Способ диагностики состояния цнс
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области медицины, а именно к эргономике. Осуществляют непрерывную регистрацию ЭКГ, сопоставляют длительности интервалов R-R с помощью скатерограммы в процессе нагрузки. При этом нагрузку увеличивают поэтапно. Осуществляют визуальную диагностику, сопоставляя исходную скатерограмму и каждую из нагрузочных скатерограмм со скатерограммами, характеризующими норму. Если в исходном состоянии скатерограмма в виде плотного овального облака примыкает к центру плоскости координат, а при выполнении нагрузок скатерограмма в виде плотного облака, расширяющегося кверху, смещается по биссектрисе - диагностируют норму. В случае, если в исходном состоянии скатерограмма расположена в левой нижней части квадранта и при выполнении нагрузок не меняет локализацию - диагностируют функциональное расстройство ЦНС. Способ расширяет арсенал средств для диагностики ЦНС. 6 табл., 6 ил.
Реферат
Изобретение относится к медицине, эргономике, и может быть использовано для диагностики состояния центральной нервной системы (ЦНС).
Известны медицинские способы диагностики состояния ЦНС, включающие осмотр ребенка невропатологом, психопатологом, логопедом, ряд психологических тестов и т.д. Однако эти способы диагностики состояния ЦНС занимают очень много времени, трудоемки, требуют привлечения различных специалистов, а результативность их может изменяться в зависимости от индивидуальности и опытности специалиста.
Известен инструментальный способ диагностики состояния ЦНС (см. авт. свидет. СССР №1274679), включающий непрерывную регистрацию ЭКГ и диагностику по изменениям регистрируемых параметров, но он не позволяет диагностировать функциональные расстройства состояния ЦНС в реальном масштабе времени.
Цель предложения - инструментальная, визуальная экспресс-диагностика функциональных расстройств состояния ЦНС детей 4-5 лет.
Сущность предложенного способа диагностики состояния ЦНС, включающего непрерывную регистрацию ЭКГ под нагрузкой и диагностику по изменениям регистрируемых параметров на нагрузку, заключается в том, что сопоставляют скатерограммы (т.е. графики, полученные методом корреляционной ритмографии, при последовательном откладывании на осях Х и Y прямоугольных координат значений двух соседних R-R интервалов, тогда на плоскости получается точка, фазовыми координатами которой по оси ординат является текущий, а по оси абсцисс - последующий интервал R-R). Нагрузку при исследовании увеличивают поэтапно, сопоставляют скатерограммы длительностей интервалов R-R испытуемого: исходную, при легкой и трудной (интеллектуальной) нагрузке со скатерограммами, характеризующими норму, а также исходную с его нагрузочными скатерограммами и при отклонениях от нормы диагностируют расстройство функционального состояния ЦНС.
По изменениям на интеллектуальную нагрузку, отражающим включение как вегетативных, так и центральных механизмов регуляции сердечного ритма, определяются характер и положение скатерограммы на плоскости координат, т.е. смещение по биссектрисе от центра плоскости координат в ответ на нагрузку, что связано с перестройкой центральных и собственных механизмов регуляции сердечного ритма, и в зависимости от их изменений диагностируют изменения функционального состояния ЦНС ребенка.
Сущность предложения иллюстрируется скатерограммами на фиг.1, 2, 3, 4, 5, 6 на которых по оси X и по оси Y отложены длительности R-R в мсек.
Способ осуществляют путем регистрации исходного сердечного ритма без нагрузки, строят скатерограмму исходного состояния для длительностей интервалов R-R и анализируют размеры, плотность и форму скатерограммы, определяют ее положение на плоскости координат относительно ее центра, дают легкую (интеллектуальную) нагрузку испытуемому (например, собрать квадрат из крупных элементов) и строят скатерограмму для этапа легкой нагрузки. Нагрузку усложняют (например, собрать картинку по заданному рисунку из отдельных мелких элементов - пазлы) и строят скатерограмму для этапа (сложной) трудной нагрузки. При диагностике сопоставляют исходную скатерограмму с каждой из нагрузочных скатерограмм испытуемого со скатерограммами, характеризующими норму для этих же этапов, и скатерограммы нагрузочные - с исходной скатерограммой испытуемого, и по изменениям диагностируют функциональные расстройства ЦНС.
