Способ комплексной психофизиологической оценки индивидуально-типологических особенностей целенаправленной деятельности личности
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к психологии и предназначено для комплексной психофизиологической оценки индивидуально-типологических особенностей целенаправленной деятельности личности. Проводят предварительное собеседование, сбор и оценку информации о личности с помощью социо-биографического анкетирования. Выполняют компьютерный игровой зрительно-моторный тест и автоматическую запись всех результатов выполнения теста в персональный файл данных, обработку и анализ полученных данных. Проводят регистрацию кардиоритма, на основе которой проводится оценка функционального напряжения и длительности восстановления состояния до и после тестирования. Выносят экспертное заключение по результатам тестирования, которое определяет выбранную тактику рискованности, уровень результативности, скорость обучения, стабильность деятельности, степень устойчивости после совершения ошибочных действий, с параллельным анализом функционального напряжения, вызванного у конкретной личности различными этапами тестирования. Выполняют заключительное собеседование, позволяющее дать конкретную оценку выявленных психофизиологических свойств личности и рекомендовать использование положительных качеств или коррекцию индивидуальных качеств для последующей профессиональной ориентации и отбора. Предлагаемое изобретение позволяет проанализировать способность личности быстро адаптироваться в новых условиях деятельности или кризисных обстоятельствах. 6 ил.
Реферат
Изобретение относится к средствам профессионального отбора и определения профессиональной пригодности в различных областях деятельности человека.
Из уровня техники известен способ определения профессиональной пригодности пожарных (авторское свидетельство SU № 1445695, опубликовано 23.12.1988 г., МПК: А61В 5/16). Данный способ позволяет исследовать не только уровень физического развития, но и свойства нервной системы. Для чего производят измерение параметров сердечно-сосудистой и дыхательной систем до и после физических и эмоциональных нагрузок. С целью повышения точности прогноза проводят оценку распределения внимания и производительности, подвижность нервных процессов и среднее значение опережающих реакций. Полученные показатели сопоставляют с таблицей диагностических коэффициентов. Суммарное значение этих коэффициентов и определяет пригодность испытуемого к работе пожарным (сумма должна быть больше нуля). К недостаткам данного способа можно отнести то, что он направлен на решение узкой задачи, что не позволяет прогнозировать поведение испытуемого в реальной ситуации и тем более в сложной экстремальной обстановке и, следовательно, не позволяет проводить грамотный профессиональный отбор кандидатов.
Известен способ определения профессиональной пригодности и психологической подготовки работников органов внутренних дел (патент RU № 2089101, опубликован 09.10.1997, МПК: А61В 5/16). Способ позволяет повысить информативность и точность оценки. Для этого измеряют параметры сердечно-сосудистой и дыхательной систем, внимания, быстроты реакции и электрокожного сопротивления до и после психофизиологических нагрузок. Также в процессе непрерывного выполнения испытуемым меняющихся физических и профессиональных действий, осложненных препятствиями с внезапным воздействием психогенных и помеховых факторов, дополнительно измеряют время выполнения отдельных этапов и время выполнения в целом. Оценивают правильность реакций и выбора решений, память, способность к логическому мышлению и по системе баллов определяют профессиональную пригодность. Данный способ позволяет определить пригодность или непригодность испытуемого только для конкретного вида деятельности.
Наиболее близким к заявляемому способу является способ отработки поведенческой стратегии игрока с использованием когнитивной виртуальной реальности (патент RU № 2184396, опубликован 27.06.2002, МПК: G09B 5/00; G09B 19/00; G11B 20/00), который и выбран в качестве прототипа. Данный способ относится к средствам отработки поведенческой стратегии в различных жизненных ситуациях: обучения, психологического тренинга, а также профессионального отбора и определения профессиональной пригодности в различных областях деятельности. Посредством тестирования определяют индивидуальный психофизический профиль личности игрока и его матрицу событийного реагирования явно для играющего или незаметно в процессе игры. С учетом этих сведений формируют инструкции для проведения игры. Сопоставляют данные, полученные в результате тестирования, тем или иным персонажам или объектам игры, наделяя эти персонажи свойствами данного игрока. Во время самой игры действия игрока отслеживают и сопоставляют с теми или иными аспектами индивидуального психофизического профиля личности игрока и его матрицы событийного реагирования. Проведение игр данного типа возможно как на отдельных персональных компьютерах, так и с использованием локальных или глобальных телекоммуникационных и компьютерных сетей любого вида и типа.
