимуляция постуральных рефлексов - перевод в положение упора на локте за ножку. Потягивая ребенка за ножку и поворачивая, переводят в положение опоры на противоположный локоть. Фиксируют ребенка в этом положении за таз или туловище в течение 6-10 секунд, после чего возвращают в положение лежа на спине. Повторяют в другую сторону с другой ручкой. При выполнении приема исключают запрокидывание головы и переразгибание позвоночника. Если ребенок хорошо выполняет опору на локоть, усложняют упражнение, препятствуя в течение 6-10 секунд стремлению ребенка вернуться в исходное положение или завершить поворот, чтобы ребенок пытался освободиться, сопротивлялся навязанному ему положению. Переводя ребенка в неустойчивое положение на боку и сопротивляясь завершению поворота, создают условия, чтобы ребенок сам напрягал мышцы, сохраняя рисунок движения правильным, т.е. не разгибался, а наоборот, сгибался и опирался на локоть.

7. Стимуляция вестибулотонических рефлексов - ношение ребенка, который контролирует положение головы, боком под мышкой у взрослого.

8. Стимуляция постуральных рефлексов - формирование опоры на кисти. Держа ребенка на весу одной рукой под грудь, другой - под живот, создают «парение» и, переворачивая в положение полубока (на весу), стимулируют рефлекторное отведение ручки в сторону и раскрытие ладони, в этот момент опускают ладонь на опору и балансируют ребенком так, чтобы он чувствовал опору и действительно опирался.

9. Стимуляция локомоторных рефлексов. После формирования опоры на руки обучают переступанию на руках. Из положения опоры на обеих ладонях слегка переваливают то на одну ручку, то на другую, с такой скоростью и помощью, чтобы ребенок частично это делал сам.

10. Стимуляция постуральных рефлексов. Если опору на руки перечисленными приемами сформировать не удалось, то выполняют выкладывание на живот с валиком под грудь и в этом положении делают массаж спины, точечно стимулируя межлопаточную область и места прикрепления сухожилий мышц разгибателей рук.

11. Стимуляция локомоторных рефлексов - переворот с живота на спину и обратно. Из положения лежа на животе левую ручку ребенка укладывают под грудку, выводят правую ножку как для рефлекторного ползания и, подталкивая ножку, подводят ребенка к повороту на бок. В точке потери равновесия на боку придерживают в течение 5-10 секунд, чтобы ребенок напрягал мышцы туловища, стараясь высвободиться из этого неустойчивого положения. Затем переводят за колено в положение лежа на спине. Затем, потягивая за ручку (обязательно улавливая момент, когда ребенок сам начнет напрягаться), переводят до точки потери равновесия и снова удерживают в этом неудобном положении в течение 5-10 секунд, после чего позволяют перевернуться на живот.

3 этап. Формирование функций подъема на четвереньки, ползание. Ползание начинают тренировать раньше, чем ребенок хорошо научится переворачиваться.

1. Рефлекторное ползание - стимуляция локомоторных рефлексов. Одну руку кладут под грудку ребенка, лежащего на животе. Переваливая его на бочок, добиваются рефлекторного сгибания противоположной ножки в колене. Другой рукой нажимают на подошву, стимулируя рефлекторное отталкивание. Одновременно рука, фиксирующая ребенка под грудь, продвигает его вперед. Затем переваливают его на другой бочок, повторяют прием в другую сторону. Выполняя это упражнение, ребенок включает большой ансамбль мышц, формирует диагональные, лабиринтные и асимметричные шейные рефлексы, поочередно самостоятельно сгибая ножки, включает различные группы мышц, имитируя диагональные движения при ходьбе, ползании, беге. Это останется в мышечной памяти ребенка навсегда и в дальнейшем поможет освоить ползание, ходьбу, другие локомоции.

2. Стимуляция постуральных рефлексов - подъем на четвереньки. Положение взрослого и ребенка как при тренировке рефлекторного ползания. Сначала переваливают ребенка на левый бочок, дают согнуться правой ножке, затем поддерживают колено правой рукой и переваливают ребенка в упор на это колено, а левой рукой помогают ребенку приподняться на четвереньки. Получается, что методист естественным путем помогает ребенку встать на четвереньки, уменьшая со временем эту помощь.

