Стартовый комплекс для предстартовой подготовки и пуска ракеты-носителя с космической головной частью

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Стартовый комплекс содержит транспортно-установочный агрегат (3), стартовое сооружение (4), стартовую систему (5), кабель-заправочную мачту (6), верхнюю кабель-мачту (7), кабину обслуживания (8), систему заправки окислителем (9) и систему заправки горючим (10), систему охлаждения горючего (11), оборудование хранилища газов (12), холодильный центр (13), систему термостатирования воздухом низкого давления (14), общетехнические системы (15) и вспомогательное оборудование (16). В комплекс введена мобильная башня обслуживания, снабженная с наружной стороны пространственной металлоконструкции (17), состоящей из соединенных между собой ферм, балок, стоек подкосов и связей, защитной обшивкой (18), двумя лестницами (19, 20) и двумя проемами (21, 22). Комплекс включает распашные двустворчатые ворота, приводимые в движение с помощью гидравлического рычажного механизма (25). Мобильная башня обслуживания снабжена воротами (26), площадками обслуживания (27) и узлом крепления автотягача (28). Изобретение направлено на повышение надежности и эффективности работы стартового комплекта. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а более конкретно к космическим стартовым комплексам. Оно может быть использовано при любых климатических и метеорологических условиях в любое время года и суток для обеспечения предстартовой подготовки и пуска ракет-носителей типа «Союз-СТ» и «Союз-2» с различными полезными грузами, в том числе с использованием разгонных блоков «Фрегат», например, в Гвианском Космическом центре.

Известны стартовые комплексы 36А, 36В для предстартовой подготовки и пуска ракеты-носителя «Атлас-Кентавр» с космической головной частью, расположенные в космическом центре им. Кеннеди (US), содержащие центр управления запуском, гусеничный транспортер, стартовое сооружение эстакадного типа, стартовую систему в виде поворотного пускового стола с лотковым газоотражателем, откатную на железнодорожном ходу башню обслуживания без средств защиты от атмосферных воздействий, системы заправки компонентами топлива и сжатыми газами, компрессорную станцию, и все другое необходимое оборудование (см. книгу «Космодром». Под общей редакцией профессора А.П.Вольского. М.: Воениздат, 1977, стр.81 таблица 3.1; стр.92 - Стартовые комплексы США; стр.141) [1].

К достоинствам известных стартовых комплексов для предстартовой подготовки и пуска ракеты-носителя с космической головной частью следует отнести возможность осуществления запуска космических ракет-носителей, а к недостаткам - следующее:

- несовершенство проводимых в процессе вертикальной сборки ракеты-носителя и космической головной части автономных и комплексных испытаний в связи с проведением их на открытом воздухе и подверженностью ракеты-носителя и космической головной части значительным ветровым нагрузкам особенно при неблагоприятных метеорологических условиях, что снижает не только надежность и эффективность предстартовой подготовки и пуска, но и стартового комплекса в целом.

Дальнейший анализ патентов и научно-технической литературы [1...18 и др.] показал, что по технической сущности, наибольшему числу общих признаков с предлагаемым изобретением и достигаемому эффекту наиболее близким к предлагаемому изобретению является стартовый комплекс для предстартовой подготовки и пуска ракеты-носителя «Восток» с космической головной частью, описанный в книгах «Космонавтика (энциклопедия)» [2, стр.44; 67-68; 152, 309-310, 383-384] и «Ракеты-носители» [3, стр.19-22].

Этот стартовый комплекс содержит транспортно-установочный агрегат, стартовое сооружение, односкатный газоотражатель с газоотводным каналом в виде лотка, стартовую систему, кабель-заправочную мачту, верхнюю кабель-мачту, ферму (башню) обслуживания, кабину обслуживания, системы заправки окислителем и горючим, систему охлаждения горючего, оборудование хранилища газов, холодильный центр, систему термостатирования воздухом низкого давления, общетехнические системы и вспомогательное оборудование.

Транспортно-установочный агрегат представляет собой подъемно-транспортный агрегат на железнодорожном ходу, оборудованный гидросистемой для подъема стрелы с РН в вертикальное положение.

