Способ прогнозирования нарушения моторного развития у детей первого года жизни с перинатальными гипоксическими поражениями головного мозга
Изобретение относится к области медицины, а именно к детской неврологии, и позволяет прогнозировать нарушение моторного развития у доношенных детей с перинатальными гипоксическими поражениями головного мозга. Сущность способа: в сыворотке венозной крови ребенка в возрасте 3-х месяцев жизни определяют количество нейротрофического фактора головного мозга (BDNF). При его значении 15 нг/мл или менее прогнозируют нарушение моторного развития в возрасте 6-ти месяцев жизни. Использование способа позволяет повысить точность прогнозирования, что дает возможность своевременно проводить профилактические мероприятия по предупреждению нарушения моторного развития у детей. 1 табл.
Реферат
Изобретение относится к медицине, а именно к детской неврологии, и позволяет прогнозировать нарушение моторного развития у детей 1-го года жизни с перинатальными гипоксическими поражениями головного мозга.
Актуальность заявляемого способа определяется высокой частотой поражений центральной нервной системы (ЦНС) ребенка в перинатальном периоде, достигающей 80% среди патологии нервной системы в детском возрасте [1]. Одним из наиболее частых проявлений этих поражений является нарушение моторного развития, составляющее 68,5% в структуре синдромов перинатальных поражений нервной системы [2]. Прогнозирование этих нарушений является сложным и технически трудно осуществимым.
Известен способ прогнозирования нарушения моторного развития в форме детского церебрального паралича (ДЦП) по динамике становления двигательных навыков у недоношенных детей с перивентрикулярной лейкомаляцией (Малиновская О.Н., Белоусова Е.Д., Кешишян Е.С. Факторы риска формирования и прогноз детского церебрального паралича и эпилептических синдромов у недоношенных детей с перивентрикулярной лейкомаляцией // Российский вестник перинаталогии и педиатрии. - 2005. - №3. - С.30-35), а именно по срокам формирования навыка удерживания головы.
Недостатки способа:
1. Применим только у недоношенных детей, перенесших перивентрикулярную лейкомаляцию.
2. Позволяет прогнозировать только тяжелые нарушения моторного развития.
3. Применим только с 6-ти месяцев скоррегированного возраста
4. Высокий процент ложно-отрицательных результатов.
5. Точность способа неизвестна.
Наиболее близким по техническому решению является способ прогнозирования нарушения моторного развития у детей путем оценки уровня тироксина в крови (Лильин Е.Т., Иваницкая И.Н. Современные представления об этиологии детского церебрального паралича // Российский педиатрический журнал. - 2002. - №3. - С.35-40.) При гипотироксинемии прогнозируют нарушение моторного развития в форме ДЦП.
Недостатки способа:
1. Способ позволяет прогнозировать только тяжелые двигательные нарушения (ДЦП).
2. Нарушение моторного развития косвенно прогнозируется по неспецифическому показателю.
3. Отсутствие данных о точности способа.
Указанные недостатки предлагается устранить в заявляемом способе.
Технический результат заявляемого способа заключается в том, что у доношенных детей с перинатальными гипоксическими поражениями головного мозга в возрасте 3-х месяцев жизни определяют количество нейротрофического фактора головного мозга (BDNF) в сыворотке крови и при его значении, равном 15 нг/мл или менее прогнозируют нарушение моторного развития в 6-месячном возрасте с точностью 96,7%.
Новизна способа заключается в том, что впервые для прогнозирования нарушения моторного развития у детей с перинатальными гипоксическими поражениями головного мозга на 1-м году жизни предлагается показатель содержания BDNF в сыворотке крови.
Ранее показатель количества мозгового нейротрофического фактора в сыворотке крови использовали для прогнозирования тяжести поражения головного мозга у новорожденных [3]. С указанной целью показатель количества BDNF в сыворотке крови используется впервые.
Показатель количества нейротрофического фактора головного мозга (BDNF) в сыворотке крови выбран нами в качестве критерия прогнозирования нарушения моторного развития у детей первого года жизни с перинатальными гипоксическими поражениями головного мозга, поскольку он является специфическим для головного мозга показателем. Известно, что он поддерживает функциональную активность нейронов в условиях гипоксии-ишемии, поэтому с уровнем его продукции у новорожденных связана тяжесть формирующихся постгипоксических изменений [3]. Вероятно, в восстановительном периоде перинатальных гипоксических поражений головного мозга BDNF влияет на моторное развитие детей через воздействие на рост и дифференцировку мотонейронов, регуляцию нейротрансмиссии в развивающихся синапсах.
