Автоматический прокладчик

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

23I850

Союз Советова

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ЛЪ

Кл. 42с, 39/10

42с, 9(02

Заявлено 13.IV.1961 (№ 710719 40-23) с присоединением заявки;¹

МПК G 01с

G 01c

УДК 629.1.077(088.8) Номитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

Приоритет

Опубликовано 28.Х1.1968. Бюллетень ¹ 36

Дата опубликования описания 6Х.1969

Авторы изобретения

М. С. Акперов, И. В. Балашков, П. Г. Бойко, А. Г. Дуров, Ю. И. Дьячков, Х. К. Мамедов и Н. В. Федоров

Заявитель

АВТОМАТИЧЕСКИЙ ПРОКЛАДЧИК (разность долгот).

Изобретение относится к навигационным приборам, осуществляющим прокладку пути корабля на меркаторской карте.

Известные автопрокладчики, например, типа «Путь-1», осуществляют счисление географических координат места корабля и ведут графическую прокладку его пути на картах меркаторской проекции в зависимости от поступающих входных данных. Однако такие прокладчики могут быть использованы на кораблях с малой скоростью хода.

В предлагаемом устройстве применены фрикционные механизмы с косинусным построителем взамен сложных коноидных, а в качестве масштабного механизма использованы конусные фрикционы с поворотной коробкой скоростей, расположенные в планшете.

Это позволяет упростить схему, уменьшить вес и габариты прибора, а также увеличить пределы работы по скорости до 60 узлов. Схема автоматического прокладчика построена исходя из предположения, что Земля представляет собой шар. Поэтому в нем реализуются следующие формульные зависимости, по которым производится счисление географических координат:

t,, РШ= ) V Cos УК df (разность широт);

11

t, PD= I V ° Sin Ь К ° Sec f, ° dt

Входными данными для работы автопрокладчика служат: скорость кор воля, пост пающая от лага, курс корабля, поступающии от гидрокомпаса, начальные координаты (с p u t.p) i устанавливаемые вручную. и экваториальный масштаб, устанавливаемый вручную.

В описываемом прокладчике вырабатываются поправки к входным данным по известным формульным зависимостям, для решения которых используются синусно-косинусные вращающиеся трансформаторы, Для получения составляющих пройденного расстояния в масштабе карты меркаторской

15 проекции и для перевода отшествия в разность долгот умножаются составляющие пройденного расстояния на секанс широты. Эти зависимости решаются с помощью фрикционных механизмов и косинусного построителя, кото20 рый представляет собой сектор с закрепленным на определенном расстоянии от центра вращения валиком. При повороте секгора на угол, пропорциональный счислимой широте (,), палец перемещает каретку фрикцион25 Hhlx механизмов, а следовательно, и ролики вдоль конусов на величину, пропорциональную Cos;-,.

Для получения составляющих пройденного расстояния на карте в меркаторской проек30 ции необходимо учитывать ее масштаб. Это осуществляется в масштабном механизме, который расположен в планшете и представляет

231850

Предмет изобретения

Составитель С. Павлов

Техред Л. К. Малова

Редактор А. Шиллер

Корректор И. Л. Кириллова

Заказ 343/8 Тираж 530 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, 2 собой коробку скоростей с фрикционными делителями.

Автоматический прокладчик, предназн аченный для автоматического счисления географических координат места корабля и автоматической прокладки пути корабля на меркатор4 ской карте, состоящий из основного прибора и планшета, оглича ощийся тем, что, с целью упрощения схемы и уменьшения веса и габаритов прибора, а также с целью увеличения пределов работы по скорости до 60 узлов, в основном приборе применены фрикционные механизмы с косинусным построителем, а в планшете конусные фрикционы с поворотной коробкой скоростей.