Аварийная осветительная установка "световая башня" (варианты), способ приведения в рабочее и транспортное положения установки и способ работы установки

Иллюстрации

Показать все

Решаемой и достигаемой технической задачей вариантов конструкции, способа приведения аварийной установки в рабочее и транспортное положения и способа работы установки является упрощение конструкции установки, повышение ее безопасности, расширение функциональных возможностей. В первом варианте исполнения аварийная осветительная установка имеет основание, выполненное из герметично соединенных с опорой дополнительных надувных оболочек, воздушные полости которых сообщены с воздушной полостью опоры, дополнительные надувные оболочки расположены вокруг опоры за ее пределами в проекции на горизонтальную плоскость и каждая из них имеет средство ее связи с площадкой. Нагнетатель воздуха расположен в воздушной полости любой дополнительной надувной оболочки или за ее пределами. Второй вариант содержит все признаки первого варианта и отличается от него тем, что опора выполнена конической и центральная верхняя часть опоры, находящаяся в зоне вершины конуса, связана с основанием натяжителем, который находится в состоянии растяжения в рабочем положении установки. Способ приведения аварийной осветительной установки в рабочее и транспортное положения включает подачу воздуха под давлением в воздушную полость оболочки надувной опоры до состояния распрямления оболочки при выведении опоры из сложенного транспортного положения в вертикальное рабочее положение, стравливание воздуха из воздушной полости оболочки надувной опоры до состояния складывания оболочки при ее опускании в транспортное положение. Во время работы осветительной установки снижением и повышением производительности нагнетателя воздуха уменьшают или увеличивают высоту опоры. 4 н. и 7 з.п. ф-лы, 13 ил.

Реферат

Данные технические решения относятся к таким средствам освещения, которые применяются в ночное время суток в аварийных условиях в местах аварий, катастроф и спасения, при этом основным элементом таких средств является вертикально устанавливаемая в рабочее положение надувная опора, выполненная из гибкой оболочки и служащая для поддержания на высоте мощного источника света для освещения больших терпящих бедствия территорий.

Известны средства аварийного освещения [1-20], каждое из которых имеет надувную оболочку, расположенный в оболочке источник света, при этом в [1, 4, 5, 10, 14, 19] надувная оболочка выполнена в виде таких конструкций, верхние части которых соединены с опорными площадками посредством растяжек, при этом посредством надувных оболочек на таких средствах освещения закреплены источники света.

В патентной документации [15, 17, 18, 20] в качестве опоры средства освещения использована надувная оболочка, образующая при ее надувании устойчивую конструкцию, при этом в верхней части опоры расположен источник света.

Наиболее близким техническим решением к данному изобретению по сущности и достигаемому эффекту является аварийная осветительная установка, содержащая выполненную из гибкой оболочки надувную опору, в воздушной полости которой, в верхней центральной ее части, закреплена электролампа, основание, на котором расположена опора, сообщенный с атмосферой и воздушной полостью опоры нагнетатель воздуха с воздухозаборным и воздуховыпускным патрубками, растяжки, связанные с опорой и площадкой, на которой установлено основание [17].

В этой осветительной установке имеются канаты, связанные с внутренней стороной надувной оболочки и основанием, при этом с основанием канаты связаны посредством барабанов, закрепленных на основании, причем осветительная установка имеет также проходящий вдоль ее опоры центральный канат, связанный с основанием и верхней частью опоры.

Конструкция данной аварийной осветительной установки [17] предусматривает способ приведения установки в рабочее и транспортное положения, включающий подачу воздуха под давлением в воздушную полость оболочки надувной опоры до состояния распрямления оболочки при выведении опоры из сложенного транспортного положения в вертикальное рабочее положение, стравливание воздуха из воздушной полости оболочки надувной опоры до состояния складывания оболочки при ее опускании в транспортное положение.

Существенным обстоятельством для нормальной работы осветительной установки является ее устойчивость при действии на нее ветровых нагрузок, стабильное рабочее положение в процессе работы, безопасное развертывание опоры в рабочее положение и ее складывание в транспортное положение. При этом под безопасностью понимаются меры и средства предотвращения незапланированного складывания опоры и ее падения при изменении давления воздуха в оболочке. В настоящее время к таким мерам относятся в основном дополнительные средства поддержания опоры во время ее складывания и эти средства не входят в состав конструкции осветительной установки.

Существенным с точки зрения решаемой технической задачи данного изобретения является задача упрощения конструкции установки, поскольку в известном прототипе содержится множество элементов, усложняющих конструкцию основания установки.