Исследованы практически здоровые дети и дети с повышенной тревожностью при малой мозговой дисфункции (ММД) в возрасте 4-5 лет.
У практически здоровых детей 4-5 лет длительности интервалов R-R в исходном состоянии имеют небольшой разброс значений, скатерограмма вытянута вдоль биссектрисы.
При усложнении нагрузки и достижении положительного результата (радость) скатерограммы смещались вверх по биссектриссе, а при невозможности справиться с нагрузкой (отрицательный результат, недовольство) - вниз по биссектриссе при изменении ширины, длины и плотности (фиг.1 а, b).
У детей с нарушениями функционального состояния ЦНС, неспособных сконцентрировать внимание (синдром неустойчивого внимания), на предложенной нагрузке скатерограммы не меняют локализацию от нагрузок.
У детей с компенсированной способностью концентрации внимания показатели скатерограмм приближены к скатерограммам здоровых детей, а у здоровых "пограничных" детей - к детям с функциональными расстройствами состояния ЦНС (ММД).
Пример 1. Практически здоровый ребенок, 4 года.
1, а) Начало исследования в исходном состоянии ЦНС отражает скатерограмма фиг.1а в виде плотного овального облака, примыкающего к центру плоскости координат на биссектриссе между 510 и 685 мсек.
1, b) Состояние ЦНС, характеризующее выполнение легкой нагрузки отражает скатерограмма фиг.1b, имеющая по сравнению с фиг.1а большую площадь и плотность с расширением кверху между 510 и 685 мсек.
1, с) Состояние ЦНС испытуемого, характеризующее выполнение трудной нагрузки отражает скатерограмма фиг.1с в виде плотного вытянутого облака, расширяющегося кверху, расположенного в центре плоскости координат вдоль биссектриссы между 510 и 720 мсек.
Таблица 1Характеристики функциональных состояний ЦНС здорового ребенка | |||
Этап исследования | Соответствующие скатерограммы | ||
Локализация на биссектрисе и плоскости координат | Плотность - размытость облака | Диапазон интервалов R-R, мсек | |
Начало исследования - исходное состояние | Примыкает к центру | Плотное | 510-685 |
Легкая нагрузка | Примыкает к центру | Плотное в нижней части и расширяющееся кверху | 510-685 |
Трудная нагрузка | Примыкает к центру сверху, растянутое вдоль биссектрисы | Еще более расширяющееся кверху | 510-720 |
Пример 2. Ребенок с тенденцией к синдрому неустойчивого внимания ("пограничное" состояние)
2, а) Начало исследования ЦНС здорового ребенка в исходном состоянии отражает скатерограмма фиг.2, а в виде относительно плотного овального облака, примыкающего к центру плоскости и на биссектриссе между 510 и 685 мсек.
2, b) состояние ЦНС, характеризующее выполнение легкой нагрузки (задания) отражает размытая скатерограмма фиг.2, b, расположенная в нижнем левом квадранте плоскости с ядром на биссектриссе, но имеющая по сравнению с исходной большую площадь и вид размытого облака с плотным ядром с расширением кверху между 545 и 615 мсек, отражающее тенденцию к сосредоточению.
2, с) состояние ЦНС испытуемого характеризующее выполнение трудной нагрузки (задания) отражает скатерограмма фиг.2, с в виде плотного овального облака на биссектриссе ниже центра плоскости координат межу 510 и 615 мсек со значительно меньшей размытостью относительно предыдущего состояния (усиление сосредоточения).
Таблица 2Характеристики функциональных состояний ЦНС здорового "пограничного" ребенка с тенденцией к синдрому неустойчивого внимания | |||
Этап исследования | Соответствующие скатерограммы | ||
Локализация на плоскости координат | Плотность - размытость облака | Диапазон интервалов R-R, мсек | |
Начало исследования - исходное состояние | Примыкает к центру | Размытое | 510-685 |
Легкая нагрузка | В левом нижнем квадранте | Размытое облако с плотным ядром | 545-615 |
Трудная нагрузка | Ядро облака примыкает к центру снизу | Плотное ядро с остатками размытости | 510-615 |
Пример 3.
