Способ коррекции функциональных нарушений сердечного ритма

Изобретение относится к медицине, а в частности к кардиологии и восстановительной медицине. Пациент прослушивает фонограмму. Ритм и темп музыкальных произведений фонограммы выражают в числе сильных долей или ударов, приходящихся на 1 мин воспроизведения музыкального произведения (ВРМ). Пациент слушает на ее фоне звуки, отражающие работу сердца, и старается интегрировать ритм сердцебиений в темп услышанной мелодии. При наличии у пациента тахикардии и аритмии сеанс терапии музыкальным ритмом начинают в условиях, где показатель ВРМ соответствует изначальному ЧСС пациента, и продолжают до момента купирования аритмии. После чего показатель ВРМ с каждым последующим музыкальным произведением уменьшают на 4 единицы и продолжают сеансы до момента достижения нормальных показателей ЧСС. При наличии у пациента брадикардии и аритмии сеанс терапии музыкальным ритмом начинается в условиях, где показатель ВРМ соответствует изначальному ЧСС пациента и продолжается до момента купирования аритмии. После чего показатель ВРМ с каждым последующим музыкальным произведением повышают на 4 единицы и продолжают сеансы до момента достижения нормальных показателей ЧСС. При наличии у пациента экстрасистолии при нормальной ЧСС сеанс терапии начинают в условиях, где показатель ВРМ соответствует ЧСС пациента, и продолжают до момента купирования экстрасистолии. Для пациентов с брадикардией подбираются темпы музыкальных произведений, увеличивающие ЧСС, для пациентов с тахикардией - понижающие. Способ позволяет нормализовать ритм сердечной деятельности, стабилизировать артериальное давление, обеспечивает возможность лечения пациентов, имеющих противопоказания для традиционной медикаментозной терапии и физиотерапии, а также возможность самостоятельного контроля деятельности сердечно-сосудистой системы в домашних условиях.

Реферат

Изобретение относится преимущественно к области медицины, а в частности к кардиологии и восстановительной медицине, и может быть использовано в лечебно-профилактических учреждениях и домашних условиях. Совершенствование методов лечения и реабилитации больных с нарушениями ритма является актуальной проблемой медицины в целом и кардиологии, в частности.

Современная антиаритмическая медикаментозная терапия способна позитивно влиять на качество жизни пациентов, например нарушение ритма по типу предсердной экстрасистолии лечится при помощи бетта-блокаторов, антагонистов кальция и т.д. (В.Н.Шестаков. «Диагностика и лечение аритмий сердца». Санкт-Петербург. 1999 г.). Однако не редко встречаются категории больных, у которых развитие рефрактерности, аллергических реакций, плохая переносимость, наличие серьезных побочных эффектов, в некоторой степени, ограничивают применение медикаментов.

Известны также методы физиотерапевтического лечения нарушений ритма путем воздействия электросна, переменного магнитного поля (Сорокина Е.И. «Физические методы лечения в кардиологии». М., 1989), магнитолазеротерапии (Клеменков С.А., Левицкий Е.Ф., Давыдова О.Б. «Физиотерапия больных коронарной болезнью сердца с нарушением ритма». М., 2000). Тем не менее, и они имеют существенные недостатки. Например, физиотерапия противопоказана больным, имеющим сопутствующие онкологические заболевания, заболевания крови, лихорадочные состояния.

Известен также способ купирования аритмий путем рефлекторного воздействия на вегетативную нервную систему (ВНС) (В.Н.Шестаков. Диагностика и лечение аритмий сердца. Санкт-Петербург, 1999). При этом пациент делает глубокий вдох и задерживает дыхание. В результате этого воздействия происходит замедление ЧСС, самостоятельное восстановление ритма. Но такой способ не дает должного эффекта у больных с желудочковыми нарушениями ритма.

Близким по технической сущности к предлагаемому способу лечения аритмий у пациентов с функциональными нарушениями вегетативной регуляции сердечного ритма является способ, основанный на ЧСС - биологической обратной связи (БОС) тренинга психофизиологического комплекса «Реакор» (НПКФ «Медиком МТД», Таганрог).

В группу ЧСС - БОС тренинга входит несколько процедур: Вводная - позволяет оценить исходное состояние пациента и ознакомить его с основными приемами управления сердечным ритмом. Вариативность ЧСС - позволяет увеличить вариабельность ритма сердца, активизировать адаптационно-приспособительные механизмы и сформировать диафрагмально-релаксационный тип дыхания. Снижение ЧСС - позволяет нормализовать вегетативный баланс за счет повышения активности парасимпатического отдела или снижения активности симпатического отдела ВНС.

