Способ профилактики транспортного стресса крупного рогатого скота

Изобретение относится к животноводству. Способ заключается в активизации физиологических адаптационных механизмов. При этом активизацию физиологических адаптационных механизмов осуществляют путем воздействия на биологически активные центры №4, №23, №33, №37, №50, №59 постоянно закрепленным перцовым пластырем размером 5×5 см. Пластырь ежедневно накладывают на каждый центр за пять дней до транспортировки. Способ позволяет снизить трудоемкость, исключить привлечение высококвалифицированных специалистов, а также повысить эффективность профилактики транспортного стресса. 1 табл.

Реферат

Изобретение относится к животноводству, в частности к способам профилактики транспортного стресса крупного рогатого скота.

Известны способы профилактики транспортного стресса животных с использованием препаратов синтетического происхождения (Сунагатулин Ф.А. Фармакоклиническая характеристика эраконда. - Ветеринария, 1995, N3, с.38-40. Стояновский В.Г. Транквилизирующий эффект аминазина и феназепама на развитие адаптационных реакций телят разных половозрастных групп при транспортном стрессе. Научн.-техн. бюлл. - Укр. НИИ физиологии и биохимии с.-х. животных, 1987, N 9/1, с.27-30).

К недостаткам указанных способов относится использование дорогостоящих препаратов, большая трудоемкость и необходимость контроля содержания этих препаратов в мясном сырье.

Наиболее близким аналогом предлагаемому способу является метод профилактики транспортного стресса крупного рогатого скота путем активизации физиологических адаптационных механизмов, заключающийся в нормализации нервно-мышечного возбуждения, сдерживании мобилизации энергетических веществ посредством скармливания животным вместе с кормами корня солодки в количестве 3,0 г/кг живой массы в сутки за 8 суток до транспортировки (патент на изобретение RU №2160533 А01К67/02).

Недостатками этого метода являются:

- большая трудоемкость;

- необходимость привлечения высококвалифицированных специалистов;

- недостаточный эффект при профилактике транспортного стресса.

Задачей предлагаемого способа является снижение трудоемкости, исключение использования высококвалифицированных специалистов и повышение эффективности способа при профилактике транспортного стресса.

Поставленная задача решается благодаря тому, что в известном способе профилактики транспортного стресса, заключающемся в активизации физиологических адаптационных механизмов, согласно изобретению активизацию физиологических адаптационных механизмов осуществляют путем воздействия на биологически активные центры (БАЦ) №4, №23, №33, №37, №50, №59 постоянно закрепленным перцовым пластырем размером 5×5 см, который накладывают ежедневно на каждый центр за пять дней до транспортировки.

Для пояснения сущности предлагаемого способа представлен рисунок.

На представленном рисунке показаны биологически активные центры:

№4 - на дорзо-медиальной линии тела между последним грудным и первым поясничным позвонками.

№23 - на половине расстояния между пояснично-крестцовым сочленением и маклоком.

№33 - в центре средней ягодичной мышцы на расстоянии одной ширины ладони и двух поперечников пальцев от дорзо-медиальной линии тела.

№37 - три поперечника пальца каудально середине заднего края лопатки и четыре ширины ладони от дорзо-медиальной линии тела.

№50 - на середине расстояния между коленным суставом и пяточным бугром.

№59 - на вентральной медиальной линии, на четыре поперечника пальца каудально грудной кости.

Перед воздействием на биологически активные центры №4, №23, №33, №37, №50, №59 в них измеряли уровень биопотенциала и вычисляли среднюю величину. Для измерений биопотенциала биологически активных центров (БАЦ) может использоваться любой прибор, предназначенный для проведения электроакупунктуры или снятия показаний биопотенциалов БАЦ кожи человека и животных, например приборы типа ЭЛАП.

Было сформировано три группы крупного рогатого скота в возрасте 18-20 месяцев, по три головы в каждой, средней живой массой 370-390 кг. Первая группа была контрольной.

Животным второй группы на БАЦ №4, №23, №33, №37, №50, №59 за пять дней до предполагаемого срока транспортировки накладывали перцовый пластырь на каждый центр размером 5×5 см, предварительно место расположения центров выстригали. Пластырь меняли каждый день. Через пять дней измеряли уровень биопотенциала БАЦ и живую массу опытных животных.

Крупному рогатому скоту третьей группы пластырь на БАЦ накладывали за десять дней до транспортировки. Перед опытами у животных всех групп измеряли уровень биопотенциала указанных центров и осуществляли их взвешивание. Все манипуляции производили в утренние часы до кормления.