Оборудование, входящее в состав транспортно-установочного агрегата, размещено на его стреле и платформе. Стартовое сооружение состоит из стартово-пускового и технологического блоков. Первый из них включает стартовый стол - «четырехгранник», на который устанавливается стартовая система, газоотражатель с газоотводным каналом, помещение для кабины обслуживания хвостовой части РН и др. В центральной части блока предусмотрен проем диаметром 15 м для отвода газов от двигательных установок РН. Технологический блок предназначен для размещения технологического оборудования.

Стартовая система представляет собой четыре силовые опорные фермы, связанные с несущими стрелами, на которые подвешивается ракета-носитель «Восток» и которые отбрасываются под действием противовесов после набора тяги. Кинетическая энергия их гасится с помощью гидробуферов.

В нижней части стартовая система имеет направляющие для движения ракеты-носителя (РН) с космической головной частью (КГЧ) на начальном участке подъема. Кабина обслуживания предназначена для обслуживания нижней заглубленной (хвостовой) части РН, установленной на стартовую систему, а также горловин заправочного коллектора стартового сооружения.

Перед пуском РН с КГЧ кабину обслуживания отводят в нишу стартового сооружения по рельсовому пути и защищают теплозащитной шторой от воздействия газовой струи ракетных двигателей.

Общетехнические системы включают в себя систему водоснабжения, систему оборотного водоснабжения для охлаждения холодильных машин и других агрегатов, систему промстоков, системы вентиляции, систему отопления, систему газоанализа помещений, средства грузозащиты, молниеотводы и средства связи.

К вспомогательному оборудованию относятся подвижные и стационарные системы водяного, газового и пенного пожаротушения и другие.

Данный стартовый комплекс выбран нами в качестве прототипа предлагаемого изобретения.

К достоинствам прототипа следует отнести его высокую надежность и безопасность в эксплуатации и уникальность технического решения. С данного стартового комплекса с помощью ракеты-носителя «Восток» был успешно осуществлен вывод на орбиту первого в мире космического корабля - пилотируемого космического аппарата - с советским человеком на борту; в дальнейшем выводились космические аппараты «Луна-1-Луна-3», искусственные спутники Земли серии «Космос», «Метеор», «Электрон» и другие [2, 3].

К недостаткам прототипа можно отнести то, что он не обеспечивает защиту ракеты-носителя, космической головной части, обслуживающего персонала, оборудования, размещенного на стартовой системе, кабине обслуживания, верхней кабельной мачте и кабель-заправочной мачте от воздействия окружающей среды во время предстартовой подготовки к пуску и в период между пусками. Это особенно необходимо учесть в Гвианском космическом центре, расположенном в зоне с влажным тропическим климатом с продолжительными периодами ливневых дождей и сильных ветров.

Этот недостаток существенно снижает надежность и эффективность работы стартового комплекса, ракеты-носителя и космической головной части в целом.

Техническим результатам изобретения является повышение надежности и эффективности работы стартового комплекса и обеспечение высокой надежности пусков ракет-носителей с космическими головными частями.

Поясним вкратце указанный технический результат.

Обеспечение высокой надежности пусков ракет-носителей с космическими головными частями возможно только при безотказной и надежной работе стартового комплекса, ракеты-носителя и космической головной части, следовательно, полученный положительный эффект нельзя разделить на части, связанные со стартовым комплексом, ракетой-носителем и космической головной частью, так как они тесно взаимосвязаны между собой, неразрывны с точки зрения достижения цели изобретения и их следует рассматривать как единую систему.

Надежность такой системы зависит от надежности ее составляющих.

Поэтому повышение надежности и эффективности работы стартового комплекса непременно сказывается на надежности пусков ракет-носителей с КГЧ.

Таким образом, изобретение направлено на получение единого технического результата, что не противоречит требованиям единства изобретения.