В процессе ЧСС - БОС тренинга регистрируются процессы и параметры мишени. Сигнал ЭКГ регистрируется в первом стандартном отведении - на внутренней поверхности правого и левого предплечий; нейтральный электрод (N) может быть размещен на любом предплечье или ноге. Для надежного определения параметров ЧСС достаточно, чтобы кардиосигнал имел хорошо выраженный R-зубец. По каждому R-зубцу определяется длительность RR-интервала и ЧСС. Для интервалов фона рассчитываются статистические характеристики, на основе которых задаются значения порогов в относительном виде как величина отклонения от среднего значения ЧСС. На управляемых этапах используются одновременно и/или последовательно аудиовизуальные образы, речевые поощряющие сообщения и музыкальные аккорды. В начальной фазе обучения (процедура "Вводная"), при уяснении сути задачи, внимание пациента концентрируется на простом визуальном образе в виде графика ЧСС или длительности RR-интервалов, который отражает не только текущее значение контролируемого параметра, но и его динамику на временном интервале 1...2 минуты. В процедурах «Вариативность» и «Снижение ЧСС», на этапах с однонаправленным управлением, основным является визуальный образ (изображение, видеоиндикатор и видеоряд) с управляемыми параметрами отображения, произвольно выбираемыми из соответствующего списка.

На этапах знакопеременного тренинга в процедуре «Вариативность ЧСС» используется стрелочный индикатор. Моменты достижения верхнего и нижнего порогов сопровождаются звуковыми сигналами, что позволяет пациенту работать и с закрытыми глазами. С этой же целью начало каждого этапа отмечается короткими музыкальными аккордами.

Статистические методы, используемые в указанном комплексе, позволяют определить следующие количественные показатели: средняя длительность RR-интервалов, стандартное отклонение (среднеквадратическое значение) RR-интервалов. Кроме того, в комплексе проводится спектральный анализ высокочастотных, низкочастотных и сверхнизкочастотных колебаний ЧСС, исследуются показатели вариабельности сердечного ритма (ВСР) по Баевскому.

Недостатком этого способа являются: трудоемкая, затратная по времени, высокотехнологичная методика, требующая наличия специальной медицинской аппаратуры, присутствия обученного медицинского работника, не позволяющая самостоятельного применения в домашних условиях.

Главное отличие изобретения от ЧСС - БОС тренинга психофизиологического комплекса «Реакор» (НПКФ «Медиком МТД», Таганрог) заключается в том, что предлагаемый способ осуществляется при помощи иного, простого по техническому решению тренажера, действие которого реализуется на основе самостоятельно подбираемой музыкальной терапевтической программы, дающего возможность применения его в домашних условиях. При этом БОС осуществляется исключительно на основе акустического типа восприятия информации, для чего используется серийно производимая бытовая музыкальная аппаратура системы «караоке». Данный метод позволяет значительно сократить сроки нормализации ритма.

Профилактический аспект предлагаемого способа лечения заключается в следующем: значительная часть населения увлекается пением под «караоке». В качестве дополнительного источника развлечений изобретение может быть востребовано и лицами, считающими себя практически здоровыми людьми. Способ позволяет регулярно контролировать сердечный ритм и в случае обнаружения каких-либо его нарушений заставит пациента вовремя обратиться за медицинской помощью.

Техническим результатом предлагаемого способа лечения является нормализация ритма сердечной деятельности, стабилизация артериального давления, возможность применения у пациентов с противопоказаниями для традиционной медикаментозной и физиотерапии, а также возможность самостоятельного контроля деятельности сердечно-сосудистой системы в домашних условиях.

Указанный технический результат достигается тем, что во время прослушивания специально подобранной музыкальной терапевтической программы в жанре «легкой» музыки на пациента осуществляют воздействие регулярный ритм и физиологический темп музыкального произведения, выражающиеся в (ВРМ-Beats Per Minute) - числе сердечных сокращений (ЧСС) к числу сильных долей или ударов, приходящихся на 1 мин воспроизведения музыкального произведения, которые вызывают рефлекторную автоподстройку и нормализацию сердечного ритма; при наличии у пациента тахиаритмии сеанс терапии музыкальным ритмом начинается в условиях, где показатель ВРМ соответствует изначальному ЧСС пациента, и продолжается до момента купирования тахиаритмии, после чего показатель ВРМ с каждым последующим музыкальным произведением уменьшают на 4 единицы и продолжают сеансы до момента достижения нормальных показателей ЧСС; при наличии у пациента брадиаритмии сеанс терапии музыкальным ритмом начинается в условиях, где показатель ВРМ соответствует изначальному ЧСС пациента, и продолжается до момента купирования брадиаритмии, после чего показатель ВРМ с каждым последующим музыкальным произведением повышают на 4 единицы и продолжают сеансы до момента достижения нормальных показателей ЧСС; при наличии у пациента нормоаритмии сеанс терапии музыкальным ритмом начинается в условиях, где показатель ВРМ соответствует ЧСС пациента и продолжается до момента купирования экстрасистолии, при этом пациент прослушивает различные музыкальные произведения с одинаковыми ВРМ; для пациентов с брадикардией подбираются темпы музыкальных произведений, увеличивающие ЧСС (например, от 40 до 72 ВРМ), для пациентов с тахикардией - понижающие (например, от 140 до 72 ВРМ); при этом 1 сеанс терапии музыкальным ритмом включает в себя прослушивание 3-5 музыкальных композиций по 2-3 мин каждая, в течение 10-15 мин ежедневно, но не более 3-5 сеансов за один день, количество сеансов определяется в зависимости от достижения конечного результата.