3. Стимуляция локомоторных рефлексов - ходьба на коленях. Надежно взяв одной рукой ребенка под грудь и прижав его к себе боком, ставят его на колени и, не позволяя сначала становиться всем весом, слегка переваливают в положение опоры на одно колено, при этом ребенок должен сам выставить другую ногу вперед, как бы шагнуть. В этот момент ребенка переваливают на выставленное вперед колено, стимулируя выдвижение другой ноги вперед, и все повторяют. От занятия к занятию уменьшают поддержку, увеличивая опору. «Идут» сначала в одну сторону, например, кушетки, затем, переложив ребенка на другую руку, передвигаются к другому краю кушетки.

4. Стимуляция локомоторных рефлексов. Когда ребенок научится всем предыдущим упражнениям, начинают обучать ползанию. Стимулируют вставание на четвереньки: страхуя одной рукой под грудь, выводят колено ребенка в сторону и создают давление на колено, одновременно другой рукой поддерживают под грудку, побуждая его подняться на колено. В этом положении мягко выводят ребенка из равновесия, чтобы он, пытаясь сохранить равновесие, делал движение рукой или ногой. Если этого не удается, снова делают рефлекторное ползание, позволяя ребенку полностью опираться и на колени, и на ладони, страхуя его под грудь своей рукой. Постепенно уменьшают страховку, увеличивая самостоятельный вклад ребенка в выполнение упражнения.

5. Стимуляция постуральных рефлексов - обучение присаживанию из положения стоя на четвереньках. Надавливая на таз сбоку, вынуждают ребенка опуститься на опору, при этом ребенок вначале как бы присаживается на бочок с опорой на ручку. По мере повторения этого упражнения он научится сидеть без опоры на руку.

4 этап. Формирование функции вставания с колен - стимуляция постуральных рефлексов. Страхуя ребенка: обхватив его под грудь и прижав к себе, ставят на колени, затем выводят его ножку вперед и, фиксируя эту ножку, побуждают ребенка опереться на нее и встать. Все повторяют с другой ножкой. Развивая это упражнение дальше, обучают ребенка вставанию с низкого сидения. Например, ребенок сидит на столе, касаясь ногами ног взрослого, сидящего напротив. Взрослый подталкивает его за таз на себя, побуждая ребенка опереться на ноги, а затем помогает ему встать. Усложняя это упражнение, стимулируют ребенка только потягиванием за ручки, а в последующем только за пальчики.

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ:

Пример 1.Селянин Витя 1994 г.р. На лечение поступил в возрасте 6 месяцев и 3 недели с диагнозом: перинатальное поражение ЦНС, синдром повышенной нейрорефлекторной возбудимости, спастический тетрапарез. В этом возрасте здоровый младенец должен контролировать положение головы, переворачиваться, вставать на четвереньки, сидеть и ползать. Витя запрокидывал голову назад, переразгибал позвоночник, не переворачивался, не вставал на четвереньки, не сидел и не полз.

По описанной методике проведено 5 курсов лечения по 10 процедур кратностью 1 раз в полгода. После первого курса лечения Витя перестал запрокидывать голову назад и переразгибать позвоночник, освоил контроль положения головы. После второго курса Витя начал переворачиваться, вставать на четвереньки, ползать, вставать с поддержкой за руки. После третьего курса ребенок стал хорошо сидеть, стоять, освоил передвижение с поддержкой. После 4 курса мальчик освоил ходьбу вперед, назад, в сторону. После 5 курса закончили лечение в возрасте трех лет. На момент окончания лечения двигательное развитие ребенка соответствовало возрасту, диагноз: здоров.

