Секция направляющей струга скользящего действия
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к горной промышленности и может быть применено для угольного струга, перемещаемого с помощью тяговой цепи. Обеспечивает снижение затрат на сборку, уменьшение количества изготавливаемых литьевых форм. Секция направляющей содержит два лежащих друг над другом направляющих канала для цепи, разделенных литым дистанцирующим ползуном, верхнюю направляющую планку и нижнюю направляющую балку, а также нижнюю направляющую скольжения в качестве направляющего средства для струга. Верхний направляющий канал для цепи перекрыт с помощью фронтальной стенки, включающей направляющую планку и переходящей в направляющую балку. Между направляющей балкой и направляющей скольжения образован шлицевой ввод для крюка направляющей струга или ножа струга, а также образованные во фронтальной стенке приемные вырезы для размещения сцепных устройств в качестве сцепных органов для соседних секций направляющей струга. Фронтальная стенка с направляющей планкой, направляющей балкой и приемными вырезами и задней стенкой, включающей направляющую скольжения, состоят из цельной, проходящей по длине секции направляющей струга отливки. 9 з.п. ф-лы, 5 ил.
Реферат
Изобретение касается секции направляющей струга, перемещаемого с помощью тяговой цепи угольного струга, в частности струга скользящего действия, с двумя лежащими друг над другом направляющими каналами для цепи, разделенными друг от друга литым дистанцирующим ползуном, с верхней направляющей планкой и нижней направляющей балкой, а также нижней направляющей скольжения в качестве направляющего средства для струга, при этом верхний направляющий канал для цепи перекрыт с помощью фронтальной стенки, включающей направляющую планку и переходящей в направляющую балку, и между направляющей балкой и направляющей скольжения выполнен прорезной ввод для направляющего крюка струга или резца струга, и с образованными во фронтальной стенке вырезами для размещения сцепных устройств в качестве органов сцепления для соседних секций направляющей струга.
Секции направляющей струга рассмотренного типа находят применение, в частности в угольных стругах при подземной разработке. Секции направляющей для струговой установки крепятся к рештакам цепного скребкового конвейера со стороны очистного забоя, с помощью этого конвейера осуществляется транспортировка из лавы угля, отбитого стругом в угольном забое. Длина секций направляющей струговой установки соответствует при этом длине секции желоба и для образования цепного скребкового конвейера или соответственно направляющей струга большое число имеющих, по существу одинаковое конструктивное выполнение секций направляющей струга или секций желобов соединяются друг с другом с помощью сцепных устройств в качестве соединительных устройств, которые жестко соединяют секции в плане сопротивления растяжению, однако позволяют угловое движение. В современных высокопроизводительных струговых установках струг принудительно перемещается по верхней направляющей планке и по нижней направляющей балке, при этом корпус струга одновременно опирается на наклонную направляющую скольжения, которая для этого выступает над направляющей балкой.
В Глюкауфе 140, №11, стр.510 и далее описывается первый производственный опыт с направляющей для струга, перемещаемого с помощью тяговой цепи, которая была разработана и опубликована этим же заявителем в полезной модели DE 20307150. Известная струговая направляющая состоит из комбинации литых и сварных конструкций, при этом направляющая струга монтируется из центральной и двух концевых частей, которые состоят из отдельных отливок с высокой долей хрома и марганца, отличающихся высокой стойкостью к износу, сваренных друг с другом в секцию направляющей струга. По сравнению с применяющимися до сих пор секциями направляющей струга, применение отливок с высоким сопротивлением износу повышает стойкость к износу примерно в 1,8 раза. Известная конструкция, состоящая из трех частей, ведет, однако, к сравнительно высоким затратам на сборку и относительно высоким издержкам на изготовление различных литьевых форм.
Задачей изобретения является создание секции направляющей струга, которая, по существу, обладает такой же стойкостью к износу, что и эта известная секция направляющей струга, но одновременно дает преимущества при сборке.