В условиях эксплуатации, которые относятся к аварийным экстремальным условиям, зачастую возникает необходимость расположения аварийной установки под мостами перекрытиями, в тоннелях и в связи с этим необходимость уменьшения высоты опоры установки. В случае необходимости расширения действия осветительной установки путем повышения высоты опоры и электролампы с целью освещения большой аварийной территории возникает необходимость повышения высоты опоры.

В конструкции аварийной осветительной установки [17] предусмотрен способ работы аварийной осветительной установки, включающий операцию непрерывного нагнетания воздуха нагнетателем воздуха в воздушную полость надувной оболочки опоры, установленной на основании установки и имеющей внутри электролампу для освещения аварийной территории, поддержание номинального давления воздуха в воздушной полости надувной оболочки опоры до заданной твердости и устойчивости опоры путем снижения или повышения производительности нагнетателя воздуха установки.

В конструкции аварийной осветительной установки [17] имеется связанный с верхней центральной частью опоры центральный канат и боковые канаты, связанные другими концам с основанием установки, однако в известной конструкции использовано множество элементов, усложняющих конструкцию и при этом не обеспечивающих возможность автоматического процесса уменьшения или увеличения высоты опоры.

Решаемой и достигаемой технической задачей вариантов конструкции, способа приведения аварийной установки в рабочее и транспортное положения и способа работы установки является упрощение конструкции установки, повышение ее безопасности, расширение функциональных возможностей.

Для решения поставленной задачи в аварийной осветительной установке (первый вариант), содержащей выполненную из гибкой оболочки надувную опору, в воздушной полости которой, в верхней центральной ее части, закреплена электролампа, основание, на котором расположена опора, сообщенный с атмосферой и воздушной полостью опоры нагнетатель воздуха с воздухозаборным и воздуховыпускным патрубками, растяжки, связанные с опорой и площадкой, на которой установлено основание, последнее выполнено из герметично соединенных с опорой дополнительных по крайней мере трех надувных оболочек, воздушные полости которых сообщены с воздушной полостью опоры, дополнительные надувные оболочки расположены вокруг опоры за ее пределами в проекции на горизонтальную плоскость и каждая из них имеет средство связи с площадкой, нагнетатель воздуха сообщен через воздуховыпускной патрубок с воздушной полостью любой дополнительной надувной оболочки.

Нагнетатель воздуха и его воздуховыпускной патрубок расположены в воздушной полости одной надувной дополнительной оболочки основания.

Нагнетатель воздуха и его воздуховыпускной патрубок расположены за пределами основания, при этом нагнетатель сообщен с воздушной полостью одной надувной дополнительной оболочки основания посредством воздуховыпускного патрубка.

Для решения поставленной задачи в аварийной осветительной установке (второй вариант), содержащей выполненную из гибкой оболочки надувную опору, в воздушной полости которой, в верхней центральной ее части, закреплена электролампа, основание, на котором расположена опора, сообщенный с атмосферой и воздушной полостью опоры нагнетатель воздуха с воздухозаборным и воздуховыпускным патрубками, растяжки, связанные с опорой и площадкой, на которой установлено основание, последнее выполнено из герметично соединенных с опорой дополнительных по крайней мере трех надувных оболочек, воздушные полости которых сообщены с воздушной полостью опоры, дополнительные надувные оболочки расположены вокруг опоры за ее пределами в проекции на горизонтальную плоскость и каждая из них имеет средство связи с площадкой, нагнетатель воздуха сообщен через воздуховыпускной патрубок с воздушной полостью любой дополнительной надувной оболочки, опора выполнена конической, расположенная в зоне вершины конуса верхняя центральная часть опоры связана с основанием опоры натяжителем, находящимся в состоянии натяжения в рабочем положении осветительной установки.

Натяжитель выполнен из упругой тяги, концы которой связаны с основанием и верхней центральной частью опоры.

Натяжитель включает упругую тягу, установленный на оси с возможностью вращения барабан с расположенной внутри него пружиной кручения, концы которой жестко связаны с осью и барабаном, упругая тяга намотана на барабане, и ее один конец закреплен на нем, при этом второй конец упругой тяги закреплен на основании осветительной установки, а ось барабана связана с верхней центральной частью опоры.

Поставленная техническая задача достигается путем реализации способа приведения аварийной осветительной установки в рабочее и транспортное положения, включающего подачу воздуха под давлением в воздушную полость оболочки надувной опоры до состояния распрямления оболочки при выведении опоры из сложенного транспортного положения в вертикальное рабочее положение, стравливание воздуха из воздушной полости оболочки надувной опоры до состояния складывания оболочки при ее опускании в транспортное положение, при этом при подъеме и опускании опоры ее верхнюю центральную часть располагают внутри оболочки опоры таким образом, что во время подъема опоры ее верхнюю центральную часть поднимают после распрямления боковых сторон опоры по мере увеличения монтажной высоты опоры, а во время опускания опоры верхнюю центральную часть опоры опускают до начала складывания оболочки опоры в транспортное положение по мере уменьшения монтажной высоты опоры.

