Способ управления реверсивным тиристорным сервоприводом
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
23I652
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Заявлено 20.11.1967 (№ 1134545/24-7) Кл. 21с, 57!30 с присоединением заявки ¹
Л!ПК Н 02р
УДК 621.3.077.65:
:621.313.333
Приоритет
Опубликовано 28.Х1.1968. Бюллетень № 36
Дата опубликования описания 2.11 .1969
Комитет по делам иаобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Автор изобретения
Е. Л. Оркина
Заявитель Институт автоматики и телемеханики (технической кибернетики) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РЕВЕРСИВНЪ|М ТИРИСТОРНЪ|М
СЕРВОПРИВОДОМ
Известен способ управления реверсивным сервоприводом с асинхронным конденсаторным двигателем, питаемым от однофазной сети с помощью двух пар встречно-параллельно включенных тиристоров. При этом направление вращения привода обусловливается работой любой пары тиристоров. Если используется двигатель мощностью выше 0,1 квт для обеспечения длительной работы привода в ооласти малых скольжений и сохранения его пусковых свойств, необходимо пусковую фазосдвигающую емкость при уменьшении скольжения переключать на рабочую. Это переключение осуществляется, например, с помощью контакторов или полупроводниковых ключей.
Эти способы коммутации емкости сложны и, кроме того, требуют наличия какого-либо датчика скорости.
Предлагаемый способ управления тиристорным сер вопр иводом позволяет уменьшить электрические потери и перегрев двигателя.
Фазосдвигающая емкость регулируется в зависимости от скольжения без каких-либо дополнительных устройств. Это обеспечивается тем, что угол открывания тиристоров прямого (обратного) хода двигателя устанавливают в зависимости от величины заданного сигнала, а на управляющий электрод каждого из тиристоров обратного (прямого) хода двигателя подают отпирающий импульс в момент начала того полупериода напряжения сети, по отношению к которому этот тирпстор включен в запирающем направлении, На фиг. 1 представлена схема управления
5 конденсаторным двигателем, выполненная по предлагаемому способу; на фиг. 2 — осциллограммы токов и напряжений, поясняющие работу схемы.
Силовые тиристоры 1 4, соединенные
20 встречно-параллельно, образуют две пары, с помощью которых осуществляется реверсирование и регулирование скорости двухфазного короткозамкнутого двигателя 5. Начала обмоTOIC 6 H / двигате IB 110+ICIIO IeHbl li CeTH, 7feIIi15 ду KOHII ми обмоток включен фазосдвигающпй конденсатор 8, емкость которого выбирается из условий создания кругового поля в пусковом режиме. На фиг. 1 показана лишь схема управления тиристором 1. Его угол за20 жигания QI регулируется в зависимости от величины заданного сигнала U,„ïî вертикальному принципу, т. е. напряжение управления
У „снимаемое с выходной обмотки 9 трансформатора 10 модулятора, сравнивается в це25 пи эмиттера транзистора 11 с сигналом смещения U,„.
Аналогично строятся схемы управления силовых тиристоров 2 — 4, при этом используются напряжения смещения Ue, и Усм, (фиг.
30 2 в, г) и напряжения управления UzÄ â€” Uyyg
231652
3 снимаемые с выходных обмоток 12 — 14 того же трансформатора модулятора.
Величина напряжения U y, определяется величиной напряжения сигнала U, íà входе модулятора 15 и по фазе Uy, в зависимо. сти от знака U„, либо совпадает с напряжением сети, либо находится в противофазе с ним. Если напряжение Uy, совпадает IIO фазе с U«m тнрпстор 1 открывается в полуперпод 0t (см. фпг. 2).
Напряжения Uy, и U,„„, формирующие угол зажигания тирпстора 2, сдвинуты относительно напряжения 1/у, и U,, на 180, поэтому при том же значении U, â следующий полупериод при откроется тиристор 2, т. е. двигатель будет питаться через тиристоры первой пары. При этом в полупериод
0<о>1<к на схему управления тиристора 8 подается запирающее напряжение Uy, (показано на фиг. 2, в пунктиром), которое при
«>t)zr принимает положительное значение.
Если угол наклона кривой напряжения Uy, в точке o>t=n больше угла наклона кривой
У„„, то в течение некоторого интервала времени р напряжение Uy, превышает напряжение смещения. Поэтому в момент ю1=л, Зл, на управляющий электрод тиристора 8 поступает отпирающий импульс. Аналогично этому на управляющий электрод тиристора 4 отпирающий импульс подается в момент о/=0,2л, т. е. в начале того полупериода напряжения сети, по отношению к которому этот тиристор включен в запирающем направлении.