Эта и другие задачи согласно изобретению решаются за счет того, что фронтальная стенка с направляющей планкой, направляющей балкой и приемными вырезами, а также задней стенкой, включающей направляющую скольжения, состоит из цельной, проходящей по длине секции направляющей струга отливки. Благодаря интегральному исполнению фронтальной стенки с направляющей планкой и направляющей балкой, а также непосредственно выполненными с помощью литья приемными вырезами отпадает необходимость в выполнении из трех частей, как это было до сих пор согласно уровню техники. При этом одновременно отпадает обязательная в уровне техники операция сварки, с помощью которой осуществлялось соединение концевых частей с центральной частью. Так как, кроме этого, как направляющая планка, так и направляющая балка выполнены без сварного шва, то внутри секции направляющей струга исключаются переходные стыки, так что дополнительно минимизируется риск износа. Вся секция струговой направляющей со всеми областями, имеющими свое назначение, изготавливается из одной отливки.
При особо предпочтительном выполнении задняя стенка на своей внешней стороне снабжена, по меньшей мере, одним, предпочтительно двумя, отлитыми фиксирующими карманами для захвата накладок для фиксации или язычков для фиксации верхнего лотка секции желоба конвейера, выполненного в виде сменного лотка. Отлитые на задней стенке секции струговой направляющей фиксирующие карманы могут в этом случае обеспечивать вертикальную фиксацию для сменного устанавливаемого в секцию конвейера лотка.
Особо предпочтительное выполнение заявляемой секции направляющей струга предусматривает, что направляющая планка и/или направляющая балка снабжены дополнительно обработанными окружными поверхностями в качестве направляющих поверхностей. Для этого, например, на необработанной отливке может быть предусмотрен небольшой избыток материала, который впоследствии удаляется, например, механическим путем для улучшения поверхностей направляющей. Дополнительная обработка может быть альтернативно или дополнительно осуществлена за счет закаливания поверхности или подобной операции. Далее, предпочтительным образом направляющая планка и/или направляющая балка могут быть снабжены окружными поверхностями, стоящими вертикально или примерно вертикально друг к другу, или соответственно при применении находящимися, по существу, перпендикулярно направляющими поверхностями. Направляющая планка и/или направляющая балка могут иметь для этого поперечное сечение по существу в виде прямоугольной шины.
Далее, при выполнении в виде отливки имеется преимущество в том, что нижняя сторона наклонной направляющей скольжения снабжена, по меньшей мере, одним, предпочтительно несколькими, уменьшающими вес выемками, при этом целесообразно, чтобы по обе стороны каждой выемки было выполнено по одному опорному ребру. Как правило, достаточно двух-трех опорных ребер для опирания секции направляющей струга на почву пласта.
Заявленная секция струговой направляющей может быть снабжена фронтальной стенкой, заключенной между обоими приемными вырезами. Однако представляется предпочтительным, если у направляющей струга, по меньшей мере, некоторые секции снабжены отверстиями для осмотра. Согласно предпочтительному примеру выполнения фронтальная стенка может быть поэтому снабжена отлитым смотровым отверстием, которое может быть закрыто запорным клапаном. В особо предпочтительном варианте выполнения дистанцирующий ползун в области смотрового отверстия снабжен отлитой выемкой, в которой может быть установлена сменная закладная решетка. Благодаря этой закладной решетке, которая имеет проходы и в смонтированном состоянии частично образует донную часть верхнего направляющего канала для цепи, угольная мелочь, которая попадает в верхний направляющий канал, может просыпаться вниз, так что находящаяся в верхнем канале для цепи цепь струга не может быть блокирована чрезмерными скоплениями угольной мелочи. Устойчивое и одновременно удобное для демонтажа крепление запорного клапана может преимущественным образом осуществляться за счет того, что на переходе направляющей планки к верхнему направляющему каналу выполнены отверстия для крепления запорного клапана, при этом оси отверстий проходят под углом и направлены от задней стороны направляющей планки к верхнему ограничительному краю смотрового отверстия. Благодаря наклонному расположению осей отверстий и соответственно крепежных винтов обеспечивается большое расстояние между областью направляющей планки со стороны очистного забоя и головками винтов, так что направляющая поверхность на направляющей планке не прерывается выемками, в которые могли бы входить головки винтов и/или гайки. Далее, запорный клапан может быть снабжен сквозным отверстием, очертание которого предпочтительным образом приспособлено для размещения в нем грузового крюка или рыма.
