Морской комплекс для производства углеводородного топлива из нефти и газового конденсата вблизи мест их добычи (варианты)
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области использования подводных месторождений полезных ископаемых, в частности жидких углеводородов, для производства углеводородного топлива из нефти и газового конденсата, обеспечения продуктами этого производства прибрежных децентрализованных потребителей, объектов малой энергетики, бункеровки судов и загрузки танкеров продуктами этого производства. По первому варианту в морском комплексе носитель выполнен в виде самоподъемной морской буровой платформы, имеющей опорные колонны, установленные стационарно на неподготовленном морском дне с возможностью изменения высоты между поверхностью моря и понтоном, размещенным на опорных колоннах в рабочем положении в надводном положении. Комплекс снабжен установленными на палубе понтона грузовой системой и, по меньшей мере, двумя манифольдами для приема сырья и выдачи готового углеводородного топлива. Установки очистки и обезвоживания исходного углеводородного сырья и нефтеперерабатывающие установки размещены в закрытых помещениях на палубе понтона. По второму варианту морской комплекс имеет подводный понтон, носитель также выполнен в виде самоподъемной морской буровой платформы, имеющей опорные колонны и корпус, выполненный в виде понтона, размещенного на опорных колоннах в рабочем положении в надводном положении. Опорные колонны установлены на подводном понтоне. Подводный понтон оснащен шахтой для сообщения с надводным понтоном буровой платформы и обеспечения доступа к подводному понтону, снабжен грузовой системой со шлангами для сырья и готового углеводородного топлива, сырьевыми и товарными емкостями для готового углеводородного топлива, местным постом управления, связанным с автоматизированным постом управления и контроля надводного понтона. Изобретение обеспечивает повышение эффективности производства углеводородного топлива в децентрализованных районах с неразвитой инфраструктурой для транспорта и переработки путем упрощения конструкции комплекса и повышения его надежности, снижения материальных затрат на создание и возведение морского комплекса для производства углеводородного топлива из нефти и газового конденсата. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 5 ил.
Реферат
Изобретение относится к области использования подводных месторождений полезных ископаемых, в частности жидких углеводородов, для производства углеводородного топлива из нефти и газового конденсата, обеспечения продуктами этого производства прибрежных децентрализованных потребителей, объектов малой энергетики, бункеровки судов и загрузки танкеров продуктами этого производства.
В настоящее время, в связи с увеличением потребления нефти, ее добыча на морских месторождениях как за рубежом, так и в РФ (Охотское, Баренцево моря) становится все более интенсивной. Так в РФ, в Тимано-Печорской провинции, открыты такие богатые нефтяные месторождения, как Варандейское, Торавейское и др. В этой провинции очень слабо развита инфраструктура для транспортировки и переработки нефтепродуктов. В результате чего производители вынуждены развивать дорогостоящую инфраструктуру для транспортировки углеводородов на имеющиеся нефтеперерабатывающие заводы или строить новые заводы вблизи месторождения, что является весьма длительным и дорогостоящим процессом.
Известен морской технологический комплекс, содержащий морскую платформу, подводные сателлиты и береговую технологическую базу, связанные между собой технологическими коммуникациями, причем морская платформа включает жестко связанное с грунтом с помощью свай основание, состоящее из двух частей, нижней, жестко связанной с грунтом, и верхней, на которой расположена горизонтальная платформа с технологическим оборудованием, при этом верхняя часть основания выполнена с балластной емкостью, горизонтальная платформа с технологическим оборудованием выполнена с положительной плавучестью (см. патент РФ №2215847 на изобретение "Морской технологический комплекс", МПК (7) Е02В 17/00, Е21В 43/01. Дата подачи заявки 2001.12.24, дата публикации 2003.11.10. Патентообладатель - Мищевич В.И.).
Известный комплекс предусматривает получение топлива лишь на берегу, для чего предусмотрены подводные коммуникации для передачи углеводородного сырья на береговую технологическую базу, которую необходимо заранее строить в месте добычи полезных ископаемых. Известный морской технологический комплекс очень сложный, не отличается высокой надежностью в процессе работы.