3, а) Начало исследования ребенка с синдромом неустойчивого внимания в исходном состоянии отражает скатерограмма фиг.3, а в виде плотного овального облака, примыкающего к центру плоскости с ядром в центре, расположенная на биссектриссе между 520 и 650 мсек.
3, b) состояние ЦНС, характеризующее выполнение легкой нагрузки (задания), отражает скатерограмма фиг.3, b, расположенная в центре плоскости с четким ядром в диапазоне между 510 и 685 мсек.
3, с) состояние ЦНС испытуемого, характеризующее выполнение трудной нагрузки (задания), отражает скатерограмма фиг.3, с, занимающая почти весь квадрант в виде размытого облака с координатами между 370 и 860 мсек с плотным ядром, в диапазоне между 510 и 650 мсек на биссектриссе.
Таблица 3Характеристики функциональных состояний ЦНС ребенка с синдромом неустойчивого внимания при усилении трудности нагрузки | |||
Этап исследования | Соответствующие скатерограммы | ||
Локализация на плоскости координат | Плотность - размытость облака | Диапазон интервалов R-R, мсек | |
Начало исследования - исходное состояние | В центре | Плотное овальное облако с ядром в центре | 520-650 |
Легкая нагрузка | В центре | Плотное овальное облако с ядром в центре | 520-650 |
Трудная нагрузка | В центре | Размытое овальное облако с плотным ядром | 370 и 860 510 и 650 |
Пример 4.
4, а) Начало исследования ЦНС здорового ребенка с преобладанием отрицательной эмоциональной реакции (страх) в исходном состоянии отражает скатерограмма рис.4, а, локализованная в левом нижнем квадранте в виде плотного овального облака, смещенного ниже центра по биссектриссе, между 405 и 450 мсек.
4, b) состояние ЦНС, характеризующее выполнение легкой нагрузки (задания) отражает скатерограмма, локализованная в левой нижней части квадранта, также смещенная ниже центра по биссектриссе, в виде плотного овального облака на фиг.4, b, с плотным ядром, приближающимся по форме к окружности в том же диапазоне.
4, с) состояние ЦНС испытуемого, характеризующее выполнение трудной нагрузки (задания), отражает скатерограмма фиг.4, с на биссектриссе ниже центра плоскости координат в виде еще более плотного овального облака межу 395 и 500 мсек
Таблица 4Характеристики функциональных состояний ЦНС ребенка с преобладанием отрицательной эмоциональной реакции | |||
Этап исследования | Соответствующие скатерограммы | ||
Локализация на плоскости координат | Плотность - размытость облака | Диапазон интервалов R-R, мсек | |
Начало исследования - исходное состояние | В левой нижней части квадранта | Плотное, овальное | 405 и 450 |
Легкая нагрузка | В левой нижней части квадранта | Плотное, овальное | 405 и 450 |
Трудная нагрузка | В левой нижней части квадранта | Плотное, овальное | 395 и 500 |
Пример 5.
5, а) Начало исследования ЦНС ребенка с компенсированной формой ММД и неустойчивого внимания в исходном состоянии отражает скатерограмма фиг.5, а в виде размытого облака по всей плоскости координат с ядром в центре между 520 и 720 мсек
5, b) Состояние ЦНС, характеризующее выполнение легкой нагрузки (задания), отражает скатерограмма фиг.5, b в центре плоскости с ядром, на биссектрисе между 560 и 720 мсек
5, с) Состояние ЦНС испытуемого, характеризующее выполнение трудной нагрузки (задания), отражает скатерограмма фиг.5, с, похожая на треугольник с вершиной, направленной вниз, в виде еще более плотного облака выше центра плоскости координат между 510 и 790 мсек.