Подъем верхней центральной части опоры осуществляют путем приложения к центру тяжести верхней центральной части силы ее удержания от подъема Руд, позволяющей центральной части опоры подниматься с запаздыванием от подъема верхней кромки оболочки опоры при надувании в оболочку опоры воздуха, а опускание верхней центральной части опоры осуществляют путем приложения к центру тяжести верхней центральной части силы опускания Роп, позволяющей верхней центральной части опоры опускаться с опережением от опускания верхней кромки оболочки опоры при стравливании из оболочки опоры воздуха, при этом равнодействующую подъемную силу Рпод, приложенную к верхней кромке оболочки опоры, выбирают из условия Рпод<Руд<Роп.

Подъем верхней центральной части опоры с запаздыванием путем приложения к ней Руд и ее опускание с опережением от верхней кромки надувной оболочки опоры путем приложения к ней Роп осуществляют с помощью упругой тяги, связанной с верхней центральной частью опоры и основанием опоры и расположенной в воздушной полости надувной оболочки опоры на продольной оси ее симметрии.

Поставленная техническая задача достигается путем реализации способа работы аварийной осветительной установки, включающего операцию непрерывного нагнетания воздуха нагнетателем воздуха в воздушную полость надувной оболочки опоры, установленной на основании установки и имеющей внутри электролампу для освещения аварийной территории, поддержание номинального давления воздуха в воздушной полости надувной оболочки опоры до заданной твердости и устойчивости опоры путем снижения или повышения производительности нагнетателя воздуха установки, при этом во время работы осветительной установки снижением и повышением производительности нагнетателя воздуха уменьшают или увеличивают высоту опоры, для чего при уменьшении высоты опоры сначала снижают производительность нагнетателя воздуха ниже номинальной производительности и номинального давления в воздушной полости опоры и одновременно с этим, например, упругой тягой, прикрепленной к верхней центральной части опоры притягивают и перемещают вниз верхнюю центральную часть опоры в сторону основания установки, затем после достижения требуемой высоты опоры и фиксации на этой высоте верхней центральной части опоры, производительность нагнетателя воздуха увеличивают до номинального значения и номинального давления воздуха в воздушной полости опоры, а при увеличении высоты опоры на более высокий уровень увеличивают производительность нагнетателя воздуха от номинального до максимального значения, повышают от номинального до максимального значения давление воздуха в воздушной полости опоры, преодолевают натяжение упругой тяги, связанной с верхней центральной частью опоры, и перемещают повышенным давлением воздуха в воздушной полости опоры ее верхнюю центральную часть от ее фиксированного нижнего положения в верхнее положение в сторону от основания установки, далее после достижения требуемой высоты опоры и фиксации ее верхней центральной части в рабочем положении производительность нагнетателя воздуха уменьшают до номинальной величины, заданной твердости и устойчивости опоры.

На фиг.1 показана осветительная установка с горизонтально расположенными дополнительными надувными оболочками основания.

На фиг.2 - вид А на фиг.1.

На фиг.3 - установка с нагнетателем воздуха, расположенным в воздушной полости дополнительной надувной оболочки установки и за пределами дополнительной надувной оболочки; с наклонными дополнительными надувными оболочками основания, пунктиром показаны дополнительные надувные оболочки, которые имеют меньшую длину.

На фиг.4 - осветительная установка в продольном сечении с горизонтально расположенными дополнительными надувными оболочками основания и конической опорой (второй вариант).

На фиг.5 - верхняя часть конической опоры.

На фиг.6 - схема сил, действующих на верхнюю центральную часть опоры во время ее опускания из рабочего в транспортное положение.

На фиг.7 - схема сил, действующих на верхнюю центральную часть опоры во время ее подъема из транспортного положения в рабочее положение.

На фиг.8 - схема соединения верхней центральной части опоры с основанием осветительной установки и натяжителем, выполненным из упругой тяги.

На фиг.9 - второй вариант соединения верхней центральной части опоры с основанием установки посредством натяжителя, выполненного из упругой тяги.

На фиг.10 - вариант соединения натяжителя с верхней центральной частью опоры (натяжитель выполнен из упругой тяги и подпружиненного пружиной кручения барабана).