Указанный технический результат достигается благодаря тому, что в стартовый комплекс для предстартовой подготовки и пуска ракеты-носителя с космической головной частью, содержащий транспортно-установочный агрегат, стартовое сооружение, стартовую систему, кабель-заправочную мачту, верхнюю кабель-мачту, кабину обслуживания, системы заправки окислителем и горючим, систему охлаждения горючего, оборудование хранилища газов, холодильный центр, систему термостатирования воздухом низкого давления, общетехнические системы и вспомогательное оборудование, согласно изобретению введена мобильная башня обслуживания, снабженная с наружной стороны пространственной металлоконструкции, состоящей из соединенных между собой ферм, балок, стоек подкосов и связей, защитной обшивкой из стального профилированного оцинкованного листа с отношением высоты профиля h1, к толщине листа δ в пределах , охватывающей ее по периметру по всей высоте, начиная с высоты h2 от основания, отнесенной к высоте мобильной башни обслуживания Н, в диапазоне , двумя лестницами, расположенными одна снаружи защитной обшивки, другая - внутри, двумя проемами, один из которых расположен на передней (северной) поверхности мобильной башни обслуживания для откатывания ее при стоящей на стартовой системе ракете-носителе, а второй - на задней (южной) ее поверхности для подъезда транспортной тележки с космической головной частью и транспортно-установочного агрегата, а также южными распашными двустворчатыми воротами, приводимыми в движение с помощью гидравлического рычажного механизма, для пропускания космической головной части в мобильную башню обслуживания, представляющими собой плоские металлоконструкции, состоящие из стального каркаса, обшитого профилированным оцинкованным листом, для которых отношение высоты уровня h4 к высоте мобильной башни обслуживания Н составляет от до 0,40, северными воротами для пропускания ракеты-носителя в мобильную башню обслуживания на уровнях, определяемых отношением высоты уровня h5, к высоте мобильной башни обслуживания Н в пределах , при этом верхние сегменты северных ворот установлены с возможностью вывода ракеты - носителя с космической головной частью из мобильной башни обслуживания, которая снабжена также площадками обслуживания, расположенными на тринадцати уровнях, узлом крепления автотягача, штормовыми упорами, средствами контроля положения площадок обслуживания и ворот, гидрооборудованием для привода механизмов разведения ворот и площадок обслуживания, электрооборудованием, мостовым краном, лифтом, средствами освещения и защиты от молний, сантехническим и противопожарным оборудованием.

Авторам предлагаемого изобретения не известны аналогичные технические решения, в связи с чем, по мнению авторов, заявляемая совокупность неразрывно связанных между собой существенных признаков, изложенных в формуле изобретения, соответствует критериям изобретения «новизна» и «существенные отличия».

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

- на фиг.1 показана структурная схема стартового комплекса для предстартовой подготовки и пуска ракеты-носителя (РН) с космической головной частью (КГЧ) в момент после установки РН с помощью транспортно-установочного агрегата на стартовую систему, подведения мобильной башни обслуживания, подъема и стыковки КГЧ с РН. Чтобы не затенять, фиг.1 - мобильная башня обслуживания условно показана слева; позиции, которые невозможно было показать, заключены в квадратики;

- на фиг.2 показана мобильная башня обслуживания на стартовом комплексе в процессе предстартовой подготовки. Отдельные позиции заключены в квадратики, а пояснения по ним даны в тексте.

Стартовый комплекс (фиг.1) содержит ракету-носитель 1 с боковыми блоками, космическую головную часть 2, транспортно-установочный агрегат 3, стартовое сооружение 4, стартовую систему 5, кабель-заправочную мачту 6, верхнюю кабель-мачту 7, кабину обслуживания 8, системы заправки окислителем 9 и горючим 10, систему охлаждения горючего 11, оборудование хранилища газов 12, холодильный центр 13, систему термостатирования воздухом низкого давления 14, общетехнические системы 15 и вспомогательное оборудование 16.

В стартовый комплекс для предстартовой подготовки и пуска ракеты-носителя 1 с космической головной частью 2 введена мобильная башня обслуживания (фиг.1, 2), снабженная с наружной стороны пространственной металлоконструкцией 17, состоящей из соединенных между собой ферм, балок, стоек подкосов и связей, защитной обшивкой 18, выполненной из стального профилированного оцинкованного листа толщиной δ=0,8 мм, высотой профиля h1=75 мм с отношением высоты профиля h1 к толщине листа δ равным , что находится в диапазоне возможных отклонений при изготовлении.