Таблица 5Характеристики функциональных состояний ЦНС ребенка с компенсированной формой неустойчивого внимания | |||
Этап исследования | Соответствующие скатерограммы | ||
Локализация на плоскости координат | Плотность - размытость облака | Диапазон интервалов R-R, мсек | |
Начало исследования - исходное состояние | По всей плоскости с ядром в центре | Размытое с ядром | 520-720 |
Легкая нагрузка | Вдоль биссектрисы | Плотное ядро в центре размытости | 560-720 |
Трудная нагрузка | Выше центра по биссектрисе | Плотное, приближающееся к форме треугольника вершиной вниз | 510-790 |
Пример 6.
6, а) Начало исследования ЦНС ребенка с ММД с выраженной агрессивно-оборонительной реакцией в исходном состоянии отражает скатерограмма фиг.6, а в нижней части квадранта плоскости координат, растянутая поперек биссектрисы в виде плотного квадратного облака между 370 и 580 мсек.
6, b) состояние ЦНС ребенка, характеризующее выполнение легкой нагрузки (задания) отражает скатерограмма фиг.6, b в нижней части квадранта плоскости координат. растянутая поперек биссектриссы в виде плотного квадратного облака в том же диапазоне
6, с) состояние ЦНС ребенка, характеризующее выполнение трудной нагрузки (задания) отражает скатерограмма фиг.6, с в виде плотного квадратного облака в нижней части квадранта плоскости, растянутая поперек биссектрисы в том же диапазоне
Таблица 6Характеристики функциональных состояний ЦНС ребенка в состоянии повышенной агрессивно-ориентировочной реакции | |||
Этап исследования | Соответствующие скатерограммы | ||
Локализация на плоскости координат и биссектрисе | Плотность - размытость облака | Диапазон интервалов R-R, мсек | |
Начало исследования - исходное состояние | В нижней левой части квадранта, растянуто поперек биссектрисы | Плотное | 370 и 580 |
Легкая нагрузка | Там же | Плотное | 370 и 580 |
Трудная нагрузка | Там же | Плотное | 370 и 580 |
Таким образом, практически здоровые дети, здоровые дети в пограничном состоянии. дети с компенсированной ММД и дети с ММД в состоянии агрессивно-ориентировочной реакции имеют свою характерную для каждого из них динамику сердечного ритма, что отражается на скатерограммах и позволяет визуально диагностировать состояние ребенка в каждый отрезок времени
Приведенные примеры подтверждают, что предлагаемый способ диагностики состояния ЦНС с помощью оценки динамики длительностей R-R интервалов и построения скатерограмм в процессе исследования деятельности дает возможность своевременно визуализацировать и диагностировать изменение функционального состояния испытуемого (от антропоида до взрослого человека) во время любой деятельности и выявлять повышенную тревожность, неуверенность в возможности решения той или иной задачи.
Предложенный способ характеризуют такие достоинства, как наглядность, объективность, значительно сокращенное время диагностики при одновременном повышении ее точности. Кроме того, при соответствующей программной разработке способ открывает возможность компьютерного анализа, сопоставления и архивации скатерограмм испытуемого, отображающих сбалансированность процессов в центральной и вегетативной нервных системах в момент исследования.
Способ диагностики состояния ЦНС, включающий непрерывную регистрацию ЭКГ, сопоставление длительности интервалов R-R с помощью скатерограммы в процессе нагрузки, сопоставление исходной скатерограммы с нагрузочной и диагностику состояния испытуемого, отличающийся тем, что нагрузку увеличивают поэтапно, осуществляют визуальную диагностику, сопоставляя исходную скатерограмму и каждую из нагрузочных скатерограмм со скатерограммами, характеризующими норму, и если в исходном состоянии скатерограмма в виде плотного овального облака примыкает к центру плоскости координат, а при выполнении нагрузок скатерограмма в виде плотного облака, расширяющегося кверху, смещается по биссектрисе - диагностируют норму, в случае, если в исходном состоянии скатерограмма расположена в левой нижней части квадранта и при выполнении нагрузок не меняет локализацию - диагностируют функциональное расстройство ЦНС.