На фиг.11 - натяжитель, выполненный из упругой тяги и барабана.

На фиг.12 - осветительная установка с растяжками, связанными с боковыми сторонами опоры и дополнительными надувными оболочками основания установки.

На фиг.13 - осветительная установка с косынками, связанными с боковыми сторонами опоры и дополнительными надувными оболочками основания установки.

Аварийная осветительная установка «Световая башня» (первый вариант, фиг.1) содержит выполненную из гибкой надувной оболочки опору 1, в воздушной полости 2 которой на верхней центральной ее части 3 закреплена электролампа 4. Опора расположена на основании 5 и закреплена на нем. Установка имеет нагнетатель 6 воздуха, сообщенный с атмосферой и воздушной полостью 2 опоры. С опорой 1 связаны одними концами растяжки 7, которые другими концами связаны с площадкой 8, на которой установлено основание 5 установки. Растяжки 7 используют в случаях, когда необходимо повысить устойчивость опоры 1. В описанных ниже вариантах осветительной установки растяжки 7 могут отсутствовать, если устойчивость опоры удовлетворяет установленным требованиям.

Основание 5 выполнено из герметично соединенных с опорой 1 дополнительных надувных оболочек 9, воздушные полости 10 которых сообщены с воздушной полостью 2 опоры. Дополнительные надувные оболочки 9 расположены вокруг опоры 1 (фиг.2) за ее пределами в проекции на горизонтальную плоскость. Каждая дополнительная надувная оболочка 9 имеет средство 11 ее связи с площадкой 8.

Нагнетатель 6 воздуха может быть расположен в воздушной полости 10 дополнительной надувной оболочки 9 над местом 12 ее контакта с площадкой 8 или на наружной стороне оболочки 9 (фиг.3).

Второй вариант аварийной осветительной установки «Световая башня» содержит все перечисленные выше элементы и связи между ними. В отличие от первого варианта установки во втором ее варианте опора 1 выполнена конической (фиг.4), каждая боковая сторона которой расположена под углом α к вертикальной оси опоры 1. Вершина конуса опоры 1 второго варианта установки направлена вверх.

Верхняя центральная часть 3 опоры 1, находящаяся в зоне вершины конуса, связана с основанием 5 натяжителем, например упругой тягой 13, имеющей большой коэффициент растяжения. Упругая тяга 13 находится в состоянии растяжения в рабочем положении установки и в этой связи выполняет функции натяжителя, притягивающего верхнюю центральную часть 3 к основанию 5 осветительной установки.

Во втором и первом вариантах исполнения осветительной установки верхняя центральная часть 3 опоры 1 (фиг.5) включает нижний фланец 14 и соединенный с ним средствами соединения 15 верхний фланец 16, на котором закреплены патрон 17 электролампы 4 и защитная решетка 18, внутри которой расположена электролампа.

В качестве примера исполнения упругая тяга 13 во втором варианте исполнения установки связана с верхней центральной частью 3 опоры посредством защитной решетки 18. Возможны другие варианты соединения упругой тяги с верхней центральной частью 3 опоры. Однако в любом случае конструктивного исполнения этой связи, включая приведенный пример, упругая тяга 13 расположена на продольной оси симметрии опоры 1, на которой находится центр 19 тяжести верхней центральной части 3 опоры 1.

На фиг.6 и 7 условно позицией 20 показаны боковые стороны опоры. Во время подъема и опускания опоры 1 боковые стороны 20 опоры образуют в верхней части опоры 1 кромку 21.

Во втором и первом вариантах исполнения осветительной установки каждая надувная оболочка 9 имеет средство 11, с которым соединена одним своим концом 22 растяжка 23, другой конец которой соединен с площадкой 8 в точке 24. Позицией 25 показаны анкеры, закрепляемые на площадке 8. Растяжки 23 выполнены жесткими или упругими.

Нагнетатель 6 воздуха имеет сообщенный с атмосферой воздухозаборный патрубок 26, конец которого герметично прикреплен к одной дополнительной надувной оболочке 9, а также воздуховыпускной патрубок 27, расположенный в воздушной полости 10 дополнительной надувной оболочки 9. Воздуховыпускной патрубок 27 сообщен с воздушными полостями 10 других дополнительных надувных оболочек 9 и с воздушной полостью 2 надувной оболочки опоры 1. Упругая тяга 13 связана с верхней центральной частью 3 опоры 1 в точке 28, расположенной в воздушной полости 2 надувной оболочки опоры 1 на продольной оси ее симметрии.

