Никель-водородная аккумуляторная батарея
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к электротехнике и касается металлгазовых химических источников тока, в частности никель-водородных аккумуляторных батарей (НВАБ). Техническим результатом изобретения является повышение удельных массогабаритных характеристик, защищенность от воздействия внешних факторов космического пространства, адаптируемость к существующим конструкциям НВАБ. Согласно изобретению НВАБ состоит из корпуса, в котором расположены соединенные между собой силовыми шинами в электрическую цепь аккумуляторы и байпасные устройства, байпасные устройства состоят из цилиндров с размещенными в них бескорпусными зарядными и разрядными диодами, заполненных теплопроводящим материалом, при этом цилиндры установлены в корпусе батареи и закреплены на нем посредством фланцев. Байпасное устройство собрано на бескорпусных диодах, теплосьем с которых осуществляется со всех поверхностей, а защита от воздействия внешних факторов космического пространства осуществляется самим корпусом батареи, что дает адаптируемость к существующим НВАБ, кроме того, устройство не имеет собственного защитного корпуса, и в соответствии с этим НВАБ имеет более высокие удельные характеристики. 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к электротехнике и касается металлгазовых химических источников тока, в частности никель-водородной аккумуляторной батареи (НВАБ). содержащей байпасные (обходные) устройства (БУ), предназначенные для парирования отказа никель-водородных аккумуляторов (НВА).
Любая никель-водородная аккумуляторная батарея представляет собой цепь из последовательно соединенных НВА. Отказ одного НВА влечет за собой отказ НВАБ в целом. Причиной отказа НВА может стать обрыв цепи, разгерметизация корпуса, деградация электрохимических групп (увеличение RВН). Также следствием последовательного соединения НВА является то, что полная емкость НВАБ определяется наименее заряженным НВА, вследствие некоторого разбаланса по величине емкости. Для повышения надежности и безотказности в состав НВАБ вводятся БУ.
Известна НВАБ (Батарея 40НВ-70 Технические условия ЖЦПИ.563533.012ТУ1 2002, лист 8), состоящая из последовательно соединенных НВА, каждый из которых содержит байпасное устройство в виде короткозамыкателя КЗОД-50 SESAT ЕИЖА.685122.011 одноразового действия (с развязывающими диодами), предназначенных для восстановления работоспособности НВАБ при отказе НВА в процессе штатной эксплуатации (восстановление осуществляется шунтированием отказавшего НВА накоротко).
Недостатком вышеуказанной НВАБ является необходимость управления срабатыванием короткозамыкателя.
Признаки, общие с предлагаемой НВАБ и аналога, следующие:
- НВАБ состоит из соединенных последовательно между собой в электрическую цепь аккумуляторов;
- НВАБ снабжена байпасными устройствами (короткозамыкателями).
Известна НВАБ (Модуль никель-водородной аккумуляторной батареи МНВАБ Технические условия ЖЦПИ.563534.006ТУ 2002, лист 27), состоящая из последовательно соединенных НВА, каждый из которых соединен силовыми шинами с байпасными диодами (далее БД), предназначенными для предотвращения выхода из строя НВАБ при выходе из строя или переполюсовке любого НВА. В конструкции применяемых БД используются корпусные диоды импортного производства (например, 1N6392).
Недостатками прототипа являются низкие удельные характеристики и необходимость защиты НВАБ от воздействия внешних факторов космического пространства.
Признаки прототипа, общие с предлагаемой НВАБ, следующие:
- НВАБ состоит из соединенных последовательно между собой в электрическую цепь аккумуляторов;
- НВАБ снабжена байпасными устройствами, соединенными с НВА силовыми шинами и предотвращающими ее выход из строя, при выходе из строя любого НВА (парируют отказ НВА).
Технический результат, достигаемый в предлагаемой НВАБ, заключается в повышении удельных массогабаритных характеристик, защищенности от воздействия внешних факторов космического пространства, адаптируемости к существующим конструкциям НВАБ.
Достигается это тем, что в НВАБ, состоящей из корпуса, в котором расположены соединенные между собой силовыми шинами в электрическую цепь аккумуляторы и байпасные устройства, байпасные устройства состоят из цилиндров с размещенными в них бескорпусными диодами, заполненных теплопроводящим материалом, при этом цилиндры установлены в корпусе батареи и закреплены на нем посредством фланцев.
Байпасное устройство собрано на бескорпусных диодах, теплосьем с которых осуществляется со всех поверхностей, а защита от воздействия внешних факторов космического пространства осуществляется самим корпусом батареи, что дает адаптируемость к существующим НВАБ; кроме того, байпасное устройство не имеет собственного защитного корпуса и в соответствии с этим НВАБ имеет более высокие удельные характеристики.
Отличительные признаки, обуславливающие соответствие предлагаемой НВАБ критерию новизна, следующие:
- байпасные устройства состоят из цилиндров с размещенными в них бескорпусными диодами;
- цилиндры заполнены теплопроводящим материалом;
- цилиндры установлены в корпусе НВАБ и закреплены на нем посредством фланцев.
Для обоснования соответствия предлагаемой НВАБ критерию «изобретательский уровень» был проведен анализ известных решений по литературным источникам. Отличительных признаков заявляемого решения в литературных источниках не обнаружено, поэтому, по мнению авторов, предлагаемая конструкция НВАБ соответствует критерию «изобретательский уровень».
Конструкция предлагаемой НВАБ изображена на фиг.1 и 2.
Предлагаемая НВАБ (фиг.1) состоит из следующих частей: корпуса 1, последовательно соединенных НВА 2, байпасного устройства 3 и силовых шин 4.
Байпасное устройство 3 (фиг.2) состоит из цилиндра 5, заполненного теплопроводящим материалом (на фиг.2 не показано) и в котором размещены бескорпусные диоды 6 (разрядные) и 7 (зарядные). Цилиндр 5 установлен в корпусе 1 и закреплен на нем посредством фланца 8.
Пример конкретного выполнения.
НВАБ 30 НВ-40 состоит из следующих частей: корпуса 1, последовательно соединенных 30 НВА 2, 30 байпасных устройств 3 и силовых шин 4.
Корпус 1 предназначен для объединения в нем всех составных частей в единое целое, обеспечения теплопередачи от бескорпусных диодов 6, 7 в процессе заряда/разряда НВАБ.
Последовательно соединенные НВА 2 предназначены для аккумулирования электрической энергии.
БУ 3 предназначены для парирования отказа НВА 2.
Силовые шины 4 предназначены для электрического соединения НВА 2 и БУ 3.
Конструктивно БУ 3 выполнено из алюминиевого сплава в виде цилиндра 5 с размерами, определяемыми величиной межаккумуляторного пространства. На боковой поверхности цилиндра 5, заполненного теплопередающим материалом, имеется площадка для установки бескорпусных диодов 6 и 7. Для крепления байпасного устройства 3 в корпусе 1 НВАБ на торце цилиндра 5 выполнен фланец 8, повторяющий форму корпуса 1 НВАБ в месте крепления.
Никель-водородная аккумуляторная батарея, состоящая из корпуса, в котором расположены электрически последовательно соединенные между собой силовыми шинами аккумуляторы и байпасные устройства, содержащие зарядные и разрядные диоды, отличающаяся тем, что байпасные устройства выполнены в виде цилиндров с размещенными в них бескорпусными разрядными и зарядными диодами, и заполнены теплопроводящим материалом, при этом цилиндры установлены в корпусе батареи и закреплены на нем посредством фланцев.