Твердое ракетное топливо для изделий народно-хозяйственного назначения
Изобретение относится к твердым ракетным топливам для изделий народно-хозяйственного назначения, а именно для метеоракет, противоградовых установок, средств доставки пожаротушащих устройств и других изделий. Предложено твердое ракетное топливо, содержащее нитроцеллюлозу, нитроглицерин, пластификаторы - динитротолуол и дибутилфталат, стабилизатор химической стойкости - централит, стабилизатор горения - карбонат кальция, модификатор скорости горения - железоокисный желтый пигмент и углерод технический К 163 и механический стабилизатор - расплав стеарата цинка с полиметилсилоксановой жидкостью. Изобретение направлено на повышение прочностных, энергетических и баллистических характеристик топлива и обеспечение стабильности работы ракетного двигателя в широком диапазоне давлений. 2 табл.
Реферат
Изобретение относится к области разработки топливных систем для изделий народно-хозяйственного назначения, а именно для метеоракет, противоградовых установок, средств доставки пожаротушащих устройств и других изделий. Эффективность работы подобных ракетных установок во многом зависит от качества используемого в них топлива, баллиститические, физико-механические и технологические характеристики которого и определяют качество работы ракетного двигателя в целом.
Известно твердое топливо для противоградовых установок, предназначенных для воздействия на облака с целью защиты сельскохозяйственных культур от градобитий /Патент №2090545, МКИ С06В 25/24, С06В 25/26, C06D 5/06, опубл. 20.09.1997 г. Твердое топливо/, содержащее следующие компоненты, мас.%:
Нитроглицерин | 24,0-26,0 |
Динитротолуол | 6,5-8,5 |
Дибутилфталат | 2,0-3,0 |
Централит или дифениламин, | |
или симметричная | |
диэтилдифенилмочевина, или их смесь | 1,4-2,5 |
Окись магния или двуокись титана, | |
или карбонат кальция, | |
или алюминиево-магниевый сплав | 1,5-2,5 |
Окись железа | 0,3-1,0 |
Углерод | 0,3-1,0 |
Нитрат или гексанитрокобальтат калия | 3,0-6,0 |
Расплав стеарата цинка или | |
натрия с вазелиновым, | |
индустриальным, смазочным | |
или сульфированным | |
касторовым маслом в отношении 1:20 | 0,8-1,2 |
Сульфорицинат Е | 0,1-1,2 |
Нитроцеллюлоза | Остальное |
Несмотря на то, что известное топливо способно обеспечить стабильную работу двигателя при низких давлениях, что особенно важно для составов, используемых для создания противоградовых ракет, эта композиция имеет ряд существенных рецептурных и технологических недостатков.
Используемый в составе нитрат калия является веществом, растворимым в воде, что неприемлемо для классической технологии изготовления баллиститных топлив, где смешение компонентов проводится в водной среде при модуле 1:4÷1:10 по отношению к воде.
Гексанитрокобальтат калия, вводимый в качестве одной из составляющих комплексного модификатора горения топлива, является дефицитным и весьма дорогостоящим продуктом. Кроме того, еще недостаточно изучены вопросы, касающиеся воздействия этого компонента на окружающую среду при его горении в составе топлива.
Окись магния как стабилизатор горения требует специальной подготовки по гидратации и гидрофобизации, что усложняет технологический процесс переработки топлива.
Неравномерность подачи водорастворимых добавок на фазе вальцевания приводит к большому разбросу выходных баллистических характеристик топлива.
Смесь твердых добавок, обработанных поверхностно-активными веществами (ПАВ), в сочетании с использованием дополнительного ПАВ сульфорицината Е приводит к пенообразованию в процессе смешения компонентов, что затрудняет технологический процесс отжима топливной массы.
К тому же гарантийный срок хранения подобных изделий с калийсодержащими добавками установлен всего 6 лет. Это связано, прежде всего, с тем, что в процессе хранения изделий происходит выкристаллизовывание соли калия (KNO3) на поверхности изделий. Соль, поглощая влагу воздуха, растворяется и покрывает поверхность изделия влажным слоем, затрудняющим сборку ракеты.
Технической задачей, решаемой в рамках настоящего изобретения, является создание высокотехнологичного, экологически безопасного твердого ракетного топлива для изделий народно-хозяйственного назначения, имеющего длительный гарантийный срок хранения и обеспечивающего стабильность работы ракетного двигателя в широком диапазоне давлений без дополнительных трудозатрат при подготовке компонентов в производство.