Точка 28 крепления натяжителя к верхней центральной части 3 опоры может находиться на любом элементе верхней центральной части при условии расположения этой точки на продольной оси 29 опоры 1 (фиг.5) и при условии расположения на этой оси центра тяжести 19 верхней центральной части 3 опоры.

Верхняя центральная часть 3 опоры (фиг.8) соединена с основанием 5 установки или с дополнительными надувными оболочками 9, например, посредством растяжек 30, каждая из которых простирается от дополнительной надувной оболочки 9 в сторону продольной оси 29. Каждая растяжка 30 закреплена на дополнительной надувной оболочке 9 и соединена своим верхним концом с другими аналогичными растяжками 30. В этом варианте исполнения все растяжки 30 соединены с нижним концом упругой тяги 13 в точке 31. Возможны другие варианты соединения верхней центральной части 3 опоры 1 с основанием 5 установки посредством натяжителя данного типа - упругой тяги 13.

На фиг.9 показано, что верхняя центральная часть 3 опоры 1 соединена упругой тягой с нижней торцовой частью 32 надувной оболочки опоры 1 в точке 33, расположенной в центре нижней центральной части надувной оболочки опоры 1. Следует отметить, что в представленной на фиг.9 схеме осветительной установки нижняя часть опоры 1, включая нижнюю центральную часть или торцовую часть 32 надувной оболочки опоры 1, входит по существу в состав основания осветительной установки, поскольку она расположена ниже мест соединения с ней дополнительных надувных оболочек 9 и образует с ними несущую упругую конструкцию.

Если в случае большой высоты опоры, длина и упругость натяжителя, выполненного из упругой тяги 13 оказываются недостаточными, то с целью повышения удерживающей силы Руд и силы опускания Роп (фиг.6, 7) к верхней центральной части 3 опоры (фиг.10) крепят вторую часть 34 натяжителя, которая содержит жестко связанную с верхней центральной частью 3 опоры ось 35, установленный на ней барабан 36, внутри которого расположена пружина кручения 37, один конец которой закреплен на оси 35 (фиг.11), а другой конец пружины закреплен на барабане 36.

На фиг.10 показан один из вариантов крепления второй части 34 натяжителя к верхней центральной части 3 опоры, например к защитной решетке 18. Этот вариант не исключает другие варианты крепления второй части 34 натяжителя к верхней центральной части 3 опоры 1.

Со второй частью 34 натяжителя, в частности с его барабаном 36, соединена верхним концом первая часть натяжителя - упругая тяга 13, которая намотана на барабане и своим верхним концом закреплена на нем, а нижний ее конец соединен описанным выше образом с основанием 5 опоры так, как это показано на фиг.8 или 9.

Каждая растяжка 7 (фиг.4) может быть связана с основанием 5 средством 11 соединения дополнительной надувной оболочки 9 основания с площадкой 8. Каждое такое средство 11 расположено на дополнительной надувной оболочке 9. Пунктиром на фиг.4 и 13 показаны положения растяжек в разных вариантах соединения опоры с площадкой 8.

В другом исполнении соединений дополнительных надувных оболочек 9 с опорой 1 установки применены косынки 38 (фиг.12), каждая из которых выполнена из гибкого сплошного материала. Одна сторона каждой косынки 38 прикреплена к боковой стороне 20 опоры 1, а вторая смежная сторона косынки 38 прикреплена к верхней стороне 39 дополнительной надувной оболочки 9 основания 5 установки. Каждая косынка 38 расположена в угловых частях установки, образованных боковыми сторонами 20 опоры 1 и верхними сторонами 39 дополнительных надувных оболочек 9 основания 5.

Работа вариантов осветительных установок поясняется способом приведения в рабочее и транспортное положения аварийной осветительной установки. Описанный ниже способ предназначен преимущественно для его реализации в осветительных установках, имеющих конические опоры (фиг.4). Этот способ не исключает его реализацию в осветительных установках, имеющих цилиндрические опоры (фиг.1).

Чтобы развернуть осветительную установку (фиг.4) в рабочее положение и надежно закрепить ее на площадке 8, располагают на площадке дополнительные надувные оболочки 9 (фиг.2), растягивают их в стороны и растяжками 23 концы надувных оболочек 9 соединяют с предварительно закрепленными на площадке анкерами 25. Следует отметить, что вместо анкеров могут быть применены иные известные средства для фиксации на площадке концов дополнительных надувных оболочек 9 посредством растяжек 23, которые прикреплены к дополнительным надувным оболочками средствами 11 этих оболочек.