Транспортировку осуществляли при помощи специально оборудованного для перевозки животных автомобиля марки КАМАЗ на расстояние 65 км к месту убоя на мясокомбинат.

После транспортировки и выгрузки животных осуществляли их взвешивание, затем после убоя изучали мясные качества полученных туш (массу парной туши, выход туши, убойную массу, убойный выход).

Пример 1. У бычка живой массой 382,5 кг проводилось измерение биоэлектрического потенциала миллиамперметром типа ЭЛАП в шести биологически активных центрах кожи №4, №23, №33, №37, №50, №59, средний биопотенциал составил 58,3 мкА. Далее за пять дней до транспортировки на каждый центр накладывали перцовый пластырь размером 5×5 см, который меняли каждый день. После пяти дней стимуляции БАЦ средний уровень биопотенциала по шести центрам составил 72,5 мкА, живая масса 385,7 кг. После транспортировки средний биопотенциал составил 75,6 мкА, живая масса 381,2 кг. Далее установлено, что масса парной туши составила 216,6 кг, выход туши 56,6%, убойная масса 228,8 кг, убойный выход 59,8%.

Пример 2. У бычка живой массой 377,3 кг проводилось измерение биоэлектрического потенциала миллиамперметром типа ЭЛАП в шести БАЦ кожи №4, №23, №33, №37, №50, №59, средний биопотенциал по шести центрам составил 61,5 мкА. Далее за десять дней до транспортировки на каждый центр накладывали перцовый пластырь размером 5×5 см, который меняли каждый день. После десяти дней стимуляции биологически активных центров уровень биопотенциала составил 70,3 мкА, живая масса 380,6 кг. После транспортировки средний биопотенциал составил 81,3 мкА, живая масса 373,1 кг. Далее установлено, что масса парной туши составила 209,5 кг, выход туши 56,1%, убойная масса 218,8 кг, убойный выход 58,6%.

У остальных животных аналогичным образом был измерен биопотенциал в шести биологически активных центрах кожи №4, №23, №33, №37, №50, №59, определена его средняя величина, животные были взвешены до и после транспортирования, установлена масса парной туши, выход туши, убойная масса, убойный выход.

Данные о влиянии стимуляции биологически активных центров кожи №4, №23, №33, №37, №50, №59 постоянно закрепленным перцовым пластырем на динамику уровня биопотенциала, живой массы и показатели мясной продуктивности крупного рогатого скота представлены в таблице 1.

Влияние стимуляции БАЦ постоянно закрепленным перцовым пластырем на показатели мясной продуктивности крупного рогатого скота, М±m
Таблица 1.
Показатели1 группа (контроль)2 группа (5 дней)3 группа (10 дней)
Количество животных, голов333
Уровень биопотенциала БАЦ до стимуляции, мкА59,0±1,8059,7±1,8761,1±1,60
Уровень биопотенциала БАЦ после стимуляции, мкА60,4±2,1873,8±1,84**69,6±1,79*
Уровень биопотенциала БАЦ74,6±2,2376,6±1,9275,3±1,63
после транспортировки, мкА
Живая масса до стимуляции, кг368,3±4,24384,6±3,64376,6±4,36
Живая масса после стимуляции, кг372,6±3,88389,4±4,16381,3±3,66
Живая масса после транспортировки, кг361,3±3,68384,7±3,37*373,6±4,28
Масса парной туши, кг197,7±2,62218,1±2,36**210,4±2,8б*
Выход туши, %55,657,356,8
Убойная масса, кг205,8±3,12229,9±3,88*219,8±2,89*
Убойный выход, %57,860,459,3
Различия статистически достоверны по сравнению с контролем:* - р<0,05, ** - р<0,01

Таким образом видно, что наиболее эффективным является стимуляция биологически активных центров постоянно закрепленным перцовым пластырем в течение 5 дней до транспортировки. При этом активизируются физиологические адаптационные механизмы, что выражается в повышении уровня биопотенциала БАЦ, сокращаются потери живой массы при транспортировке и повышаются мясные качества полученных после убоя туш.

При использовании предлагаемого способа исключается наличие высококвалифицированных специалистов, снижается трудоемкость и повышается эффективность профилактики транспортного стресса крупного рогатого скота.

Способ профилактики транспортного стресса крупного рогатого скота, заключающийся в активизации физиологических адаптационных механизмов, отличающийся тем, что активизацию физиологических адаптационных механизмов осуществляют путем воздействия на биологически активные центры № 4, № 23, № 33, № 37, № 50, № 59 постоянно закрепленным перцовым пластырем размером 5х5 см, который ежедневно накладывают на каждый центр за пять дней до транспортировки.