Способ определения психофизиологического состояния студента технического вуза
Изобретение относится к области медицины, а именно к психологии. Проводят непрерывное измерение температуры обоих височных областей с использованием термодатчиков, площадь контакта которых с кожей составляет не менее 5 см2. Сравнивают измеренные значения и при выявлении разности температур 0,1°С и выше подают на экран монитора вопросы из различных областей знаний, подразумевающие использование ответов "да" или "нет". При этом время нахождения каждого последующего вопроса на мониторе задают по геометрической прогрессии при знаменателе 0,97-0,99, а психофизиологическое состояние определяют по количеству правильных ответов. Отсутствие ответа на вопрос приравнивают к неправильному ответу, а при количестве неправильных ответов свыше трех подряд, психофизиологическое состояние оценивают неудовлетворительным. Вопросы на экран монитора подают из курса средней школы и чередуют: из литературы, истории, искусства, географии. Способ позволяет проводить экспресс оценку психофизиологического состояния студента. 1 з.п. ф-лы.
Реферат
Изобретение относится к области медицины, а именно к области психологии, и может быть использовано при экспресс-тестировании для получения объективных данных о текущем психофизиологическом состоянии студента технического вуза.
Для установления связи между умственной деятельностью индивида и теми психофизиологическими реакциями в структуре мозга, которые сопровождают эту деятельность, известен способ электроэнцефалографии, который заключается в записи разности потенциалов между электродами, приложенными к коже головы или, даже, вводимых непосредственно в мозг. Сложность аппаратуры, методики исследования и расшифровки ЭЭГ исключают широкое использование этого способа. Способы исследования умственной работоспособности, профессиональной пригодности, эмоциональной активности в процессе решения разных задач путем измерения электрического сопротивления кожи (кожно-гальванические реакции) относительно просты, по ним разработано достаточно много методик, однако связь кожно-гальванических реакций с эмоциями и мышечной напряженностью затрудняет использование этого метода в исследованиях интеллектуальной деятельности человека.
Известно (см. Ананьев Б.Г. "Интеллектуальная деятельность и терморегуляция", Возрастная психология взрослых. Вып.3, Л., 1971 г.) влияние интеллектуальной деятельности индивидуума на температуру его тела. В частности, известен факт повышения температуры кожи головы при интеллектуальном и эмоциональном напряжении. Однако не установлена зависимость изменения теплообразования от личностных характеристик испытуемого при интеллектуальном напряжении.
Известен также (RU, патент 2209032) способ диагностики интеллектуальной потенции индивида. Согласно известному способу проводят предъявление испытуемому ряда задач или тестов, измерение и регистрацию изменений неконтролируемого сознательно в процессе их решения физиологического параметра. Для каждого теста изменения параметра отображают в виде графика зависимости изменения теплового излучения с кожи виска от времени выполнения теста и по форме графика устанавливают соответствие изменений теплового излучения с результатом выполнения задания, причем в случае выполнения задания в установленное время: при низком уровне теплового излучения определяют подготовленность испытуемого к данному типу задач, при резком взлете кривой с последующим снижением - высокий уровень предстартовой активированности мозга, вызванный ожиданием более сложного задания, при высоком уровне теплового излучения - способность к высокому уровню интеллектуальной деятельности, а в случае невыполнения задания: при низком уровне теплового излучения определяют низкий уровень интеллектуального развития, при высоком уровне теплового излучения - способность к интеллектуальной деятельности при плохой подготовленности к решению данного теста.
Недостатком известного способа следует признать невозможность использования его в качестве экспресс-метода диагностики текущего психофизиологического состояния человека из-за его сложности. Кроме того, априорно не известно, какое полушарие мозга у каждого человека отвечает за ту или иную область интеллектуальной деятельности, что может привести к ошибке - регистрация изменения температуры не того виска.
Техническая задача, решаемая посредством предлагаемого способа, состоит в разработке экспресс-способа определения текущего психофизиологического состояния студента технического вуза.
Технический результат, получаемый при реализации предлагаемого способа, состоит в обеспечении возможности текущего экспресс-определения психофизиологического состояния студента технического вуза и обусловленное этим обеспечение возможности объективного определения времени прекращения им учебы.
Для достижения указанного технического результата предложено в ходе осуществления студента технического вуза интеллектуальной деятельности (лекционные или семинарские занятия, а также самоподготовка) осуществлять измерение температуры обоих височных областей, сравнение измеренных значений и при достижении разности измеренных текущих значений, по меньшей мере, на 0,1°С относительно первичного измерения подавать на экран монитора вопросы из различных областей знаний, подразумевающих использование ответов «да» или «нет», причем время нахождения каждого последующего вопроса на мониторе определено по геометрической прогрессии при знаменателе 0,97-0,98, а психофизиологическое состояние тестируемого оценивать по количеству правильных ответов в серии, при этом отсутствие ответа на вопрос приравнено к неправильному ответу. При превышении количества неправильных ответов свыше трех подряд тестирование рекомендовано прекратить. Также рекомендовано чередовать в серии вопросы по литературе, географии, истории, искусству из курса средней школы. Желательно, чтобы вопросы из одной области науки и техники шли вразбивку.
При разработке способа экспериментально было установлено, что в процессе интеллектуальной работы у студента технического вуза различно нагреваются височные области, причем разогрев височных областей происходит независимо друг от друга и от вида деятельности. Также было экспериментально установлено, что проявления усталости у студента технического вуза начинаются при разности температур височных областей свыше 0,1°С.
В качестве контрольной методики была использована методика доктора Ричарда Фолля (см. «Вестник биофизической медицины», 1992, №1, стр.49-51).
