Военная машина с оборудованием для самоокапывания
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к бронетанковой специальной колесной и гусеничной технике, предназначенной для выполнения землеройных работ. Техническая задача - упрощение конструкции и повышение удобства эксплуатации оборудования для самоокапывания, а также дополнительная защита экипажа от пуль и снарядов. Военная машина с оборудованием для самоокапывания содержит корпус, на котором с возможностью поворота установлен отвал, а также механизм фиксации отвала. Механизм фиксации отвала содержит буксирный трос, края которого шарнирно установлены в нижней части ребер, закрепленных на отвале, а средняя его часть свободно опирается на скобы, которые снабжены защелками и установлены на наклонном носовом листе корпуса. 9 ил.
Реферат
Изобретение относится к бронетанковой специальной колесной и гусеничной технике, предназначенной для выполнения землеройных работ.
Известны военные машины с оборудованием для самоокапывания, содержащие тонколистовой корпус, в кормовой части которого с возможностью поворота установлен отвал, а также механизм управления и фиксации отвала (см. книгу «Легкий многоцелевой гусеничный бронетранспортер-тягач. Техническое описание и инструкция по эксплуатации», Воениздат МО СССР, 1976, стр.216, рис.134, 135, 136). Отвал на данном объекте установлен с помощью кронштейнов, раскосов, тяг, стяжек, пальцев и управляется с помощью гидросистемы. Недостатком такой военной машины является сложность конструкции механизма управления и фиксации оборудования для самоокапывания из-за наличия гидравлики.
Наиболее близким техническим решением, прототипом, является военная машина с оборудованием для самоокапывания, содержащая корпус, на котором с возможностью поворота установлен отвал, а также механизм фиксации отвала (см. книгу «Объект 434.Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга вторая.», ЦНИИИнформации, 1974, стр.320, рис.168). На этой машине отвал установлен с помощью петель, пальцев, болтов и зажимов на нижнем носовом листе корпуса. Механизм фиксации отвала содержит четыре распорки, имеющие возможность перемещаться в направляющих, которые шарнирно установлены на днище корпуса. Наличие большого количества деталей крепления, а также установки распорок в направляющих усложняет конструкцию оборудования для самоокапывания. Кроме того, в связи с размещением части деталей оборудования под днищем машины, увеличивается трудоемкость монтажно-демонтажных работ при эксплуатации и ремонте.
В основу изобретения поставлена задача упрощения конструкции и повышение удобства эксплуатации оборудования для самоокапывания, а также использование его для дополнительной защиты экипажа от пуль и снарядов.
В заявляемой конструкции военной машины с оборудованием для самоокапывания механизм фиксации отвала содержит трос, края которого шарнирно установлены в нижней части ребер, закрепленных на отвале, а средняя его часть свободно опирается на скобы, которые снабжены защелками и закреплены на наклонном носовом листе. Благодаря такому месторасположению оборудования для самоокапывания отпала необходимость применения четырех распорок, перемещающихся в направляющих, а также деталей крепления их к отвалу и к днищу корпуса военной машины, что упрощает конструкцию. А в связи с тем, что детали установки оборудования для самоокапывания расположены в легкодоступных местах наклонного носового листа корпуса, повышается удобство эксплуатации оборудования. Кроме того, выполненный из броневой стали и установленный в транспортное положение отвал повышает защиту экипажа от пуль и снарядов без усложнения конструкции военной машины.
Заявляемое техническое решение поясняется чертежами:
- на фиг.1 показан общий вид военной машины с оборудованием для самоокапывания;
- на фиг.2 изображено оборудование для самоокапывания в «транспортном» положении;
- на фиг.3 - оборудование для самоокапывания в «рабочем» положении;
- на фиг.4 - вид А на фиг.2;
- на фиг.5 - вид Е на фиг.3;
- на фиг.6 - сечение Б-Б на фиг.2;
- на фиг.7 - сечение В-В на фиг.2;
- на фиг.8 - сечение Г-Г на фиг.2;
- на фиг.9 - сечение Д-Д на фиг.2.
Военная машина с оборудованием для самоокапывания содержит корпус 1, на наклонном носовом листе 2 которого установлено землеройное оборудование в виде отвала 3 с механизмом фиксации, снабженным буксирным тросом 4, который на краях оборудован коушами 5, шарнирно установленными в нижней части ребер 6. Ребра 6 установлены попарно с каждой стороны отвала 3, в верхней части которых выполнены соосные отверстия для пальцев 7 с шплинтами 8, а в нижней - отверстия для втулок 9, приваренных к ребрам, в которых расположены пальцы 10 с шплинтами 11. На наклонном носовом листе 2 корпуса 1 приварены три скобы 12, на осях 13 каждой из которых установлены защелки 14, фиксирующиеся стопорами 15. При этом средняя скоба 12 установлена по вертикальной оси машины, а две крайние - выше и симметрично ей.