Защитная обшивка 18 охватывает мобильную башню обслуживания по периметру по всей высоте, начиная с двух метров от основания, то есть отношение высоты h2 от основания к высоте мобильной башни обслуживания Н составляет , что находится в оптимальном диапазоне .

Мобильная башня обслуживания снабжена двумя лестницами 19, 20, расположенными одна 19 снаружи защитной обшивки 18, другая 20 - внутри, двумя проемами 21, 22, один из которых 21 расположен на передней (северной) поверхности мобильной башни обслуживания для откатывания ее при стоящей на стартовой системе ракете-носителе 1, а второй 22 - на задней (южной) ее поверхности для подъезда транспортной тележки 23 (на фиг.1, 2 транспортная тележка условно не показана) с космической головной частью 2 и транспортно-установочного агрегата 3, а также южными распашными двустворчатыми воротами 24, приводимыми в движение с помощью гидравлического рычажного механизма 25 (на фиг.1, 2 рычажный механизм условно не показан), для пропускания космической головной части 2 в мобильную башню обслуживания, представляющими собой плоские металлоконструкции, состоящие из стального каркаса, обшитого профилированным оцинкованным листом, для которых отношение высоты уровня h4 к высоте мобильной башни обслуживания Н составляет от до 0,40, северными воротами 26 для пропускания ракеты-носителя 1 в мобильную башню, обслуживания на уровнях, определяемых отношением высоты уровня h5 к высоте мобильной башни обслуживания Н в пределах , при этом верхние сегменты северных ворот 26 установлены с возможностью вывода ракеты-носителя 1 с космической головной частью 2 из мобильной башни обслуживания.

Мобильная башня обслуживания оборудована также площадками обслуживания 27, расположенными на 13 уровнях, охватывающих все рабочие зоны обслуживания ракеты-носителя 1 и космической головной части 2, узлом крепления автотягача 28, штормовыми упорами 29, средствами контроля 30 положения площадок обслуживания 27 и ворот 24, 26, гидрооборудованием 31 для привода механизмов разведения ворот и площадок обслуживания, электрооборудованием 32, включающим в себя электродвигатели насосных установок гидроприводов и все вспомогательное оборудование (электрические щиты, кабели, датчики), мостовым краном 33, лифтом 34, средствами освещения 35 и защиты 36 от молний, сантехническим и противопожарным оборудованием (на фиг.2 условно не показаны).

Контроль положения площадок 27 обслуживания и ворот 24, 26 осуществляется с помощью конечных выключателей и сигналов на световых табло с выдачей информации на пульт управления, установленный на мобильной башне обслуживания и на пульте оператора.

Ходовая часть мобильной башни обслуживания представляет собой систему из четырех блоков тележек, расположенных под крайними опорами.

Мобильная башня обслуживания перемещается по двум рельсовым путям с помощью автотягача.

В рабочем положении мобильная башня обслуживания фиксируется на штормовых упорах, которые представляют собой металлоконструкции, закрепленные в бетонных ребрах между ходовыми рельсами. При урагане штормовые упоры также удерживают мобильную башню обслуживания от опрокидывания.

На предлагаемом стартовом комплексе предстартовую подготовку и пуск ракеты-носителя с космической головной частью производят по циклограмме (программе) пуска ракеты-носителя с пульта оператора с помощью автоматизированной системы управления технологическими операциями стартового комплекса - АСУ ТО СК.

АСУ ТО СК обеспечивает:

- автоматическое и ручное дистанционное управление исполнительными элементами технологических систем и агрегатов;

- автоматическое и ручное дистанционное управление электропроводами и электронагревателями технологических систем и агрегатов через низковольтные комплектные устройства - НКУ, входящие в состав АСУ ТО СК;

- дистанционный контроль и отображение на рабочем месте оператора информации о состоянии исполнительных элементов технологических систем и агрегатов;

- измерение текущих значений параметров и сигнализацию об отключении их значений;

- функционирование блокировок безопасности;

- дистанционное включение (отключение) питания;

- обмен информацией со смежными системами;

- контроль исправности и диагностику неисправностей аппаратуры АСУ и др.