Одной из разновидностей метода «вызванных потенциалов мозга» является реакция навязывания ритма - следование колебаний биопотенциала за частотой ритмического раздражителя. С позиции кибернетики систему кровообращения (как и любую другую систему организма) можно рассматривать в виде многоуровневой самоуправляемой структуры, состоящей из иерархически связанных элементов: "центрального" (высшего) и "автономного" (низшего) контуров управления. В регуляции ритмом сердца центральный контур представлен корковыми и подкорковыми образованиями (в частности - гипоталамусом, модуляторным сердечно-сосудистым центром продолговатого мозга). Автономный контур, представленный синусовым узлом и ядром блуждающего нерва, осуществляет рефлекторную автоподстройку (саморегуляцию) сердечного ритма в связи с дыхательными изменениями кровенаполнения сердечных полостей (в режиме компенсации отклонений). Управляющая (корригирующая) информация, поступающая от центрального контура по нервным и гуморальным каналам регуляции, отражает программы деятельности других органов и систем организма. Следовательно, наряду с регулированием ритма сердца "по кровенаполнению", в интересах целостного организма выполняется и задача регулирования по определенной глобальной программе адаптации к данным условиям жизнедеятельности. Автономная деятельность низших уровней "освобождает" высшие от необходимости постоянно участвовать в локальных, незначительных "подрегулировках". Высшие уровни участвуют в регуляторных процессах, только в том случае, когда низшие не справляются со своими функциями и/или когда остро необходима координация деятельности многих подсистем организма. В оптимальном состоянии главный "надсмотрщик" над ритмом - ЦНС почти не участвует в управлении деятельностью сердечно-сосудистой системы. Но по мере увеличения стрессорности внешних "повреждающих" факторов и/или роста "внутреннего дискомфорта" организма вмешательство ЦНС возрастает. Идет централизация управления, что немедленно отражается на показателях сердечного ритма, анализируемых с помощью метода вариационной пульсометрии (Гнездицкий В.В. «Вызванные потенциалы мозга в клинической практике». М.: МЕДпресс-ин 2003, - 264 с., ил.), («Диагностика функционального состояния спортсменов на основе применения метода вариационной пульсометрии» / Зайцев В.К., Киселев В.А., Наумов С.С., Подливаев Б.А. // Сборник трудов ученых РГАФК. - М., 2000. - С.158-165).

Биологическая обратная связь (БОС) - передача человеку дополнительной не предусмотренной природой информации о состоянии его органов и систем в доступной и наглядной форме. Информация непрерывно возвращается к пациенту, сообщая о состоянии его физиологических процессов и реакций его организма. На основе этой информации человек способен включать механизмы саморегуляции и целенаправленно использовать огромные функциональные возможности своего организма с целью совершенствования функций в норме и коррекции деятельности нарушенных функций при патологии. Информация предоставляется пациенту в форме доступного аудиосигнала в виде ритмичной мелодии определенного темпа, с целью научить его манипулировать ранее не контролируемыми процессами, происходящими в организме.

Многие больные интуитивно находят способы купирования аритмий, которые основаны на рефлекторных антиаритмических эффектах стимуляции блуждающего нерва. Это могут быть мероприятия, которые проводит сам пациент, например задержка дыхания, резкое приседание и т.д. (В.Н.Шестаков. «Диагностика и лечение аритмий сердца». Санкт-Петербург, 1999). Установлено, что дыхание имеет четкую, научно обоснованную взаимосвязь с сердечным ритмом. Во время вдоха происходит угнетение блуждающего нерва, что приводит к ускорению частоты сердечных сокращений. Во время выдоха раздражение блуждающего нерва ведет к замедлению ЧСС. Открыто уникальное явление - сердечно-дыхательный синхронизм у людей при произвольно выполняемом учащенном дыхании («Физиология человека». Покровский В.М., Коротько Г.Ф., ред. Медицина. 2003, с.656. ISBN: 5-225-04729-7.), («Heart, Lung and Circulation 2003; 12». Альтернативный взгляд на механизм формирования ритма сердца. В.М. Покровский).