На основании анализа информации о существующем уровне техники в данной области из известных технологических комплексов и систем для производства углеводородного топлива наиболее близка система комплексного производства углеводородного топлива, тепловой и электрической энергии и производства из морской воды товарной пресной и питьевой воды, полезных химических элементов и соединений на основе переработки нефти и газового конденсата вблизи мест их добычи и снабжения децентрализованных потребителей продукцией этого производства, включающая по крайней мере два судна-носителя, одно из которых представляет собой судно катамаранного или тримаранного типа, корпуса которого выполнены в виде понтонов, оборудованных балластными цистернами с системой балластировки, и соединены между собой установленными над ними ферменными конструкциями, на которых расположены по крайней мере две приподнятых над поверхностью воды открытых платформы с размещенными на них установками очистки и обезвоживания исходного углеводородного сырья, нефтеперерабатывающими установками, сырьевыми и товарными емкостями и надстройкой с помещениями центрального поста автоматизированного управления и контроля, а второе судно-носитель оборудовано энергосберегающей тепло- и электрогенерирующей станцией, все оборудование выполнено в блочно-модульном исполнении (см. патент РФ №2198111 на изобретение "Система комплексного производства углеводородного топлива, тепловой и электрической энергии и производства из морской воды товарной пресной и питьевой воды, полезных химических элементов и соединений на основе переработки нефти и газового конденсата вблизи мест их добычи и снабжения децентрализованных потребителей продукцией этого производства", МПК (7) В63В 35/44. Дата подачи заявки 2001.03.19, дата публикации 2003.02.10. Патентообладатель - ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова - прототип).
Известная система обеспечивает потребителей децентрализованных районов с неразвитой инфраструктурой для транспорта необходимым углеводородным топливом, однако она очень сложная, недостаточно надежная в работе и дорогостоящая.
Указанная система не позволяет осуществлять бункеровку и загрузку низко сидящих крупнотоннажных судов из-за недостаточной глубины моря в месте установки системы.
Система не отличается высокой надежностью работы нефтеперерабатывающих установок в условиях волнения моря, в виду повышенной качки корпусов из-за волнового воздействия, особенно в зимний период времени, так как такая ферменная конструкция из-за намерзающего льда может превратиться в сплошной монолит, что увеличивает площадь и силу воздействия ударной волновой нагрузки на всю систему.
Данная система обладает повышенной пожаро-, взрывоопасностью и представляет высокую опасность для экологии окружающей среды в виду того, что сырьевые и товарные емкости расположены на открытых платформах. Помимо того, такое размещение емкостей в условиях низких температур требует значительного дополнительного расхода тепловой энергии на подогрев исходного сырья и углеводородного топлива с целью необходимости перекачивания последних.
Известная система требует значительных материальных затрат на ее возведение, поскольку необходимы значительные достроечные работы на ее сооружение.
Таким образом, как показал анализ выявленной информации о существующем уровне техники в данной области, известные морские комплексы и системы комплексного производства углеводородного топлива не обеспечивают достаточной простоты и надежности производства углеводородного топлива в морских условиях, требуют высоких материальных затрат на их возведение.
Заявляемый в качестве изобретения морской комплекс для производства углеводородного топлива позволяет достичь нового технического результата - повышения эффективности производства углеводородного топлива в децентрализованных районах с неразвитой инфраструктурой для транспорта и переработки путем обеспечения простоты и надежности комплекса, снижения материальных затрат на создание и возведение морского комплекса для производства углеводородного топлива из нефти и газового конденсата.
Следующая совокупность существенных признаков характеризует сущность предложенного изобретения (его варианты) и способствует достижению нового технического результата.
Первый вариант изобретения.
