Торпедный аппарат
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к ВМФ и применяется на подводных лодках для стрельбы торпедами по морским целям. Торпедный аппарат содержит переднюю крышку, заднюю крышку и трубу. Задняя крышка выполнена в форме цилиндра, внутри которого помещен свободно перемещающийся по всей длине трубы поршень-толкатель. Задняя крышка и труба торпедного аппарата через шланги, трубопроводы, клапаны и краны-манипуляторы соединены с воздушными баллонами. Изобретение обеспечивает предотвращение появления на поверхности воды воздушного пузыря и предотвращение проникновения забортной воды в трубу торпедного аппарата. 3 ил.
Реферат
Изобретение относится к Военно-морскому флоту и применяется на подводных лодках для стрельбы торпедами по морским целям.
Все известные торпедные аппараты рассчитаны только для стрельбы торпедами определенного калибра, и в случае применения торпед меньшего калибра не исключена возможность при выстреле появления на поверхности воды воздушного пузыря, который вызовет демаскирование подводной лодки /см. журнал "Морской сборник", 1975 г., №8, стр.84/. Этот недостаток устранен в известном гидравлическом торпедном аппарате /см. журнал "Зарубежное военное обозрение", 1981 г., №3, стр.71 и "Техника и вооружение", 1984 г., №7, стр.4 обложки/; но этот торпедный аппарат, как и другие, имеет еще один существенный недостаток, выражающийся в том, что после каждого выстрела приходится сушить трубы торпедного аппарата путем удаления из них проникшей забортной воды. Это значительно замедляет возможность произвести повторную стрельбу вслед за первой.
Есть еще торпедный аппарат, имеющий ряд недостатков, применить которого вообще нецелесообразно /см. журнал "Зарубежная военно-морская техника", 1991 г., №13, стр.15; статья под заголовком, Торпедное оружие/.
Целью настоящего изобретения является устранение тех недостатков, которые имеют современные торпедные аппараты, и осуществление стрельбы торпедами разного калибра /в этом случае калибр торпеды не должен быть больше диаметра трубы/; избавление от появления воздушного пузыря на поверхности воды во всех случаях стрельбы торпедой; сокращение времени повторной стрельбы; исключение застревания торпеды в трубе торпедного аппарата во время выстрела, которое иногда случается /см. лит. Н.П.Болгаров. Рассказы о подводной лодке, стр.201 и 202, 1960 г./.
Данная цель достигается тем, что задняя крышка торпедного аппарата выполнена в виде цилиндра, вовнутрь которого помещен свободно перемещающийся по всей длине торпедного аппарата поршень-толкатель, причем задняя крышка к труба торпедного аппарата через шланги, трубопроводы, клапаны и краны-манипуляторы соединены с воздушными баллонами.
На фиг.1 приводится изображение торпедного аппарата до выстрела торпеды;
На фиг.2 - торпедный аппарат после выстрела торпеды;
На фиг.3 - устройство поршня-толкателя.
Торпедный аппарат состоит из следующих основных частей и деталей: передней крышки 1, трубы торпедного аппарата 8; задней цилиндрической крышки 3; поршня-толкателя 4; торцевого паза 5; крана-манипулятора 6; крана-ограничителя 7; пробок 8, 9; баллона со сжатым воздухом 10; воздухоприемного баллона 11; кранов 12, 13, баллонов 10, 11; клапанов 14, 15; гибкого шланга 16; трубки-тройника 17; муфт 18, 19; трубопроводов 20, 21, 22, 23; сигнальных лампочек 24, 25; герконов /герметический контакт/ 26, 27; источника электропитания 29.
Поршен-толкатель со своей стороны состоит из поршня 30 /см. фиг.3/; ведомого диска 31 с отверстиями 32; стержня 33; колец 34; выдвигающихся стопорных магнитных штифтов 35.
Торпедный аппарат действует следующим образом. До его зарядки торпедой необходимо убедиться, что труба 2, выступающая за корпусом подводной лодки, закрыта крышкой 1, a поршень-толкатель 4 находится в исходном положении в задней цилиндрической крышке 3, о котором сигнализируется сигнальной лампой 24 благодаря замыканию контактов геркона 26, при котором образуется электрическая цепь: + плюс контакты геркона 26, электрическая лампочка 24, минус -; контакты геркона замыкаются от воздействия на них магнитного поля стопорных штифтов 35 /см. фиг.3/. После этого открывается задняя крышка 3, вставляется торпеда 36 в трубу 2 и закрывается той же крышкой; дальше труба торпедного аппарата заполняется забортной водой и открывается передняя крышка 1; пробка 8 крана-манипулятора 6 из исходного положения ④ переводится рычажным переключателем /на фиг.1 не показан/ по часовой стрелке в положение ①; вслед за ней пробка 9 крана-ограничителя 7 тоже станет в положение ①, так как она связана наглухо с общей осью 37 крана-манипулятора, и в дальнейшем кран-ограничитель все время будет принимать такое же положение как кран-манипулятор.