Ориентируют верхнюю центральную часть 3 опоры (фиг.7) между ее боковыми сторонами 20 приблизительно так, как это показано на этом изображении, и включают в работу нагнетатель 6 воздуха. Последний забирает через воздухозаборный патрубок 26 (фиг.4) нагнетателя 6 воздух из атмосферы и нагнетает его под давлением через воздуховыпускной патрубок 27 сначала в воздушные полости 10 дополнительных оболочек 9, а затем в воздушную полость 2 опоры 1. Дополнительные надувные оболочки 9 раздуваются, становятся упругими и образуют собой основание осветительной установки. При этом растяжки 23 натягиваются и фиксируют основание на площадке 8. По мере поступления воздуха в воздушную полость 2 опоры 1 надувная оболочка опоры также раздувается до состояния заданной твердости. При повышении давления воздуха в воздушной полости 2 опоры 1 она устанавливается в вертикальное положение. Приведение осветительной установки в транспортное положение осуществляется в обратном порядке.

Данный способ включает одновременную подачу воздуха под давлением от нагнетателя 6 воздуха в воздушные полости 10 дополнительных надувных оболочек 9 и в воздушную полость 2 оболочки надувной опоры 1.

Чтобы привести осветительную установку в транспортное положение, воздух из всех воздушных полостей установки стравливают или выпускают до состояния складывания надувных оболочек опоры 1 и основания 5.

При подъеме опоры 1 (фиг.7) ее верхнюю центральную часть 3 располагают внутри оболочки опоры таким образом, что во время подъема опоры верхнюю центральную часть 3 поднимают после распрямления боковых сторон 20 опоры по мере увеличения монтажной (постоянно изменяющейся) высоты опоры.

Во время опускания опоры (фиг.6) ее верхнюю центральную часть 3 опускают до начала складывания боковых сторон 20 оболочки опоры в транспортное положение по мере уменьшения монтажной высоты опоры.

При подъеме опоры к ее верхней центральной части 3 (фиг.7) прикладывают силу удержания Руд центральной части 3 от ее подъема. Эта сила позволяет центральной части опоры 3 подниматься с запаздыванием от подъема верхней кромки 21 оболочки опоры 1 при надувании в оболочку опоры воздуха.

При опускании опоры (фиг.6) к ее верхней центральной части 3 прилагают силу опускания Роп. Эта сила позволяет верхней центральной части 3 силы опускаться с опережением от опускания верхней кромки 21 оболочки опоры 1 при стравливании из оболочки опоры воздуха.

Как во время подъема, так и во время опускания опоры равнодействующую подъемную силу Рпод (от действия давления воздуха в воздушной полости 2 опоры) на верхней кромке 21 надувной оболочки опоры выбирают из условия Рпод<Руд<Роп.

Подъем верхней центральной части 3 опоры (фиг.6) с запаздыванием путем приложения к ней Руд и ее опускание с опережением от верхней кромки надувной оболочки опоры путем приложения к ней Роп осуществляют натяжителем. В одном случае - упругой тягой 13, в другом случае - натяжителем в составе упругой тяги и второй части 34 натяжителя. Подъем и опускание верхней центральной части 3 опоры 1 происходит при натянутом положении упругой тяги 13.

При подъеме опоры натяжитель удерживает верхнюю центральную часть 3 опоры от ее подъема и она движется вверх с запозданием от движения верхней кромки 21. Это запаздывание движения длится до тех пор, пока давление воздуха в воздушной полости 2 не превысит силу удержания Руд верхней центральной части 3. Практически это происходит в конце надувания надувной оболочки опоры 1. После этого сила подъема опоры Рпод становится больше Руд и верхняя часть опоры принимает вид, показанный на фиг.5.

При складывании опоры и падении давления в воздушной полости 2 опоры сила подъема опоры Рпод уменьшается и на верхнюю центральную часть 3 опоры действует сила опускания Роп, складывающаяся из массы верхней центральной части 3 опоры и направленной вниз силы от действия натяжителя. В этом случае верхняя центральная часть 3 опоры проваливается вниз, как это показано на фиг.6, и увлекается в сторону основания натяжителем.

Если в осветительной установке с большой высотой опоры 1 используется натяжитель (фиг.10) в составе первой его части - упругой тяги 13 и второй его части 34, то в процессе установки опоры в рабочее положение и подачи воздуха в ее воздушную полость 2 верхняя центральная часть 3 опоры поднимается вместе с барабаном 36. При этом упругая тяга 13 растягивается до установленного размера и в случае недостаточного усилия Руд закручивается пружина кручения 37, создавая заданное сопротивление подъему верхней центральной части 3 опоры или усилие ее удержания Руд. Этот подъем опоры соответствует схеме подъема, которая показана на фиг.7. При такой схеме во время подъема опоры ее верхняя кромка 21 остается всегда выше верхней центральной части 3 опоры, что стабилизирует вертикальное положение опоры во время ее подъема и исключает заваливание опоры на сторону от действия массы верхней центральной части и от действия внешних, например ветровых, нагрузок.