Морской комплекс для производства углеводородного топлива из нефти и газового конденсата вблизи мест их добычи, содержащий сырьевые и товарные емкости для готового углеводородного топлива, установки очистки и обезвоживания исходного углеводородного сырья и нефтеперерабатывающие установки, выполненные в блочно-модульном исполнении и размещенные на установленном на морском дне носителе, имеющем корпус, выполненный в виде понтона с палубой и балластными отсеками, и надстройку с автоматизированным постом управления и контроля, отличающийся тем, что носитель выполнен в виде самоподъемной морской буровой платформы, имеющей опорные колонны, установленные стационарно на неподготовленном морском дне с возможностью изменения высоты между поверхностью моря и понтоном, размещенным на опорных колоннах в рабочем положении в надводном положении, комплекс снабжен установленными на палубе понтона грузовой системой и, по меньшей мере двумя манифольдами для приема сырья и выдачи готового углеводородного топлива, установки очистки и обезвоживания исходного углеводородного сырья и нефтеперерабатывающие установки размещены в закрытых помещениях на палубе понтона.
Достижению результата способствует и то, что сырьевые и товарные емкости для готового углеводородного топлива размещены внутри понтона.
Результат достигается и тем, что понтон снабжен противопожарным оборудованием.
Второй вариант изобретения.
Морской комплекс для производства углеводородного топлива из нефти и газового конденсата вблизи мест их добычи, содержащий сырьевые и товарные емкости для готового углеводородного топлива, установки очистки и обезвоживания исходного углеводородного сырья и нефтеперерабатывающие установки, выполненные в блочно-модульном исполнении и размещенные на расположенном на подготовленном морском дне носителе, имеющем корпус, выполненный в виде подводного понтона с палубой и балластными отсеками, и надстройку с автоматизированным постом управления и контроля, отличающийся тем, что носитель выполнен в виде самоподъемной морской буровой платформы, имеющей опорные колонны, установленные на подводном понтоне, и корпус, выполненный в виде понтона, размещенного на опорных колоннах в рабочем положении в надводном положении, комплекс снабжен установленными на палубе надводного понтона грузовой системой и, по меньшей мере двумя манифольдами для приема сырья и выдачи готового углеводородного топлива, подводный понтон оснащен шахтой для сообщения с надводным понтоном буровой платформы и обеспечения доступа к подводному понтону, установки очистки и обезвоживания исходного углеводородного сырья и нефтеперерабатывающие установки размещены в закрытых помещениях на палубе надводного понтона.
Для достижения технического результата подводный понтон снабжен грузовой системой со шлангами для сырья и готового углеводородного топлива, сырьевыми и товарными емкостями для готового углеводородного топлива.
Технический результат достигается тем, что подводный понтон снабжен противопожарным оборудованием, местным постом управления, связанным с автоматизированным постом управления и контроля надводного понтона.
Для достижения результата основные сырьевые и товарные емкости для готового углеводородного топлива размещены внутри надводного понтона буровой платформы.
Выполнение шахты в виде заваливающейся телескопической также способствует достижению нового технического результата.
Таким образом, как показал анализ выявленной информации о существующем уровне техники в данной области и сущность предложенного изобретения (варианты 1 и 2), последнее отвечает критерию патентоспособности "новизна".
Первый вариант изобретения.
Морской комплекс для производства углеводородного топлива из нефти и газового конденсата вблизи мест их добычи, содержащий сырьевые и товарные емкости для готового углеводородного топлива, установки очистки и обезвоживания исходного углеводородного сырья и нефтеперерабатывающие установки, выполненные в блочно-модульном исполнении и размещенные на установленном на морском дне носителе, имеющем корпус, выполненный в виде понтона с палубой и балластными отсеками, и надстройку с автоматизированным постом управления и контроля, обеспечивает производство углеводородного топлива в децентрализованных районах с неразвитой инфраструктурой для транспорта и переработки.
Выполнение носителя в виде самоподъемной морской буровой платформы, имеющей опорные колонны, установленные стационарно на неподготовленном морском дне с возможностью изменения высоты между поверхностью моря и ее понтоном, обеспечивает как простоту и надежность конструкции комплекса, так и процесса возведения этого комплекса. Это объясняется тем, что исключена лишняя операция по предварительной подготовке морского дна для выравнивания. При этом за счет изменения высоты между поверхностью моря и понтоном сохраняется горизонтальное положение понтона относительно поверхности моря.
