Способ диагностики нарушений системы эмоционально-когнитивной оценки телесных ощущений при хронических болевых синдромах и заболеваниях, сопровождающихся расстройством чувствительности
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к медицинской и клинико-психологической диагностике и может использоваться для диагностики нарушений системы эмоционально-когнитивной оценки телесных ощущений при хронических болевых синдромах и заболеваниях, сопровождающихся расстройством чувствительности. Испытуемому предъявляют список из следующих 50 слов: давление, тяжесть, холодок, горячий, темный, защекотать, голод, треск, онемение, слабость, дрожь, укол, покой, легкость, движение, биение, усталость, вялый, напряжение, бесчувствие, мохнатый, шорох, громкий, жужжание, царапнуть, твердый, вспышка, всплеск, упругий, шепот, мокрый, влажный, звенеть, горький, стук, мерцание, сжиматься, утихать, влечение, заныть, пресыщение, удовольствие, возбуждение, предчувствие, жар, опустошение, блаженствовать, грусть, пронзать, учащаться, описывающих телесные ощущения. При этом 5 слов имеют традиционно позитивное эмоционально-когнитивное значение: покой, легкость, движение, удовольствие, блаженствовать; 5 слов - традиционно негативное эмоционально-когнитивное значение: тяжесть, слабость, вялый, заныть, опустошение; а остальные 40 слов - нейтральное эмоционально-когнитивное значение. Просят испытуемого указать для каждого слова вызываемый этим словом эмоциональный отклик: положительный эмоциональный отклик; отрицательный эмоциональный отклик; никакого эмоционального отклика или эмоциональный отклик неопределенного знака. Затем определяют процентное содержание слов, вызывавших у испытуемого положительный эмоциональный отклик. При величине его 12% и ниже диагностируют патологическое уменьшение позитивной составляющей эмоционально-когнитивной оценки телесных ощущений. Аналогично подсчитывают процентное содержание слов, вызвавших отрицательный эмоциональный отклик. При величине его 70% и выше диагностируют патологическое повышение негативной составляющей эмоционально-когнитивной оценки телесных ощущений. Способ позволяет исследовать как интероцептивные, так и экстероцептивные и проприоцептивные ощущения и осуществлять оценку через количественные критерии. 2 табл., 3 з.п. ф-лы.
Реферат
Изобретение относится к медицинской и клинико-психологической диагностике и может использоваться для своевременной оценки нарушений системы эмоционально-когнитивной оценки телесных ощущений у больных с неврологической и соматической патологией, страдающих хроническими болевыми синдромами и расстройствами чувствительности.
Субъективные ощущения, возникающие при внешних или внутренних воздействиях на организм человека, неразрывно связаны с их эмоциональной и когнитивной оценкой.
Хотя психологической оценке подвергаются информационные воздействия самого разного характера, для медицинской практики особое значение имеют особенности эмоционального и когнитивного восприятия телесных ощущений, возникающих под действием факторов внешней и внутренней среды организма на органы чувств.
Оценка взаимодействий человека с внешним миром или самим собой и порождаемых такими взаимодействиями ощущений может быть как осознанной, выражаемой в словах, так и неосознанной, выражаемой в эмоциях и чувствах (Творогова Н.Д., 2002; Liddle P.F., 2001).
Важность диагностики расстройств в системе эмоционально-когнитивных оценок телесных ощущений в медицинской практике определяется тем, что особенности оценочной деятельности влияют во многом на характер поведенческого реагирования человека (Dewe P., 1991; O'Driscoll M.P.; Cooper С.L. 1994; Deary I.J.; Blenkin H., 1996; Van Egeren L.F., 2000), которое, в свою очередь, сказывается на успешности преодоления болезни. Наряду с этим, дисбаланс в системе эмоционально-когнитивных оценок телесных ощущений с преобладанием реакций отрицательного знака, по-видимому, может быть индикатором психологического и физиологического неблагополучия, перенапряжения и истощения адаптационных физиологических и психологических ресурсов человека.
Наиболее распространенным способом диагностики состояния системы эмоционально-когнитивной оценки телесных ощущений является опрос больного и выяснение его жалоб в процессе клинического обследования. Однако сбор жалоб больного осуществляется в произвольной форме и направлен лишь на выявление дискомфортных, негативно воспринимаемых телесных ощущений, нарушающих благополучие человека.
