Способ подготовки личинки пчелы к маточному воспитанию и комплект инструментов для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Заявляемая группа изобретений относится к пчеловодству и может быть использована при выводе пчелиных маток и касается способа подготовки личинки пчелы к маточному воспитанию, заключающегося в том, что личинку пчелы, в том числе и на стадии яйца, вместе с дном ячейки помещают в искусственную мисочку и передают семье-воспитательнице. Трубочкой вырезают ячейку с личинкой или яйцом из пчелиного сота и очищают противоположную сторону дна ячейки до средостения, насаживают трубочку на поршень и продвигают поршнем вырезанный фрагмент сота в свободный конец трубочки, обеспечивают доступ к дну ячейки с личинкой, отгибая стенки ячейки наружу или срезая их, прикладывают мисочку отверстием в ее дне к дну ячейки, визуально контролируя попадание личинки в центр отверстия, и прижимают вырезанный фрагмент сота - ячейку с личинкой к внешней поверхности мисочки. Также заявлен комплект инструментов для осуществления способа подготовки личинки пчелы к маточному воспитанию, состоящий из тонкостенной трубочки и поршня со штоком, свободно перемещающегося внутри трубочки, трубочка имеет диаметр от 10 до 15 мм, причем комплект дополнен тонкостенной мисочкой с отверстием в дне, диаметр которого от 3 до 5 мм. Геометрия рабочей торцевой поверхности поршня повторяет геометрию поверхности дна мисочки. Техническим результатом является упрощение и удешевление вывода маток. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Реферат

Заявляемый способ и устройство для его осуществления могут быть использованы в пчеловодстве при выводе пчелиных маток.

Известны различные устройства для переноса личинки пчелы в мисочку для передачи на маточное воспитание. Обычно для этого применяют шпатель - узкую лопаточку, которой поддевают личинку в ячейке пчелиного сота и переносят ее в мисочку [1].

Более привлекательны и эффективны способы и устройства, когда личинка переносится в мисочку вместе с дном ячейки. Это джентерский сот, когда для переноса используется разборный сот из пластмассы с отъемными донцами ячеек [2]. Это - мисочки с отверстием в дне в виде патрубка, диаметр которого меньше или равен внутреннему диаметру ячейки пчелиных сот [3]. Однако джентерский сот дорог, а мисочки с патрубком еще не нашли широкого применения.

Наиболее близким к заявляемому устройству по совокупности признаков и достигаемому эффекту является устройство в виде тонкостенной трубочки с поршнем, которое используется для выштамповки донышка ячейки с личинкой пчелы еще на стадии яйца [4, с.155-156]. Вырезанное донышко с яйцом приклеивают на маточное молочко к дну мисочки и дают в семью-воспитательницу для выкармливания матки.

Его недостаток - невозможность использования для подготовки личинки пчелы, в том числе и на стадии яйца, к маточному воспитанию в тонкостенной мисочке с отверстием в дне. Этот недостаток устраняется увеличением диаметра трубочки до 10-15 мм и соответствующим увеличением диаметра поршня, причем шток поршня может быть закреплен на прививочном столике вертикально или наклонно, а рабочая торцевая поверхность поршня выполнена плоской или повторяет геометрию дна мисочки. При выполнении штока пустотелым на прививочном столике достаточно крепить стержень, на который насаживается шток с поршнем. Устройство дополнено тонкостенной мисочкой с отверстием в дне, диаметр которого может быть в пределах от трех до пяти мм.

Задача изобретения заключается в том, чтобы упростить подготовку личинки пчелы к маточному воспитанию. Это достигается тем, что трубочкой вырезают ячейку с личинкой или яйцом из пчелиного сота и очищают противоположную сторону дна ячейки до средостения, насаживают трубочку на поршень и продвигают вырезанный фрагмент сота в свободный конец трубочки, обеспечивают доступ к дну ячейки, отгибая стенки ячейки наружу или срезая их, прикладывают мисочку отверстием в ее дне к дну ячейки с личинкой, визуально контролируя попадание личинки в центр отверстия, и прижимают вырезанный фрагмент сота - ячейку с личинкой к внешней поверхности мисочки. Заявляемый способ упрощает процесс переноса личинки в мисочку вместе с дном ячейки, в которой она находится.

