Металлоплакирующая смазка
Изобретение относится к области смазочных материалов, которые могут быть использованы в подшипниках качения буксовых узлов локомотивов и других узлах трения машин и механизмов. Сущность: смазка содержит в мас.%: литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты 8-12, литиевое мыло олеиновой кислоты 1,5-3,0, металлсодержащую маслорастворимую композицию 1-5 и нефтяное масло с температурой застывания не выше минус 40°С - остальное. Металлсодержащая композиция содержит в мас.%: соль металла неорганической кислоты 1,5-25, соль металла органической кислоты 10-90, алифатический спирт 3-55, ароматический амин 1-8, эпоксидная смола 2-10, полимер сукцинимида 2-8, 2-иминозамещенное индолина 0,5-6. Технический результат - повышение антифрикционных, антиокислительных и антикоррозионных свойств при меньшей концентрации присадки в смазке. 3 табл.
Реферат
Изобретение относится к пластичным смазочным материалам и может быть использовано в подшипниках качения буксовых узлов локомотивов и других узлах трения машин и механизмов.
Известно применение отечественных пластичных смазок, таких как Буксол, Литол-24, Эра, ЛЗ-31 и др., для подшипников качения локомотивов, самолетов, автомобилей, тракторов и др.
Общим недостатком этих смазок является низкая износостойкость сепараторов при работе подшипников на этих смазках и отсутствие защиты дорожек качения от усталостных повреждений в результате водородного износа, что приводит к повышенным вибрациям, шуму и разрушению деталей.
В настоящее время, как показали исследования, тяжело нагруженные подшипники качения повреждаются и выходят из строя в основном в результате водородного изнашивания. [Д.Н.Гаркунов, Г.И.Суранов, Ю.А.Хрусталев. «Водородное изнашивание деталей машин». УГТУ, 2003. 198 с.].
Выявлено, что наиболее эффективным методом защиты трущихся деталей от водородного изнашивания является использование металлоплакирующих смазочных материалов, защитное действие которых основано на взаимодействии металлов переменной валентности присадки с поверхностями трения и образованием тонкой (1-3 мкм) сервовитной пленки на рабочих поверхностях трения, препятствующей проникновению водорода и защищающей поверхности от водородного разрушения [И.Э.Пашковский «Технологические методы защиты деталей бытовых машин и оборудования от водородного изнашивания» М. 2004. МГУС. 231 с.]
Известна антифрикционная металлоплакирующая смазка на основе Литол-24 [Пат. RU 2219225], содержащая композицию, способную образовывать сервовитную пленку на поверхности трения, которая выдерживает высокие нагрузки, имеет низкий коэффициент трения и защищает от водородного изнашивания. Недостатком этой смазки является то, что она содержит твердые нерастворимые частицы некоторых ингредиентов, которые при работе подшипников качения с малыми зазорами и бронзовыми, латунными или полимерными сепараторами могут привести к повышенному температурному режиму.
Для обеспечения работы подшипников качения буксовых узлов локомотивов в настоящее время используется отечественная смазка «Буксол» [Пат. RU 2114162], выбранная в качестве прототипа, имеющая состав: литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты; литиевое мыло олеиновой кислоты; диалкилдитиофосфат цинка; присадка на основе нитрованного масла и нефтяное масло, застывающее при температуре не выше -40°С.
В связи с ужесточением условий эксплуатации железнодорожного транспорта, связанных с повышением скоростей движения, нагрузок и длительности работы буксовых узлов, данная смазка не удовлетворяет этим требованиям. Наблюдаются перегревы буксовых узлов, повышенные износы и поломки сепараторов, сдвиги букс и другие повреждения.
Технической задачей данного изобретения является создание смазочного материала, обеспечивающего длительную работоспособность подшипников качения буксовых узлов с низким коэффициентом трения, исключающим перегрев подшипников при длительной работе и снижение повреждений от водородного изнашивания.