Такое исполнение носителя позволяет снизить материальные затраты на создание и возведение такого морского комплекса, поскольку используется готовая, еще достаточно надежная, но отработавшая на бурении самоподъемная морская буровая платформа.
Кроме того, выполнение носителя в виде самоподъемной морской буровой платформы такой конструкции позволяет осуществлять бункеровку и загрузку низкосидящих крупнотоннажных судов, поскольку такую конструкцию носителя можно устанавливать на глубинах до 100 метров и более. Это существенным образом повышает эффективность комплекса
Снабжение комплекса установленными на палубе понтона грузовой системой и, по меньшей мере, двумя манифольдами для приема сырья и выдачи готового углеводородного топлива обеспечивает прием на переработку сырья и отгрузку углеводородного топлива, что позволяет осуществлять необходимый процесс производства углеводородного топлива. Кроме того, использование в качестве носителя стационарно установленной буровой платформы, на понтоне которой размещено технологическое оборудование, обеспечивает высокую надежность конструкции в море и позволяет исключить влияние морского волнения на технологический процесс производства топлива.
Размещение установок очистки и обезвоживания исходного углеводородного сырья и нефтеперерабатывающих установок в закрытых помещениях на палубе понтона позволяет обеспечить необходимую пожаро-, взрывоопасность, а также сохранение чистоты существующей экологии.
Размещение сырьевых и товарных емкостей для готового углеводородного топлива внутри понтона в условиях низких температур не требует значительного дополнительного расхода тепловой энергии на подогрев исходного сырья и углеводородного топлива с целью необходимости перекачивания последних. Кроме того, позволяет обеспечить необходимую пожаро-, взрывоопасность, а также сохранение существующей экологии без загрязнения, что совместно с другими признаками способствует достижению поставленного технического результата.
Второй вариант изобретения.
Совокупность существенных отличительных признаков 2 варианта изобретения, так же как и в первом варианте, способствует достижению поставленного технического результата.
Отличие второго варианта от первого заключается в размещении опорных колонн самоподъемной морской буровой платформы на подводном понтоне, который оснащен шахтой для сообщения с надводным понтоном буровой платформы, грузовой системой со шлангами для сырья и готового углеводородного топлива, сырьевыми и товарными емкостями для готового углеводородного топлива. Это позволяет значительным образом увеличить объем производства углеводородного топлива за счет возможности хранения дополнительных объемов сырья и углеводородного топлива именно в подводном понтоне.
Выполнение шахты заваливающейся телескопической обеспечивает достаточно высокую степень удобства при транспортировании подводного понтона и возведении морского комплекса.
Таким образом, заявляемая новая совокупность существенных отличительных признаков как в 1-м, так и во 2-ом вариантах позволяет достичь нового технического результата - повышения эффективности производства углеводородного топлива в децентрализованных районах с неразвитой инфраструктурой для транспорта и переработки путем обеспечения простоты и надежности комплекса, снижения материальных затрат на создание и возведение морского комплекса для производства углеводородного топлива из нефти и газового конденсата - во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.
В процессе проведенного заявителем поиска информации в данной области техники обнаружены лишь отдельные отличительные признаки заявляемого изобретения среди известных объектов того же назначения, а именно: самоподъемные морские буровые платформы, однако использование последних для создания нефтеперерабатывающих заводов для производства углеводородного топлива непосредственно в море, а также совокупность существенных отличительных признаков предлагаемого изобретения (варианты 1 и 2) неизвестны.
Таким образом, на основании анализа выявленной информации о существующем уровне техники в данной области и анализа совокупности существенных отличительных признаков предлагаемого изобретения (его вариантов), последнее не вытекает явным образом из существующего уровня техники. Следовательно, предлагаемое изобретение обладает таким критерием патентоспособности, как "изобретательский уровень".