На техническом комплексе тщательно собранную ракету-носитель без КГЧ устанавливают на транспортно-установочный агрегат и транспортируют в горизонтальном положении на стартовый комплекс, где с помощью транспортно-установочного агрегата ракету-носитель поднимают в вертикальное положение и устанавливают на стартовую систему.

На заправочной станции технического комплекса установленные в космической головной части (КГЧ) космический аппарат и разгонный блок «Фрегат» заправляют компонентами топлива и сжатыми газами.

Затем КГЧ в вертикальном положении на транспортной тележке доставляют на стартовый комплекс и через южный (задний) проем - в помещение мобильной башни обслуживания, где ее с помощью крана поднимают по направляющим и устанавливают на подставку на площадке на уровне 27 м для снятия транспортной крышки и подключения системы термостатирования воздухом низкого давления.

После этого КГЧ пристыковывают к ракете-носителю, осуществляют проверку и вертикализацию.

Далее к бортовым разъемным соединениям ракеты-носителя подсоединяют наземные электро, пневмо- и гидрокоммуникации, то есть подключают все связи «земля - борт», используя для этого нижние кабель-мачты, верхнюю кабель-мачту, кабель-заправочную мачту, мобильную башню обслуживания и кабину обслуживания.

После сборки РН с КГЧ на стартовой системе и установки ее в положение пуска включают в работу системы термостатирования отсеков РН и КГЧ воздухом низкого давления.

Система термостатирования КГЧ воздухом низкого давления имеет в своем составе воздуходувки (вентиляторы), трубопровод подачи атмосферного воздуха, фильтры, воздухоохладители, электронагреватели и другое необходимое оборудование. Контроль температуры и чистоты термостатирующего воздуха, подаваемого в КГЧ, производят вблизи люков КГЧ.

Систему термостатирования КГЧ воздухом низкого давления отключают перед отводом мобильной башни обслуживания (на 80 м) и включают систему термостатирования КГЧ воздухом высокого давления. Последнюю отключают по команде «земля - борт» примерно за 42 с до команды «КП» («контакт подъема»).

В состав системы термостатирования РН воздухом низкого давления входят вентиляторы для подачи воздуха с необходимыми параметрами (давлением, расходом, температурой), воздушные фильтры, очищающие атмосферный воздух от механических примесей, пылевых частиц и коррозионно-активных агентов с чистотой фильтрации не менее 20 мкм, холодильные машины, воздухоохладители, охлаждающие воздух до требуемой температуры и осаждающие влагу из воздуха, электронагреватели, нагревающие воздух до заданной температуры, и другое необходимое оборудование. Контроль и регистрацию температуры термостатирующего воздуха производят вблизи (на входе) люков РН. Термостатирующий воздух подается в РН с общим суммарным расходом 18200 нм3/ч, в том числе:

- в хвостовые отсеки блоков А, Б, В, Г, Д с температурой от 40°С до 60°С с расходом 104 нм3/ч;

- в приборный отсек блока А, межбаковые отсеки блоков А, Б, В, Г, Д, хвостовой и межбаковый отсеки блока И с температурой от 10°С до 30°С с расходом 8,2·103 нм3/ч.

За 3,5 часа до команды «КП» («контакт подъема») систему термостатирования РН воздухом низкого давления отключают и включают систему термостатирования воздухом высокого давления и за 15 минут до команды «КП» термостатирование отсеков блоков А и И осуществляют газообразным азотом вместо воздуха.

Система термостатирования РН воздухом высокого давления включает в себя магистральный трубопровод с внутренним диаметром 80 мм, ресивер сжатого воздуха, пневмощит управления с арматурой, фильтры, блок понижения давления, электронагреватель и охладитель воздуха.

Оборудование термостатирования РН газообразным азотом имеет в своем составе магистральный трубопровод с внутренним диаметром 50 мм, ресивер сжатого азота, трубопровод подачи с арматурой, электронагреватель и охладитель газообразного азота.