При изменении знака напряжения U, двигатель реверсируется, вторая пара тиристоров становится рабочей, а отпирающие импульсы в момент cot=0, л, 2 л и т. д. поочередно подаются на тиристоры первой пары.
На фиг. 2, а приведены осциллограммы тока сети 1,, напряжения U«, и напря>кения на тиристорах второй пары Уп при скольжении двигателя $=0,05 для случая, когда питание подавалось через тиристоры первой пары, а обмотки 9 и 10 трансформатора модулятора были отключены, и на тиристоры второй пары не подавались отпирающие импульсы.
Угол зажигания тиристоров первой пары равнялся примерно 30, т. е. к обмотке двигателя было приложено почти полное напряжение сети. Амплитудное значение тока Io при этом достигает 20 а (при номинальном фазном токе двигателя 2,75 а), а напряжение Uri отстает почти на 90 относительно U „„, что свидетельствует о резкой несимметрии напряжений на обмотках двигателя.
Если в момент Ы=л, 3 л, ... на управляющий электрод тиристора 8 подать отпирающий импульс, то под действием положительного анодного напряжения Уп тиристор 8 откроется, и конденсатор 8 начнет разряжаться на сеть через обмотку б. В момент cot=л+4
3m+de ... открывается тиристор 2 первой пары, и конденсатор оказывается короткозамкнутым через тиристоры 2 и 8. При этом резко
15 г0 г5
4 возрастает разрядный ток 1, протекающий через тиристор 8. У тиристора 2 острый импульс разрядного тока накладывается на рабочий ток. Аналогично, если в момент
cot=0,2 л, 4 и ... отпирающий импульс подать на управляющий электрод тиристора 4, то при
o>t=u, 2 л+я ... конденсатор замыкается через тиристоры 1 4, при этом возникает отрицательный импульс тока 1,.
Тиристоры второй пары отключаются при прохождении тока Ið через нулевое значение, т. е. при полной перезарядке конденсатора.
Таким образом осуществляется кратковременное, в течение доли полупериода закорачивание конденсатора внутри каждого полупериода. При этом уменьшается по величине и сдвигается по фазе первая гармоническая напряжения на конденсаторе, что эквивалентно уменьшению его емкости. Осциллограммы токов 1р и 1, и напряжения Ун, управляемые по предлагаемому способу, приведены на фиг. 2,б.
Амплитудное значение тока 1о не превышает ба. Следовательно (по сравнению с токами на фиг. 2, а), поле двигателя приблизилось к круговому, резко уменьшились электрические потери в обмотках двигателя.
Величина сколыкения, при котором начинает закорачиваться конденсатор, автоматически регулируется сдвигом напряжения 1/и . При увеличении скольжения двигателя уменьшается угол сдвига напряжения на конденсаторе относительно напряжения сети и уменьшается амплитуда разрядного тока. В пусковом режиме короткозамкнутый контур не создается.
Для сохранности тиристоров скорость возрастания и величину разрядного тока 1р целесообразно ограничить небольшими сопротивлениями или дросселями 1б и 17.
Экспериментальные исследования показали, что двухфазный двигатель 400 вт, 3000об1мин, с фазосдвигающей емкостью 150 мкф имел высокий пусковой момент, хорошо разгонялся; электрические потери в обмотках статора в области малых скольжений были примерно в
15 раз меньше потерь, возникающих при от. ключенных тиристорах второй пары, нагрев двигателя не ограничивал длительность рабо. ты привода.
Предлагаемый способ может быть использован и при включении трехфазного двигателя в однофазную сеть (тогда две обмотки статора включаются, как показано на фиг. 1, а третья— параллельно конденсатору 8) .
Предмет изобретения
Способ управления реверсивным тиристорным сервоприводом с асинхронным конденсаторным двигателем, питаемым от однофазной сети, отличающийся тем, что, с целью уменьшения электрических потерь и перегрева двигателя в области малых скольжений при сохранении высокого пускового момента, угол открывания тиристоров прямого (обратного) 231652
/ / cemu
9 -" 2 хода двигателя устанавливают в зависимости от величины заданного сигнала, а на управляющий электрод каждого из тиристоров обратного (прямого) хода двигателя подают отпирающий импульс в момент начала того полупериода напряжения сети, по отношению к которому этот тиристор включен в запирающем направлении.