Депрессорная присадка к дизельным топливам и способ ее получения
Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно к составу депрессорной присадки к дизельным топливам. Депрессорная присадка к дизельным топливам содержит 5-35% СКЭП или СКЭПТ и 65-95% фракции α-олефинов С20-С26. Способ получения депрессорной присадки к дизельным топливам заключается в том, что предварительно приготовленный 5-35% раствор СКЭП или СКЭПТ во фракции α-олефинов С20-С26 подвергается ультразвуковому воздействию на установке УЗДН-2Т, генерирующего с частотой 22 кГц, в течение 1-5 минут. Депрессорная присадка к дизельным топливам превосходит прототип по степени улучшения всех низкотемпературных характеристик дизельного топлива. 2 н.п. ф-лы, 2 табл.
Реферат
Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно к составу и способу получения депрессорной присадки к дизельным топливам. Известна многофункциональная присадка к дизельному топливу на основе нитрата алифатического спирта С3÷C18 (патент РФ, 2057790, С10L 1/18, 1/22, 1996).
Недостатком данной присадки является то, что дизельное топливо с данной присадкой не обладает требуемыми низкотемпературными характеристиками.
Наиболее близким техническим решением к заявляемому является композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам на основе сополимеров этилена с пропиленом с диспергирующими добавками: ОП-4 или Н, или Б-5 (С.Т.Башкатова и др. Композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам. - ХТТМ, 2001, №3, с.27, прототип). Композиция улучшает низкотемпературные характеристики летних дизельных топлив. Однако депрессорный эффект данной присадки сравнительно низок (-17°С), а значение коэффициента фильтруемости Кф в пределах 1,8->10 (согласно требованиям, предъявляемым к дизельным топливам с присадкой, Кф≤3).
Задачей, на решение которой направлен заявляемый состав и способ получения присадки, является достижение большего эффекта в улучшение низкотемпературных свойств дизельного топлива, в том числе и показателя Кф.
Поставленная задача решается созданием депрессорной присадки к дизельным топливам на основе сополимеров этилена с пропиленом в сочетании с добавкой, отличающейся тем, что в качестве добавки и одновременно растворителя она содержит фракцию α-олефинов С20-С26 при следующем соотношении компонентов, мас.%:
СКЭПилиСКЭПТ | 5-35 |
Фракция α-олефинов C20-С26 | 95-65 |
Задача решается также способом получения депрессорной присадки к дизельным топливам, заключающимся в том, что предварительно приготовленный 5-35% раствор СКЭП или СКЭПТ во фракции α-олефинов С20-С26 подвергается ультразвуковому воздействию на установке УЗДН-2Т, генерирующего с частотой 22 кГц, в течение 1-5 минут.
В качестве сополимера этилена с пропиленом применяли этилен-пропиленовый каучук (СКЭП) и этиленпропилендиеновый каучук (СКЭПТ) любых марок, выпускаемые согласно ТУ 2294-022-05766801-94. Эффективность этих каучуков показана на примере СКЭП-50 и СКЭПТ-50.
Фракция α-олефинов С20-C16 - побочный продукт при производстве α-олефинов C8-С10, C10-C12, C12-C18 термокаталитической олигомеризацией этилена, соответствует ТУ 2411-068-05766801-97: температура вспышки - 171°С, самовоспламенения - 250°С.
Депрессорную присадку готовили в следующей последовательности: СКЭП или СКЭПТ в расчетных количествах вводили во фракцию α-олефинов С20-С26, оставляли на сутки для набухания, затем при температуре 80°С перемешивали до полной однородности. Полученный раствор подвергали ультразвуковому воздействию на установке УЗДН-2Т, генерирующего с частотой 22 кГц, в течение 1-5 минут. Полученную депрессорную присадку вводили в дизельное топливо в количестве 0,01-0,05 мас.%.
Составы образцов приготовленных депрессорных присадок и продолжительность их ультразвуковой обработки приведены в табл.1.
Температуру замерзания дизельных топлив (tз.) определяли по ГОСТ 20287-91, предельную температуру фильтруемости (tф) по ГОСТ 22254-91, коэффициент фильтруемости (Кф) по ОКСТУ-0209.
Как следует из табл.2, предлагаемая депрессорная присадка к дизельным топливам, полученная по предлагаемому способу, превосходит прототип по степени улучшения всех низкотемпературных характеристик дизельного топлива. При этом Кф составляет 1,1÷1,7 против 1,8÷(>10) для прототипа.
Таблица 1Состав композиционных депрессорных присадок и продолжительностьультразвукового воздействия. | ||||
№№Образца | Состав, мас.% | Время ультразвукового воздействия, мин | ||
СКЭП Т-50 | СКЭП-50 | Фракцияα-олефиновС20-С26 | ||
1 | 5 | - | 95 | 1 |
2 | - | 5 | 95 | 2 |
3 | 10 | - | 90 | 3 |
4 | - | 15 | 90 | 4 |
5 | 20 | - | 85 | 5 |
6 | - | 25 | 85 | 1 |
7 | 30 | - | 80 | 3 |
8 | - | 35 | 75 | 5 |
Таблица 2.Результаты испытаний депрессорной присадки к дизельным топливам. | ||||||
№№образца | Концентрация присадки в топливе, мас.% | tзаст., °С | Δtзаст., °C | tфильт. °C | Δtфильт. °C | Kфильт. |
Исходное дизельное топливо | - | -15,0 | - | -5,0 | - | >10 |
1 | 0,01 | -34,0 | -19,0 | -21 | -16,0 | 1,7 |
2 | 0,03 | -36,0 | -21,0 | -22,0 | -17,0 | 1,6 |
3 | 0,05 | -39,0 | -24,0 | -26,5 | -21,5 | 1,4 |
4 | 0,01 | -36,0 | -21,0 | -26,0 | -21,0 | 1,3 |
5 | 0,03 | -38,0 | -23,0 | -25,0 | -20,0 | 1,5 |
6 | 0,05 | -40,0 | -25,0 | -30,0 | -25,0 | 1,2 |
7 | 0,01 | -37,5 | -24,5 | -26,0 | -21,0 | 1,4 |
8 | 0,05 | -40,5 | -25,5 | -29,5 | -24,5 | 1,1 |
Прототип | 0,03÷0,1 | (-26)÷(-33) | (-10)÷(17) | (-17)÷(-28) | (-10)÷(-21) | >10÷1,8 |
1. Депрессорная присадка к дизельным топливам на основе сополимеров этилена с пропиленом в сочетании с добавкой, отличающаяся тем, что в качестве добавки и одновременно растворителя она содержит фракцию α-олефинов С20-С26 при следующем соотношении компонентов, мас.%:
СКЭП или СКЭПТ | 5-35 |
Фракция α-олефинов С20-С26 | 65-95 |
2. Способ получения депрессорной присадки к дизельным топливам, заключающийся в том, что предварительно приготовленный 5-35%-ный раствор СКЭП или СКЭПТ во фракции α-олефинов С20-С26 подвергается ультразвуковому воздействию на установке УЗДН-2Т, генерирующего с частотой 22 кГц, в течение 1-5 мин.