К известным способам диагностики состояния эмоционально-когнитивной оценки телесных ощущений может быть отнесена визуальная шкала оценки телесных ощущений, широко используемая для самооценки больным интенсивности головной боли, головокружения и других дискомфортных соматических ощущений. Выраженность ощущения отражается в виде точки на отрезке горизонтальной линии длиной 10 см, левый конец которого обозначает отсутствие ощущения, а правый конец - его максимальную выраженность (Downie W.W. и соавт., 1978). Визуальная аналоговая шкала широко используется в клинической практике для оценки выраженности боли и головокружения. (Masur H. и соавт., 2004). К недостаткам визуальной аналоговой шкалы относится то, что она позволяет измерять интенсивность переживания лишь отдельных телесных ощущений, не давая представления о системе их эмоционально-когнитивной оценки в целом. Для диагностики состояния системы психической оценки телесных ощущений также может быть использована техника семантического дифференциала Осгуда, согласно которому испытуемому предлагается указать на точку расположения оцениваемого им и выражаемого соответствующим словом ощущения на ряде одномерных порядковых шкал, полюсами каждой из которых служат противоположные по эмоциональной направленности характеристики (например, приятный/неприятный, комфортный/дискомфортный, добрый/злой) (Бурлачук Л., 2002). В то же время, техника семантического дифференциала позволяет изучать психологическое восприятие лишь отдельных ощущений, но не особенности всей системы их эмоционально-когнитивной оценки.
Прототипом способа послужила психосемантическая методика "Выбор дескрипторов интрацептивных ощущений" (Тхостов А.Ш., Елшанский С.П., 2003). Согласно этой методике испытуемому предоставляется 80 слов, из которых ему на первом этапе исследования предлагается выбрать слова, описывающие внутренние телесные ощущения, на втором этапе теста предлагается из отобранных на первом этапе слов выбрать слова, описывающие пережитые лично им ощущения, затем среди них - слова, описывающие наиболее важные для него (3 этап) и болезненные (4 этап) ощущения, после чего из последней группы слов предлагается выбрать слова, описывающие наиболее опасные (5 этап) и наиболее часто встречающиеся у испытуемого (6 этап) ощущения. Результатами теста на каждом из его этапов служит общий показатель выбора (число всех выбранных дескрипторов, выраженное в процентах от общего количества содержащихся в тесте слов). 80 слов, вошедших в стимульный материал методики, были выбраны авторами исходя из того, что они с наибольшей частотой применяются в русском языке для описания интрацептивных и экстрацептивных ощущений (Тхостов А.Ш., 2002).
Данный способ был использован для выявления изменений системы вербальных оценок внутренних телесных ощущений у больных, перенесших инфаркт миокарда, больных опийной наркоманией и больных шизофренией (Тхостов А.Ш., 2002; Елшанский С.П., 2000, 2004, 2005).
К недостаткам выбранного за прототип способа относятся следующие.
1) Прототип предназначен для исследования системы оценки только лишь интероцептивных (воспринимаемых из внутренней среды организма) телесных ощущений; при этом экстероцептивные (то есть воспринимаемые с поверхности тела) ощущения не учитываются.
2) Прототип предусматривает оценку ощущений по таким критериям, как важность, болезненность и частота встречаемости, но не оценку ощущений по знаку вызываемых ими эмоций. Между тем именно знак вызываемых ощущениями эмоций, с нашей точки зрения, имеет наиболее важное значение, так как он отражает психофизиологическое состояние человека и определяет основную направленность поведенческого ответа человека на вызывающий данное ощущение раздражитель. Что касается субъективной важности и болезненности, то они относятся к более тонким характеристикам ощущений, определяющим частные параметры поведенческого ответа определенной направленности.
3) Способ не предусматривает применения каких-либо количественных критериев диагностики нарушения системы оценки внутренних телесных ощущений.
В задачу предлагаемого изобретения положено расширение диагностических возможностей способа за счет:
- исследования как интероцептивных, так и экстероцептивных и проприоцептивных ощущений;
- обеспечения возможности оценки знака (положительного или отрицательного) связанных с этими ощущениями эмоций, в свою очередь, определяющего направленность поведенческого ответа на вызывающий данные ощущения раздражитель;
- обеспечение оценки через количественные критерии.