ВРМ - Beats Per Minute (число сильных долей или ударов, приходящихся на 1 мин воспроизведения музыкального произведения). Ключевое понятие для определения стилей электронной музыки, то есть - это параметр, которым измеряется темп исполнения музыкального произведения. Примерное ВРМ можно определить на слух путем ритмического похлопывания в ладоши. Изменение музыкального темпа на 4 ВРМ является оптимальным режимом, установленным в экспериментальном порядке. Установленное число удобно при подсчете как ЧСС, так и ВРМ. Подсчет этих параметров осуществляется за 15 сек и умножается на 4, что соответствует 1 мин.

Основными лечебными факторами в предлагаемой музыкально-терапевтической программе нужно рассматривать ритм и темп, то есть те элементы музыки, которые могут быть синхронизированы с основными биоритмами человека - деятельностью кардиореспираторной системы.

Всем этим требованиям соответствует наиболее популярный и востребованный жанр музыки - «легкий». Легкая музыка имеет низкую сложность, облегченное восприятие, при этом существенную роль в ней играют ритм и темп. Сейчас при помощи электронной аппаратуры и цифровой техники музыканты пишут различные музыкальные композиции, имеющие практически математическую точность ритма и темпа (ВРМ) последующего воспроизведения. Пациенты с патологией сердечно-сосудистой системы отдают предпочтения гитаре, клавишным инструментам (Шушарджан С.В. Руководство по музыкотерапии. - М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005, - 480 с., ил. ISBN 5-225-04262-7.).

Ритм мобилизует резервные возможности человека через активацию симпатоадреналовой системы, а затем уже через эстетический аспект восприятия информации включает психофизиологические механизмы, способствующие накоплению или восстановлению энергетических ресурсов организма. Такие музыкальные факторы как ритм, темп, динамика конструируют переживания музыки, вызывая синхронизацию биоритмов человека. Ритм, как первичный элемент музыки, подсознательно диктует психофизиологическому тонусу как себя вести в зависимости от темпа и опосредовано через симпатоадреналовую систему заставляет проявлять индивидуальные реакции человека. Ритм это фундаментальный элемент музыки. Именно он оказывает наиболее сильное и прямое воздействие на функциональное и психическое состояние человека.

Фонограммы должны быть протестированы музыкальным терапевтом, обозначены соответствующими числовыми характеристиками ВРМ и записаны в цифровом формате «караоке». Музыкально-терапевтическая программа строится путем подбора темпов прослушиваемых фонограмм в зависимости от целевого ЧСС по восходящему или нисходящему графику. Для пациентов с брадикардией подбираются темпы музыкальных произведений, увеличивающие ЧСС (например, от 40 до 72 ВРМ). Для пациентов с тахикардией - понижающие (например, от 140 до 72 ВРМ). При этом каждая новая фонограмма заставляет пациентов синхронизировать и адаптировать свои биоритмы к темпам очередных музыкальных произведений. Музыкально-терапевтический аутотренинг с подбором фонограмм проводится до тех пор, пока темп прослушиваемого музыкального произведения не будет соответствовать целевым параметрам деятельности сердечно-сосудистой системы конкретного пациента. То есть темп исполнения музыкального произведения (ВРМ) не будет соответствовать физиологической частоте сердечных сокращений.

Описание способа.

Осуществляется при активном участии пациента. Пациент вовлечен в процесс музыкально-терапевтического аутотренинга и может позитивно влиять на деятельность сердечно-сосудистой системы.

Пациент находится в лежачем или сидячем положении в условиях температурного комфорта в изолированном от шума помещении. После 10-минутного отдыха, совмещенного с тестированием чувства музыкального ритма, пациент замеряет пульс и, ориентируясь на его показатели, выбирает композицию, в которой темп музыкального произведения (ВРМ) соответствует принципам подбора музыкально-терапевтической программы. После замеров пульса при помощи специального пояса или ремешка звукоснимающее устройство (коммуникатор БОС) крепится к телу или предплечью пациента и включается выбранная фонограмма.