После прицеливания торпедного аппарата на морской объект по команде открывается кран 12, из баллона сжатый воздух по трубе 21 клапана 14 пробки 8 и гибкого шланга 16 начнет поступать в заднюю крышку 3; сжатый воздух станет давить на поверхность поршня 30 /см. фиг.3/, и как только от этого поршень-толкатель 4 придет в движение, тогда на нем давление воздуха будет осуществляться через отверстие 32 ведомого диска 31.
Поршень-толкатель в свою очередь начнет давить на заднюю часть торпеды 36, и через некоторое время выталкивает ее из торпедного аппарата; поршень-толкатель 4, дойдя до торцевого паза 5, который проделан вокруг края трубы как канавка, со своими выдвигающимися стопорными штифтами 35 поршня 30 упрется в торцовый паз 5 у самого выхода трубы торпедного аппарата. Остановка поршня-толкателя 4 сигнализируется сигнальной лампочкой 25, питающейся по электрической цепи: + плюс, контакты геркона 27, электрическая лампочка 25, минус -.
После выстрела торпедный аппарат закрывается передней крышкой 1, кран-манипулятор 6 переводится в положение ②; использованный сжатый воздух из трубы 2 торпедного аппарата через шланг 16, клапан 14 пробки 8 начинает поступать по трубе 22 в воздухоприемный баллон 11. Воздух через трубу 20 и крана-ограничителя 7 не пройдет, так как он будет перекрыт пробкой 9. После приема баллоном 11 излишнего воздуха кран-манипулятор переводится в положение ③; в таком случае воздух из приемного баллона 11 по трубе 23 через клапан 15 поступает между поршнем 30 и крышкой 1; от которого поршень-толкатель 4 возвращается в свое исходное положение в заднюю крышку 3; в этом процессе одновременно воздух выходит из торпедного аппарата через шланг 16 трубы 20 и крана-ограничителя 7 наружу. Как только поршень-толкатель 4 займет свое прежнее место в цилиндрической крышке 3, загорится сигнальная лампочка 24, вслед за этим пробка 8 крана-манипулятора 6 переводится в исходное положение ④, и этим торпедный аппарат будет готов к повторной стрельбе.
Ввиду того, что поршень-толкатель должен свободно перемещаться вовнутрь трубы торпедного аппарата, поверхность трубы по всей длине сделана гладкой к ровной, без всяких приспособлений, служащих в известных торпедных аппаратах для направления и фиксации торпеды во время ее зарядки в торпедный аппарат /см. лит. Забнев А.Ф. Торпедное оружие, стр.43, 1984 г. и журнал "Зарубежное военное обозрение", 1981 г., №3, стр.70-71/.
После каждого выстрела торпеды из торпедного аппарата воздух выходит наружу, во внутрь корпуса подводной лодки, от которого в корпусе завышается воздушное давление, чтобы уменьшить давление - излишний воздух перекачивается в баллонах, находящихся на подводной лодке. Накопившийся излишний воздух в баллоне 11 через трубу 38 с открытым краном 13 по необходимости выпускается наружу.
При выстреле торпеды начинается ее движение и если при этом окажется, что торпеда не соответствует своему нормальному положению "верх-низ", то тогда она сама автоматически выравнивается при помощи дополнительных горизонтальных рулей 40, после чего вступают в действии основные горизонтальные рули 39, и это положение будет сохранятся за все время движения торпеды. Так как в торпедном аппарате имеется оптическая сигнализация, осуществляемая загоранием электрических лампочек через контакты герконов, находящийся с наружной стороны в начале и конце торпедного аппарата, и для воздействия на них магнитным потоком штифтов 35, задняя цилиндрическая крышка и передняя часть трубы торпедного аппарата выполнены из диамагнитного материала.
Торпедный аппарат, содержащий переднюю крышку, заднюю крышку и трубу, отличающийся тем, что задняя крышка выполнена в форме цилиндра, внутри которого помещен свободно перемещающийся по всей длине трубы поршень-толкатель, причем задняя крышка и труба торпедного аппарата через шланг, трубопроводы, клапаны и краны-манипуляторы соединены с воздушными баллонами.