Поставленная задача достигается тем, что испытуемому предъявляют список из 50 слов, обозначающих телесные ощущения, в котором 5 слов имеют традиционно позитивное эмоционально-когнитивное значение, 5 слов - традиционно негативное эмоционально-когнитивное значение, а остальные 40 слов - нейтральное эмоционально-когнитивное значение; просят испытуемого указать для каждого слова вызываемый этим словом эмоциональный отклик, выбрав один из следующих ответов: вызывает положительный эмоциональный отклик; вызывает отрицательный эмоциональный отклик; не вызывает никакого эмоционального отклика или вызывает эмоциональный отклик неопределенного знака; затем определяют процентное содержание слов, вызывавших у испытуемого положительный эмоциональный отклик, и при величине его 12% и ниже диагностируют патологическое уменьшение позитивной составляющей эмоционально-когнитивной оценки телесных ощущений; аналогично подсчитывают процентное содержание слов, вызвавших отрицательный эмоциональный отклик, и при величине его 70% и выше диагностируют патологическое повышение негативной составляющей эмоционально-когнитивной оценки телесных ощущений.
При этом:
- используют следующий список из 50 слов: давление, тяжесть, холодок, горячий, темный, защекотать, голод, треск, онемение, слабость, дрожь, укол, покой, легкость, движение, биение, усталость, вялый, напряжение, бесчувствие, мохнатый, шорох, громкий, жужжание, царапнуть, твердый, вспышка, всплеск, упругий, шепот, мокрый, влажный, звенеть, горький, стук, мерцание, сжиматься, утихать, влечение, заныть, пресыщение, удовольствие, возбуждение, предчувствие, жар, опустошение, блаженствовать, грусть, пронзать, учащаться;
- к словам, имеющим традиционно позитивное значение относят следующие 5 слов: покой, легкость, движение, удовольствие, блаженствовать;
- к словам, имеющим традиционно негативное значение, относят следующие 5 слов: тяжесть, слабость, вялый, заныть, опустошение.
При осуществлении способа больному предлагается список из 50 слов (существительных, прилагательных), который содержит 5 эмоционально-позитивных слов (то есть слов с относительно устойчивой, общепринятой положительной модальностью значения), 5 эмоционально-негативных слов (то есть слов с относительно устойчивой, общепринятой отрицательной модальностью значения) и 40 слов с относительно неопределенной модальностью значения. Часть из этих слов обозначает модально-специфические телесные ощущения, связанные с различными видами общей (тактильной, болевой, температурной, мышечно-суставного чувства, чувства давления, веса, вибрации) и специальной (зрения, слуха, обоняния, вкуса) чувствительности, а часть - интегральные внутренние ощущения, соответствующие определенным психофизиологическим состояниям.
Общее число слов в списке выбрано равным 50, поскольку такого количества слов достаточно для решения поставленной задачи, и в то же время оно обеспечивает быстроту проведения исследования и удобство выражения его результатов в процентах.
Испытуемого просят поставить напротив каждого из нижеперечисленных слов в клеточке знак "+", если описываемое этим словом ощущение вызывает у него положительный эмоциональный отклик; знак "-", если ощущение вызывает у него отрицательный эмоциональный отклик, и знак "0", если описываемое словом ощущение не вызывает у него никакого эмоционального отклика или знак этого эмоционального отклика определить трудно.
Слова с традиционным (общепринятым, устойчивым) эмоционально-когнитивным позитивным значением, с традиционным (общепринятым, устойчивым) эмоционально-когнитивным негативным значением и неопределенным по знаку вызываемых им эмоций значением, были выбраны на предварительном этапе данной работы путем анализа результатов опроса группы здоровых людей (71 человек в возрасте 25-65 лет), не вошедших в настоящее исследование. Испытуемым предлагалось, указать, какой эмоциональный отклик вызывает у них каждое из слов, представленных в списке 80 дескрипторов телесных ощущений. Слова, вызывавшие положительные или отрицательные эмоции у 85% и более испытуемых, составили перечни слов соответственно с относительно устойчивым эмоционально-когнитивным позитивным или эмоционально-когнитивным негативным значением; в то время как слова, получившие положительную или отрицательную оценку менее, чем у 50% опрошенными, вошли в перечень слов с неопределенной модальностью значения.
Словами с относительно устойчивым позитивным значением являлись следующие: покой, легкость, движение, удовольствие, блаженствовать. К словам с негативным значением были отнесены слова: тяжесть, слабость, вялый, заныть, опустошение.