На первом этапе лечения пациент с нарушением ритма в наушниках или без них прослушивает выбранную композицию музыкальной терапевтической программы и слышит на ее фоне аритмичные звуки, отражающие работу сердца. Аритмичные звуки диссонируют с ритмическим рисунком мелодии. Диссонанс вызывает у пациента чувство психоэмоционального дискомфорта и естественной реакцией организма является стремление ослабить воздействия этого патологического процесса. Ударные инструменты музыкального произведения навязывает пациенту свой регулярный ритм и физиологический темп, при этом пациент старается интегрировать ритм сердцебиений в темп услышанной мелодии, трансформируя звуки работающего сердца в ведущую партию ударных инструментов фонограммы. Воздействие музыкальным ритмом инициирует рефлекторную автоподстройку сердечного ритма и в соответствии с действием биологической обратной связи (БОС) пациент корригирует процессы регуляции сердечного ритма путем урежения или ускорения числа дыхательных движений, увеличения или уменьшения глубины дыхания, что позволяет ускорить адаптацию и синхронизацию числа сердечных сокращений (ЧСС) к числу сильных долей или ударов, приходящихся на 1 мин воспроизведения музыкального произведения (ВРМ), что в конечном итоге приводит к созданию пациентом биогармоничной мелодии, которая вызывает у него состояние психоэмоциональной релаксации, способствующее нормализации сердечного ритма, его вариабельности, частоты сердечных сокращений; стабилизации уровня АД, при этом оказывается позитивное влияние на общее периферическое сосудистое сопротивление, тонус сосудистого русла, процессы микроциркуляции и гемокоагуляции, что в конечном итоге приводит к экономизации сердечной деятельности, устранению дисбаланса между потребностью миокарда в кислороде и его доставкой к сердечной мышце, а достигнутые положительные эффекты сопровождаются снижением порога возбудимости ЦНС, уравновешиванием симпатических и парасимпатических влияний ВНС, понижением эктопической активности миокарда и способствуют минимизации риска возникновения внезапной аритмической смерти, при этом ритмическая дыхательная гимнастика тренирует работу кардиореспираторной системы, вызывает нормализацию показателей функции внешнего дыхания, активизирует окислительно-восстановительные процессы в клетках и тканях, интенсифицирует механизмы гуморальной регуляции.

В случаях отсутствия экстрасистолии чувство психоэмоционального дискомфорта, запускающее процессы регуляции сердечного ритма, вызывается диссонансом, обусловленным несоответствием ЧСС пациента с ВРМ исполнения музыкального произведения.

Задачи тренируемого: перевести тахисистолическую или брадисистолическую форму ритма в нормосистолию, убрать экстрасистолию, нормализовать артериальное давление (АД).

Итогом прослушивания каждого музыкального произведения из музыкально-терапевтической программы является создание биомелодии (биокомпозиции), в которой ЧСС пациента синхронизировано с ВРМ исполнения фонограммы, отсутствует экстрасистолия, АД в пределах нормы.

При наличии у пациента тахиаритмии сеанс терапии музыкальным ритмом начинается в условиях, где показатель ВРМ соответствует изначальному ЧСС пациента и продолжается до момента купирования тахиаритмии, после чего показатель ВРМ с каждым последующим музыкальным произведением уменьшают на 4 единицы и продолжают сеансы до момента достижения нормальных показателей ЧСС; при наличии у пациента брадиаритмии сеанс терапии музыкальным ритмом начинается в условиях, где показатель ВРМ соответствует изначальному ЧСС пациента и продолжается до момента купирования брадиаритмии, после чего показатель ВРМ с каждым последующим музыкальным произведением повышают на 4 единицы и продолжают сеансы до момента достижения нормальных показателей ЧСС; при наличии у пациента нормоаритмии сеанс терапии музыкальным ритмом начинается в условиях, где показатель ВРМ соответствует ЧСС пациента и продолжается до момента купирования экстрасистолии, при этом пациент прослушивает различные музыкальные произведения с одинаковыми ВРМ; для пациентов с брадикардией подбираются темпы музыкальных произведений, увеличивающие ЧСС (например, от 40 до 72 ВРМ), для пациентов с тахикардией - понижающие (например, от 140 до 72 ВРМ).

Таким образом, сеансы терапии музыкальным ритмом проводят до момента нормализации ритма конкретного пациента, при этом 1 сеанс аутотренинга включает в себя прослушивание 3-5 музыкальных композиций по 2-3 мин каждая, в течение 10-15 мин ежедневно, но не более 3-5 сеансов за один день. Количество сеансов определяется скоростью достижения конечного результата. Конечным результатом является создание биогармоничной мелодии, которая вызывает состояния психоэмоциональной релаксации, при которой деятельность сердечно-сосудистой системы осуществляется в условиях нормосистолии и при нормальных показателях АД, то есть соответствует физиологическим параметрам деятельности сердечно-сосудистой системы. На заключительном этапе происходит закрепление достигнутого результата путем прослушивания серии различных музыкальных произведений в одном и том же заданном темпе. Сеансы поддерживающей терапии музыкальным ритмом проводят по требованию, в течение длительного времени. Таким образом, достигают увеличения возможностей контроля сердечного ритма и поддержания ускользающего музыкального терапевтического эффекта, который при условии закрепления его по типу условного рефлекса может длительно сохраняться.