Другие преимущества и варианты выполнения изобретения следуют из приведенного ниже описания, представленного на чертежах примера выполнения. На чертежах представлено:
Фиг.1 - перспективное изображение двух секций желобов цепного скребкового конвейера с установленными секциями направляющими струга согласно изобретению;
Фиг.2 - перспективное изображение заявленной секции струга со смотровым отверстием;
Фиг.3 - вид сзади секции направляющей струга по фиг.2 в перспективном изображении;
Фиг.4 - первый вертикальный разрез по секции направляющей струга по фиг.2;
Фиг.5 - второй вертикальный разрез секции направляющей струга по фиг.2.
Представленная в виде фрагмента на фиг.1 направляющая 1 угольного струга известным образом установлена со стороны очистного забоя на секциях 2 желобов цепного скребкового конвейера. Рештачный став цепного скребкового конвейера образован отдельными секциями 2 желобов, которые жестко в отношении растяжения соединены друг с другом в продольном направлении, однако имеют ограниченную шарнирную подвижность, направляющая 1 струга образована отдельными секциями 10, 10А направляющей, которые в представленном примере выполнения образуют боковые стенки секций 2 желобов цепного скребкового конвейера, обращенные к угольному забою, и длина которых соответствует длине секции 2 желоба цепного скребкового конвейера. В представленном примере выполнения каждая секция 2 желоба цепного скребкового конвейера в качестве верхней ветви конвейера снабжена сменным лотком 3, который опирается на промежуточное днище 4, которое со стороны завала приварено к завальной боковой стенке 5, а со стороны забоя - к обратной стороне секций 10, 10А направляющей струга. Секции 2 желоба включают, далее, донный лист 6 нижней ветви конвейера, который точно так же с завальной стороны приварен к боковой стенке 5, а со стороны забоя - к обратной стороне секций 10, 10А направляющей струга, а также имеет со стороны завала приемные выемки 7 под сцепные болты, в которые установлены сцепные болты 8 в качестве сцепных устройств для жесткого на растяжение и дающего угловую подвижность крепления соседних секций 2 желоба. Принципиальное устройство подобного рода секций 2 желоба известно специалистам, так что более подробного описания здесь не приводится.
На фиг.1 видно, что направляющая 1 струга может включать две различные секции направляющей струга, а именно с одной стороны секции 10 направляющей струга со смотровым отверстием 11, которое закрыто запорным клапаном 40, а также секции 10А направляющей струга, фронтальная стенка 12 которых обращенная к угольному или очистному забою, выполнена без смотрового отверстия. Из стоимостных соображений чаще всего только каждая вторая или третья секция направляющей 1 струга имеют смотровое отверстие. Так как секции 10, 10А направляющей струга отличаются по существу лишь наличием смотрового отверстия 11, ниже следует описание заявленных секций направляющей струга для секции 10 со смотровым отверстием 11, которая отдельно представлена на фиг.2-5 и только к которой относится пояснение изобретения, приведенное дальше.
Заявленные секции 10 направляющей струга имеют цельную основную деталь, выполненную в виде отливки, на которой уже при формовании образуются нижний канал 13 для цепи, верхний канал 14 для цепи, задняя стенка 15, направляющая 16 скольжения, верхняя направляющая планка 17, нижняя направляющая балка 18, фронтальная стенка 12, проходящая с изгибом между направляющей планкой 17 и направляющей балкой 18, дистанцирующий ползун 49, придающий жесткость фронтальной стенке 12 и задней стенке 15, а также выполненные внутри фронтальной стенки 12 на каждом конце, приемные вырезы 19, 20. При первичном формообразовании на секциях 10 направляющей для струга сразу же формируются смотровое отверстие 11, а также видимая на фиг.4 и 5 выемка 21 в дистанцирующем ползуне 49, образующем дно верхнего канала 14 для цепи и соединяющем по обе стороны выемки 21 фронтальную стенку 12 с задней стенкой 15. Выемка 21 внутри дистанцирующего ползуна 49, а также смотровое отверстие 11 во фронтальной стенке 12 отсутствуют в секции (10А, фиг.1) направляющей струга без смотрового отверстия.