Существующие в настоящее время методы оценки склонностей и способностей к той или иной работе имеют в основном психологическую направленность. Однако известно, что результаты таких психологических методов, заключающихся в применении различных программ тестирования (анализ полученных ответов на заданные вопросы), носят прогностический характер и требуют практической проверки в течение значительного времени, на что требуется дополнительное финансирование.
Кроме того, такие тесты являются достаточно субъективными поскольку разработчики тестов и программ компьютерного тестирования закладывают в них свое субъективное понимание относительно различных, составляющих тест, вопросов и проведения анализа ответов, на основании которых предлагаются рекомендации. В рамках такого тестирования всегда возможно сознательное искажение результатов, например, по воле испытуемого.
К недостаткам психологических тестов также относится и то, что на их результаты в значительной степени оказывает непосредственное влияние физиологическое и эмоциональное состояние испытуемого в момент тестирования, что также искажает оценку.
Предлагаемый способ комплексной психофизиологической оценки индивидуально-типологических особенностей целенаправленной деятельности личности позволяет с системных позиций и при использовании прикладных программ производить экспресс-оценку результатов комплексного компьютерного тестирования по таким объективным показателям (автоматически измеряемым) как: результативность, тактики поведенческой деятельности для достижения результата, склонность к рискованной деятельности для получения наивысших результатов, скорость обучения, стабильность деятельности, степень устойчивости к изменениям внешних факторов деятельности, индивидуальные способности к коррекции при ошибочной деятельности, физиологическая «цена», затрачиваемая для осуществления деятельности. А также путем анкетирования и психологического тестирования производят оценку силы воли, решительности, активности, надежности и благоразумия.
Техническим результатом, на достижение которого направлено данное изобретение, является объективная оценка индивидуальных психофизиологических качеств личности, позволяющая производить оценку и отбор претендентов, соответствующих профессиональным требованиям, предъявляемым заказчиком для профессиональной деятельности.
Технический результат достигается тем, что способ комплексной психофизиологической оценки индивидуально-типологических особенностей целенаправленной деятельности личности содержит предварительное собеседование, сбор и оценку информации о личности с помощью социо-биографического анкетирования, проведение психофизиологического тестирования, включающего установку параметров зрительно-моторного теста, регистрацию исходного функционального напряжения, изучение личностью инструкции, представленной на экране монитора компьютера, выполнение компьютерного игрового зрительно-моторного теста, автоматическую запись всех результатов выполнения теста в персональный файл данных, регистрацию кардиоритма, на основе которой проводится оценка функционального напряжения и длительности восстановления состояния после тестирования. А также обработку и анализ полученных данных, экспертное заключение по результатам тестирования, которое определяет выбранную тактику рискованности, уровень результативности, скорость обучения, стабильность деятельности, степень устойчивости при ошибках, с параллельным анализом функционального напряжения, вызванного у конкретной личности различными этапами тестирования. А также заключительное собеседование, позволяющее дать конкретную оценку выявленных психофизиологических свойств личности и рекомендовать использование положительных качеств или коррекцию некоторых индивидуальных качеств для последующей профессиональной ориентации и отбора.
На первом этапе проводят предварительное собеседование, после чего - сбор и оценку информации о кандидатах с помощью социо-биографического анкетирования, включающего следующие данные.
1. Анкетные данные (ФИО, возраст, антропометрические показатели).
2. Уровень образованности.
3. Прежняя и настоящая работа.
4. Родители.
5. Спортивные увлечения.
6. Заболевания.
7. Физиологические особенности (праворукость, зрение).
После чего проводят психофизиологическое тестирование в следующем порядке.
- Эксперт-исследователь задает параметры зрительно-моторного теста, реализованного в компьютерной программе на языке «Дельфи-7», такие как количество серий, число попыток стрельбы в сериях, скорость перемещения зрительного стимула и длительность временных интервалов между попытками и сериями попыток.
- Проводится регистрация (3-5 минут) исходного функционального напряжения личности; (алгоритмы анализа функционального напряжения реализованы во многих отечественных сертифицированных программно-аппаратных продуктах, в частности в системе «Варикард», использованной в данной комплексной системе психофизиологической оценки индивидуальных особенной, и базируются на регистрации и математической обработке кардиоритма).
- Изучение личностью инструкции, представленной на экране монитора компьютера. В ней подробно описываются способы выполнения теста и система начисления баллов, которая должна мотивировать личность к качественной и высоко результативной деятельности, в меру собственных возможностей. После ознакомления с инструкцией личность самостоятельно начинает выполнять тест.
- Выполнение компьютерного игрового зрительно-моторного теста согласно инструкции и заданных экспериментатором параметров (5-8 минут).
