Устройство для взлета и посадки самолетов

Изобретение относится к авиации, в частности к устройствам, обеспечивающим взлет и посадку самолетов на укороченных взлетно-посадочных полосах, а также в аварийных ситуациях. Устройство для взлета и посадки самолетов включает генераторы газа, расположенные в колодцах по бокам, в начале и в конце взлетно-посадочной полосы. Генераторы газа выполнены с возможностью их выдвижения из колодцев и регулировки направления газового потока по вертикали и горизонтали для обеспечения посредством газовой подушки ускоренного отрыва самолета при взлете, торможении и остановки самолетов в процессе посадки, а также противодействия сносу самолета при боковом ветре. Изобретение направлено на повышение безопасности взлетно-посадочных операций. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к авиации, в частности к устройствам, обеспечивающим взлет и посадку самолетов на укороченных взлетно-посадочных полосах, а также в аварийных ситуациях.

Известны такие устройства, как тормозные парашюты, сокращающие пробег самолета после посадки, а также паровые катапульты, используемые на авианосцах.

Тем не менее в ряде случаев применение названных выше средств оказывается недостаточным или невозможным.

Цель изобретения - разработать устройство, обеспечивающее большую компактность и безопасность взлетно-посадочных операций.

Поставленная цель достигается путем применения направленного газового потока, создаваемого реактивными двигателями или иными генераторами, установленными вдоль взлетно-посадочной полосы и в ее конце заподлицо с поверхностью полосы.

Такой газовый поток будет создавать газовую подушку, по которой самолеты будут скользить как при взлете, ускоренно отрываясь от полосы, так и при посадке. При посадке поток будет отклоняться навстречу самолету, а в конце взлетно-посадочной полосы конечными генераторами может аварийно создаваться встречная газовая стена высокой плотности, останавливающая выкатывающийся самолет.

При сильном боковом ветре часть генераторов направляет поток в сторону, противоположную направлению ветра, противодействуя сносу самолета.

Аналоги данному изобретению автору не известны.

На чертеже схематично изображено предложенное устройство в момент укороченной посадки самолета.

Предложенное устройство включает несколько расположенных по бокам взлетно-посадочной полосы газовых генераторов 1, а также расположенные в начале и в конце полосы генераторов 2 и 3. Генераторы могут располагаться и по осевой линии.

Все генераторы утоплены в колодцах заподлицо с поверхностью полосы и могут подавать газовый поток как из утопленного положения, направленный вверх, так и в приподнятом положении, направляя тормозящий поток в лоб приземлившемуся самолету, для чего генераторы устанавливаются на шарнирах.

Работает предложенная газовая подушка следующим образом.

При взлете самолета газовый поток, направленный генераторами 1 под самолет снизу-вверх, позволяет самолету ускоренно отрываться от взлетной полосы, после чего поток, поворачиваясь в сторону взлета, сопровождает самолет, чтобы он не просел.

При посадке встречный газовый поток, создаваемый генераторами 1 и 2, действуя по направлению навстречу-вверх, захватывает самолет еще до контакта с посадочной полосой, а после контакта переводится в лобовое направление.

В случаях, когда самолет может выкатиться за пределы аэродрома, в конце полосы генераторами 3 создается встречная газовая стена, мягко останавливающая самолет.

Самолеты, рассчитанные на подобную технологию посадки, могут снабжаться раскрываемыми поверхностями аэродинамического торможения.

Предложенная взлетно-посадочная газовая подушка может найти примечание на аэродромах, расположенных на стесненных площадях, окруженных высокими строениями или горами, но наиболее эффективно данная система может использоваться на авианосцах, как штатно, так и аварийно.

Устройство для взлета и посадки самолетов, включающее установленные по бокам взлетно-посадочной полосы генераторы газа, отличающееся тем, что генераторы газа установлены также в начале и в конце взлетно-посадочной полосы и расположены в колодцах с возможностью выдвижения из колодцев и регулировки направления газового потока по вертикали и по горизонтали для обеспечения посредством газовой подушки ускоренного отрыва самолетов при взлете, торможении и остановки самолетов в процессе посадки, а также противодействия сносу самолетов при боковом ветре.