В список были включены слова (давление; тяжесть; движение, холодок; горячий; защекотать; треск, онемение; слабость; дрожь; укол; биение; мохнатый; шорох; громкий; жужжание; царапнуть; твердый; вспышка; всплеск; упругий; шепот; мокрый; влажный; звенеть; горький; стук; мерцание; сжиматься; заныть; жар; пронзать; учащаться), описывающие модально-специфические телесные ощущения, то есть ощущения, связанные с деятельностью определенных анализаторов (зрительного, слухового, вкусового, обонятельного, вестибулярного, кожного, проприоцептивного, висцерального). Такие ощущения с большой вероятностью можно связать раздражением или дефицитарностью определенного вида рецепторов: экстерорецепторов, воспринимающих сигналы из внешней среды, проприорецепторов, воспринимающих сигналы из опорно-двигательного аппарата и вестибулярного аппарата либо интерорецепторов, воспринимающих сигналы из внутренней среды организма. Кроме того, в список также были включены несколько слов (покой; легкость; голод; усталость; напряжение; вялый; бесчувствие; влечение; удовольствие; возбуждение; предчувствие; опустошение; утихать; блаженствовать; грусть, пресыщение), которые описывают модально-неспецифические внутренние телесные ощущения, отражающие неспецифические характеристики общего психофизиологического состояния человека.
Теоретическую основу заявляемого способа составили следующие представления.
Эмоциональная окраска ощущений сигнализирует об эффективности взаимодействия человека с окружающим миром и/или самим собой и побуждает к определенному виду поведенческого ответа (Lazarus R.S., 1991). Согласно ряду теорий (когнитивно-физиологическая теория С.Шехтера, информационная теория П.В.Симонова, трансактная модель стресса и копинга Р.Лазаруса), эмоциональная оценка личностно-средового взаимодействия отражает значимость этого взаимодействия с точки зрения его влияния на вероятность удовлетворения человеком его актуальных потребностей в сложившейся ситуации. Эмоциональные оценки неразрывно связаны с когнитивными и осуществляются практически одновременно с ними, при этом вербальная переоценка значимости воздействия или порожденного им ощущения может приводить к усилению либо ослаблению первоначально возникшей эмоциональной реакции (O'Driscoll M.Р.; Cooper С.L. 1994; Halgren E., Marinkovic К., 1996; Deary I.J.; Blenkin H., 1996; Liddle P.F., 2001).
Одной из важнейших характеристик эмоционально-когнитивной оценки личностно-средовых взаимодействий и связанных с ними ощущений считается ее знак (положительный или отрицательный), характеризующий состояние человека по параметру "удовольствие-неудовольствие". Знак эмоций зависит как от объективных характеристик внешнего воздействия и особенностей сложившейся внешней ситуации, так и от конституциональных характеристик самого человека, особенностей его прошлого опыта, привычного стиля реагирования и актуального психофизиологического состояния (Бреслав Г., 2004).
Однако в представлениях о природе позитивного или негативного характера эмоций и влиянии их знака на поведение человека обнаруживаются некоторые противоречия.
С одной стороны, признается влияние знака эмоций на пространственную направленность взаимодействия с объектом. Так, указывается на то, что негативные эмоции побуждают к поведенческому разобщению с негативно оцениваемым объектом взаимодействия (бегству от него или его устранению), в то время как эмоции, заключающие в себе позитивную оценку объекта, способствуют сближению и единению с ним (Rolls E.T., 1996).
С другой стороны, постулируется, что приятный или неприятный характер эмоций в ситуации личностно-средового взаимодействия отражает вероятность удовлетворения человеком своей актуальной потребности, скорость его приближения к желаемой цели и уровень адаптации к внешней среде; при этом "приближение к уровню адаптации делает ощущение более приятным" (Бреслав Г., 2004, С.148). На тот факт, что эмоции служат индикатором степени успешности в достижении целей, указывали S.Asch, а позднее - C.S.Carver, J.W.Lawrence и M.F.Scheier; J.A.Singer и P.Salovey и др. (цит. по: Бреслав Г., с.42). В то же время, признание позитивного или негативного знака эмоции индикатором успешности или безуспешности личностно-средового взаимодействия приводит к выводу о том, что негативный знак эмоций побуждает человека к изменению самого характера его поведения вне зависимости от пространственной направленности такого поведения по отношению к объекту взаимодействия. Так, например, в соответствии с теорией когнитивной настройки "негативные эмоциональные явления говорят о неблагополучии в этой ситуации и мотивируют ее изменение, в то время как позитивные эмоциональные явления свидетельствуют о благополучии и не требуют никаких действий (Бреслав Г., с.79).
Существуют разногласия также в представлениях о том, какие именно эмоции следует считать отрицательными и какие - положительными. В частности, гнев считается эмоцией отрицательной в соответствии с классификацией Кэрролла Изарда, и положительной - в соответствии с классификацией М.В.Arnold (цит. по: Творогова Н.Д., 2002; Бреслав Г., 2002). Действительно, переживание гнева может быть для человека приятным, когда он испытывает его в процессе успешного освобождения от враждебного ему объекта.