Способ осуществляется с помощью «Музыкально-терапевтического аутотренажера «Кардиоке», который является биокибернетической системой, представляющей собой совокупность видео- или аудиоцентра с функцией «караоке» и совместимого с этой системой звукоснимающего устройства (электронного стетоскопа) - коммуникатора БОС, способного преобразовывать вибрационные шумы пульсирующей артерии или сердца в акустические звуки. К одному из разъемов «микрофон» подключается вышеописанное звукоснимающее устройство (возможно параллельно с микрофоном и тогда методика аутотренинга может сочетаться с пением в микрофон), а к разъему «выход» - наушники или акустические системы (возможно и то, и другое одновременно). Процесс создания биокомпозиции (биомелодии) музыкальный терапевт может контролировать через выносные динамики. Устройство крепится на запястье - область проекции лучевой артерии или на область проекции верхушки сердца. Фиксация устройства осуществляется при помощи регулируемых по размеру нагрудных поясов или ремешков на запястье. Система «Кардиоке» может быть дополнительно оснащена функцией, способной изменять темп фонограммы и счетчиком ВРМ (Beats Per Minute - число сильных долей или ударов, приходящихся на 1 мин воспроизведения музыкального произведения), показания которого выводятся на дисплей. В этом случае пациент, следуя указаниям инструкции, сам задает диапазон требуемых ему параметров.

Для реализации способа коррекции устройство компонуется музыкально-терапевтическими программами, которые записываются на цифровых носителях информации в формате «караоке», к ним прилагаются инструкции для пользователей, составленные музыкальным терапевтом, и пациент может самостоятельно проводить сеансы аутотренинга на дому.

Пример музыкально-терапевтической программы.

(Программа составлена на основе Видео Караоке. 100 песен. «Наши любимые шлягеры». Изготовитель ООО «Мега Видео». Россия. Санкт-Петербург. 2003 г.)

1. №60. Олеся (Сябры). ВРМ-40. (Beats Per Minute - число сильных долей или ударов, приходящихся на 1 мин воспроизведения музыкального произведения).

2. №67. Снегопад (Брегвадзе М.). ВРМ-44.

3. №4. Еще не вечер (Вайкуле Л.). ВРМ-48.

4. №22. Вася (Браво). ВРМ-52.

5. №28. Звездочка моя ясная (Цветы). ВРМ-56.

6. №59. Белый снег (Верасы). ВРМ-60.

7. №68. Разноцветные ярмарки (Леонтьев В.). ВРМ-64.

8. №49. Яблоки на снегу (Муромов М.). ВРМ-68.

9. №58. Снег кружится (Пламя). ВРМ-72.

10. №37. Честно говоря (Цветы). ВРМ-76.

11. №16. Студентка-практикантка (Осин Е.). ВРМ-80.

12. №89. Позвони (П.Бюль-Бюль Оглы). ВРМ-84.

13. №2. Букет (Барыкин А.). ВРМ-88.

14. №97. Снится мне деревня (Беликов С.). ВРМ-92.

15. №6. Мои года (Кикабидзе В.). ВРМ-96.

16. №7. Московские окна (Гурченко Л.). ВРМ-100.

17. №24. Московский бит (Браво). ВРМ-104.

18. №91. Надо подумать (Мирза Завере, Имант Ванзович). ВРМ-108.

19. №23. Король «Оранжевое лето» (Браво). ВРМ-112.

20. №47. Старая мельница (Николаев И.). ВРМ-116.

21. №57. Вот такая беда. (Поющие сердца). ВРМ-120.

22. №21. Милый мой твоя улыбка (Азиза). ВРМ-124.

23. №26. Ветер северный (Голубые гитары). ВРМ-128.

24. №66. Шаланды (Бернес М.). ВРМ-132.

25. №54. Снег кружится (Пламя). ВРМ-136.

26. №70. Пять минут (Гурченко Л.). ВРМ-140.

Примеры осуществления способа

Музыкально-терапевтический тренинг осуществлялся при помощи параллельной установки динамиков системы караоке и динамиков музыкального центра, к которому соединительным кабелем и переходниками подсоединялся электронный стетоскоп для беременных производства Тайвань «Bebesounds» (http://bebesound.com/pdfs/PrenatalListening.pdf). Тем самым достигалось состояние, во время которого на фоне прослушивания музыкальной терапевтической программы пациент слышал звуки работы своего сердца.

1. Пример. Больной А. 25 лет. Нейроциркуляторная дистония гипертензивного типа. Нарушение ритма по типу предсердной экстрасистолии, тахикардии. АД 150/90 мм рт.ст. ЧСС ˜92 в 1 мин. До 5 экстрасистол в 1 мин. Целевые значения: ЧСС-72 уд. в 1 мин, АД - 120/80 мм рт.ст.