В частности, на фиг.2 и 3 хорошо видно, что фронтальная стенка 12 и задняя стенка 15 сходятся в направляющей планке 17, которая расположена в середине над верхним направляющим каналом 14 для цепи, в то время как направляющая балка 18 на нижнем конце фронтальной стенки 12 со стороны забоя расположена со смещением к направляющей планке 17 и проходит перед, а также под верхним направляющим каналом 14 для цепи. Направляющая балка 18 образует одновременно ограничительную стенку с забойной стороны нижнего направляющего канала 13 для цепи, при этом, правда, между направляющей 16 скольжения и нижней поверхностью 22 направляющей балки 18 образуется шлицевой ввод 23, через который нож струга или направляющий крюк струга могут входить в нижний канал 13 для цепи и там могут быть соединены с нижней ветвью направляющей цепи струга (не показано).
Далее, на фиг.2 и 3 показано, что соседние секции 10 направляющей струга центрируются относительно друг друга с помощью центрирующих выступов 24, а также вырезов 25 под центрирующие выступы и входят в зацепление в верхнем направляющем канале 14 для цепи, на направляющей 16 скольжения, а также в области верхней направляющей планки 17 с помощью муфт 26 и выступов 27, которые входят в соответствующие углубления 30 соответственно 31, а также осуществляется перекрытие участков 28, 29 перемычек на верхней направляющей планке 17, при этом участки 28, 29 перемычек, муфты 26, выступы 27, углубления и выемки 30, 31 предусматриваются уже при формировании отливки. На направляющей планке 17 обе стоящие параллельно друг другу боковые ограничительные поверхности 32, 33 образуют направляющие поверхности для направляющего башмака на корпусе струга (не показан), и направляющие поверхности 32, 33 могут быть подвергнуты дополнительной обработке. Внешняя ограничительная поверхность 34 направляющей балки может также быть подвергнута дополнительной обработке для того, чтобы улучшить ведение корпуса струга по направляющим средствам.
Выполненные литьем непосредственно во фронтальной стенке 12 на ее концах приемные вырезы 19, 20 под сцепные устройства выполнены по-разному, так как один из обоих вырезов под сцепное устройство, здесь вырез 20, предназначен не только для размещения головки соединительного сцепного устройства 9, но и позволяет установить предохранительное устройство, которое препятствует выпадению сцепных устройств из вырезов 19, 20.
На фиг.3-5 видно, что на задней стенке 15 отформованы, в частности отлиты, два выреза 35 для фиксации, которые имеют приемные шлицы 36, в которые могут входить накладки или язычки, выполненные на сменном лотке, для того, чтобы непосредственно с помощью секции 10 направляющей струга и вырезов 35 для фиксации обеспечить вертикальную фиксацию сменного лотка на направляющих желоба на стороне направляющей струга.
Смотровое отверстие 11 на боковой стенке 12 закрыто с помощью запорного клапана 40, который опирается с геометрическим замыканием на нижний край 37 смотрового отверстия 11 и закреплен с возможностью разъема на верхнем краю 38 смотрового отверстия 11 с помощью двух расположенных друг от друга на расстоянии резьбовых средств 41 крепления. Резьбовое средство 41 крепления включает отверстия с направленной под углом осью 42, при этом отверстия выполнены в области перехода направляющей планки 17 к стенкам 15, 12, которые ограничивают верхний направляющий канал 14 для цепи. Средства 41 резьбового крепления включают Т-образные болты 43, которые поперечными частями расположены в углублениях в запорном клапане 40, в то время как гайки 45 навинчены с противоположной стороны на резьбовой участок болтов 43.