При опускании опоры 1 (фиг.6) усилие опускания Роп складывается из усилия закрученной пружины кручения 37 (фиг.11), усилия растянутой упругой тяги 13 и массы верхней центральной части 3 опоры (фиг.10). Поскольку во время опускания опоры воздух из воздушной полости 2 опоры 1 выпускается, то суммарное усилие опускания опоры Роп (фиг.6) намного превышает усилие подъема опоры Рпод от остающегося давления воздуха в ее воздушной полости 2. В этом случае верхняя центральная часть 3 проваливается внутрь оболочки с опережением от опускания верхней кромки 21 оболочки опоры 1, что исключает возможное заваливание опоры на сторону, ее падение, повреждение электролампы, электрозамыкания и другие поломки.

При необходимости во время приведения установки в рабочее положение нагнетатель 6 воздуха (фиг.3) устанавливают или внутри воздушной полости 10 дополнительной надувной оболочки 9 или снаружи этой оболочки. В последнем случае нагнетатель герметично соединяют посредством его воздуховыпускного патрубка 27 с воздушной полостью 10 опоры. Патрубок 27 может быть выполнен с удлинителем для дистанционной подачи воздуха в осветительную установку от передвижной аварийной насосной станции.

Таким образом, при подъеме и опускании опоры осветительной установки по существу происходит телескопирование ее надувной оболочки, что упрощает монтажно-демонтажные работы и повышает безопасность осветительной установки. При этом выполнение основания из дополнительных надувных оболочек исключает необходимость применения множества элементов основания, что в существенной мере упрощает конструкцию осветительной установки и повышает технологичность ее изготовления.

Способ работы аварийной осветительной установки поясняется на примере представленной на фиг.4 конструкции второго варианта установки. При этом данный способ может быть использован в конструкции первого варианта установки, которая показана на фиг.1.

Способ работы аварийной осветительной установки включает операцию непрерывного нагнетания воздуха нагнетателем 6 воздуха (фиг.4) в воздушную полость 2 надувной оболочки опоры 1, которая установлена на основании 5 установки и имеет в воздушной полости 2 электролампу 4 для освещения аварийной территории. В данной установке в воздушной полости 2 опоры 1 расположен натяжитель, например упругая тяга 13, концы которой связаны с верхней центральной частью 3 опоры 1 и основанием 5 установки.

При работе установки поддерживают номинальное давление воздуха в воздушной полости 2 надувной оболочки опоры 1. Это давление обеспечивает заданную твердость и устойчивость опоры 1 и заданное растяжение натяжителя или упругой тяги 13. Номинальное давление воздуха в воздушной полости опоры поддерживают путем снижения или повышения производительности нагнетателя 6 воздуха установки. При этом во время работы осветительной установки снижением и повышением производительности нагнетателя 6 воздуха уменьшают или увеличивают высоту опоры 1.

Уменьшение высоты опоры осуществляют следующим образом. Сначала снижают производительность нагнетателя 6 воздуха ниже номинальной производительности и при этом снижают давление воздуха в воздушной полости 2 опоры 1. При этом упругая тяга 13, прикрепленная к верхней центральной части 3 опоры 1, силами упругости притягивает и перемещает вниз верхнюю центральную часть 3 опоры 1 в сторону основания 5 установки. После достижения требуемой высоты верхней центральной части 3 опоры 1 и ее фиксации на этой высоте производительность нагнетателя 6 воздуха и давление воздуха в воздушной полости 2 опоры 1 увеличивают до номинального значения и необходимой фиксации опоры на заданном уровне давлением воздуха в ее воздушной полости 2.

Увеличение высоты опоры 1 от ее низкого уровня до более высокого уровня осуществляют путем увеличения производительности нагнетателя 6 воздуха от номинального значения до максимального значения. При этом до максимального значения возрастает давление воздуха в воздушной полости 2 опоры 1. Это давление преодолевает натяжение упругой тяги 13, связанной с верхней центральной частью 3 опоры 1 и основанием 5, и поднимает верхнюю центральную часть 3 опоры от ее фиксированного нижнего положения в верхнее положение в сторону от основания 5 установки. При этом происходит подъем всей опоры 1 от действия повышенного давления воздуха в ее воздушной полости 2. После достижения требуемой высоты опоры и фиксации ее верхней центральной части 3 в рабочем положении путем стабилизации давления воздуха в воздушной полости 2 опоры производительность нагнетателя 6 воздуха и давление воздуха в воздушной полости опоры уменьшают до номинальной величины, заданной твердости и устойчивости опоры.

