Устройство для подвода горячего газа к подвижному предкрылку или стабилизатору летательного аппарата

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к средствам защиты от обледенения подвижных поверхностей летательных аппаратов. Устройство представляет собой трубопровод, содержащий расположенный на подвижном предкрылке принимающий патрубок (6), установленный на крыле подающий патрубок (1) и колена. Патрубки и колена соединены между собой подшипниковыми узлами. Подшипниковые узлы, соединяющие между собой патрубки и колена, включают в себя подшипники вращения, размещенные в корпусах, а колена между собой соединены подшипниковым узлом (5), снабженным сферическим подшипником со скользящей посадкой по внутреннему диаметру, при этом уплотняющие кольца на сферическом подшипнике и уплотняющие шайбы на фланцах подшипников вращения выполнены металлическими. Изобретение повышает эффективность, надежность и снижает трудоемкость изготовления. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к средствам защиты от обледенения подвижных поверхностей л.а.

Известны устройства (1, 2, 3) для подвода горячего газа к предкрылкам, содержащие телескопически сочлененные трубы с шарнирными узлами, закрепленные в крыле и выдвижном предкрылке, и уплотнительные элементы. Телескопические устройства недостаточно надежны из-за:

1) используемых уплотнительных элементов, так как применяется газ с температурой до 240°С, а эластичные уплотнительные материалы имеют температуру применения значительно ниже, нарушается герметичность;

2) подшипники скольжения линейного перемещения без смазки (выгорает) имеют значительный коэффициент трения;

3) возможности заклинивания и заедания в момент складывания из полностью выдвинутого положения.

Наиболее близким техническим решением, выбранным за прототип, является устройство (4), содержащее подающий патрубок, установленный на крыле, и приемный патрубок, установленный на подвижном предкрылке, причем подающий и приемный патрубки соединены подвижным двухзвенным коленчатым трубопроводом с шарнирами.

Недостатками этого устройства являются большие габариты, сложность конструкции и сложность технологии изготовления, так как коленчатые трубопроводы имеют сложную, изогнутую в трех плоскостях форму, свариваемую из десятка отдельных частей более простой формы, что приводит к снижению надежности и увеличению трудоемкости изготовления, а шарнирные узлы требуют тщательной подгонки и притирки.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности, надежности и снижение трудоемкости изготовления устройства за счет компенсации отклонений при движении, простоты конструкции и возможности применения устройства в среде высоких температур.

Поставленная задача достигается тем, что в устройстве для подвода горячего газа к подвижному предкрылку или стабилизатору летательного аппарата, представляющему собой трубопровод, содержащем расположенный на подвижном предкрылке принимающий патрубок, установленный на крыле подающий патрубок и колена, патрубки и колена соединены между собой подшипниковыми узлами, которые включают в себя подшипники вращения, размещенные в корпусах, а колена между собой соединены подшипниковым узлом, снабженным сферическим подшипником со скользящей посадкой по внутреннему диаметру, при этом уплотняющие кольца на сферическом подшипнике и уплотняющие шайбы на фланцах подшипников вращения выполнены металлическими.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что отличительными признаками предлагаемого изобретения являются:

- вместо двух сложных механизмов проворачивания колен по двум осям каждый применен один сферический подшипниковый узел, что повышает надежность и обеспечивает простоту изготовления;

- вместо двух колен сложной формы, свариваемых из десятка кусочков, применены два колена простой формы, что повышает надежность и обеспечивает простоту изготовления.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

- на фиг.1 показано устройство для подвода горячего газа к подвижному предкрылку или стабилизатору л.а. в поперечном разрезе;

- на фиг.2 показано устройство в развернутом виде (сверху) в плане.

Устройство для подвода горячего газа к подвижному предкрылку или стабилизатору л.а. состоит из подающего патрубка 1, через который подается горячий воздух от магистрали л.а., соединенного через подшипниковый узел 2 с коленом 3. Узел 2 содержит два подшипника вращения, разделенных дистанционной втулкой, и закрывается крышкой на фланце корпуса. Другим концом колено 3 соединено с коленом 4 через сферический подшипниковый узел 5. Вторым концом колено 4 соединено с принимающим патрубком 6 через подшипниковый узел 7, аналогичный узлу 2. Патрубок 6 соединен неподвижно с коллектором ПОС подвижного предкрылка или стабилизатора.

Устройство работает следующим образом. При перекладке стабилизатора или выдвижении предкрылка, колено 3 поворачивается в подшипниковом узле 2 вокруг оси патрубка 1 (на фиг.1 против часовой стрелки). При этом колено 4 поворачивается в подшипниковых узлах 5 и 7 и устройство переводится из сложенного положения в развернутое, компенсируя разницу расстояния между подающим патрубком 1 и принимающим патрубком 6 на подвижном стабилизаторе или предкрылке. Для компенсации тепловых расширений, продольного смещения патрубков 1 и 6 относительно друг друга колено 4 имеет возможность перемещения по внутреннему диаметру сферического подшипника в узле 5 за счет скользящей посадки. Для компенсации несоосности коллектора ПОС и подающего патрубка 1 колено 4 может отклоняться от своего номинального положения на несколько градусов за счет сферического подшипника в узле 5. Колена 3, 4 и патрубок 6 изготавливаются из свариваемых полупатрубков и цилиндрических подшипниковых корпусов. Уплотнения выполнены в виде металлических колец на сферическом подшипнике узла 5 и металлических шайб в крышках корпусов, а соотношение размеров колен 3 и 4 и патрубков 1, 6 подобраны так, чтобы в крайних положениях устройства при складывании не достигалось положение "мертвых точек".

Предложенное устройство позволяет надежно передавать горячий газ из магистрали л.а. в подвижные части предкрылка или стабилизатора без потерь за счет применения только подшипников вращения, а не линейного перемещения и за счет компенсации температурных расширений, линейных и осевых смещений при движении механизма.

Конструкция устройства проста в изготовлении и надежна в эксплуатации.

Источники информации

1. Патент США № 5865400.

2. Патент США № 4615499.

3. Патент США № 4603824.

4. Самолет Ил-76, чертеж 1.76.01.7410.000. Воздушно-тепловая противообледенительная система предкрылка. Издание предприятия, 1969 г. (прототип).

Устройство для подвода горячего газа к подвижному предкрылку или стабилизатору летательного аппарата, представляющее собой трубопровод, содержащий расположенный на подвижном предкрылке принимающий патрубок, установленный на крыле подающий патрубок и колена, при этом патрубки и колена соединены между собой подшипниковыми узлами, отличающееся тем, что подшипниковые узлы, соединяющие между собой патрубки и колена, включают в себя подшипники вращения, размещенные в корпусах, а колена между собой соединены подшипниковым узлом, снабженным сферическим подшипником со скользящей посадкой по внутреннему диаметру, при этом уплотняющие кольца на сферическом подшипнике и уплотняющие шайбы на фланцах подшипников вращения выполнены металлическими.