Способ осуществляется следующим образом.
У ребенка в возрасте 3-х месяцев проводят забор 0,5 мл венозной крови. Кровь центрифугируют в течение 15 минут при 1000 оборотах для получения сыворотки. Для определения содержания нейротрофического фактора головного мозга проводят количественный иммуноферментный анализ сэндвичевого типа на иммуноферментном анализаторе EL 808 с использованием реактивов фирмы «R&D systems» (Англия). Результат читается в нг/мл.
Отличительные признаки способа. Нами установлен новый прогностический параметр количества нейротрофического фактора головного мозга (BDNF) в сыворотке крови у доношенных детей с перинатальными гипоксическими поражениями головного мозга в возрасте 3-х месяцев жизни, при количественном значении которого, равном 15 нг/мл или менее, прогнозируют нарушение моторного развития в возрасте 6-ти месяцев жизни.
Для объективизации данных параллельно с применением заявляемого способа проводилось клиническое наблюдение и обследование детей 1-го года жизни другими функциональными методами исследования: нейросонография (НСГ), ультразвуковая чрезродничковая доплерография, исследование вариабельности ритма сердца.
Существо способа поясняется следующими примерами.
Пример 1. Ребенок А родился в срок гестации 38-39 недель, с оценкой по шкале Апгар 7-8 баллов, в состоянии средней тяжести. При обследовании ребенка в возрасте одного месяца жизни выявлена следующая патологическая симптоматика: тремор подбородка при беспокойстве, периодические срыгивания. По данным НСГ выявлено: усиленная пульсация внутримозговых артерий. На основании клинических данных и данных НСГ поставлен диагноз - перинатальное гипоксическое поражение головного мозга, гипертензивный синдром. В 3 месяца жизни, после проведенной стандартной медикаментозной терапии, отмечалась положительная клиническая динамика: тремор подбородка и срыгивания купировались. Психомоторное развитие ребенка соответствовало возрасту. Эхографически также наблюдалась положительная динамика: не отмечалось усиления пульсации внутримозговых артерий и гидроцефальных изменений. Согласно предлагаемому способу у ребенка в 3 месяца жизни количество BDNF в сыворотке крови - 20 нг/мл, что выше заявляемого параметра.
Заключение: нарушение моторного развития к 6 месяцам не прогнозируется.
При клиническом неврологическом обследовании ребенка в 6 месяцев жизни моторное развитие ребенка соответствовало возрастной норме. При НСГ патологических изменений не выявлено. Прогноз по заявляемому способу подтвердился.
Пример 2. Ребенок Б родился в срок 38 недель, с оценкой по шкале Апгар 6-7 баллов. При рождении состояние ребенка расценено как среднетяжелое. При клинико-неврологическом обследовании ребенка в 1 месяц жизни установлено: тремор подбородка при беспокойстве, периодические срыгивания, положительный симптом Грефе. По данным НСГ выявлена усиленная пульсация внутримозговых артерий. На основании клинических данных и данных НСГ поставлен диагноз - перинатальное гипоксическое поражение головного мозга, гипертензивный синдром. В 3 месяца жизни, после проведенной стандартной медикаментозной терапии, отмечалась положительная клиническая динамика: тремор подбородка и срыгивания купировались, симптом Грефе стал непостоянным. Моторное развитие ребенка соответствовало возрасту: наблюдалась выраженная тенденция к угасанию всех безусловных рефлексов с отсутствием реакции опоры и автоматической походки; отмечалось спонтанное симметричное отведение рук в стороны, поднимание выше горизонтального уровня, легкое сопротивление пассивным движениям ног, разгибание «лицевой» руки при повороте головы в сторону; лежа на животе опирался на согнутые под острым углом предплечья, в вертикальном положении хорошо удерживал голову. Эхографически отмечалось умеренное расширение межполушарной щели (МПЩ). Согласно предлагаемому способу у ребенка в 3 месяца жизни проведено определение количества BDNF в сыворотке крови, которое составило 15 нг/мл, что соответствует заявляемому параметру. Заключение: у ребенка прогнозируется нарушение моторного развития в возрасте 6-ти месяцев жизни.
В возрасте 6-ти месяцев жизни при клинико-неврологическом обследовании ребенка отмечался мышечный гипертонус в группе аддукторов бедер и разгибателей дистальных отделов нижних конечностей. Эхографически сохранялось расширение МПЩ. Прогноз по заявляемому способу подтвердился.