Указанная задача решается за счет того, что твердое ракетное топливо для изделий народно-хозяйственного назначения, включающее нитроцеллюлозу, нитроглицерин, пластификаторы - динитротолуол и дибутилфталат, централит в качестве стабилизатора химической стойкости, карбонат кальция в качестве стабилизатора горения и модификатор скорости горения, дополнительно содержит расплав стеарата цинка с полиметилсилоксановой жидкостью в соотношении 1:25 в качестве механического стабилизатора, а в качестве комбинированного модификатора скорости горения углерод технический К 163 и железоокисный желтый пигмент.
Входящие в состав топлива компоненты взяты в следующем соотношении, мас.%.
Нитроглицерин | 25-29 |
Динитротолуол | 6-9 |
Дибутилфталат | 2-4 |
Централит | 1,5-2,5 |
Железоокисный желтый пигмент | 0,5-1,5 |
Углерод технический К 163 | 0,3-1,2 |
Карбонат кальция | 1,5-2,5 |
Расплав стеарата цинка с | |
полиметилсилоксановой | |
жидкостью в соотношении 1:25 | 0,6-1,2 |
Нитроцеллюлоза | Остальное |
Основу топлива составляет нитроцеллюлоза (горюче-связующее), пластифицированная тройной смесью: нитроглицерин (ОСТ 84-2386-88), дибутилфталат (ГОСТ 8728-88), динитротолуол (ОСТ 84-1461-77).
В составе заявляемой топливной композиции используются в качестве комбинированного модификатора скорости горения пигмент желтый железоокисный (FeOOH) (ГОСТ 18172-80) и технический углерод (С) марки К 163 (ТУ 51-80-82), в качестве стабилизатора скорости горения - карбонат кальция (СаСО3) - мел химически осажденный (ГОСТ 8253), в качестве стабилизатора химической стойкости вводится централит (ГОСТ 2154-77).
В качестве механического стабилизатора внешнего действия используется стеарат цинка (ТУ 6-09-17-316-96). Его наличие в составе топлива предотвращает налипание материала к стенкам формующего канала, вследствие чего может происходить искажение формы выходящего изделия.
В качестве механического стабилизатора внутреннего действия применяется полиметилсилоксановая жидкость (ПМС-200) (ГОСТ 13032-77). Полиметилсилоксановая жидкость обладает хорошей совместимостью с топливной массой, что выражается в снижении вязкости композиции, улучшении ее текучести, уменьшении количества тепла, образующегося при трении и под действием сдвиговых усилий.
Новизна и изобретательский уровень предлагаемого изобретения заключается в том, что использование в составе топливной композиции комбинированного модификатора горения, состоящего из железоокисного желтого пигмента и тонкодисперсного углерода технического К 163, исключая, в отличие от прототипа, присутствие калиевых соединений, позволило продлить гарантийный срок хранения изделий до 10 лет и обеспечить более высокие и стабильные прочностные и баллистические показатели (прочность при разрыве, скорость горения топлива), а также придать массе большую технологичность и легкость ее переработки.
Введение в состав топливной массы, в качестве механических стабилизаторов внешнего и внутреннего действия, стеарата цинка и полиметилсилоксановой жидкости, взятых в соотношении 1:25, при заявленном количественном соотношении всех других компонентов, дало возможность увеличить технологичность топлива, а также способствовало подавлению процесса вспенивания смеси при изготовлении топливной массы в водной среде в виду низкого поверхностного натяжения полиметилсилоксановой жидкости.
Заявляемые пределы соотношений между компонентами механического стабилизатора определены экспериментальным путем и являются оптимальными с точки зрения формирования высокотехнологичной топливной системы.
Изготовление и переработка разработанного состава осуществляется по классической баллиститной технологии: для смешения компонентов и получения однородной топливной массы сначала в реактор с водой при температуре 25-35°С загружается нитроцеллюлоза, а далее следует одновременный ввод расплава стеарата цинка с полиметилсилоксановой жидкостью, углерода, железоокисного желтого пигмента, а также смеси пластификаторов и стабилизатора.
Затем масса отжимается от воды путем вальцевания при температуре вальцев 80-85°С с последующим таблетированием, где осуществляются процессы окончательной пластификации нитроцеллюлозы и гомогенизации композиции. Пороховая таблетка транспортируется на сушку при той же температуре в течение 45 мин до влажности не более 1,0%, и далее изделия прессуются при температуре 65-85°С и давлении 10-30 МПа.
Показатели внешнего и внутреннего трения определялись по разработанным методикам.
Техническая сущность предлагаемого изобретения иллюстрируется нижеприведенными экспериментальными данными.
В табл.1 приведены рецептуры топливных композиций по примерам конкретного выполнения, а в табл.2 - их физико-химические, физико-механические, баллистические характеристики и реологические свойства в сравнении с прототипом.