Не вполне ясным представляется также вопрос о том, как соотносятся между собой знак эмоционально-когнитивной оценки человеком своего собственного состояния и уровень его психофизиологического напряжения. С одной стороны, негативная оценка человеком своего состояния отражает нарушение вероятности удовлетворения им своей актуальной потребности, а психологическое состояние неудовлетворенной потребности личности вполне может быть соотнесено с физиологическим состоянием напряжения (состояние удовлетворенной потребности - с состоянием релаксации). С другой стороны, известно, что и состояние напряжения, и состояние релаксации могут иметь как позитивную, так и негативную эмоциональную окраску, поэтому эмоциональная оценка приятия или неприятия своих внутренних ощущений не связана с этими состояниями однозначно.
Таким образом, при анализе данных литературы выявляются разногласия в представлениях о физиологических коррелятах знака эмоций и о том, к какого рода поведенческим изменениям побуждают эмоциональные оценки отрицательного или положительного знака.
На наш взгляд, эти противоречия можно преодолеть, учитывая возможность направленности эмоций человека как на него самого, так и на других, существование различий между оценками, которые дает человек постороннему объекту и своим собственным возможностям взаимодействия с ним (Lazarus R.S., 1991), а также предположение о существовании разных фаз и типов личностно-средовых взаимодействий (Григорьева В.Н., Тхостов А.Ш., 2005). Аутовосстанавливающий тип личностно-средовых взаимодействий включает фазы продуктивного напряжения и продуктивной релаксации и на физиологическом уровне характеризуется гармоничным чередованием реакций катаболизма и анаболизма. На психологическом уровне завершению такого взаимодействия соответствует состояние удовлетворения человеком своих биопсихосоциальных потребностей и достижение эмоционально комфортного состояния. Аутоистощающий тип взаимодействий включает фазу деструктивного напряжения и деструктивной релаксации, на физиологическом уровне отличается преобладанием реакций катаболизма и напряжения, постепенным истощением энергетических ресурсов и развитием деструктивной, "принудительной" релаксации. На психологическом уровне этому соответствует нарушение биопсихосоциальных потребностей личности, состояние эмоционального напряжения, усталости и "выгорания".
Полагаем, что существуют некоторые отличия физиологических механизмов, составляющих основу эмоционально-когнитивных оценок, даваемых человеком своему собственному состоянию и окружающим его объектам.
Можно предположить, что оценка значимости объекта в категориях "хорошо/плохо" на физиологическом уровне определяется качеством того состояния систем организма (продуктивное напряжение/продуктивная релаксация либо деструктивное напряжение/деструктивная релаксация), которое возникает в результате непосредственного действия объекта либо прогнозируется как результат объединения, интеграции с ним и усиления его действия. Ощущения человека, соответствующие состояниям продуктивного напряжения и продуктивной релаксации, на эмоциональном уровне оцениваются положительно, а ощущения, соответствующие стадиям чрезмерного, патологического, опасного для организма перенапряжения и патологической, деструктивной релаксации - отрицательно. Эти ощущения "приписываются" тем объектам, под воздействием которых они возникли.
Объект может быть оценен как "хороший" или "плохой" мгновенно. Это возможно в случае, когда его влияние сразу же вызывает чрезвычайно комфортное или чрезвычайно дискомфортное состояние (продуктивную или деструктивную релаксацию), либо в случае, когда его реальное действие невелико, но очень прочен в памяти результат того действия, которое он оказал в прошлом при более близких встречах с ним. Мгновенная оценка значимости воздействия сопряжена с мгновенной рефлекторной двигательной реакцией, направленной на разобщение с "негативным" и на сближение с "позитивным" объектом - источником этого воздействия. Примерами таких реакций могут служить защитные рефлексы (мигательный рефлекс, рефлекс отдергивания конечности, рвотный рефлекс и др.), а также рефлекторные реакции, способствующие захвату объекта (сосательный рефлекс, хватательный рефлекс и др.).
Отсроченная когнитивно-эмоциональная оценка дается менее знакомым из генетического или индивидуального опыта человека воздействиям (объектам). На физиологическом уровне позитивная или негативная оценка такого воздействия может быть соотнесена с качеством того состояния, которое прогнозируется как результат мысленного сближения с объектом. Подобный прогноз осуществляется с участием механизмов памяти, то есть реактивации следов ранее действовавших сходных сигналов и результатов прошлых взаимодействий. Если в результате мысленного сближения с объектом воспроизводится состояние деструктивного напряжения/деструктивной релаксации, то объект оценивается негативно и реализуется двигательная программа, направленная на разобщение с ним. Это предположение вполне согласуется с моделью структуры поведения П.К.Анохина, согласно которой предвидение будущих результатов целенаправленного действия определяет последующие характеристики этого действия (цит. по: Данилова Н.Н., 2001).