Морской комплекс для производства углеводородного топлива из нефти и газового конденсата поясняется с помощью чертежей, где:
фиг.1 изображен морской комплекс, установленный на неподготовленное морское дно (1 вариант);
фиг.2 - вид А сверху на фиг.1;
фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.1;
на фиг.4 - блок-схема процесса производства углеводородного топлива (видов топлива) для обоих вариантов изобретения;
фиг.5 - морской комплекс, установленный на подводном понтоне (2 вариант).
Первый вариант морского комплекса
Морской комплекс для производства углеводородного топлива расположен вблизи добычи углеводородного сырья, нефти или газа и состоит из установленного на морском дне 1 (см. фиг.1) носителя, выполненного в виде самоподъемной морской буровой платформы 2 (см. фиг.1, 2, 3), имеющей опорные колонны 3, корпус, выполненный в виде понтона 4 и размещенный на колоннах 3 в рабочем положении в надводном положении, и механизм подъема (на чертежах не показан) понтона 4. В качестве самоподъемной морской буровой платформы 2 используют, например, самоподъемную плавучую буровую установку "Мурманская" (см. журнал "Судостроение", 1991, №6, стр.3-6), которую модернизируют в заводских условиях согласно предлагаемому изобретению.
Опорные колонны 3 установлены на неподготовленное морское дно 1 с возможностью изменения высоты Н между поверхностью моря и понтоном 4, что позволяет устанавливать последний на опорных колоннах 3 горизонтально относительно поверхности моря вне зависимости от рельефа морского дна.
На палубе 5 понтона 4 в закрытых помещениях 6 размещены установки 7 очистки и обезвоживания исходного углеводородного сырья и нефтеперерабатывающие установки 8. Установки 7 и 8 выполнены в блочно-модульном заводском исполнении, например, модульные установки по переработке нефти и газового конденсата СП "Нефтегазтехнология" (см. Каталог СП "Нефтегазтехнология", 117917, г.Москва, Ленинский проспект, 65).
На палубе 5 понтона 4 расположена надстройка 9 с автоматизированным постом 10 управления и контроля, оснащенным сетью 11 (см. фиг.4) для управления процессом производства на морском комплексе.
В надстройке 9 расположены жилые, служебные и бытовые помещения (на чертежах не показаны).
Внутри понтона 4 размещены балластные отсеки (на чертежах не показаны), сырьевые 12 и товарные емкости для готового углеводородного сырья.
Сырьевые емкости 12 магистралями 13 соединены с установками 7 и 8, которые соответствующими магистралями (см. фиг.2, 3, 4) соединены с соответствующими товарными емкостями для готового углеводородного топлива:
- магистралью 14 с товарной емкостью 15 для бензина, имеющей выход А;
- магистралью 16 с товарной емкостью 17 для керосина, имеющей выход Б;
- магистралью 18 с товарной емкостью 19 для дизельного топлива, имеющей выход В;
- магистралью 20 с товарной емкостью 21 для мазута, имеющей выход Г;
- магистралью 22 с товарной емкостью 23 для нефтеостатков, имеющей выход Д.
Емкости 19, 21, 23 снабжены дополнительными выходами Е, Ж, И для обеспечения собственных нужд морского комплекса.
На палубе 5 понтона 4 установлена грузовая система, (см. фиг.1, 2), представляющая собой кран 24 и, по меньшей мере, два манифольда 25 для приема сырья и выдачи готового углеводородного топлива. Последние связаны посредством гибких шлангов (на чертежах не показаны) как с береговыми, так и с подводными погрузочно-разгрузочными терминалами прибрежных децентрализованных потребителей и объектов малой энергетики, так и с бункеруемыми судами и загружаемыми танкерами.
Выходы А, Б, В, Г, Д всех емкостей 15, 17, 19, 21, 23 соединены с манифольдами 25 для выдачи потребителям соответствующего вида углеводородного топлива.
Понтон 4 оборудован вертолетной площадкой 26 (см. фиг.1, 2) и противопожарным оборудованием (на чертежах не показано).