Запорный клапан 40, очертания которого точно совпадают с очертаниями боковой стенки 12, содержит центральное отверстие 46, имеющее форму замочной скважины, которое, с одной стороны, образует смотровое отверстие, а с другой стороны, может служить для размещения грузоподъемного рыма 47, который с помощью винтового соединения может быть закреплен в отверстии 46, чтобы с помощью подъемного устройства можно было поднять запорный клапан. При снятом запорном клапане 40 и таким образом открытом смотровом отверстии 11 могут быть проведены ремонтные работы на верхней ветви струговой цепи и за счет извлечения закладочной решетки 48, которая установлена в соответствующей выемке 21 в дистанцирующем ползуне 48 и в смонтированном состоянии заменяет донную часть верхнего направляющего канала 14 для цепи, ремонтные работы могут проводиться также и в нижнем направляющем канале 13 для цепи, или цепь струга может быть отсоединена от ножа или направляющего крюка.
Далее, на фиг.4 и 5 показано, что как направляющая планка 17, так и направляющая балка 18 имеют, по существу, прямоугольную форму. Кроме того, на фиг.3 и 4 хорошо видно, что нижняя сторона направляющей 16 скольжения в данном случае снабжена двумя уменьшающими вес выемками 39, благодаря чему секция 10 направляющей для струга стоит на почве только на опорных ребрах 51. Уменьшающие вес выемки 39 изготавливаются также при первичном формообразовании секции 10 направляющей струга.
1. Секция направляющей струга для направляющих перемещаемого с помощью тяговой цепи угольного струга, содержащая два лежащих друг над другом направляющих канала (13, 14) для цепи, разделенных литым дистанцирующим ползуном, верхнюю направляющую планку (17) и нижнюю направляющую балку (18), а также нижнюю направляющую (16) скольжения в качестве направляющего средства для струга, причем верхний направляющий канал (14) для цепи перекрыт с помощью фронтальной стенки (12), включающей направляющую планку (17) и переходящей в направляющую балку (18), и между направляющей балкой (18) и направляющей (16) скольжения образован шлицевой ввод (23) для крюка направляющей струга или ножа струга, а также образованные во фронтальной стенке (12) приемные вырезы (19, 20) для размещения сцепных устройств в качестве сцепных органов для соседних секций направляющей струга, отличающаяся тем, что фронтальная стенка (12) с направляющей планкой (17), направляющей балкой (18) и приемными вырезами (19, 20) и задней стенкой (15), включающей направляющую (16) скольжения, состоят из цельной, проходящей по длине секции (10; 10А) направляющей струга отливки.
2. Секция по п.1, отличающаяся тем, что задняя стенка (15) на своей внешней стороне снабжена, по меньшей мере, одним отлитым фиксирующим вырезом (35) для захвата накладок или язычков для фиксации верхнего лотка секции желоба конвейера, выполненного в виде сменного лотка.
3. Секция по п.1 или 2, отличающаяся тем, что направляющая планка (17) и/или направляющая балка (18) снабжена дополнительно обработанными направляющими поверхностями (32, 33; 34).
4. Секция по п.3, отличающаяся тем, что направляющая планка (17) и/или направляющая балка (18) снабжены, по существу, вертикальными направляющими поверхностями (32, 33; 34).
5. Секция по п.1, отличающаяся тем, что нижняя сторона направляющей (16) скольжения снабжена уменьшающими вес выемками (39), причем предпочтительно по обе стороны каждой выемки (39) имеется опорное ребро (51).
6. Секция по п.1, отличающаяся тем, что фронтальная стенка (12) снабжена отлитым смотровым отверстием (11), закрываемым с помощью запорного клапана (40).
7. Секция по п.6, отличающаяся тем, что дистанцирующий ползун (49) в области смотрового отверстия (11) снабжен отлитой выемкой (21), в которой может быть установлена сменяемая закладная решетка (48).
8. Секция по п.6, отличающаяся тем, что на переходе направляющей планки (17) к верхнему направляющему каналу (14) выполнены отверстия для крепления запорного клапана, причем оси (42) отверстий проходят под углом и направлены от задней стороны направляющей планки (32) к верхнему ограничительному краю (38) смотрового отверстия (11).
9. Секция по п.6, отличающаяся тем, что запорный клапан (40) снабжен смотровым отверстием (46).
10. Секция по п.9, отличающаяся тем, что смотровое отверстие (46) имеет очертание, пригодное для размещения в отверстии грузоподъемного крюка (47).