Если же в результате сближения с объектом прогнозируется более комфортное состояние, чем на текущий момент, в таком случае объект оценивается позитивно. Переход от прогнозируемого комфортного состояния к менее комфортному, соответствующему текущей ситуации, способствует возрастанию напряжения (мотивационного возбуждения), необходимого для реализации последующего действия по сближению с этим объектом и удовлетворению актуальной потребности.
Самооценка человеком собственных возможностей на психологическом уровне отражает вероятность удовлетворения человеком своих потребностей в ходе личностно-средового взаимодействия. В этой связи эмоционально-когнитивные оценки интегральных внутренних ощущений человека в категориях "хорошо" и "плохо" могут рассматриваться в качестве индикаторов степени адаптации человека.
В процессе личностно-средового взаимодействия отрицательная окраска ощущений нарастает, а положительная - снижается по мере снижения вероятности достижения субъектом желаемой цели и удовлетворения им своей актуальной потребности. Положительная самооценка человеком своих возможностей (неуклонно возрастающая по мере успешного избавления от негативных внешних влияний), служит человеку индикатором целесообразности поддержания исходно выбранных параметров взаимодействия, а отрицательная оценка - сигналом необходимости их изменения.
Физиологической основой положительной или отрицательной оценки человеком своих возможностей достичь желаемого результата могут служить изменения в его состоянии, возникающие в процессе его активности. Эти изменения в состоянии нейроэндокринной, вегетативно-висцеральной и нервно-мышечной систем организма происходят под влиянием потоков афферентных импульсов, поступающих как от внешних объектов, так и из опорно-двигательного аппарата и висцеральных систем самого организма. Имеет значение также и реактивация следов таких стимулов из памяти.
Условно можно представить, что увеличение поступающих в головной мозг релаксирующих афферентных потоков на психологическом уровне соответствует возрастанию позитивного компонента самооценки, а увеличение возбуждающих влияний - его снижению, однако в целом самочувствие остается положительным до тех пор, пока дисбаланс не превышает некоторых пороговых значений, и не возникает состояния деструктивного напряжения или деструктивной релаксации.
Таким образом, при субъективной оценке человеком своих возможностей им на подсознательном и сознательном уровне позитивно оценивается некоторый спектр его ощущений, соответствующий определенному оптимальному для жизнедеятельности диапазону состояний физиологического (продуктивного) возбуждения и релаксации, чередование которых в процессе личностно-средового взаимодействия в норме обеспечивает успешную адаптацию человека к окружающей его среде.
Резкий (превышающий некое пороговое значение) дисбаланс активирующих и релаксирующих восходящих влияний соответствует негативной оценке человеком своих возможностей справиться с ситуацией.
Таким образом, если исходная негативная или позитивная эмоционально-когнитивная оценка внешнего объекта определяется реальным или прогнозируемым результатом интеграции с ним и побуждает человека выбрать определенное направление взаимодействия (расставание с негативно-оцениваемым и единение с позитивно-оцениваемым объектом), то негативная или позитивная оценка человеком своих возможностей определяется динамикой его состояния в процессе взаимодействия и побуждает сохранять или изменять исходно выбранные параметры такого взаимодействия. Негативная оценка своих возможностей достичь желаемого результата мотивирует человека к изменению, а позитивная - к сохранению параметров уже начатого взаимодействия вне зависимости от его исходной пространственной направленности.
Полагаем, что здоровому человеку присущ некий баланс, равновесие негативных и позитивных оценок и внешних объектов, и своих собственных возможностей, а также своих внутренних ощущений и состояний. Положительная или отрицательная оценка обозначенного словом ощущения зависит, во-первых, от комфортного или дискомфортного характера того состояния, которое стойко ассоциировано с ним в памяти, и, во-вторых, от актуального состояния человека на момент исследования. Так, известно, что настроение человека отражается на эмоциональной оценке действующих на него раздражителей (Rolls E.T., 1996). В том случае, если определенное слово вызывает из памяти психофизиологическое состояние, усугубляющее уже имеющийся дискомфорт, то оно, скорее всего, будет восприниматься негативно; если уменьшает этот дискомфорт - позитивно (например, слово "прохлада" негативно воспринимается человеком в состоянии переохлаждения, но позитивно - в состоянии перегрева).
Дисбаланс в системе эмоционально-когнитивных оценок ощущений, возникающих под влиянием внешних влияний и деятельности самого организма, с нашей точки зрения, служит индикатором психофизиологической дезадаптации человека.