Источники информации

1. WO 02/44613 A1, 06.06.2002.

2. SU 887879 A, 07.12.1981.

3. RU 2188981 C2, 10.09.2002.

4. DE 8431698 U1, 19.06.1986.

5. FR 1592981 A, 26.06.1970.

6. WO 01/36065 A1, 25.05.2001.

7. RU 2123874 C1, 27.12.1998.

8. ЕР 0679413 А1, 02.11.1995.

9. ЕР 1059483 А2, 02.11.1995.

10. FR 2570049 A, 11.03.1986.

11. US 5083250 A, 21.01.1992.

12. US 6148551 A, 21.11.2000.

13. WO 03/098097 A1, 27.11.2003.

14. WO 03/088197 A1, 23.10.2003.

15. RU 36486 U1, 11.11.2003.

16. RU 2192581 C1, 10.11.2001.

17. WO 99/47853, 23.09.1999 (заявка RU 2000124534 A, 10.09.2002).

18. US 6322230 B1, 27.11.2001.

19. US 6012826, 11.01.2000.

20. FR 2736706, 17.01.1997.

1. Аварийная осветительная установка, содержащая выполненную из гибкой оболочки надувную опору, в воздушной полости которой, в верхней центральной ее части, закреплена электролампа, основание, на котором расположена опора, сообщенный с атмосферой и воздушной полостью опоры нагнетатель воздуха с воздухозаборным и воздуховыпускным патрубками, растяжки, связанные с опорой и площадкой, на которой установлено основание, отличающаяся тем, что основание выполнено из герметично соединенных с опорой дополнительных по крайней мере трех надувных оболочек, воздушные полости которых сообщены с воздушной полостью опоры, дополнительные надувные оболочки расположены вокруг опоры за ее пределами в проекции на горизонтальную плоскость и каждая из них имеет средство связи с площадкой, нагнетатель воздуха сообщен через воздуховыпускной патрубок с воздушной полостью любой дополнительной надувной оболочки.

2. Аварийная осветительная установка по п.1, отличающаяся тем, что нагнетатель воздуха и его воздуховыпускной патрубок расположены в воздушной полости одной надувной дополнительной оболочки основания.

3. Аварийная осветительная установка по п.1, отличающаяся тем, что нагнетатель воздуха и его воздуховыпускной патрубок расположены за пределами основания, при этом нагнетатель сообщен с воздушной полостью одной надувной дополнительной оболочки основания посредством воздуховыпускного патрубка.

4. Аварийная осветительная установка, содержащая выполненную из гибкой оболочки надувную опору, в воздушной полости которой, в верхней центральной ее части, закреплена электролампа, основание, на котором расположена опора, сообщенный с атмосферой и воздушной полостью опоры нагнетатель воздуха с воздухозаборным и воздуховыпускным патрубками, растяжки, связанные с опорой и площадкой, на которой установлено основание, отличающаяся тем, что основание выполнено из герметично соединенных с опорой дополнительных по крайней мере трех надувных оболочек, воздушные полости которых сообщены с воздушной полостью опоры, дополнительные надувные оболочки расположены вокруг опоры за ее пределами в проекции на горизонтальную плоскость и каждая из них имеет средство связи с площадкой, нагнетатель воздуха сообщен через воздуховыпускной патрубок с воздушной полостью любой дополнительной надувной оболочки, опора выполнена конической, расположенная в зоне вершины конуса верхняя центральная часть опоры связана с основанием опоры натяжителем, находящимся в состоянии натяжения в рабочем положении осветительной установки.

5. Аварийная осветительная установка по п.4, отличающаяся тем, что натяжитель выполнен из упругой тяги, концы которой связаны с основанием и верхней центральной частью опоры.

6. Аварийная осветительная установка по п.4, отличающаяся тем, что натяжитель включает упругую тягу, установленный на оси с возможностью вращения барабан с расположенной внутри него пружиной кручения, концы которой жестко связаны с осью и барабаном, упругая тяга намотана на барабане и ее один конец закреплен на нем, при этом второй конец упругой тяги закреплен на основании осветительной установки, а ось барабана связана с верхней центральной частью опоры.

7. Аварийная осветительная установка по п.1 или 4, отличающаяся тем, что она выполнена с косынками из гибкого материала, каждая из которых расположена в угловых частях, образованных боковыми сторонами опоры и дополнительными надувными об