Пример 3. Ребенок В, рожденный в сроке 39 недель от первой беременности, первых своевременных родов с оценкой по шкале Апгар 6-7 баллов в состоянии средней тяжести. При клинико-неврологическом обследовании ребенка в 1 месяц жизни установлено: усиленный венозный рисунок в височной области, мелкоразмашистый тремор конечностей при беспокойстве, периодические срыгивания, положительный симптом Грефе, непостоянное сходящееся косоглазие. По данным НСГ выявлено: усиленная пульсация внутримозговых артерий. На основании клинических данных и данных НСГ поставлен диагноз - перинатальное гипоксическое поражение головного мозга, гипертензивный синдром. В 3 месяца жизни, после проведенной стандартной медикаментозной терапии, сохранялись тремор конечностей, периодические срыгивания, симптом Грефе стал непостоянным, присоединилась метеозависимость. Двигательное развитие ребенка соответствовало возрасту: отмечалось выраженное ослабление всех безусловных рефлексов, реакция опоры и автоматическая походка отсутствовали; наблюдалось спонтанное симметричное отведение рук в стороны, поднимание выше горизонтального уровня, легкое сопротивление пассивным движениям ног, разгибание «лицевой» руки при повороте головы в сторону; лежа на животе опирался на согнутые под острым углом предплечья, в вертикальном положении хорошо удерживал голову. Эхографически отмечалось умеренное расширение МПЩ, усиление пульсации внутримозговых артерий. Согласно предлагаемому способу у ребенка в 3 месяца жизни проведено определение количества BDNF в сыворотке крови, которое составило 5 нг/мл, что соответствует заявляемому параметру на прогнозирование нарушения моторного развития в возрасте 6-ти месяцев жизни.
В возрасте 6-ти месяцев жизни, после повторного курса стандартной медикаментозной терапии, тремор конечностей и срыгивания купировались, симптом Грефе не выявлялся, однако отмечался мышечный гипертонус в группе разгибателей дистальных отделов нижних конечностей, цепные симметричные рефлексы выполнялись неуверенно, оптическая реакция опоры рук была непостоянной. Эхографически сохранялось расширение МПЩ.
Заключение: прогноз на нарушение моторного развития по заявляемому способу подтвердился.
Указанным способом обследовано 30 детей, результаты приведены в таблице 1.
Таблица 1 | |
Показатель | Количество обследованных |
Всего детей | 30 |
Истинно-положительный результат | 16 |
Ложно-положительный результат | 0 |
Истинно-отрицательный результат | 13 |
Ложно-отрицательный результат | 1 |
Точность заявляемого способа - 96,7%.
Чувствительность заявляемого способа - 94,1%.
Специфичность заявляемого способа - 100%.
Преимущества данного способа:
1. Возможность раннего прогнозирования нарушения моторного развития у детей с перинатальными гипоксическими поражениями головного мозга.
2. Не требует специальной подготовки ребенка для исследования.
3. Требуется небольшое количество крови для исследования (0,5 мл).
4. Требует для своего проведения небольшое количество времени (30 мин).
5. Проводится однократно, не требует исследования в динамике.
6. Для прогнозирования используется специфический показатель, что делает исследование более достоверным.
7. Позволяет своевременно проводить профилактические мероприятия по предупреждению нарушения моторного развития.
8. Высокая точность - 96,7%, чувствительность - 94,1%, специфичность - 100%.
Список литературы
1. Самсыгина Г.А. Гипоксичекое поражение ЦНС у новорожденных детей: клиника, диагностика, лечение // Педиатрия. - 1996. - №5. - С.74-77.
2. Хачатрян Л.Г. Ранние и отдаленные проявления перинатального поражения нервной системы у детей раннего возраста: Автореф. Дис. ... док. мед. наук. - М., - 2003. - 49 с.
3. Голосная Г.С. Роль ингибиторов апоптоза в диагностике и прогнозировании исходов перинатальных гипоксических поражений головного мозга у новорожденных // Педиатрия. - 2005. - №3. - С.30-35.
Способ прогнозирования нарушения моторного развития у детей первого года жизни с перинатальными гипоксическими поражениями головного мозга путем исследования периферической венозной крови, отличающийся тем, что у доношенного ребенка в возрасте 3-х месяцев жизни в сыворотке крови определяют количество нейротрофического фактора головного мозга, и при его значении, равном 15 нг/мл или менее прогнозируют нарушение моторного развития в возрасте 6-ти месяцев жизни.