Из табл.1 и 2 видно, что по комплексу физико-химических (удельная теплота горения, химическая стойкость и температура начала интенсивного разложения), физико-механических характеристик (предел прочности и деформация при сжатии, условный модуль при сжатии) предлагаемое топливо превосходит прототип.
Таким образом, заявляемое твердое ракетное топливо для народно-хозяйственного назначения позволяет обеспечить получение высокотехнологичного топливного состава, обладающего достаточно высокими прочностными и энергетическими характеристиками, а также соответствует требованиям по обеспечению стабильной работы ракетного двигателя в широком диапазоне давлений, и потому позволяет создать массовое и экономичное производство экологически безопасных изделий на его основе.
Таблица 1 | ||||
Компоненты композиции | Содержание компонентов, % мас. | |||
Прототип | Примеры конкретного выполнения | |||
1 | 2 | 3 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Нитроглицерин | 24,0-26,0 | 25,0 | 27,0 | 29,0 |
Динитротолуол | 6,5-8,5 | 6,0 | 7,5 | 9,0 |
Дибутилфталат | 2,0-3,0 | 2,0 | 3,0 | 4,0 |
Централит | 1,4-2,5 | 1,5 | 2,0 | 2,5 |
Дифениламин | - | - | - | |
Диэтилдифенилмочевина | - | - | - | |
Окись железа | 0,3-1,0 | - | - | - |
Железоокисный желтый пигмент | - | 0,5 | 1,0 | 1,5 |
Нитрат или гексанитрокобальтат калия | 3,0-6,0 | - | - | - |
Продолжение табл. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Углерод | 0,3-1,0 | - | - | - |
Углерод технический К 163 | - | 0,3 | 1,0 | 1,2 |
Карбонат кальция | 1,5-2,5 | 1,5 | 2,0 | 2,5 |
Окись магния | - | - | - | |
Двуокись титана | - | - | - | |
Алюминиево-магниевый сплав | - | - | - | |
Расплав стеарата цинка с полиметилсилоксановой жидкостью в отношении 1: 25 по массе | - | 0,6 | 0,9 | 1,2 |
Расплав стеарата цинка или натрия с маслом в отношении 1: 20 по массе | 0,8-1,2 | - | - | - |
Сульфорицинат Е | 0,1-1,2 | - | - | - |
Нитроцеллюлоза (N=11,9-14,0%) | Остальное | 62,60 | 55,85 | 50,95 |
Таблица 2 | ||||
Свойства и характеристики составов | Примеры конкретного выполнения | |||
Прототип | 1 | 2 | 3 | |
Скорость горения при температуре 20°С и давлении 40 кгс/см2, мм/с (ОСТ В 84-454) | - | 5,5 | 6,6 | 7,0 |
Удельная теплота горения, Qж, кДж/кг (ОСТ В 84-2401) | 836,0 | 836,0 | 844,2 | 845,2 |
Химическая стойкость топлива при 383К, кПа (ОСТ В 84-2085) | - | - | 10,2 | - |
Температура начала интенсивного разложения, К (ОСТ В 84-615-72) | 434 | 435 | 440 | 437 |
Предел прочности при сжатии, σ, МПа | 17,8 | 17,8 | 18,5 | 18,2 |
Деформация сжатия, ε, % | 26,0 | 25,4 | 26,0 | 25,8 |
Условный модуль при сжатии, МПа | 728,0 | 760,0 | 784,0 | 768,0 |
Внешнее трение, МПа | - | 0,15 | 0,13 | 0,11 |
Внутреннее трение, МПа | - | 2,01 | 1,87 | 1,62 |
Коэффициент технологичности | - | 13,4 | 14,4 | 13,8 |
Твердое ракетное топливо для изделий народно-хозяйственного назначения, включающее нитроцеллюлозу, нитроглицерин, пластификаторы - динитротолуол и дибутилфталат, централит в качестве стабилизатора химической стойкости, карбонат кальция в качестве стабилизатора горения и модификатор скорости горения, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит расплав стеарата цинка с полиметилсилоксановой жидкостью в соотношении 1:25 в качестве механического стабилизатора, а в качестве модификатора скорости горения дополнительно углерод технический К 163 и железоокисный желтый пигмент при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Нитроглицерин | 25-29 |
Динитротолуол | 6-9 |
Дибутилфталат | 2-4 |
Централит | 1,5-2,5 |
Железоокисный желтый пигмент | 0,5-1,5 |
Углерод технический К 163 | 0,3-1,2 |
Карбонат кальция | 1,5-2,5 |
Расплав стеарата цинка с полиметилсилоксановой | |
жидкостью в соотношении 1:25 | 0,6-1,2 |
Нитроцеллюлоза | Остальное |