Способ определения готовности оператора к выполнению задания
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к авиакосмической медицине, физиологии труда и спорта и направлено на совершенствование безопасности в процессе профессиональной деятельности космонавтов, пилотов, операторов, водителей транспорта, спортсменов, спасателей и др. Предложенный способ определения готовности оператора к выполнению задания включает регистрацию длительностей интервалов R-R в момент старта и при решении тест-задач и определения психоэмоционального состояния по изменениям зарегистрированных параметров. При длительностях интервалов R-R от 510 до 650 мс определяют состояние готовности оператора, при длительностях интервалов от 651 до 930 мс определяют неготовность оператора к выполнению задания. Способ позволяет ускорить и визуализировать результаты обследования в его процессе. 2 ил., 2 табл.
Реферат
Изобретение относится к авиакосмической медицине и физиологии труда и спорта и направлено на совершенствование безопасности в процессе профессиональной деятельности космонавтов, пилотов, операторов, водителей транспорта, спортсменов, спасателей и др.
Известен способ определения готовности оператора к выполнению задания (Авт. свид. СССР №1752350), принятый за прототип. Он предусматривает регистрацию частоты сердечных сокращений в момент старта и при решении тест-задач и определение психоэмоционального состояния по изменению зарегистрированных параметров.
Недостатком способа-прототипа является его продолжительность, определение дополнительно многочисленных параметров процесса и их совместная математическая обработка.
Цель - ускорение и визуализация результатов обследования в его процессе.
Сущность предложенного способа определения готовности оператора к выполнению задания, включающего регистрацию длительностей R-R интервалов в момент старта и при решении тест-задач и последующее определение психоэмоционального состояния по изменениям зарегистрированных параметров, включает сопоставление скатерограмм длительностей интервалов на старте и при решении тест-задач и при отклонениях от нормы, диагностирование не готовности оператора.
Способ осуществляют следующим образом.
Регистрируют исходный сердечный ритм в момент старта без нагрузки, строят его скатерограмму, откладывая по осям Х и Y прямоугольных координат значения двух соседних R-R интервалов и соединяя их непрерывной линией.
Задачи при обследовании предъявляют поэтапно, регистрируют длительности R-R и строят скатерограммы для каждого этапа.
Затем сопоставляют каждую полученную скатерограмму со скатерограммой, характеризирующей норму для соответствующего этапа, и при отклонении от нормы диагностируют неготовность оператора к выполнению задания.
На фиг.1 изображены скатерограммы 1а, 1в, 1с к примеру 1;
На фиг.2 изображены скатерограммы 2а, 2в, 2с к примеру 2, где по осям Х и Y отложены поочередно величины длительностей двух соседних интервалов R-R в мсек.
Пример 1.
В момент старта регистрируют длительности R-R и строят скатерограмму для старта - см. табл.1 и фиг.1а и сопоставляют ее с скатерограммой, характеризующей нормальное психоэмоциональное состояние оператора при старте.
Таблица 1 | ||||
Характеристики ЧСС 1-го испытуемого | ||||
Этап исследования | Соответствующие скатерограммы | |||
Локализация на плоскости координат и биссектрисе | Плотность-размытость и форма облака | Диапазон величин R-R, мсек | Оценка сопоставления с N | |
1. Старт | Примыкает к центру | Плотное, округлое вытянутое | от 510 до 650 | N |
2. Легкое задание | То же | Плотное, округлое внизу, расширение вверху | от 510 до 650 | N |
3. Трудное задание | То же и растянуто вдоль биссектрисы | Менее плотное и увеличено расширение вверху | от 555 до 810 | N |
У 1-го испытуемого отклонений параметров не выявлено.
Далее предъявляют ему легкое задание и все операции повторяют с тем же результатом. См. фиг.1в.
Предъявляют трудное задание и все те же операции, с тем же результатом. - см. табл.1, фиг.1с.
Выводы: 1-ый испытуемый готов к выполнению задания.
Пример 2.
У 2-го испытуемого в момент старта регистрируют длительности R-R и на построенной скатерограмме для старта - см. табл.2, фиг.2а выявляют отклонения формы облака.
Таблица 2 | ||||
Характеристики ЧСС 2-го испытуемого. | ||||
Этап исследования | Соответствующие скатерограммы | |||
Локализация на плоскости координат и биссектрисе | Плотность-размытость и форма облака | Диапазон величин R-R, мсек | Оценка сопоставления с N | |
1. Старт | Примыкает к центру | Разреженное, овальное, вытянутое | от 510 до 720 | Отклон. от N в разреженности и форме |
2. Легкое задание | То же с расширением верхней части | Более разрежено и вытянуто | от 510 до 860 | То же, и в диапазоне |
3. Трудное задание | Перемещено в правый верхний квадрант | Еще более разреженное | от 650 до 930 | То же, и разброс длительности увеличился больше на 200 мс |
Предъявляют 2-му испытуемому легкое задание, повторяют все операции и выявляют то же отклонение от N формы облака. См. табл.2 и фиг.2в.
Предъявляют трудное задание, повторяют все операции и выявляют отклонение формы облака и увеличение диапазона длительностей интервалов R-R, превышающее норму.
Выводы: 2-ой испытуемый не готов к выполнению заданий.
Преимущество способа определения готовности оператора к выполнению задания заключается в скорости, визуализации и наглядности его реализации, пригодности к архивации и компьютерному анализу и оценке, повышает достоверность результатов, что обеспечивается автоматической обработкой результатов обследования в реальном масштабе времени лабораторно-информационной системой (ЛИС) (Юрдик А.В. Лабораторно-информационные системы как инструмент подтверждения соответствия в фармацевтической промышленности. Москва, август 2004 г.)
Способ целесообразно использовать при экспресс-диагностике профпригодности испытуемых.
Способ определения готовности оператора к выполнению задания путем регистрации длительностей интервалов R-R в момент старта и при решении тест-задач, отличающийся тем, что при длительностях интервалов R-R от 510 до 650 мс определяют состояние готовности, а при длительности R-R от 651 до 930 мс определяют неготовность оператора к выполнению задания.