Массовый расход воздуха (азота), подаваемого на термостатирование отсеков блоков А и И при температуре от 20 до 50°С составляет 0,33±0,02 кг/с, давление на входе в РН равно 9±1 МПа.

Точность поддержания температуры ±2°С. Систему термостатирования воздухом высокого давления РН отключают по команде «Наддув» примерно за 2,5 минуты до команды «КП».

Перед заправкой и подпиткой РН жидким кислородом производится охлаждение коммуникаций системы заправки и баков РН. Заправка блоков А, Б, В, Г, Д и блока III ступени РН жидким кислородом осуществляется путем вытеснения жидкого кислорода из резервуаров хранилища газообразным кислородом, получаемым с помощью испарителя жидкого кислорода.

Температура жидкого кислорода на входе в баки блоков РН составляет не более 92К. Давление наддува резервуаров хранилища 0,8...1,0 МПа.

Перед заправкой РН горючим - керосином Т-1 - систему заправки приводят в готовность. С помощью системы охлаждения керосин (Т-1) в емкостях хранилища охлаждают до требуемой температуры, например до минус 25°С, для увеличения его плотности, и термостатируют.

Система заправки блоков А, Б, В, Г, Д РН керосином состоит из железнодорожного заправщика и стационарной части, расположенной в помещениях стартового сооружения и включающей трубопроводы с арматурой, блок клапанов заправки, блок клапанов слива, средства контроля температуры, давления и уровня, наполнительные устройства и дренажный трубопровод. Заправочная колонка установлена на нулевой отметке стартового сооружения, а коммуникация для отвода паров от дренажно-предохранительного клапана (ДПК) блока А РН - на мобильной башне обслуживания.

В системе заправки установлен фильтр с тонкостью фильтрации 70 мкм.

Блок И РН заправляется керосином с помощью автозаправщика через фильтр с тонкостью фильтрации 20 мкм. Автозаправщик имеет два отсека: технологический отсек и отсек управления. В технологическом отсеке расположены цистерна, насосно-арматурный блок, пневмогидравлический блок, датчики температуры, давления и уровня топлива, емкость для этилцеллюзольва (ГОСТ 8313-88) и др.

В отсеке управления размещены пульт электроуправления, электрооборудование и кондиционер.

Оборудование системы заправки керосином блока И РН частично расположено на мобильной башне обслуживания (наполнительное устройство, съемная заправочная коммуникация, сливной бак, штуцер заправки и слива и др.).

Газоснабжение стартового комплекса СК, РН и КГЧ воздухом, азотом и гелием обеспечивается от оборудования хранилища газов, состоящего из:

- 230 баллонов (в том числе 24 баллона с гелием) емкостью каждый по 0,4 м3, с рабочим давлением 25...40 МПа;

- пневмощитов зарядки и выдачи гелия;

- пневмощитов контроля давления газов, выдаваемых потребителям СК;

- пневмощита контроля качества газов;

- пневмощита датчиков дистанционного контроля давления газов;

- магистральных трубопроводов подачи газов.

В процессе предстартовой подготовки РН с КГЧ с использованием сжатых газов (воздуха, азота и гелия) осуществляют ряд технологических операций, связанных с управлением клапанов, зарядкой и подпиткой бортовых баллонов воздухом, азотом и гелием, наддувами баков окислителя и горючего, с обеспечением воздухом и азотом высокого давления систем термостатирования РН и КГЧ, и подачей воздуха высокого давления для работы системы эжекции перед стартом и др.

Холодильный центр, включающий комплекс холодильных машин, оборудования и системы управления ими, обеспечивает нормальную работу воздухоохладителей систем термостатирования воздухом низкого и высокого давлений РН и КГЧ и др.

Общетехнические системы включают в работу для водоснабжения стартового комплекса, поддержания РН с КГЧ и спецтехнологического оборудования в постоянной готовности к работе и создания нормальных условий, необходимых для успешной работы обслуживающего персонала.

Вспомогательное оборудование используют для проведения вспомогательных операций, возникающих в процессе предстартовой подготовки.

Проводят комплексные испытания и проверки ракеты-носителя и в аппаратуру системы управления вводят полетное задание.