На фиг.1 изображены тонкостенная трубочка 1 и поршень 2 со штоком 3 заявляемого устройства. Шток закреплен на прививочном столике 4. На фиг.2 изображен вариант поршня 2 с пустотелым штоком 3. В этом случае на прививочном столике крепится стержень 5, а поршень со штоком просто надевается на этот стержень. На фиг.3 трубочкой вырезан фрагмент 6 сота с одной ячейкой и личинкой 7 на дне этой ячейки. На фиг.4 ячейка сота продвинута поршнем 2 в свободный конец трубочки 7, а стенки 8 ячейки отогнуты наружу. На фиг.5 ячейка соединена с мисочкой 9 и дно ячейки становится дном мисочки, а личинка 7 при этом оказывается на дне мисочки.

Подготовка личинки к маточному воспитанию с помощью заявляемого устройства осуществляется следующим образом.

Рамку с племенными личинками или яйцами укладывают на прививочный столик и тонкостенной трубочкой вырезают выбранную личинку или яйцо вместе с ячейкой пчелиных сот. Противоположную сторону дна ячейки очищают до средостения. Далее насаживают трубочку на поршень, который может быть закреплен на прививочном столике, и продвигают вырезанную ячейку в свободный конец трубочки. Затем отгибают стенки ячейки или срезают их бритвой или острым ножом, обеспечивая доступ к дну ячейки с личинкой. Для этого можно предварительно сделать в стенках ячейки вертикальные надрезы, а отгибать стенки пинцетом, вводя сжатый пинцет внутрь ячейки и ослабляя сжатие после того, как пинцет введен в ячейку.

К дну подготовленной таким образом ячейки прикладывают мисочку отверстием в ее дне, визуально контролируя попадание личинки в центр отверстия, и прижимают поршнем и(или) пальцами вырезанный фрагмент сота к внешней поверхности мисочки.

Таким образом, дно ячейки становится дном мисочки и личинка готова для передачи ее на маточное воспитание.

Заявляемый способ упрощает подготовку личинок к маточному воспитанию и уменьшает затраты времени матковода на прививку личинок.

Источники информации

1. Малков В.В., А.Г.Мартынов, С.Н.Назин. Вывод пчелиных маток: практическое руководство. Рязань. Изд-во «Русское слово». 1994. - 103 с.

2. Симанков М.К. Использование сота К.Джентера для вывода маток среднерусских медоносных пчел (Apis mellifera mellifera): Учебно-методическое пособие / Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2002. - 50 с. + Прил. (2 с.). - Библиогр.: с.44-46.

3. Верещагин А.Н., Симанков М.К. Устройство для вывода маток. «Пчеловодство», 2005, № 4, с.50-51.

4. Матководство. Биологические основы и технические рекомендации. Составитель проф. д-р Ф.Руттнер. Будапешт. Изд-во Апимондии. 1981. - 352 с.

1. Способ подготовки личинки пчелы к маточному воспитанию, заключающийся в том, что личинку пчелы, в том числе и на стадии яйца, вместе с дном ячейки помещают в искусственную мисочку и передают семье-воспитательнице, отличающийся тем, что трубочкой вырезают ячейку с личинкой или яйцом из пчелиного сота и очищают противоположную сторону дна ячейки до средостения, насаживают трубочку на поршень и продвигают поршнем вырезанный фрагмент сота в свободный конец трубочки, обеспечивают доступ к дну ячейки с личинкой, отгибая стенки ячейки наружу или срезая их, прикладывают мисочку отверстием в ее дне к дну ячейки, визуально контролируя попадание личинки в центр отверстия, и прижимают вырезанный фрагмент сота - ячейку с личинкой - к внешней поверхности мисочки.

2. Комплект инструментов для осуществления способа подготовки личинки пчелы к маточному воспитанию по п.1, состоящий из тонкостенной трубочки и поршня со штоком, свободно перемещающегося внутри трубочки, трубочка имеет диаметр от 10 до 15 мм, причем комплект дополнен тонкостенной мисочкой с отверстием в дне, диаметр которого от 3 до 5 мм.

3. Комплект инструментов для осуществления способа подготовки личинки пчелы к маточному воспитанию по п.2, отличающийся тем, что геометрия рабочей торцевой поверхности поршня повторяет геометрию поверхности дна мисочки.

4. Комплект инструментов для осуществления способа подготовки личинки пчелы к маточному воспитанию по п.2 или 3, отличающийся тем, что шток поршня закреплен на прививочном столике вертикально или наклонно.

5. Комплект инструментов для осуществления способа подготовки личинки пчелы к маточному воспитанию по п.2 или 3, отличающийся тем, что шток поршня выполнен пустотелым.