Пример 2. Горячко Саша 1990 г.р. На лечение поступил в возрасте 6 месяцев с диагнозом: перинатальное поражение ЦНС, синдром пирамидной недостаточности, левосторонняя нейрогенная кривошея. Не переворачивался, не полз, имел признаки мышечной дистонии. Проведено 3 курса лечения по 10 процедур кратностью 1 раз в полгода. После первого курса лечения ребенок начал контролировать правильное положение головы, освоил перевороты. После 2 курса лечения освоил сидение, стояние на четвереньках, ползание, стояние на ногах с поддержкой. Лечение закончено в возрасте 1 год и 6 мес. На момент окончания лечения двигательное развитие ребенка соответствовало возрасту, диагноз: здоров.

Пример 3. Ткаченко Валя 1994 г.р. На лечение поступил в возрасте 6 мес. Врожденная катаракта обоих глаз, полная слепота, тимомегалия, водянка обеих яичек, врожденный порок сердца, дисплазия правого тазобедренного сустава, перинатальное поражение ЦНС, спастический тетрапарез. В 6 мес.не держал голову, не переворачивался, не полз. Проведено 7 курсов лечения по 10 процедур кратностью 1 раз в полгода. Лечение закончили в 4 года. Неврологически и ортопедически здоров. Ходить начал в 1 год и 1 мес. В настоящее время обучается в школе для слепых г.Саратова, имеет прекрасные математические способности, абсолютный музыкальный слух, обучается игре не баяне, поет в церковном хоре. Принимает участие в гастрольных поездках церковного хора. Участвовал в конкурсе писем президенту России и получил именную премию за мужество и упорство в преодолении слепоты. Обучается французскому языку, освоил компьютер для слепых.

Пример 4. Евсеенко Арина 1992 г.р. Поступила на лечение в 2 мес.с диагнозом: перинатальное поражение ЦНС: гипоксически-ишемическая энцефалопатия 2 степени, острый период. При поступлении имела деформацию шейно-грудного отдела позвоночника в виде «ступеньки», резко выраженную гипотонию, крупно размашистый тремор рук, ног, губ, переходящий в опистотонус. До года проведено 3 курса лечения по 10 процедур кратностью 3 мес. Ползать начала в шесть месяцев после двух курсов лечения, к году начала ходить. Диагноз: здорова. Хорошо учится в школе, в течение 7 лет занимается бальными танцами, неоднократно занимала призовые места.

Пример 5. Кошелев Алеша, 1990 г.р.. Поступил на лечение в 11 месяцев с диагнозом: токсико-метаболическое поражение ЦНС: гипербилирубиновая энцефалопатия, экстапирамидная недостаточность, задержка психомоторного развития, спастический тетрапарез. Позже ребенку выставлен диагноз: ДЦП, гиперкинетическая форма. К моменту начала занятий ребенок мог находиться только в положении на спине в переразгибании, с запрокинутой головкой, были ярко выражены тонические рефлексы: ребенок не мог поднести кисть ко рту, так как при сгибании руки голова поворачивалась в противоположную сторону; во всех суставах наблюдалось выраженное переразгибание, преобладал тонус разгибателей, имелись гиперкинезы. После 4 курсов лечения в два года ребенок мог уже сам садиться из положения на четвереньках, мог стоять у опоры, если фиксировался захват его кисти взрослым, в 2 года 10 месяцев мог передвигаться с поддержкой за одну руку. За это время было проведено 7 курсов по 10 процедур. Одновременно проводилось медикаментозное лечение по показаниям.

Предложенный способ эффективен для формирования двигательной активности, свойственной младенческому возрасту, в сроки, близкие к физиологическим. Его применение способствует созреванию функций центральной нервной системы, ведет к устранению патобиомеханических изменений опорно-двигательного аппарата. В результате у детей формируются постуральные и локомоторные стереотипы, свойственные здоровому ребенку. Формирование движений в облегченных, затем - в более сложных условиях приводит к расширению набора двигательных координаций, свойственных индивидууму.

Предлагаемый способ используется на кафедрах педиатрии и мануальной терапии, рефлексотерапии и неврологии Новокузнецкого ГИУВа, во врачебно-физкультурном диспансере г.Южно-Сахалинска. В общей сложности по данной методике Кирилловой С. В. было пролечено более 500 детей.

1. Способ формирования двигательных функций у младенцев при неврологических или ортопедических патологиях, включающий подавление патологических моторных ре