Поставленная задача достигается тем, что металлоплакирующая смазка, содержащая литиевое мыло 12-оксистеариновой и олеиновой кислот, нефтяное масло с температурой застывания не выше -40°С, согласно изобретению дополнительно содержит (1÷5)% металлсодержащей маслорастворимой композиции состава, мас.%:
соль металла неорганической кислоты | 1,5-25 |
соль металла органической кислоты | 10-90 |
алифатический спирт | 3-55 |
ароматический амин | 1-8 |
эпоксидная смола | 2-10 |
полимер сукцинимида | 2-8 |
2 - иминозамещенное индолина | 0,5-6 |
Наличие указанной добавки позволило создать новую пластичную смазку на основе нефтяного масла, гидрида лития, 12-оксистеариновой и олеиновой кислот, содержащей в отличие от прототипа : смазки Буксол [Пат. RU 2114162], металлсодержащую маслорастворимую композицию - присадку нового поколения «Валена» [Пат. RU 2277579], с принципиально иным механизмом смазочного действия - образованием на поверхностях трения в процессе работы тонкой квазижидкой сервовитной пленки (1-3 мкм) с низким коэффициентом трения, высокой несущей способностью и защищающей от водородного износа детали подшипника качения. Помимо высоких антифрикционных свойств заявляемая смазка «Металплакс-П» обладает и антиокислительными и антикоррозионными свойствами при меньшей концентрации присадки в смазке (1-5)%.
Состав заявляемой смазки «Металплакс-П» в мас.%: литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты 8-12; литиевое мыло олеиновой кислоты 1,5-3; металлсодержащая маслорастворимая композиция - присадка «Валена» 1-5; остальное - нефтяное масло, застывающее при температуре не выше -40°С.
Состав металлсодержащей маслорастворимой композиции «Валена», мас.%: соль металла органической кислоты 10-90; соль металла неорганической кислоты 1,5-25; алифатический спирт 3-55; ароматический амин 1-8; эпоксидная смола 2-10; полимер сукцинимида 2-8; 2-иминозамещенное индолина 0,5-6.
1. Примеры используемых компонентов в металлосодержащей маслорастворимой композиции, используемой в данном изобретении как присадка для металлоплакирующей смазки:
соль металла неорганической кислоты - соли металлов переменной валентности Со, Pb, Ni, Cu, Cr, Sn, Zn (хлориды, бромиды, иодиды);
соль металла органической кислоты - соли металлов переменной валентности и органических кислот с числом углеродных атомов С15-С18;
ароматический амин - дифениламин или его гомологи;
алифатический спирт - спирты жирного ряда с числом углеродных атомов С4-С10;
полимер сукцинимида - промышленно-выпускаемые присадки С-5А или Дипол-40;
эпоксидная смола - ДЭГ-1.
2. В табл. 1-2 приведены сравнительные данные испытания образцов по интенсивности изнашивания и коэффициенту трения со штатной промышленной смазкой Буксол на основе Литол-24 с присадкой 6% ДФ- 11 и 1% Антикор-1 и смазкой Металплакс-П, в состав которой входит металлсодержащая маслорастворимая композиция - присадка «Валена», содержащая в мас.%:
хлорид металла переменной валентности - 10, соль металла и органической кислоты с числом углеродных атомов С18 - 50, алифатический спирт - 24, ароматический амин - 3, эпоксидная смола - 6, полимер сукцинимида - 5, 2-иминозамещенное индолина - 2 при соотношении всех компонентов в смазке, мас.%: литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты - 10, литиевое мыло олеиновой кислоты - 1,5, металлсодержащей композиции - 4, нефтяное масло с температурой застывания не выше минус 40°С - остальное.
Оценка влияния смазки «Металплакс-П» на триботехнические характеристики в лабораторных условиях была проведена на машине трения с возвратно-поступательным движением при трении пары сталь ШХ-15 по стали ШХ-15 ГОСТ 801-78 с твердостью 58-61 HRC.
Результаты испытаний образцов по интенсивности изнашивания и коэффициенту трения со смазкой Буксол (6% Дф-11+1% Акор-1) и смазкой «Металплакс-П» с содержанием присадки «Валена» 4% приведены в табл.1,2.
Таблица 1Интенсивность изнашивания неподвижных образцов в зависимости от давления | ||
Давление, МПа | Интенсивность изнашивания, J×10-9 | |
смазка Буксол | смазка «Металплакс-П» | |
5 | 0,2 | 0,1 |
15 | 3,2 | 0,1 |
25 | 6,8 | 0,1 |
35 | 6,0 | 0,1 |
40 | задир | 0,1 |
Сравнительные испытания по определению интенсивности изнашивания стальных образцов показали, что при использовании смазки «Металплакс-П» образцы практически не изнашивались в отличие от образцов при работе на смазке Буксол. Предельная нагрузка на смазке Буксол составила 35 МПа.