Преобладание отрицательных эмоционально-когнитивных оценок собственных телесных ощущений у человека, находящегося в состоянии психофизиологической дезадаптации, может быть объяснено следующим образом.
Во-первых, реактивация в памяти следов любых связанных с психофизиологической активацией модально-специфических ощущений при назывании обозначающих их слов (звон и др.) усугубляет состояние существующего на момент исследования перенапряжения, которое оценивается на эмоциональном и когнитивном уровнях отрицательно; эта же оценка относится испытуемым и к самому ощущению.
Во-вторых, при длительной недостаточности адаптационных возможностей человека очень многие генетически "нейтральные" раздражители оказываются в его памяти связанными с ситуациями, с которыми человек ранее не справлялся, и которые приводили его в состояние психофизиологического перенапряжения и истощения. Воспроизведение из памяти этих ощущений при назывании обозначающих их слов реактивирует и ассоциированные с ними "деструктивные" внутренние состояния, негативно оцениваемые на момент обследования. Иначе говоря, чем меньше адаптивные возможности человека, тем с большим числом жизненных ситуаций он не в состоянии справиться, и тем большее количество раздражителей и вызываемых ими ощущений оцениваются при их воспоминании негативно.
Оценка концептуальной валидности предлагаемого способа проводилась путем изучения соответствия его результатов данным, полученным при использовании таких методов диагностики степени психической дезадаптации, как Госпитальная Шкала тревоги и депрессии.
Наряду с этим, проводился сравнительный анализ результатов применения заявляемого способа у здоровых лиц и больных с хронической цереброваскулярной недостаточностью и хроническими головными болями напряжения, характеризующихся ухудшением психологической адаптации и, как можно предположить с большой вероятностью, нарушением системы эмоционально-когнитивных оценок телесных ощущений (D.A.Wittrock и T.C.Myers, 1998; Verma S., Gallagher R.M., 2000).
Обследовано 86 работоспособных и считающих себя здоровыми лиц (средний возраст 36,2; Ст. Откл. 11,3 лет) и 31 больной с хроническими головными болями, развивающимися в рамках дисциркуляторной энцефалопатии 1-2 стадии на фоне атеросклероза сосудов головного мозга и артериальной гипертонии, и с расстройствами чувствительности и болями в спине, развивающимися в рамках вертеброневрологической патологии (средний возраст 46,1; Ст. Откл. 7,06 лет).
Наряду с клинико-неврологическим обследованием у всех больных проводились определение уровней тревоги и депрессии (УТ и УД соответственно) по Госпитальной шкале тревоги и депрессии и диагностика нарушений в системе эмоционально-когнитивных оценок телесных ощущений с применением предложенного способа.
Сравнение результатов обследования больных и здоровых лиц осуществилось с помощью U критерия Манна-Уитни; для анализа связи переменных вычислялся коэффициент корреляции Спирмена.
Средние показатели позитивной, негативной и нейтральной эмоционально-когнитивной оценки телесных ощущений (процентная представленность слов, получивших соответствующие оценки) приведены в таблице 1.
За критерий диагностики нарушения позитивной эмоционально-когнитивной оценки телесных ощущений был принят показатель выбора позитивно оцененных слов, составляющий 12% и менее, как показатель, который отмечался менее, чем у 10% обследованных здоровых лиц, будучи ниже среднего арифметического значения этого показателя в группе здоровых лиц более, чем на 1,5 стандартных отклонения.
За критерий диагностики нарушения негативной эмоционально-когнитивной оценки телесных ощущений был принят показатель выбора негативно оцененных слов, составляющий 70% и более, как показатель, встречающийся менее чем у 10% обследованных здоровых лиц и превышающий среднее арифметическое значение в группе здоровых лиц более, чем на 1, 5 стандартных отклонения.
Корреляционный анализ в группе всех обследованных лиц (и здоровых, и больных) показал, что уровни тревоги и депрессии сильно отрицательно коррелировали с долей позитивно оцененных ощущений и умеренно положительно - с долей негативно оцененных ощущений, р<0,05 (таблица 2).