Второй вариант морского комплекса
По этому варианту (см. фиг.5) морской комплекс дополнительно содержит подводный понтон 27, установленный на предварительно подготовленное морское дно 1. Понтон 27 представляет собой цилиндрические корпуса, размещенные в общем прямоугольном корпусе.
Опорные колонны 3 самоподъемной морской буровой платформы 2 установлены в специальные гнезда 28 на подводном понтоне 27.
Подводный понтон 27 оснащен шахтой 29 для сообщения с надводным понтоном 4 и обеспечения доступа к подводному понтону 27. Шахта 29 выполнена в виде заваливающейся телескопической и расположена по короткой стороне понтона 27.
Подводный понтон 27 снабжен грузовой системой со шлангами (на чертежах не показаны) для сырья и готового углеводородного топлива, сырьевыми емкостями 30 и товарными емкостями 31 (бензин), 32 (керосин), 33 (дизельное топливо), 34 (мазут), насосным отделением 35, противопожарным оборудованием (на чертежах не показано), местным постом 36 управления, сообщенным с автоматизированным постом 10 управления и контроля надводного понтона 4.
В шахте 29 проложены гибкие шланги (на чертежах не показаны) для заполнения и опорожнения емкостей 30, 31, 32, 33, 34 подводного понтона 27.
Морской комплекс для производства углеводородного топлива из нефти и газового конденсата работает следующим образом.
Самоподъемную морскую буровую платформу 2, модернизированную в заводских условиях, со всем необходимым технологическим оборудованием транспортируют известным способом, например на плаву под буксиром, к месту добычи углеводородного сырья, где отсутствует инфраструктура по переработке углеводородного сырья и транспортировке углеводородного топлива.
По первому варианту на выбранном месте известным способом устанавливают опоры 3 буровой платформы 2 прямо на неподготовленное морское дно 1.
Все оборудование и емкости соединяют необходимыми технологическими магистралями. Сырьевые емкости 12 понтона 4 магистралями 13 соединяют с установками 7 и 8. Последние соответствующими магистралями соединяют с товарными емкостями для готового углеводородного топлива:
- магистралью 14 с товарной емкостью 15 для бензина, имеющей выход А;
- магистралью 16 с товарной емкостью 17 для керосина, имеющей выход Б;
- магистралью 18 с товарной емкостью 19 для дизельного топлива, имеющей выход В;
- магистралью 20 с товарной емкостью 21 для мазута, имеющей выход Г;
- магистралью 22 с товарной емкостью 23 для нефтеостатков, имеющей выход Д.
В сырьевые емкости 12 понтона 4 поставляют исходное сырье (сырая нефть или газовый конденсат) от береговых либо подводных терминалов погрузки-разгрузки ближайших мест добычи посредством гибких шлангов. Исходное сырье из емкостей 12 по магистралям 13 поступает в установки 7 очистки и обезвоживания исходного углеводородного сырья и нефтеперерабатывающие установки 8, в которых осуществляется поэтапная переработка сырья в топливо.
Полученные виды топлива по магистралям 14, 16, 18 поступают в соответствующие емкости 15 (бензин), 17 (керосин), 19 (дизельное топливо). Из выходов А, Б, В соответствующие виды топлива поступают через манифольды 25 потребителям.
Тяжелые фракции нефтепереработки - мазуты по магистрали 20 накапливаются в емкости 21, а нефтеостатки по магистрали 22 - в емкости 23, из которых через выходы Г и Д направляются к манифольдам 25 для потребителей (бункеруемые суда, танкеры).
Управление и контроль за работой всего технологического оборудования морского комплекса осуществляют с помощью автоматизированного поста 10 управления и контроля.
В случае необходимости производства большего количества топлива используют второй вариант комплекса. По второму варианту предварительно разравнивают морское дно 1, на которое устанавливают подводный понтон 27 с шахтой 29. Затем устанавливают колонны 3 в специальные гнезда 28 понтона 27.