Таблица 2 | ||
Давление, МПа | Коэффициенты трения, f | |
смазка Буксол | смазка «Металплакс-П» | |
5 | 0,07 | 0,07 |
15 | 0,05 | 0,05 |
25 | 0,03 | 0,03 |
30 | 0,03 | 0,02 |
35 | задир | 0,02 |
40 | - | 0,02 |
Как показали данные испытаний табл.2, до нагрузки 30 МПа коэффициенты трения испытываемых образцов для обеих смазок остаются одинаковыми и не превышают 0,07. При давлении 35 МПа и использовании смазки Буксол происходит задир (35 МПа - предельная нагрузка), в то время как при смазке «Металплакс-П» коэффициент трения остается равным 0,02 и при нагрузке - 40 МПа.
Смазка «Металплакс-П» была испытана на стенде при работе четырех роликовых подшипников автомобильных двигателей при установленном ресурсе 1000 часов в режиме:
d×n=0,35·105 мм мин-1; Fr=2500 H; где d - диаметр подшипника в мм; n - число оборотов вращения подшипника в минуту; Fr - нагрузка на подшипник в ньютонах.
Средняя установившаяся температура наружного кольца подшипника составила 30°С.
Подшипники, отработавшие заданный ресурс, на валу и после демонтажа вращались мягко, свободно. Потери смазки в процессе работы составили: 0,10 г; 0,15 г; 0,14 г и 0,10 г.
Общий уровень вибрации (ОУВ) подшипников со смазкой до испытания и после 1000 часов работы практически не изменился и составил:
ОУВ, дБ | |
до испытаний | после испытаний |
87,5 | 88 |
88 | 88,5 |
91,5 | 93 |
89 | 88,7 |
Эффективность смазки «Металплакс-П» была подтверждена результатами длительных испытаний в эксплуатационных условиях буксовых узлов локомотивов табл.3.
Таблица 3Результаты испытаний смазки «Металплакс-П» на железнодорожном транспорте | |||
Марка локомотива | Пробег, км | Период испытаний | Приписка |
Электровоз | |||
ЧС-7 | |||
№042 | 289000 | Московская | |
№072 | 341000 | 14.05.05-01.08.06 | железная |
№232 | 307000 | дорога | |
Электровоз | |||
ВЛ10 | |||
№885 | 112000 | 10.0205-15.09.06 | ТЧ Рыбное |
№1661 | 102000 | ||
Электровоз | |||
ВЛ11 | |||
№223 | 238000 | 15.01.05-15.09.06 | ТЧ Орехово |
Электровоз | Кандалакша | ||
ЭП-1 | Октябрьская | ||
№053 | 82000 | 17.10.05-17.09.06 | жел. дорога |
Тепловоз | |||
2ТЭ10М | |||
№2676 | 32000 | ||
№2486 | 24000 | 15.01.06-16.09.06 | ТЧ Узловая |
№916 | 8000 |
В ходе испытаний анализировались пробы смазки, отобранные из буксовых узлов подшипников и опорных редукторов при эксплуатации локомотивов.
За время эксплуатационных испытаний отказов в работе подшипниковых узлов локомотивов не было.
Металлоплакирующая смазка, содержащая литиевое мыло 12-оксистеариновой и олеиновой кислот, нефтяное масло с температурой застывания не выше минус 40°С, отличающаяся тем, что дополнительно содержит металлосодержащую маслорастворимую композицию, содержащую, мас.%:
соль металла неорганической кислоты | 1,5-25 |
соль металла органической кислоты | 10-90 |
алифатический спирт | 3-55 |
ароматический амин | 1-8 |
эпоксидная смола | 2-10 |
полимер сукцинимида | 2-8 |
2-иминозамещенное индолина | 0,5-6, |
при следующем соотношении компонентов в смазке, мас.%:
литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты | 8-12 |
литиевое мыло олеиновой кислоты | 1,5-3,0 |
металлосодержащая композиция | 1-5 |
нефтяное масло с температурой застывания | |
не выше минус 40°С | остальное |