- Автоматическая запись всех результатов выполнения теста в файл данных для каждой личности.
- Регистрация кардиоритма, на основе которой проводится оценка функционального напряжения и длительности восстановления состояния личности после тестирования.
Следующим этапом является обработка, анализ и экспертное заключение по результатам тестирования. На данном этапе осуществятся аналитическая обработка, интерпретация и комплексный анализ результатов тестирований. Эксперт-исследователь определяет выбранную тактику рискованности, уровень результативности, скорость обучения, стабильность деятельности, степень устойчивости при ошибках, с параллельным анализом функционального напряжения, вызванного у конкретной личности различными этапами тестирования (исходное чтение инструкции, выполнение теста, отдых после тестирования).
Последним этапом является заключительное собеседование. Эксперт-исследователь дает конкретную оценку выявленных психофизиологических свойств личности и может рекомендовать использование положительных качеств или коррекцию некоторых индивидуальных качеств для последующей профессиональной ориентации и отбора.
Способ комплексной психофизиологической оценки индивидуально-типологических особенностей целенаправленной деятельности личности прошел апробацию на предпринимателях и руководителях, студентах и преподавателях различных ВУЗов и образовательных учреждений Москвы и Воронежа. В этих разработках применяется системная оценка показателей результативной деятельности личности и ее физиологического обеспечения при выполнении сложного компьютерного зрительно-моторного теста.
Преимущество способа заключается в том, что осуществляется регистрация объективных показателей результативности личности, ритма сердечной деятельности и дыхания, параметров двигательного компонента достижения результата, которые являются индивидуальными характеристиками личности и не могут быть скрыты или изменены ей по собственному желанию с какой-либо целью.
Основным компонентом обследования является сложный компьютерный зрительно-моторный тест, в котором в сериях попыток личность должна попасть по движущейся мишени. Перед выполнением теста личности дается возможность подробно ознакомиться с инструкцией и системой начисления баллов, которая должна мотивировать личность к качественной и высоко результативной деятельности, в меру собственных возможностей. В тест заложен алгоритм, который позволяет дифференцировать уровень двух взаимосвязанных и в то же самое время конкурентных альтернатив:
- получение более вероятного результата с меньшим риском ошибиться, но с меньшим вознаграждением (балльной оценкой);
- достижение высокого балла при меньшей вероятности достижения результата и с большей вероятностью ошибки.
Неизбежный выбор личностью той или иной тактики собственной деятельности из этих двух детерминант, или баланс между ними, проявляется в объективно регистрируемых параметрах выполнения теста. В результате оцениваются такие качества личности, как:
- результативность деятельности;
- уровень рискованности;
- скорость обучения;
- стабильность деятельности;
- степень устойчивости к изменениям внутренних и внешних факторов деятельности.
В разработанной модели оценивается процент положительных попыток, достигаемые личностью баллы. Балльная оценка в этом тесте зависит от мотивированности и тактики достижения максимально возможного результата. Кроме того, в данном разработанном тесте количественно определяется такая особенность личности, как скорость обучения, которая имеет важное значение для профессионального отбора и осуществления личностью деятельности в изменяющихся условиях.
Одним из приоритетных аспектов способа является возможность с его помощью выявлять особенность поведения людей после совершения ошибочных действий с помощью расчета предложенного авторами разработки «коэффициента рассогласования» (КР). При вычислениях используется математический аппарат, известный из уровня техники, с помощью которого для каждой серии выполнения теста определяется:
1) суммарное количество ошибок - КО (промахов и пропусков при стрельбе по мишени);
2) количество ошибок, после которых вновь совершена ошибка О-, число которых свидетельствует о дезинтеграции действий испытуемых в последующих попытках;
3) количество ошибок O+, после которых осуществлено попадание по мишени, т.е. успешная попытка.
Алгоритм расчета КР для каждой серии заключается в вычислении нормированного по количеству ошибок КО соотношения О- к O+, т.е попыток с неисправленными и исправленными ошибками. Коэффициент рассогласования КР тем выше, чем больше общее количество и доля неисправленных ошибок. Обратной величиной КР является коэффициент устойчивости к рассогласованию. В результате апробации предложенного авторами способа выявляются три группы людей - испытуемые которые:
- обладают способностью к успешной мобилизации с последующей адекватной коррекцией деятельности;
- осуществляют неадекватные (стрессорные) действия с последующей дезорганизацией деятельности;
- способны к парадоксальному улучшению показателей результативности действий именно после ошибок.