После завершения всех технологических операций предстартовой подготовки команда на пуск подается руководителем пуска в соответствии с установленной программой пуска РН и на основе информации о состоянии и готовности всех систем и агрегатов стартового комплекса. При этом включается многоканальная система регистрации и записи контролируемых параметров всех бортовых систем РН и СК. Топливные магистрали продуваются азотом. Закрываются дренажные коммуникации баков окислителя и горючего всех ступеней РН, прекращается подпитка баков жидким кислородом. Для обеспечения бескавитационной работы ТНА (турбонасосного агрегата) ДУ (двигательной установки) производится предстартовый наддув баков РН сжатыми газами.

Включаются бортовые системы управления и источники питания.

Отводятся кабель-заправочная мачта, а затем и верхняя кабель-мачта.

Прекращается всякая связь с бортом РН.

Ракета-носитель находится в режиме автономного управления, питание всех систем осуществляется от борта РН.

Включается зажигание, начинает работать ТНА. Устройства для зажигания создают в камерах ракетных двигателей факел пламени.

Контролируется выход ракетных двигателей на режим.

Когда тяга ракетных двигателей превысит вес РН с КГЧ, начинается отрыв РН от стартовой системы. Прохождение операций отображается на пульте пуска и сопровождается командами «Наддув», «Контакт», «Земля - борт», «Зажигание» и др.

Подается команда на отстыковку и отброс быстроразъемных соединений.

В момент отрыва РН от опор стартовой системы срабатывает датчик контакта подъема «КП» и на пульте пуска загорается транспарант «Старт».

Тяга двигателей увеличивается и ракета-носитель выходит из зоны возможного соударения с элементами стартовой системы.

Газовая струя при пуске ракеты-носителя отводится по односкатному газоотражателю и газоотводному каналу лоткового типа.

Предлагаемый стартовый комплекс для предстартовой подготовки и пуска ракеты-носителя с космической головной частью позволяет:

- проводить все технологические операции предстартовой подготовки и пуска РН с КГЧ в особоблагоприятных условиях, создаваемых мобильной башней обслуживания, независимо от внешних метеоролических условий, что повышает не только надежность и эффективность проведения предстартовой подготовки и пуска, но и надежность и эффективность работы стартового комплекса, РН и КГЧ в целом, обеспечивая тем самым высокую надежность пусков;

- обеспечить надежную защиту РН, КГЧ, обслуживающего персонала, оборудования, размещенного на стартовой системе, кабине обслуживания, верхней кабельной мачте и кабель-заправочной мачте от неблагоприятных атмосферных воздействий во время предстартовой подготовки к пуску и в период между пусками, что особенно важно для Гвианского Космического центра, расположенного в зоне с влажным тропическим климатом с продолжительными периодами ливневых дождей и сильных ветров;

- увеличить пропускную способность стартового комплекса, что также имеет немаловажное значение.

Сравнительный анализ предлагаемого изобретения с известными стартовыми комплексами показал, что предлагаемый стартовый комплекс по техническому уровню существенно превосходит все известные отечественные и зарубежные стартовые комплексы.

Предлагаемое техническое решение отвечает критериям изобретения «положительный эффект» и «технический уровень».

Таким образом, совокупность неразрывно связанных между собой существенных признаков, изложенных в формуле изобретения, направленных на достижение единой цели, позволяет получить существенный положительный эффект, а именно: повысить надежность и эффективность работы стартового комплекса и обеспечить высокую надежность пусков ракет-носителей с космическими головными частями.

Изобретение будет использовано в полном объеме на стартовом комплексе ракеты-носителя «Союз-СТ» в Гвианском Космическом центре. Оно может быть использовано также на Российских стартовых комплексах для РН типа «Союз-2».

Источники информации

1. Космодром. Под общей редакцией проф. А.П.Вольского. М.: Воениздат, 1977, стр.81, таблица 3.1; стр.92 - Стартовые комплексы США, стр.141 - аналог.

2. Космонавтика. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1985, стр.44; 67-68; 152; 309-310; 383-384 - СК РН «Восток» - прототип.