При этом используют дополнительные объемы сырьевых и товарных емкостей 30, 31, 32, 33, 34 понтона 27, к которым подсоединяют гибкие шланги, которые затем выводят через шахту 29 на понтон 4.
Управление всеми технологическими операциями осуществляют с помощью автоматизированных постов управления 10 и 36.
Таким образом, морская система достаточно быстро, просто, надежно и без больших материальных затрат установлена на морском дне 1, не подвержена влиянию морских волн и производит необходимое количество различных видов углеводородного топлива.
В результате применения данного изобретения достигается возможность получения технического результата - повышения эффективности производства углеводородного топлива в децентрализованных районах с неразвитой инфраструктурой для транспорта и переработки путем обеспечения простоты и надежности комплекса, снижения материальных затрат на создание и возведение морского комплекса для производства углеводородного топлива из нефти и газового конденсата.
Следовательно, предлагаемая морская система комплексного производства углеводородного топлива соответствует критерию патентоспособности "промышленная применимость".
1. Морской комплекс для производства углеводородного топлива из нефти и газового конденсата вблизи мест их добычи, содержащий сырьевые и товарные емкости для готового углеводородного топлива, установки очистки и обезвоживания исходного углеводородного сырья и нефтеперерабатывающие установки, выполненные в блочномодульном исполнении и размещенные на установленном на морском дне носителе, имеющем корпус, выполненный в виде понтона с палубой и балластными отсеками, и надстройку с автоматизированным постом управления и контроля, отличающийся тем, что носитель выполнен в виде самоподъемной морской буровой платформы, имеющей опорные колонны, установленные стационарно на неподготовленном морском дне с возможностью изменения высоты между поверхностью моря и понтоном, размещенным на опорных колоннах в рабочем положении в надводном положении, комплекс снабжен установленными на палубе понтона грузовой системой и, по меньшей мере, двумя манифольдами для приема сырья и выдачи готового углеводородного топлива, установки очистки и обезвоживания исходного углеводородного сырья и нефтеперерабатывающие установки размещены в закрытых помещениях на палубе понтона.
2. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что сырьевые и товарные емкости для готового углеводородного топлива размещены внутри понтона.
3. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что понтон снабжен противопожарным оборудованием.
4. Морской комплекс для производства углеводородного топлива из нефти и газового конденсата вблизи мест их добычи, содержащий сырьевые и товарные емкости для готового углеводородного топлива, установки очистки и обезвоживания исходного углеводородного сырья и нефтеперерабатывающие установки, выполненные в блочно-модульном исполнении и размещенные на расположенном на подготовленном морском дне носителе, имеющем корпус, выполненный в виде подводного понтона с палубой и балластными отсеками, и надстройку с автоматизированным постом управления и контроля, отличающийся тем, что носитель выполнен в виде самоподъемной морской буровой платформы, имеющей опорные колонны, установленные на подводном понтоне, и корпус, выполненный в виде понтона, размещенного на опорных колоннах в рабочем положении в надводном положении, комплекс снабжен установленными на палубе надводного понтона грузовой системой и, по меньшей мере, двумя манифольдами для приема сырья и выдачи готового углеводородного топлива, подводный понтон оснащен шахтой для сообщения с надводным понтоном буровой платформы и обеспечения доступа к подводному понтону, установки очистки и обезвоживания исходного углеводородного сырья и нефтеперерабатывающие установки размещены в закрытых помещениях на палубе надводного понтона.
5. Комплекс по п.4, отличающийся тем, что подводный понтон снабжен грузовой системой со шлангами для сырья и готового углеводородного топлива, сырьевыми и товарными емкостями для готового углеводородного топлива.
6. Комплекс по п.4, отличающийся тем, что подводный понтон снабжен противопожарным оборудованием, местным постом управления, связанным с автоматизированным постом управления и контроля надводного понтона.
7. Комплекс по п.4, отличающийся тем, что основные сырьевые и товарные емкости для готового углеводородного топлива размещены внутри надводного понтона буровой платформы.
8. Комплекс по п.4, отличающийся тем, что шахта выполнена заваливающейся телескопической.