Депрессорная присадка к дизельным топливам и способ ее получения

Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно к составу депрессорной присадки к дизельным топливам. Депрессорная присадка к дизельным топливам содержит 5-35% СКЭП или СКЭПТ и 65-95% фракции α-олефинов С2026. Способ получения депрессорной присадки к дизельным топливам заключается в том, что предварительно приготовленный 5-35% раствор СКЭП или СКЭПТ во фракции α-олефинов С2026 подвергается ультразвуковому воздействию на установке УЗДН-2Т, генерирующего с частотой 22 кГц, в течение 1-5 минут. Депрессорная присадка к дизельным топливам превосходит прототип по степени улучшения всех низкотемпературных характеристик дизельного топлива. 2 н.п. ф-лы, 2 табл.

Реферат

Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно к составу и способу получения депрессорной присадки к дизельным топливам. Известна многофункциональная присадка к дизельному топливу на основе нитрата алифатического спирта С3÷C18 (патент РФ, 2057790, С10L 1/18, 1/22, 1996).

Недостатком данной присадки является то, что дизельное топливо с данной присадкой не обладает требуемыми низкотемпературными характеристиками.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому является композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам на основе сополимеров этилена с пропиленом с диспергирующими добавками: ОП-4 или Н, или Б-5 (С.Т.Башкатова и др. Композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам. - ХТТМ, 2001, №3, с.27, прототип). Композиция улучшает низкотемпературные характеристики летних дизельных топлив. Однако депрессорный эффект данной присадки сравнительно низок (-17°С), а значение коэффициента фильтруемости Кф в пределах 1,8->10 (согласно требованиям, предъявляемым к дизельным топливам с присадкой, Кф≤3).

Задачей, на решение которой направлен заявляемый состав и способ получения присадки, является достижение большего эффекта в улучшение низкотемпературных свойств дизельного топлива, в том числе и показателя Кф.

Поставленная задача решается созданием депрессорной присадки к дизельным топливам на основе сополимеров этилена с пропиленом в сочетании с добавкой, отличающейся тем, что в качестве добавки и одновременно растворителя она содержит фракцию α-олефинов С2026 при следующем соотношении компонентов, мас.%:

СКЭПилиСКЭПТ5-35
Фракция α-олефинов C202695-65

Задача решается также способом получения депрессорной присадки к дизельным топливам, заключающимся в том, что предварительно приготовленный 5-35% раствор СКЭП или СКЭПТ во фракции α-олефинов С2026 подвергается ультразвуковому воздействию на установке УЗДН-2Т, генерирующего с частотой 22 кГц, в течение 1-5 минут.

В качестве сополимера этилена с пропиленом применяли этилен-пропиленовый каучук (СКЭП) и этиленпропилендиеновый каучук (СКЭПТ) любых марок, выпускаемые согласно ТУ 2294-022-05766801-94. Эффективность этих каучуков показана на примере СКЭП-50 и СКЭПТ-50.

Фракция α-олефинов С20-C16 - побочный продукт при производстве α-олефинов C810, C10-C12, C12-C18 термокаталитической олигомеризацией этилена, соответствует ТУ 2411-068-05766801-97: температура вспышки - 171°С, самовоспламенения - 250°С.

Депрессорную присадку готовили в следующей последовательности: СКЭП или СКЭПТ в расчетных количествах вводили во фракцию α-олефинов С2026, оставляли на сутки для набухания, затем при температуре 80°С перемешивали до полной однородности. Полученный раствор подвергали ультразвуковому воздействию на установке УЗДН-2Т, генерирующего с частотой 22 кГц, в течение 1-5 минут. Полученную депрессорную присадку вводили в дизельное топливо в количестве 0,01-0,05 мас.%.

Составы образцов приготовленных депрессорных присадок и продолжительность их ультразвуковой обработки приведены в табл.1.

Температуру замерзания дизельных топлив (tз.) определяли по ГОСТ 20287-91, предельную температуру фильтруемости (tф) по ГОСТ 22254-91, коэффициент фильтруемости (Кф) по ОКСТУ-0209.

Как следует из табл.2, предлагаемая депрессорная присадка к дизельным топливам, полученная по предлагаемому способу, превосходит прототип по степени улучшения всех низкотемпературных характеристик дизельного топлива. При этом Кф составляет 1,1÷1,7 против 1,8÷(>10) для прототипа.

Таблица 1Состав композиционных депрессорных присадок и продолжительностьультразвукового воздействия.
№№ОбразцаСостав, мас.%Время ультразвукового воздействия, мин
СКЭП Т-50СКЭП-50Фракцияα-олефиновС2026
15-951
2-5952
310-903
4-15904
520-855
6-25851
730-803
8-35755

Таблица 2.Результаты испытаний депрессорной присадки к дизельным топливам.
№№образцаКонцентрация присадки в топливе, мас.%tзаст., °СΔtзаст., °Ctфильт. °CΔtфильт. °CKфильт.
Исходное дизельное топливо--15,0--5,0->10
10,01-34,0-19,0-21-16,01,7
20,03-36,0-21,0-22,0-17,01,6
30,05-39,0-24,0-26,5-21,51,4
40,01-36,0-21,0-26,0-21,01,3
50,03-38,0-23,0-25,0-20,01,5
60,05-40,0-25,0-30,0-25,01,2
70,01-37,5-24,5-26,0-21,01,4
80,05-40,5-25,5-29,5-24,51,1
Прототип0,03÷0,1(-26)÷(-33)(-10)÷(17)(-17)÷(-28)(-10)÷(-21)>10÷1,8

1. Депрессорная присадка к дизельным топливам на основе сополимеров этилена с пропиленом в сочетании с добавкой, отличающаяся тем, что в качестве добавки и одновременно растворителя она содержит фракцию α-олефинов С2026 при следующем соотношении компонентов, мас.%:

СКЭП или СКЭПТ5-35
Фракция α-олефинов С202665-95

2. Способ получения депрессорной присадки к дизельным топливам, заключающийся в том, что предварительно приготовленный 5-35%-ный раствор СКЭП или СКЭПТ во фракции α-олефинов С2026 подвергается ультразвуковому воздействию на установке УЗДН-2Т, генерирующего с частотой 22 кГц, в течение 1-5 мин.