Система управления моста вездеходного транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к системе управления и улучшения ходовых качеств моста вездеходного транспортного средства. Система управления моста вездеходного транспортного средства содержит сферические колеса, редукторы сферических колес и системы конических шестерен сферических колес, горизонтальные шарниры наклонов сферических колес и трапеции управления наклонами сферических колес. Каждая система конических шестерен выполнена из двух конических шестерен взаимного зацепления - ведомой и ведущей. Ведущая коническая шестерня каждой системы вращается совместно с осью горизонтального шарнира наклона сферического колеса. Ведомая коническая шестерня, горизонтальный шарнир с ведущей конической шестерней и редуктор сферического колеса выполнены в одном общем для них корпусе с герметизацией выхода из корпуса только оси сферического колеса и одного из концов горизонтального шарнира наклона сферического колеса, через который происходит передача крутящего момента. Изобретение улучшает герметизацию этого узла, упрощает его техническое обслуживание и конструктивно упрощает подвод крутящего момента, передаваемого через оси горизонтальных шарниров наклонов сферических колес моста вездеходного транспортного средства. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к системе управления и улучшения ходовых качеств моста вездеходного транспортного средства.

Известна «Система управления двухсекционного сочлененного вездеходного транспортного средства» по описанию изобретения № 2260535, МПК В62D 9/04, опубликовано 20.09.2005, БИ № 26 (1).

Данная система управления двухсекционного вездеходного транспортного средства предназначена для улучшения управления транспортного средства.

Система управления содержит сферические колеса, редукторы и трехшестеренчатые системы конических шестерен сферических колес, горизонтальные шарниры наклона сферических колес, рулевые трапеции управления наклонами сферических колес и системы валов передачи крутящего момента на сферические колеса.

Недостатком данной системы управления является сложная и ненадежная система герметизации узла трехшестеренчатой системы конических шестерен.

Целью предлагаемого изобретения является создание системы управления моста вездеходного транспортного средства, свободного от вышеуказанного недостатка, что повлечет за собой улучшение надежности системы управления моста вездеходного транспортного средства.

Указанная цель достигается тем, что система управления моста вездеходного транспортного средства содержит сферические колеса, редукторы сферических колес и системы конических шестерен сферических колес, а также горизонтальные шарниры наклонов сферических колес и трапеции управления наклонами сферических колес. Каждая система конических шестерен выполнена из двух конических шестерен взаимного зацепления - ведомой и ведущей. Ведущая коническая шестерня каждой системы вращается совместно с осью горизонтального шарнира наклона сферического колеса, при этом ведомая коническая шестерня, горизонтальный шарнир с ведущей конической шестерней и редуктор сферического колеса выполнены в одном общем для них корпусе с герметизацией выхода из корпуса только оси сферического колеса и одного из концов горизонтального шарнира наклона сферического колеса, через который происходит передача крутящего момента.

При перемещении трапеции управления наклонами сферических колес моста вездеходного транспортного средства происходит обкатывание ведомой конической шестерней (в каждой системе конических шестерен сферических колес моста) ведущей конической шестерни. Получаемое при этом на каждой ведомой конической шестерне добавочное угловое вращение со знаком «+» или «-», в зависимости от направления наклона сферического колеса (вверх или вниз), влечет за собой добавочное вращение каждого сферического колеса моста в направлении его вращения или против него.

Ведущие конические шестерни расположены на осях горизонтальных шарниров наклонов сферических колес моста так, чтобы вызванные при наклонах сферических колес добавочные вращения ведомых конических шестерен (и, соответственно, добавочные вращения самих сферических колес) были согласованы с общим поворотом моста вездеходного транспортного средства, вызванного переходом его сферических колес на разные диаметры качения при их наклонах.

При конструктивном вышеприведенном решении расположения редуктора сферического колеса, конических шестерен и горизонтального шарнира в общем корпусе радикально улучшается защищенность полости корпуса от пыли, грязи и воды, а также упрощается схема подвода крутящего момента, что влечет за собой увеличение ресурса редукционного узла, простоту его обслуживания и монтажа.

В качестве аналога предлагаемому изобретению взята «Система управления двухсекционного сочлененного вездеходного транспортного средства» по источнику информации (1).

Перечень фигур на чертежах

На фиг.1 изображена система управления моста вездеходного транспортного средства с расположением редукционного узла передачи крутящего момента на сферическое колесо в одном корпусе. Показаны равные диаметры качения обоих сферических колес моста, «А В» и «С D», при его прямолинейном движении.

На фиг.2 изображена система управления моста вездеходного транспортного средства при выполнении наклонов сферических колес моста, при выполнении им поворота. Показаны разные диаметры качения сферических колес «А'В'» и «С'D'».

Предлагаемая система управления моста вездеходного транспортного средства состоит из следующих узлов и деталей.

На балке 4 моста (фиг.1) расположены на осях горизонтальных шарниров 8 корпусы 2 редукционных узлов 11, в которых размещены редукторы 6, конические шестерни - ведомая коническая шестерня 7 и ведущая коническая шестерня 5, расположенная на оси горизонтального шарнира 8. Сферическое колесо 1 с осью 9. Тяга рулевой трапеции 3 соединена своими концами с рычагами 10 наклонов сферических колес 1. Рычаги 10 закреплены на корпусах 2.

Система управления моста вездеходного транспортного средства работает следующим образом.

При вращении осей горизонтальных шарниров 8 с закрепленными на них ведущими коническими шестернями 5 происходит проворачивание от них ведомых конических шестерен 7, с дальнейшей передачей крутящего момента через редукторы 6, оси 9 на сферические колеса 1 (фиг.1).

При перемещении тяги рулевой трапеции 3 происходят наклоны осей 9 со сферическими колесами 1, выполняемые через рычаги 10.

При этом происходит обкатывание ведомыми коническими шестернями 7 ведущих конических шестерен 5. Получаемые при этом добавочные вращения ведомых конических шестерен 7 со знаком «+» или «-», в зависимости от направления наклона каждого сферического колеса 1 (вверх или вниз), влекут за собой добавочные вращения каждого сферического колеса 1 в направлении его вращения или против него. Ведущие конические шестерни 5 закреплены на осях горизонтальных шарниров наклонов сферических колес 1 моста так, что вызванные при наклонах сферических колес 1 добавочные вращения сферических колес согласуются с направленностью поворота моста, вызванного переходом сферических колес 1 на разные диаметры качения «А'В'» и «С'D'» (фиг.2).

Предлагаемая конструкция системы управления моста вездеходного транспортного средства улучшает защищенность полостей корпусов 2 редукционных узлов 11 от пыли, грязи и воды, что влечет за собой увеличение ресурса этого узла, простоту его обслуживания и монтажа.

Система управления моста вездеходного транспортного средства, содержащая сферические колеса, редукторы сферических колес и системы конических шестерен сферических колес, горизонтальные шарниры наклонов сферических колес и трапеции управления наклонами сферических колес, отличающаяся тем, что каждая система конических шестерен выполнена из двух конических шестерен взаимного зацепления - ведомой и ведущей, ведущая коническая шестерня каждой системы вращается совместно с осью горизонтального шарнира наклона сферического колеса, при этом ведомая коническая шестерня, горизонтальный шарнир с ведущей конической шестерней и редуктор сферического колеса выполнены в одном общем для них корпусе с герметизацией выхода из корпуса только оси сферического колеса и одного из концов горизонтального шарнира наклона сферического колеса, через который происходит передача крутящего момента.