Сеанс №1. Пациент находится в лежачем или сидячем положении в условиях температурного комфорта в изолированном от шума помещении. 10-минутный отдых совмещается с тестированием чувства музыкального ритма. У испытуемого определено достаточно хорошее чувство музыкального ритма. Врач или сам пациент, получающий плановую медикаментозную терапию, замеряет пульс и, ориентируясь на его показатели, выбирает композицию, в которой ВРМ 92 в 1 мин. При помощи специального пояса звукоснимающее устройство (коммуникатор БОС) крепится к телу пациента в области проекции верхушки сердца и включается выбранная фонограмма длительностью до 3 мин. Пациент прослушивает выбранную композицию музыкальной терапевтической программы и слышит на ее фоне аритмичные звуки, отражающие работу сердца. Аритмичные звуки диссонируют с ритмическим рисунком мелодии. Диссонанс вызывает у пациента чувство психоэмоционального дискомфорта, и естественной реакцией организма является стремление ослабить воздействия этого патологического процесса. Ударные инструменты музыкального произведения навязывают пациенту свой регулярный ритм и физиологический темп, при этом пациент старается интегрировать ритм сердцебиений в темп услышанной мелодии, трансформируя звуки работающего сердца в ведущую партию ударных инструментов фонограммы, это инициирует рефлекторную автоподстройку сердечного ритма, и в соответствии с действием биологической обратной связи (БОС) пациент корригирует процессы регуляции сердечного ритма путем урежения или ускорения числа дыхательных движений, увеличения или уменьшения глубины дыхания, что позволяет ускорить адаптацию и синхронизацию числа сердечных сокращений (ЧСС) к числу сильных долей или ударов, приходящихся на 1 мин воспроизведения музыкального произведения (ВРМ).

Задачи тренируемого: перевести тахисистолическую форму ритма в нормосистолию, убрать экстрасистолию. Итогом прослушивания первого музыкального произведения явилось отсутствие гармоничной биомелодии (биокомпозиции). У пациента отмечается редкая экстрасистолия (до 3 экстрасистол в 1 мин). ЧСС пациента равно ˜92 в 1 мин. АД 140/90 мм рт.ст. Темп фонограммы не меняется, и пациент вновь прослушивает прежнее музыкальное произведение длительностью до 3 мин. Итог аутотренинга - появление биомелодии (биокомпозиции), в которой отсутствует экстрасистолия и ЧСС - 92 в 1 мин. АД 140/90 мм рт.ст. Третья фонограмма соответствует 88 ВРМ длительностью до 3 мин. Пациент в наушниках или без них прослушивает эту композицию музыкальной терапевтической программы и слышит на ее фоне ритмичные звуки, отражающие работу сердца с ЧСС - 92 в 1 мин. Несоответствие темпа исполнения музыкального произведения с ЧСС пациента диссонирует с ритмическим рисунком мелодии. Диссонанс вызывает у пациента чувство психоэмоционального дискомфорта, и естественной реакцией организма является стремление ослабить воздействия этого патологического процесса. Ударные инструменты музыкального произведения навязывают пациенту свой регулярный ритм и физиологический темп, при этом пациент старается интегрировать ритм сердцебиений в темп услышанной мелодии, трансформируя звуки работающего сердца в ведущую партию ударных инструментов фонограммы, что инициирует рефлекторную автоподстройку сердечного ритма, и в соответствии с действием биологической обратной связи (БОС) пациент корригирует процессы регуляции сердечного ритма путем урежения или ускорения числа дыхательных движений, увеличения или уменьшения глубины дыхания, что позволяет ускорить адаптацию и синхронизацию числа сердечных сокращений (ЧСС) к числу сильных долей или ударов, приходящихся на 1 мин воспроизведения музыкального произведения (ВРМ).

Задачи тренируемого: привести ЧСС в соответствие к темпу исполнения фонограммы. Итогом прослушивания третьего музыкального произведения явилось создание биомелодии (биокомпозиции), в которой ЧСС пациента равно 88 в 1 мин, то есть соответствует ВРМ прослушанного музыкального произведения. Четвертая фонограмма соответствует 84 ВРМ длительностью до 3 мин. Пациент в наушниках или без них прослушивает очередную композицию музыкальной терапевтической программы и слышит на ее фоне ритмичные звуки, отражающие работу сердца с ЧСС - 88 в 1 мин. Несоответствие темпа исполнения музыкального произведения с ЧСС пациента диссонирует с ритмическим рисунком мелодии. Диссонанс вызывает у пациента чувство психоэмоционального дискомфорта и естественной реакцией организма является стремление ослабить воздействия этого патологического процесса. Ударные инструменты музыкального произведения навязывают пациенту свой регулярный ритм и физиологический темп, при этом пациент старается интегрировать ритм сердцебиений в темп услышанной мелодии, трансформируя звуки работающего сердца в ведущую партию ударных инструментов фонограммы, что инициирует рефлекторную автоподстройку сердечного ритма, и в соответствии с действием биологической обратной связи (БОС) пациент корригирует процессы регуляции сердечного ритма путем урежения или ускорения числа дыхательных движений, увеличения или уменьшения глубины дыхания, что позволяет ускорить адаптацию и синхронизацию числа сердечных сокращений (ЧСС) к числу сильных долей или ударов, приходящихся на 1 мин воспроизведения музыкального произведения (ВРМ)