3. Ракеты-носители. Под общей редакцией проф. С.О.Осипова. М.: Воениздат, 1981, стр.19-22, рис.1.2 - Ракета-Носитель «Восток».

4. Ru 2242411, C2, B64G 5/00, 18.03.2003 - аналог.

5. Ru 2270792, С1, B64G 5/00, 05.08.2004 - аналог.

6. FR 2635500, А1, B64G 5/00, 23.02.1990 - аналог.

7. US 4932607, А1, B64G 5/00, 12.06.1990 - аналог.

8. Austr. 631804, B64G 5/00, 1990 - аналог.

9. Ru 2099255, C1, B64G 5/00, 20.121997 - аналог.

10. Ru 2094337, С1, B64G 5/00, 27.10.1997 - аналог.

11. Ru 2158421, C2, B64G 5/00, 27.10.2000 - аналог.

12. PCT /US98/ 15899, B64G 5/00, 27.07.1998 - аналог.

13. Воронин Б.П., Столяров Н.А.. Подготовка к пуску и пуск ракет. М.: Воениздат, 1972, стр.41...75 - аналоги.

14. На земле и в космосе. ФГУП «КБОМ им. В.П.Бармина». Под общей редакцией д.т.н, проф. И.В.Бармина. М.: Издание «КБОМ», 2001, стр.141...143, 158...160 - аналоги.

15. US 5529264, B64G 1/22, 25.06.1996 - аналог не обнаружен.

16. FR 2595318, B64G 5/00, 02.03.1987 - аналог не обнаружен.

17. JP 2099500 A, B64G 5/00, 11.04.1990 - аналог.

18. Ru 2194654, C2, 20.12.2002 - аналог.

Стартовый комплекс для предстартовой подготовки и пуска ракеты-носителя с космической головной частью, содержащий транспортно-установочный агрегат, стартовое сооружение, стартовую систему, кабель-заправочную мачту, верхнюю кабель-мачту, кабину обслуживания, системы заправки окислителем и горючим, систему охлаждения горючего, оборудование хранилища газов, холодильный центр, систему термостатирования воздухом низкого давления, общетехнические системы и вспомогательное оборудование, отличающийся тем, что в него введена мобильная башня обслуживания, снабженная с наружной стороны пространственной металлоконструкции, состоящей из соединенных между собой ферм, стоек подкосов и связей, защитной обшивкой из стального профилированного оцинкованного листа с отношением высоты профиля h1 к толщине листа δ в пределах , охватывающей ее по периметру по всей высоте, начиная с высоты h2 от основания, отнесенной к высоте мобильной башни обслуживания Н, в диапазоне , двумя лестницами, расположенными одна снаружи защитной обшивки, другая - внутри, двумя проемами, один из которых расположен на передней (северной) поверхности мобильной башни обслуживания для откатывания ее при стоящей на стартовой системе ракете-носителе, а второй - на задней (южной) ее поверхности для подъезда транспортной тележки с космической головной частью и транспортно-установочного агрегата, а также южными распашными двустворчатыми воротами, приводимыми в движение с помощью гидравлического рычажного механизма, для пропускания космической головной части в мобильную башню обслуживания, представляющими собой плоские металлоконструкции, состоящие из стального каркаса, обшитого профилированным оцинкованным листом, для которых отношение высоты уровня h4 к высоте мобильной башни обслуживания Н составляет от до 0,40, северными воротами для пропускания ракеты-носителя в мобильную башню обслуживания на уровнях, определяемых отношением высоты уровня h5 к высоте мобильной башни обслуживания Н в пределах , при этом верхние сегменты северных ворот установлены с возможностью вывода ракеты-носителя с космической головной частью из мобильной башни обслуживания, которая снабжена также площадками обслуживания, расположенными на тринадцати уровнях, узлом крепления автотягача, штормовыми упорами, средствами контроля положения площадок обслуживания и ворот, гидрооборудованием для привода механизмов разведения ворот и площадок обслуживания, электрооборудованием, мостовым краном, лифтом, средствами освещения и защиты от молний, сантехническим и противопожарным оборудованием.