Параллельно проводили анализ психофизиологического состояния студента технического вуза - Архангельского государственного технологического университета по предлагаемому способу и по указанной методике доктора Ричарда Фолля, причем состояние по известной методике оценивали с интервалом в 1 час.
При использовании предлагаемого способа измерение температуры кожи висков осуществляли с использованием термодатчиков, площадь контакта которых с виском тестируемого составляет не менее 5 см2.
Перед началом работы температура кожных поверхностей височных областей составила 36,6°С. Согласно методике доктора Ричарда Фолля психофизиологическое состояние тестируемого было отличным.
Через два часа после начала работы температура кожных поверхностей височных областей составила 36,6°С. Согласно методике доктора Ричарда Фолля психофизиологическое состояние тестируемого было отличным.
Через три часа после начала работы температура левой височной области составила 36,7°С, а правой - 36,7°С. Согласно методике доктора Ричарда Фолля психофизиологическое состояние тестируемого было отличным.
Через четыре часа после начала работы температура левой височной области составила 36,8°С, а правой - 36,8°С. Согласно методике доктора Ричарда Фолля психофизиологическое состояние тестируемого было нормальным, признаки усталости не обнаружены.
Через пять часов после начала работы температура левой височной области составила 36,8°С, а правой - 36,9°С. Согласно методике доктора Ричарда Фолля психофизиологическое состояние тестируемого было нормальным, но начали обнаруживаться следы усталости.
Тестируемому было предложено ответить на следующую серию вопросов, причем время нахождения первого вопроса на мониторе составило 4,0 секунды, а время нахождения каждого последующего вопроса на мониторе определено по геометрической прогрессии при знаменателе 0,98.
Серия содержала следующие вопросы:
1. Отелло был европейцем?
2. Территориальная единица Швейцарии - округ?
3. Платон Каратаев - герой романа «Анна Каренина»?
4. Мастихин - это инструмент, используемый в ваянии?
5. Эль-Греко - французский живописец?
6. «Повесть о настоящем человеке» написал Борис Полевой?
7. Та Кемт - старое название Финикии?
8. Барбюс - испанский писатель?
9. Роман «Маленькая хозяйка большого дома» написан Дюма-сыном?
10. Большой Барьерный риф находится в Южной Америке?
11. Гварнери изготавливал ударные музыкальные инструменты?
12. Музей Прадо находится в Лиссабоне?
13. Кильт - национальная английская одежда?
14. Арбалет изобрели римляне?
15. Витус Беринг по национальности датчанин?
16. Барельеф - предмет живописи?
17. Танка - это индийская поэзия?
18. Сергей Михалков написал «Дядю Степу»?
19. Битву при Ватерлоо выиграл Даву?
20. Мицкевич белорусский поэт?
Тестируемый правильно отвечал на первые 15 вопросов, а затем на 16, 18, 19 вопросы были даны неправильные ответы.
И по методике Ричарда Фолля, и по рассматриваемому способу психофизиологическое состояние тестируемого удовлетворительно.
Через шесть часов после начала работы температура левой височной области составила 36,9°С, а правой - 37,0°С. Согласно методике доктора Ричарда Фолля психофизиологическое состояние тестируемого было нормальным, но заметны следы усталости.
Тестируемому было предложено ответить на аналогичную серию других вопросов, причем время нахождения первого вопроса на мониторе также составило 4,5 секунды, а время нахождения каждого последующего вопроса на мониторе определено по геометрической прогрессии при знаменателе 0,98.
Тестируемый правильно ответил на первые 12 вопросов, а затем на 13, 15, 17, 18 и 20 вопросы были даны неправильные ответы.
И по методике Ричарда Фолля, и по рассматриваемому способу психофизиологическое состояние тестируемого удовлетворительно.
Через семь часов после начала работы температура левой височной области составила 37,0°С, а правой - 37,1°С. Согласно методике доктора Ричарда Фолля психофизиологическое состояние тестируемого было угнетенным из-за сильной усталости.
Тестируемому было предложено ответить на аналогичную серию других вопросов, причем время нахождения первого вопроса на мониторе также составило 4,5 секунды, а время нахождения каждого последующего вопроса на мониторе определено по геометрической прогрессии при знаменателе 0,99.
Тестируемый правильно ответил на первые 10 вопросов, а затем на 11, 12 и 13 вопросы были даны неправильные ответы. Тестирование было прекращено.
И по методике Ричарда Фолля, и по рассматриваемому способу психофизиологическое состояние тестируемого признано неудовлетворительным.
Таким образом, предлагаемый способ позволяет быстро и точно, без применения нестандартного оборудования установить психофизиологическое состояние студента технического вуза.
1. Способ определения психофизиологического состояния студента технического вуза, включающий измерение температуры кожи височной области, отличающийся тем, что проводят непрерывное измерение температуры обоих височных областей с использованием термодатчиков, площадь контакта которых с кожей составляет не менее 5 см2, сравнивают измеренные значения и при выявлении разности температур 0,1° и выше подают на экран монитора вопросы из различных областей знаний, подразумевающие использование ответов "да" или "нет", при этом время нахождения каждого последующего вопроса на мониторе задают по геометрической прогрессии при знаменателе 0,97-0,99, а психофизиологическое состояние определяют по количеству правильных ответов, отсутствие ответа на вопрос приравнивают к неправильному ответу, а при количестве неправильных ответов свыше трех подряд, психофизиологическое состояние оценивают неудовлетворительным.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что вопросы на экран монитора подают из курса средней школы и чередуют из литературы, истории, искусства, географии.