Задачи тренируемого: привести в соответствие ЧСС к темпу исполнения фонограммы. Итогом прослушивания четвертого музыкального произведения явилось создание биомелодии (биокомпозиции), в которой ЧСС пациента равно 84 в 1 мин, то есть соответствует ВРМ прослушенного музыкального произведения. АД 130/85 мм рт.ст. Длительность 1-го сеанса составила 12 мин. Целевые ЧСС и АД не достигнуты.

Сеанс №2. После 10-минутного отдыха пациент замеряет пульс. Изначальное ЧСС пациента вновь равно 92 в 1 мин., экстрасистолия отсутствует. АД 140/90 мм рт.ст. Пациент находится в лежачем или сидячем положении в условиях температурного комфорта в изолированном от шума помещении. Выбирается композиция, в которой ВРМ музыкального произведения соответствует 88 в 1 мин. При помощи специального пояса или ремешка звукоснимающее устройство (коммуникатор БОС) крепится к телу пациента в области проекции верхушки сердца и включается выбранная фонограмма длительностью до 3 мин. Пациент прослушивает выбранную композицию музыкальной терапевтической программы и слышит на ее фоне ритмичные звуки, отражающие работу сердца. Несоответствие темпа исполнения музыкального произведения с ЧСС пациента диссонирует с ритмическим рисунком мелодии. Диссонанс вызывает у пациента чувство психоэмоционального дискомфорта, и естественной реакцией организма является стремление ослабить воздействия этого патологического процесса. Ударные инструменты музыкального произведения навязывают пациенту свой регулярный ритм и физиологический темп, при этом пациент старается интегрировать ритм сердцебиений в темп услышанной мелодии, трансформируя звуки работающего сердца в ведущую партию ударных инструментов фонограммы, что инициирует рефлекторную автоподстройку сердечного ритма, и в соответствии с действием биологической обратной связи (БОС) пациент корригирует процессы регуляции сердечного ритма путем урежения или ускорения числа дыхательных движений, увеличения или уменьшения глубины дыхания, что позволяет ускорить адаптацию и синхронизацию числа сердечных сокращений (ЧСС) к числу сильных долей или ударов, приходящихся на 1 мин воспроизведения музыкального произведения (ВРМ)

Задачи тренируемого: привести в соответствие ЧСС к темпу исполнения фонограммы. Итогом прослушивания первого музыкального произведения явилось отсутствие гармоничной биомелодии (биокомпозиции), в которой бы ЧСС пациента соответствовало темпу фонограммы. Темп фонограммы не меняется, и пациент вновь прослушивает прежнее музыкальное произведение длительностью до 3 мин. С ВРМ 88. Итог - создание биомелодии (биокомпозиции), в которой ЧСС пациента равно 88 уд. в 1 мин, то есть соответствует темпу прослушанного музыкального произведения. Вторая фонограмма соответствует 84 ВРМ длительностью до 3 мин. Пациент в наушниках или без них прослушивает следующую композицию музыкальной терапевтической программы и слышит на ее фоне ритмичные звуки, отражающие работу сердца с ЧСС - 88 в 1 мин. В дальнейшем регуляция сердечного ритма проходит по вышеописанной схеме.

Задачи тренируемого: привести в соответствие ЧСС к темпу исполнения фонограммы. Итогом прослушивания второго музыкального произведения явилось создание биомелодии (биокомпозиции), в которой ЧСС пациента равно 84 в 1 мин, то есть соответствует темпу исполнения музыкального произведения. Третья фонограмма соответствует 80 ВРМ длительностью до 3 мин. Пациент в наушниках или без них прослушивает третью композицию музыкальной терапевтической программы и слышит на ее фоне ритмичные звуки, отражающие работу сердца с ЧСС - 84 в 1 мин. В дальнейшем регуляция сердечного ритма проходит по вышеописанной схеме.

Задачи тренируемого: привести в соответствие ЧСС к темпу исполнения фонограммы. Итогом прослушивания третьего музыкального произведения явилось создание биомелодии (биокомпозиции), в которой ЧСС пациента равно 80 в 1 мин. АД 130/85 мм рт.ст. Длительность 2-го сеанса составила 12 мин. Целевые ЧСС и АД не достигнуты.

Сеанс №3. ЧСС пациента равно 80 в 1 мин, экстрасистолия отсутствует. АД 130/85 мм рт.ст. Пациент находится в лежачем или сидячем положении в условиях температурного комфорта в изолированном от шума помещении. По