Отвал 3 выполнен из броневого листа с отогнутой режущей кромкой 16. Для обеспечения жесткости отвалу 3 между ребрами 6 приварены Г-образные ребра 17, а снаружи ребер 6 - захваты 18 в виде П-образных ребер. Для установки отвала 3 на военную машину в нижней части наклонного носового листа 2 корпуса 1 приварены симметрично вертикальной оси на расстоянии, равном расстоянию между осями попарно установленных ребер 6, два кронштейна 19 с втулками 20, а в верхней - два кронштейна 21, симметрично которым на отвале 3 и под ним на листе 2 тоже приварены по два кронштейна 21.
Отвал 3 можно установить в «транспортное» и в «рабочее» положение (на фиг.2 и фиг.3 показано соответственно сплошными и штрихпунктирными линиями). При установке отвала в «транспортное» положение необходимо совместить нижние отверстия на ребрах 6 отвала 3 с отверстиями втулок 20 двух кронштейнов 19 на корпусе военной машины и установить в них пальцы 7 со шплинтами 8. После этого, прислонив отвал 3 отогнутой кромкой 16 к наклонному носовому листу 2 корпуса 1, зафиксировать его стяжками 22 с муфтами 23, установив в совмещенные отверстия стяжек 22 с отверстиями четырех кронштейнов 21 пальцы 24 с пружинными шплинтами 25.
В «рабочее» положение отвал 3 устанавливается с помощью буксирного троса 4, края которого содержат коуши 5. Для этого необходимо снять трос 4 с места его штатной укладки на борту и положить на грунт перед машиной. После этого, вынув шплинты 25 и два пальца 24 из отверстий нижних кронштейнов 21 на отвале 3, опустить его силами двух человек с помощью ломиков, установленных в прорези захватов 18, из «транспортного» положения на грунт и два пальца 24 со шплинтами 25 установить в соответствующие отверстиям двух кронштейнов 21 на отвале 3 отверстия стяжек 22. Потом среднюю часть буксирного троса 4 уложить в трех скобах 12 и зафиксировать это положение защелками 14 и стопорами 15, а края троса в виде коушев 5 разместить между ребрами 6 в местах расположения втулок 9 с правой и левой сторон отвала 3, фиксируя такое положение коушев путем установки в отверстия втулок 9 и коушев 5 пальцев 10. В отверстия пальцев 10 устанавливают шплинты 11. При этом отвалу 3 можно придать два уровня углубления - первый (глубина Ж) и второй (глубина И, см.фиг.2). Первому уровню углубления соответствует положение буксирного троса 4, установленного в трех скобах 12, второму - в двух крайних.
Перед началом землеройных работ военную машину необходимо подготовить к работе, для чего отвал 3 переводят, как было описано выше, из «транспортного» положения в «рабочее», заранее уложив буксирный трос 4 в двух или в трех скобах 12 в зависимости от соответственно «легкого» или «тяжелого» (плотного) состояния грунта.
Подготовив машину, начинают выполнять работы по рытью котлована, которые на «легком» грунте выполняют «челночным» перемещением машины «след в след». Движением вперед осуществляется «рабочий» ход. При этом отвал 3, заглубляясь и забирая пласт грунта, растягивает буксирный трос 4 и, устанавливаясь в крайнем (фиксированном) положении, перемещает грунт перед собой. При движении машины назад (холостой ход) отвал 3, расположенный между гусеницами, скользит по поверхности грунта, а гусеницы машины обваливают грунт по краям образовавшегося котлована. Необходимая длина котлована достигается длиной отхода машины назад.
На «тяжелых» грунтах рытье котлована начинают шириной несколько большей, чем ширина машины, с постепенным по мере заглубления сужением котлована до ширины машины. «Челночное» перемещение при этом чередуется с дополнительными параллельными смещениями машины вправо или влево с небольшим разворотом при движении назад, а также с диагональными проходами под небольшим углом к оси котлована, обеспечивая обваливание и «подрезку» боковых стенок котлована, которые образуются с некоторой крутизной.
Закончив рытье котлована, отвал 3 следует очистить от налипшего грунта и установить в «транспортное» положение. Для этого необходимо буксирный трос 4 снять с отвала 3, а также с наклонного носового листа 2 корпуса 1 и разместить его на штатном месте укладки. Потом установить «на место» снятые перед этим пальцы 10 и пружинные шплинты 11 на ребра 6 отвала 3, а также защелки 14 с стопорами 15 на скобы 12. Далее силами двух человек с помощью ломиков, установленных в отверстия захватов 18, поднять отвал 3 в «транспортное» положение, фиксируя его с помощью пружинных шплинтов 25 и пальцев 24, размещенных в отверстиях стяжек 22, соосно установленных с отверстиями кронштейнов 21.
На Харьковском тракторном заводе выпущены рабочие чертежи и предусматривается изготовление опытных образцов военной машины с оборудованием для самоокапывания. Для ее серийного производства предусматривается использование универсального промышленного оборудования.
Военная машина с оборудованием для самоокапывания, содержащая корпус, на котором с возможностью поворота установлен отвал с механизмом фиксации, отличающаяся тем, что механизм фиксации отвала содержит трос, края которого шарнирно установлены в нижней части ребер, закрепленных на отвале, а средняя его часть свободно опирается на скобы, снабженные защелками, установленными на наклонном носовом листе корпуса.