Способ центрирования валов машин

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для центрирования валов машин, содержащих муфты с длинной распорной частью. Техническим результатом является повышение точности измерения и производительности центрирования валов машин. Способ заключается в измерении смещения валов относительно друг друга при их синхронном повороте и осуществлении коррекции их положения. После каждого синхронного поворота валов на 180° в вертикальной или горизонтальной плоскостях измеряют изменение расстояния между одноименными точками фланцев валов и фланцев распорной части муфты одновременно двумя индикаторами, установленными диаметрально противоположно на каждом фланце распорной части муфты, а смещение валов в плоскостях измерения определяют по формулам:

где Δ1 - значение смещения вала машины 1 относительно оси вала машины 2;

Δ2 - значение смещения вала машины 2 относительно оси вала машины 1;

D - расстояние между индикаторами;

l - расстояние между центрами мембранных узлов;

a1, a2, а3, а4 - показания соответствующих индикаторов после поворота на 180° со своими знаками в вертикальной или горизонтальной плоскостях. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для центрирования валов машин, содержащих муфты с длинной распорной частью.

Известен способ контроля соосности валов машин (по патенту РФ №1613843), заключающийся в измерении радиального и осевого биения конструктивных элементов одной машины относительно другой. При этом измерительный узел устанавливают на валу первой машины и измеряют радиальное и осевое биение относительно цилиндрической и торцевой поверхности фланца машины соответственно.

Известен способ центрирования роторов (патент РФ №1569523), при котором производят замеры между фиксированными точками полумуфт при синхронном повороте роторов и осуществляют корректировку их положения.

Данный способ взят за прототип.

Недостатком известного способа является то, что определение взаимного расположения валов машин, имеющих длинные распорные детали (проставки) и мембраны между фланцами, становится затруднительным, так как в этом случае требуется применение кронштейнов с большой жесткостью и весом, что вызывает весовой прогиб, затрудняет вращение, снижает точность измерения.

Технической задачей настоящего изобретения является повышение точности измерения и производительности центрирования валов машин.

Технический результат достигается тем, что в способе центрирования валов машин, заключающемся в измерении смещения валов относительно друг друга при их синхронном повороте и осуществлении коррекции их положения, после каждого синхронного поворота валов на 180° в вертикальной или горизонтальной плоскостях измеряют изменение расстояния между одноименными точками фланцев валов и фланцев распорной части муфты одновременно двумя индикаторами, установленными диаметрально противоположно на каждом фланце распорной части муфты, а смещение валов в плоскостях измерения определяют по формулам:

где Δ1 - значение смещения вала машины 1 относительно оси вала машины 2;

Δ2 - значение смещения вала машины 2 относительно оси вала машины 1;

D - расстояние между индикаторами;

l - расстояние между центрами мембранных узлов;

a1, а2, а3, a4 - показания соответствующих индикаторов после поворота на 180° со своими знаками в вертикальной или горизонтальной плоскостях.

Способ поясняется чертежом, представленным на чертеже.

Центрируемые валы 1 и 2 соединены между собой муфтой, имеющей длинную распорную часть 3, два мембранных узла 4. На фланцах 10 распорной части муфты попарно в кронштейнах 5 установлены четыре индикатора 6, 7, 8, 9, измерительные наконечники которых упираются в торцы фланцев мембранных узлов, жестко скрепленных с фланцами 11 валов, минуя мембраны.

Способ осуществляется следующим образом.

Для измерения смещения валов индикаторы попарно устанавливают на каждый фланец мембранного узла в диаметрально противоположных точках на расстоянии D.

При повороте на 180° валов машин индикаторы фиксируют угловое перемещение фланцев валов относительно оси распорной части 3.

После синхронного поворота на 180° нижние индикаторы 6 и 8 и верхние индикаторы 7 и 9 покажут линейные величины перемещения с разными знаками: а3, a1, a4, а2 соответственно. Если во время поворота возникло осевое перемещение валов, верхние и нижние индикаторы покажут разные величины со своими знаками.

Измеряя изменение расстояния между одноименными точками на фланцах мембранных узлов при повороте на 180°, определяют величины смещения осей машин в плоскости мембранного узла Δ1 и Δ2 по формулам:

где Δ1 - значение смещения вала машины 1 относительно оси вала машины 2;

Δ2 - значение смещения вала машины 2 относительно оси вала машины 1;

D - расстояние между индикаторами;

l - расстояние между центрами мембранных узлов;

a1, a2, а3, a4 - показания соответствующих индикаторов после поворота на 180° со своими знаками в вертикальной или горизонтальной плоскости.

По результатам измерений величин отклонений расстояния от центра мембранного узла до передней опоры и расстояния между опорами рассчитываются величины коррекции по опорам.

Таким образом, применение предлагаемого способа позволяет повысить точность и производительность центрирования валов машин.

Способ центрирования валов машин, заключающийся в том, что измеряют смещение валов относительно друг друга при их синхронном повороте и осуществляют коррекцию их положения, отличающийся тем, что после каждого синхронного поворота валов на 180° в вертикальной или горизонтальной плоскостях измеряют изменение расстояния между одноименными точками фланцев валов и фланцев распорной части муфты одновременно двумя индикаторами, установленными диаметрально противоположно на каждом фланце распорной части муфты, а смещение валов в плоскостях измерения определяют по формулам

где Δ1 - значение смещения вала машины 1 относительно оси вала машины 2;

Δ2 - значение смещения вала машины 2 относительно оси вала машины 1;

D - расстояние между индикаторами;

l - расстояние между центрами мембранных узлов;

a1, а2, а3, а4 - показания соответствующих индикаторов после поворота на 180° со своими знаками в вертикальной или горизонтальной плоскостях.