Таблица 1.Средние уровни тревоги и депрессии и показатели позитивной, негативной и нейтральной эмоционально-когнитивной оценки телесных ощущений (%) в группах здоровых и больных лиц (Среднее арифметическое значение [Станд.Откл] и Медиана {25%-75% персентили}) | |||||
Показатель позитивной оценки телесных ощущений, % | Показатель негативной оценки телесных ощущений, % | Показатель нейтральной оценки телесных ощущений, % | УТ | УД | |
Здоровые, | 28,4 [11,9] | 46,7 [14,9] | 24,8 [16,0] | 6,2 [2,5] | 4,7 [2,9] |
n=86 | 27,0 {20,0-34,0} | 47,0 {38,0-58,0} | 24,0 {12,0-32,0} | 6,0 {4,0-8,0} | 4,0 {2,0-7,0} |
Больные | 18,3 [10,0] | 58,1 [19,5] | 21,9 [17,1] | 11,2 [3,8] | 10,1 [3,4] |
ДЭ1 ст, n=31 | 18,0 {10,0-22,0} | 54,0 {44,0-76,0} | 16,0 {10,0-30,0} | 11,0 {9,0-14,0} | 10,0 {8,0-13,0} |
Р | <0,001 | <0,002 | >0,05 | <0,001 | <0,001 |
Таблица 2.Коэффициенты корреляции между показателями оценок телесных ощущений и уровнями тревоги и депрессии у обследованных лиц | ||
УТ | УД | |
Показатель позитивной оценки телесных ощущений, % | -0,55* | -0,61* |
Показатель негативной оценки телесных ощущений, % | +0,31* | +0,27* |
Показатель нейтральной оценки телесных ощущений, % | +0,05 | +0,14 |
* - р<0,05 |
Результаты корреляционного анализа и сравнения данных обследования здоровых и больных лиц свидетельствуют в пользу концептуальной валидности предлагаемого способа диагностики нарушений системы эмоционально-когнитивных оценок телесных ощущений.
Клинический пример 1.
Больная М, 58 лет, жительница одного из районных центров Нижегородской области, инвалид 2 группы.
Поступила в неврологическое отделение с жалобами на чувство неустойчивости при ходьбе, затрудняющее возможность самостоятельного передвижения, постоянные головные боли в височных областях и области лба давящего характера, шум и звон в ушах, общую слабость, боли в спине и ногах, возникающие при длительном пребывании в положении лежа.
Из анамнеза болезни установлено, что головные боли появились около 10 лет назад на фоне периодических подъемов АД, в свою очередь, связанных с физическими перегрузками и неблагоприятными температурными условиями на работе. Тогда же стали беспокоить боли в поясничном отделе позвоночника, распространявшиеся по задней поверхности обеих ног. 9 лет назад получила инвалидность 2 группы "по общему заболеванию", однако продолжала работать, изменив характер труда.
Год назад перенесла сотрясение головного мозга, полученное при нападении на нее соседа по дому. В течение 3 месяцев лечилась в районной больнице с диагнозом "Легкая закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушиб мягких тканей шеи", затем прошла курс санаторно-курортного лечения. После возвращения из санатория в течение 10 дней чувствовала себя здоровой, затем головные боли возобновились. Кратковременное облегчение испытала однажды в церкви, куда ее отвезла знакомая, однако от дальнейших посещений церкви отказалась, объяснив это невозможностью добираться туда без посторонней помощи.
Месяц назад самостоятельно обратилась в БМСЭ с заявлением определить ей первую группу инвалидности, в чем ей было отказано. На этом фоне резко наросла общая слабость, усилились головные боли. Не может длительно ходить из-за возникающего головокружения и ощущения того, что "все начинает плыть перед глазами", однако находиться длительное время в положении лежа также не может из-за усиления болей в спине и ногах.
При осмотре:
Занимает вынужденное положение в постели; отмечает невозможность длительного пребывания в положении стоя из-за сильного головокружения.
АД 140/86 мм рт.ст. (на фоне гипотензивной терапии), пульс 76 уд/мин.
В неврологическом статусе выявляются ослабление конвергенции; положительные рефлексы орального автоматизма (хоботковый и ладонно-подбородочный рефлексы), равномерное оживление сухожильных рефлексов с рук; резкая неустойчивость в позе Ромберга с открытыми и закрытыми глазами; резкое промахивание при пальце-носовой пробе с обеих сторон при сохранной глубокой чувствительности в конечностях (элементы агравации). Пяточно-коленную пробу выполняет с обеих сторон удовлетворительно.
По данным нейропсихологического тестирования - умеренное уменьшение объема кратковременной слухо-речевой памяти и снижение устойчивости произвольного внимания.
Умеренное ограничение объема движений в поясничном отделе позвоночника, паравертебральная мышечная асимметрия при наклоне туловища кпереди (грудопоясничный сколиоз 1 степени), возникновение боли в области большого вертела и в ягодице при пассивном сгибании ноги в тазобедренном и коленном суста