Способ диагностики технического состояния пары магистральный трубопровод-защитный патрон
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и может быть использовано для диагностики технического состояния магистральных трубопроводов при их переходах через авто- и железные дороги. В способ диагностики технического состояния пары магистральный трубопровод-защитный патрон, заключающемся в непрерывном контроле электрического напряжения между магистральным трубопроводом, подключенным к устройству катодной защиты, и защитным патроном, при уменьшении значения электрического напряжения между парой магистральный трубопровод-защитный патрон ниже заданного порога дополнительно измеряют градиент электрического напряжения вдоль защитного патрона и по пространственному расположению максимального значения градиента электрического напряжения на защитном патроне определяют место электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном. Техническим результатом изобретения является возможность определения места электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и может быть использовано для диагностики технического состояния магистральных трубопроводов при их переходах через авто- и железные дороги.
В местах пересечения магистральных трубопроводов с авто- и железными дорогами трубопроводы прокладывают в специальных защитных патронах в виде стальных труб.
Задачей защитного патрона является защита магистрального трубопровода от нежелательных механических воздействий. Помимо этого они служат для отвода транспортируемой среды от полотна дороги в случае аварийной ситуации.
Для предохранения магистрального трубопровода от коррозии применяется их катодная защита с помощью устройства катодной защиты.
Известен способ того же назначения, реализуемый в системе контроля перехода трубопровода через авто- и железные дороги, принятый за прототип [патент РФ №2264578, кл. F17D 5/00, F16L 57/00, 2005].
Известный способ диагностики технического состояния пары магистральный трубопровод-защитный патрон заключается в непрерывном контроле электрического напряжения между магистральным трубопроводом, подключенным к устройству катодной защиты и защитным патроном.
Недостатком прототипа является невозможность с его помощью определять место электрического контакта с защитным патроном. Прототип позволяет определить только сам факт наличия электрического контакта пары магистральный трубопровод-защитный патрон.
Техническим результатом, получаемым от внедрения изобретения, является возможность определения места электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном.
Данный технический результат достигается за счет того, что в известном способе диагностики технического состояния пары магистральный трубопровод-защитный патрон, заключающемся в непрерывном контроле электрического напряжения между магистральным трубопроводом, подключенным к устройству катодной защиты, и защитным патроном, что при уменьшении значения электрического напряжения между парой магистральный трубопровод-защитный патрон ниже заданного порога дополнительно измеряют градиент электрического напряжения вдоль защитного экрана патрона и по пространственному расположению максимального значения градиента электрического напряжения на защитном патроне определяют место электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном.
При этом измерение градиента электрического напряжения вдоль защитного патрона и определение места электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном проводят путем приварки к защитному патрону N электродов, расположенных с равномерным шагом вдоль защитного патрона, и измерении N значений электрических напряжений между соседними электродами с последующим определением расположения двух соседних электродов Ni и Ni+1 с максимальным значением измеренных напряжений Ui и Ui+1, и последующей аппроксимацией полученных максимальных значений напряжений Ui и Ui+1, в результате которой определяют место электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном между электродами Ni и Ni+1.
Изобретение поясняется чертежом, на котором представлена схема устройства для реализации способа и пространственная эпюра напряжения вдоль защитного патрона.
Устройство содержит N электродов 11, 12, ...1N, приваренных с равным пространственным шагом к защитному патрону 2 магистрального трубопровода 3. А также общий электрод 4, приваренный к магистральному трубопроводу 3.
Имеется также многоканальный блок 5 измерений электрических напряжений между 11-12, 12-13...1N-1-1N с устройством регистрации градиентов напряжения вдоль защитного патрона 2.
Способ реализуется следующим образом.
Блоком 5 непрерывно контролируется величина электрического напряжения между магистральным трубопроводом 3, подключенным к устройству катодной защиты (не показано), и защитным патроном 2.
При резком уменьшении величины электрического напряжения между магистральным трубопроводом 3 и защитным патроном 2 диагностируется наличие контакта 6 магистрального трубопровода 3 с защитным патроном 2.
Для определения месторасположения контакта 6 на защитном патроне 2 измеряют электрические напряжения U12, U23...UN-1,N между соседними электродами.
Если пространственный шаг между электродами на защитном патроне 2 выбрать достаточно малым, то блок 5 выдаст значения градиентов электрических напряжений Ui вдоль патрона 2.
Максимальное значение градиента электрического напряжения будет наблюдаться в месте расположения контакта 6 магистрального трубопровода 3 с защитным патроном 2, т.е. между электродами 1i и 1i+1.
Аппроксимация полученных значений электрических напряжений Ui и Ui+1 между соседними электродами позволяет определить место 6 контакта магистрального трубопровода 3 с защитным патроном 2 между соседними электродами 1i и 1i+1.
1. Способ диагностики технического состояния пары магистральный трубопровод-защитный патрон, заключающийся в непрерывном контроле электрического напряжения между магистральным трубопроводом, подключенным к устройству катодной защиты, и защитным патроном, отличающийся тем, что при уменьшении значения электрического напряжения между парой магистральный трубопровод-защитный патрон ниже заданного порога дополнительно измеряют градиент электрического напряжения вдоль защитного патрона и по пространственному расположению максимального значения градиента электрического напряжения на защитном патроне определяют место электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что измерение градиента электрического напряжения вдоль защитного патрона и определение места электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном проводят путем приварки к защитному патрону N электродов, расположенных с равномерным шагом вдоль защитного патрона, и измерении N значений электрических напряжений между соседними электродами с последующим определением расположения двух соседних электродов Ni и Ni+1 с максимальным значением измеренных напряжений Ui и Ui+1, и последующей аппроксимацией полученных максимальных значений напряжений Ui и Ui+1, в результате которой определяют место электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном между электродами Ni и Ni+1.