В разработанной модели тестирования включена возможность внезапного изменения параметров выполнения теста, что позволяет проанализировать способность личности быстро адаптироваться в новых условиях деятельности или в кризисных и «форс-мажорных» обстоятельствах.
Анализ данных по всей совокупности обследованных лиц выявил достоверную зависимость показателей выполнения психофизиологического теста от пола, возраста и профессиональной принадлежности личности. Наиболее выраженная взаимосвязь наблюдается по величине результативности, которая с возрастом значительно снижается. На фиг.1 изображен график взаимосвязи показателей результативности и возраста обследованных лиц (кривая на графике - линия тренда).
Из общего числа обследованных 41%, в большей степени женщины-преподаватели, проявили неустойчивость деятельности после совершенных ошибок, вызванную высоким уровнем эмоционального переживания. Большинство учащихся молодых людей оказались устойчивыми и быстро исправляли допущенные ошибки.
График взаимосвязи показателя устойчивости испытуемого после совершения им ошибочных действий и возраста обследованных лиц (кривая на графике - линия тренда) изображен на фиг.2.
Скорость обучения большинства обследованных была высокой, за исключением 1.7% обследованных лиц, которые практически не обучились выполнять тест.
График взаимосвязи скорости обучения и возраста обследованных лиц (кривая на графике - линия тренда) показана на фиг.3.
Интересен факт того, что выбор тактики рискованности не зависит от возрастного и полового признака обследованных и носит индивидуальный характер. Во всех возрастных группах наблюдаются тактики риска (преимущественно мужчины), выжидательная (в равной степени мужчины и женщины) или промежуточная (преимущественно женщины) (фиг.4).
График взаимосвязи уровня рискованности и возраста обследованных лиц (кривая на графике - линия тренда) изображен на фиг.5.
Корреляционные взаимоотношения между возрастом и результатами психофизиологического тестирования проиллюстрированы на фиг.6.
Во время тестирования оценивается также функциональное напряжение испытуемых по их сердечной деятельности на всех этапах, включая исходное состояние, при ознакомлении с инструкцией, при выполнении задания и после теста. Шкала интегральной оценки напряжения находится в границах от 0 до 10 баллов. Значения от 0 до 3-х отражают физиологическую норму, от 4-х до 7 - функциональное напряжение, а от 8 до 10 баллов - перенапряжение в эмоциональной сфере.
Прямой зависимости функционального напряжения от возраста и пола не обнаружено. Выявлена наиболее выраженная взаимосвязь должностного статуса и социально-групповой принадлежности обследованных с исходным эмоциональным напряжением, оцениваемого перед выполнением теста.
Диаграмма взаимосвязи функционального напряжения обследованных лиц перед тестированием с их должностным статусом на фиг.6:
- руководитель высшего звена;
- руководитель среднего звена;
- исполнитель; учащийся.
- 33% испытуемых имели низкое функциональное напряжение от 1 до 4 баллов - преимущественно руководители высшего звена.
- 48% обследованных были в состоянии умеренного функционального напряжения (4-6 балла): исполнители и учащаяся молодежь.
- 19% испытуемых - руководителей среднего звена - исходно перед обследованием были в состоянии высокого эмоционального напряжения (7-10 баллов).
Функциональное напряжение при изучении инструкции к тесту в среднем вырастает на 1 балл, при выполнении теста снижается на 1,4 балла. У лиц с исходно низким уровнем напряжения происходит быстрое снижение после выполнения теста.
Способ комплексной психофизиологической оценки индивидуально-типологических особенностей целенаправленной деятельности личности, содержащий предварительное собеседование, сбор и оценку информации о личности с помощью социобиографического анкетирования, проведение психофизиологического тестирования, включающего установку параметров зрительно-моторного теста, регистрацию исходного функционального напряжения, изучение личностью инструкции, представленной на экране монитора компьютера, выполнение компьютерного игрового зрительно-моторного теста, автоматическую запись всех результатов выполнения теста в персональный файл данных, регистрацию кардиоритма, на основе которой проводится оценка функционального напряжения и длительности восстановления состояния после тестирования, а также обработку и анализ полученных данных, экспертное заключение по результатам тестирования, которое определяет выбранную тактику рискованности, уровень результативности, скорость обучения, стабильность деятельности, степень устойчивости после совершения ошибочных действий, с параллельным анализом функционального напряжения, вызванного у конкретной личности различными этапами тестирования, а также заключительное собеседование, позволяющее дать конкретную оценку выявленных психофизиологических свойств личности и рекомендовать использование положительных качеств или коррекцию некоторых индивидуальных качеств для последующей профессиональной ориентации и отбора.